«Волшебная комната» (работа в сенсорной комнате)
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Шайдулина Инна Сергеевна

            «Волшебная комната» предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

           

                 

               «Волшебная комната»

         (работа в сенсорной комнате)

                                                           Подготовила  инструктор                                                                

                                                          по физической культуре: Шайдулина И.С.

                          МДОУ Детский сад №2 «Сказка»

                                               2014г.

Выступление.

«Волшебная комната»

(работа в сенсорной комнате)

            «Волшебная комната» предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

            В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

           Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивает адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно.

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы воспитанников:

- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических процессов дошкольников:

- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Для осуществления поставленных задач применяться

Методы работы в сенсорной комнате: такие как

-игры и игровые упражнения; например «Помощь друзей», «Кто больше», «Ныряем» и многие другие.

-дыхательные упражнения,

-релаксационные упражнения такие, как «Спящий котенок», «Шишки», «Солнышко и тучка».

-беседы и сказкотерапия;

-наблюдения;

-музыкотерапия со звуками природы и животных.

      Сенсорные комнаты построены по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития  детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование сенсорных комнат составляет :

  • мягкое напольное и настенное покрытие; напольная сенсорная   дорожка;
  • большой пуфик-кресло с   гранулами
  • складное кресло «трансформер»
  • аквалампа
  • Проектор направленного света, зеркальный шар
  • Проектор «цветовые пятна»
  • Настенное панно «Звездное небо»
  • Музыкальный центр + набор музыкальных дисков
  • Зеркальные панно
  • «Релаксатор» (звуки природы, цветовое воздействие)
  • Сухой душ, бубенчики.
  • сухой бассейн

В частности материально оборудование нашей сенсорной комнаты

составляет сухой бассейн, зеркальное панно, аквалампа, музыкальный магнитофон + набор музыкальных дисков, горка, соленая лампа.

    Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется  по назначению врача невролога и в тесной координации медицинского персонала: старшей медицинской сестры, сухого массажа, специалиста по гидра- массажу, медицинской сестры по физио- лечению. И с учетом перспективного плана индивидуально подгрупповой работы.

      Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях    

(в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, и самомассажа. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию.

        Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

      После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Цветовая гамма шариков меняется постепенно. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Все занятия данной программы имеют следующую структуру:

-ритуал начала занятия;

-игровое задание на развитие психических процессов;

- релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

-ритуал окончания занятия.

         Занимающиеся на занятиях, приходят в нашу «волшебную комнату», это дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата, речи, с ЗПР. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые таблички, объемные и шероховатые буквы, магические жезлы, различные мягкие модули.

        Дети среднего и старшего дошкольного возраста нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

      Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

       В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна,  аквалампа), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

Самым важным и уникальным,  моей работы в «Волшебной комнате», является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, о том что, реализация системы индивидуально подгрупповой работы в сенсорной комнате имеет тесное взаимодействие с медицинским персоналом, и способствует на осуществление  системы работы в сенсорной комнате. Которая позволяет снижению агрессивных проявлений, снятие эмоционального и физического напряжения, развитию психически познавательных процессов, развитию общей и мелкой моторики, установлению доверительных отношений.

Литература

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.

Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.

Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.

Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию. Санкт – Петербург;

Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: Метод. пособие. – СПб., 2000.;

Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;

Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.;

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-развивающей работы в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ

Предлагается цикл коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 - 7 лет....

Консультация для педагогов "Работа в сенсорной комнате с детьми раннего возраста"

          В ходе работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате мы заметили, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследователь...

Программа "Волшебная комната" Практический материал по работе в сенсорной комнате

Программа "Волшебная комната" Практический материал по работе в сенсорной комнате...

Программа работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ "Волшебный луч" в условиях сенсорной комнаты

Программа представляет систему специально разработанных занятий, направленных на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, с учетом особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Программа дополнительного образования "Волшебная комната" (занятия в сенсорной комнате)

Новизна данной программы состоит в сочетании традиционных методов психокоррекционных занятий и инновационных технологий сенсорной комнаты, которые обеспечивают более глубокое и успешное решение ...

Конспект занятия в сенсорной комнате "Знакомство с необычной комнатой"

Занятие № 1«Знакомство с необычной комнатой»Цели:- развивать когнитивную сферу детей;- активизировать произвольное внимание, умственные спо­собности;- развивать проприоц...