Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

 
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цели: расширять представления детей о кубанской народной одежде, ее названии и назначении.
Закреплять знания детей об изготовлении и украшении одежду казаков. Воспитывать желание познавать лучшие традиции народа Кубани. Закреплять навыки рисования красками, закреплять умения детей оформлять работу в цвете, используя элементы декоративной росписи.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, радость, восхищение) при прослушивании кубанских песен, стихов о Кубани, участие в игре «Тополек», умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, интересуется изобразительной детской  деятельностью.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображенными кубанскими казаками в национальных костюмах, краски, кисточки, шаблоны костюмов казаков.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_mo_12.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

              МБДОУ  МО  г.Краснодар

«Детский сад общеразвивающнго вида 31»

Воспитатель : И.И.Катунцева

              Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Традиционные костюмы кубанских казаков.

Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Цели: расширять представления детей о кубанской народной одежде, ее названии и назначении.

        Закреплять знания детей об изготовлении и украшении одежду казаков. Воспитывать желание познавать лучшие традиции народа Кубани. Закреплять навыки рисования красками, закреплять умения детей оформлять работу в цвете, используя элементы декоративной росписи.

Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, радость, восхищение) при прослушивании кубанских песен, стихов о Кубани, участие в игре «Тополек», умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, интересуется изобразительной детской  деятельностью.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображенными кубанскими казаками в национальных костюмах, краски, кисточки, шаблоны костюмов казаков.

                                                     Ход НОД

1.Организационный момент.

Выходит воспитатель в национальном костюме и читает стихотворение И. Варавва « На хуторе нашем вишневом».

На хуторе нашем вишневом

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки

Как щедрого мая,

Шитьем украшают сорочки

Подолы, рубах рукава.

2.Рассказ воспитателя о костюмах кубанских казаков.

Женский костюм – это целый мир. Одежда у казачек различалась согласно существующим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в нарядах. Обычно это широкая цветная юбка, богато вышитая рубаха, зипун или «кохта», на ногах сапожки или кожаные тапочки – чувяки.

        Рубаха женская (демонстрирует рубаху с вышивкой) – сорочка старорусского покроя, выполняла одновременно роль нательной и верхней одежды. Традиционная женская рубаха была длинной, с длинными же прямыми рукавами, с круглым немного присборенным воротом, иногда с воротником. Старинной одеждой была юбка. Холщевые юбки на Кубани, носили, как правило в качестве нижних, а назывались они подол по-русски, по-украински – спидница Зипун – общепринятая верхняя одежда. Верхней одеждой была «кохта» прямоспинная, немного ниже колен. Она шилась на стеганной подкладке. Богатые казаки носили шубки из бархата, шелка, атласа, на лисьем меху или другом. Волосы женщины заплетали и укладывались в пучок. Его покрывали маленькой шапочкой – шлычкой, которая состоит из  круглого донышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком. Летом на шлычку надевали легкие платки, зимой теплые, вязаные.

        Украшений женщины носили много: бусы, серьги, кольца. Сурмили брови и ресницы, отбеливали лицо и сильно румянили. Казаки были искусны в косметике.

        Костюм кубанского казака составляли рубаха, бешмет, шаровары, мундир в виде чекменя или черкески, заимствованный у горцев, башлык, бурка также является предметной одеждой городских народов. Черкески у казаков в конце 18 века встречались редко, но со второй половины 18 века произошло их заметное распространение.

        Рубаха – основа казачьего костюма. Украшали рубашки вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи «голошейки», с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов – мережка. Повседневную одежду у казаков составляли сермяжные свисты, сшитые из домотканого некрашеного грубого сукна. Серого или черного цвета. Свиты надевали прямо на рубашки.

        Носили также штаны – шаровары и штаны портные, из сукна и холста. Обувь: сапоги, черевики, чоботы. Сапоги были мягкие сафьяна и грубые юфтевые. Большим разнообразием отличались головные уборы. Бытовали кучмы, низкие круглые шапки, с узким вертикальным меховым околышем и матерчатыми вершками, сшитые в форме цилиндра или усеченного конуса. Мегерки – головной убор с узким околышем и высокой грушевидной тульей. По форме он подобен митре. Одним их головных уборов казака являлась папаха. Шапка у казака играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы. В качестве дополнительной верхней одежды черноморские казаки носили кожухи нагольные, шинели, шубы, серяки, киреи, бурки. Серяк – одежда для походов, непогоды – шился из грубого толстого сукна, обычно серого или коричневого цвета. Они были дешевле бурок. Бурки шились из диких козьих кож. Кожухи нагольные – это непокрытые материей овчинные шубы( волчьи, лисьи, собачьи). В целом в основе костюма казака лежал  комплекс украинской народной одежды.

3.Кубанская народная игра « Тополек».

        В игре участвуют: ведущий – « тополь», игроки « пушинки», 3 игрока «ветры». В центре стоит «тополь», вокруг него кругами «тополь», вокруг него кругами « пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.  

        Дуйте ветры с кручи сильные, могучие! После этих слов налетают «ветры» и «уносят»(ловят) «пушинки». «Пушинки устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они не досягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

4.Рисование «Украсим одежду казаков».

Воспитатель:

- Мы сегодня с вами познакомились с национальными костюмами кубанских казаков.

- Я предлагаю вам сейчас украсить костюм казака и казачки.

- Нам помогут краски гуашь и кисточки.

- Рассмотрите, внимательно, кубанский орнамент.

- Какие цвета вы будете использовать?

- Какие детали костюма вы будете украшать орнаментом?

( рукава рубах, подол юбок у казачки и рубаху казака)

5.Итог НОД.

Выставка работ. Вопросы детям:

- Какие костюмы вам больше понравились, получились выразительными и аккуратными?

- Назовите основные элементы мужского казачьего костюма?

- Из чего состоял женский костюм?

- Кто сейчас носит национальный кубанский костюм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по рисованию (нетрадиционное рисование)

Цель: Развитие творческого воображения, выбор способов изображения и изобразительного материала в зависимости от передаваемого образа. Задачи: Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ «КУБАНСКИЙ РУШНИЧОК»

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!»Дети! Давайте встанем в кру...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) Рисование на тему: с использованием нетрадиционной техники (рисование ладошкой) "Тюльпан для мамочки"

Цель: познакомить детей с детей с  нетрадиционной техникой рисования;  Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Формировать умение детей рисовать ладошкой....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) рисование с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками) на тему: «Зимнее дерево»

Цель: учить детей рисовать зимние деревья нетрадиционным способом - пальчиками.Образовательные  задачи: закрепить с детьми признаки времени года – Зима; развивать эстетическое восприятие, о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) Рисование на тему: с использованием нетрадиционных техник рисования (оттиск поролоном, рисование пальчиками) «Елочка»

Цель:  развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....