Конспект мастер – класса «Песочная терапия»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

         Я работаю воспитателем детского сада более двадцати пяти лет. Наблюдая за детьми в течение такого длительного времени, я не могла не заметить, что в последние годы стало много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень  речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательнее. Наблюдается быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведет к ограничению речевой практики и задерживает развитие коммуникативных навыков. Существует много приемов и методов, которые помогают исправить нарушения и развивать детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игр с песком, т.е. песочная терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klassa.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                МКОУ «Новомирская СОШ»    

Воспитатель дошкольной группы Гельмель Гульчира  Абдулбариевна.

                       Конспект   мастер – класса  «Песочная терапия»

         Я работаю воспитателем детского сада более двадцати пяти лет. Наблюдая за детьми в течение такого длительного времени, я не могла не заметить, что в последние годы стало много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень  речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательнее. Наблюдается быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведет к ограничению речевой практики и задерживает развитие коммуникативных навыков. Существует много приемов и методов, которые помогают исправить нарушения и развивать детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игр с песком, т.е. песочная терапия.

        Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Благодаря песку мы также способствуем развитию мелкой моторики рук, что непрерывно связано с развитием речи.

         Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы, например Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Но относительно недавно петербуржскими психологами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Игры направлены на:

  1. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук,
  2.  Развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучению чтению и письму «Песочная грамота»,
  3. История России в играх на песке.
  4. Познавательные игры на песке- это игры на знакомство с окружающим миром, географические игры, фантастические игры, исторические игры.

           Мы в своей группе используем песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворца, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить  взаимопонимание.

         Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи.

        С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке. У себя в группе мы изготовили «минипесочницу». Это деревянный ящик, длина и ширина которого, составляет приблизительно 70 или 80 см., а высота – около 20. Наша песочница помещается в специально отведенном для неё месте, но, при необходимости, возможно её перемещение в другое место.

       Наша «минипесочница» имеет широкий объем применения. Мы её используем как на занятиях в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.

                             Использование песка на занятиях.

На речевых занятиях мы используем следующие методы и приемы работы:

  1. Беседа «Правила игры с песком в помещении», во время которой обсуждаем то, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места и т.д.)
  2. Рассказывание из собственного опыта детей «Что я чувствую, играя с песком». Дети рассказывают о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, которые возникают у них во время игр с песком.
  3. ТРИЗ. Игра «Песок: хорошо – плохо». Дети могут назвать все полезные и вредные свойства песка.
  4. Наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы) «Мои ощущения». Дети способны очень долго наблюдать за сыплющимся песком, несколько раз переворачивая песочные часы. Это зрелище их завораживает. Затем они рассказывают о своих ощущениях.

На занятиях по математике мы используем такие упражнения, как:

  1. «Измерь и сосчитай». Дети ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и считают их количество.
  2. «Измерь разными мерками». Одно и то же количество песка измеряется разными мерными ложками и сравнивается их количество.
  3. Игра «Найди фигуру». Разгребают пальцами песок, находят геометрическую фигуру и называют её.

          Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому мой мастер - класс направлен на развитие именно этого вида чувствительности.

                                          Ход занятия.

Сегодня, уважаемые коллеги, мы с вами побываем в сказке, всем вам давно знакомой «Золушка». Это продолжение моей темы занятия по ФЭМП «Путешествие по сказке «Золушка». В ней я также использовала песочную терапию.

 Итак, путешествие продолжается. Для Золушки мы сделаем туфельку, которую она теряет, возвращаясь с бала.

Для этого нам потребуется:

  • Заготовка туфельки из белого картона.
  • Клей ПВА
  • Кисточки
  • Песок (крашенный)
  • Салфетки для рук
  • Доски

       Давайте положим наши заготовки из  картона на дощечки и нанесем на них клей ровным, толстым слоем.

        Баночки с песком поставим поближе  к «туфелькам». Аккуратно берем пальчиками песок и насыпаем на «туфельку» по контуру. Бантик украшаем песком другого цвета.

Нужно взять «туфельки» и осторожно стряхнуть остатки песка в тарелочки.

Молодцы! Все быстро справились с заданием. Золушка будет очень довольна и снова поедет на бал.   Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"

Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому воспитателю или штатному психологу, а у...

Конспект Мастер-класса "Песочная терапия"

Открытый мастер - класс в детском саду "Песочная терапия"...

Мастер-класс "Песочная арт-терапия - как здоровьесберегающая технология в ДОУ"

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пр...