Главные вкладки

    Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Бакулина Майя Владимировна
    Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"

    Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому воспитателю или штатному психологу, а удовольствия и пользы от такого занятия у детей будет масса.

    Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку. Создатели песочной терапии предоставляют нам возможность усилить полезное и успокаивающее действие песка: устроить настоящую песочницу в детском саду.

    Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

    Песочная терапия, обучение которой доступно любому воспитателю, может стать отличным помощником в организации воспитательного процесса. Причем она не требует какого-то дорогостоящего оборудования – только ящик для песка, маленькие игрушки и сам песок.

    Цели занятия:

    1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.

    2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

    3. Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

    4. Развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.

    5. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с игровым материалом для песочной арт-терапии.

    2. Формировать представление о свойствах сухого и влажного песка.

    3. Развитие познавательного интереса у дошкольников.

    4. Снижение психического и физического напряжения.

    5. Концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений в работе с детьми.

    Материал:

    1. Песочница размером 50*70 см, высота борта 8 см. Данный размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, позволяет ребенку охватить взглядом всю песочницу целиком. Внутри поверхность ящика окрашена в голубой цвет: дно символизирует воду, борта - небо.

    2. Песок должен быть чистым и безопасным. Песок занимает небольшую часть в ящике, он может быть цветным, влажным или сухим. Он создает символическую линию горизонта.

    3. Набор миниатюрных фигурок: ведерко, совочки, домашние и дикие животные, птицы, люди, дома, сокровища и т. д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.

    4.Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.

    Необходимо ознакомить детей с правилами игры.

    Воспитатель:

    Что нужно для игры в песок?

    А нужно, в сущности, так мало:

    Любовь, желанье, доброта

    Чтоб вера в детство не пропала,

    Простейший ящик от стола –

    Горсть золотистого песка

    Здесь нельзя кусаться, драться

    И в глаза песком кидаться!

    Стран чужих не разорять!

    Песок — мирная страна.

    Можно строить и чудить,

    Можно много сотворить:

    Горы, реки и моря,

    Чтобы жизнь вокруг была

    Дети вы поняли меня? (Дети-да)

    Воспитатель:

    Дети! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова.

    Дети встают, берутся за руки, идут вокруг песочницы хороводом и повторяют за воспитателем слова:

    Ты в ладошки наши посмотри,

    В них доброту, любовь найди,

    Чтоб злодеев побеждать,

    Мало просто много знать

    Надо быть активным,

    Смелым, добрым, сильным

    А еще желательно

    Делать все внимательно!

    Игры:

    1.«Здравствуй, песочек»

    Давайте поздороваемся сначала одним пальчиком, потом одной ладошкой, а теперь двумя ладошками.

    Что вы чувствуете, песок какой? (Прохладный, гладкий, мягкий).

    Наоборот песок в кулачок, крепко сожмите и постепенно разжимайте. На что это похоже? (Дождь, водопад, душ, песочные часы).

    2. «Хлеб»

    Муку в тесто замесили,

    А из теста мы слепили

    Пирожки и плюшки,

    Сдобные ватрушки!

    Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)

    Затем произвольно лепит изделия.

    3. «Волшебное исчезновение»

    Воспитатель выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Пример: "А сейчас на волшебной полянке появляется сказочная принцесса Ариэль. У принцессы Ариэль есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает воспитатель прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание усложняются увеличивается количество фигурок.

    4. «Кто к нам приходил?»

    Воспитатель от имени Песчинки обращается к ребенку: «Ко мне в гости приходили жители песочной страны. А я в это время сама была в гостях. Помогите узнать, кто был у меня в гостях».

    Воспитатель предлагает ребенку отвлечься, а сам в это время делает оттиски с помощью песочка в форме различных животных. После этого ребенок угадывает животное, которое приходило в гости.

    Затем ребенок и воспитатель меняются ролями.

    5. «Следы на песке»

    Упражнение проводится в форме игры. Воспитатель предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.

    Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

    А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.

    Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

    Для того чтобы устранить психоэмоциональные проблемы у ребенка, недостаточно 1-2 занятий. Чаще всего занятия ведутся по программам, включающим не менее 6-10 занятий.

    Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других.

    После курса песочной терапии проходит тревога. Игра с песком похожа на сказку, в которой дети является волшебниками и могут сами изменить текущую ситуацию, беспокоящую его. Игра в песочнице позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Арт-терапевты считают, что с помощью песка можно посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, а затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"

    Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому воспитателю или штатному психологу, а удовольствия и пользы от такого занятия у детей будет масса.

    Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку. Создатели песочной терапии предоставляют нам возможность усилить полезное и успокаивающее действие песка: устроить настоящую песочницу в детском саду.

    Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

    Песочная терапия, обучение которой доступно любому воспитателю, может стать отличным помощником в организации воспитательного процесса. Причем она не требует какого-то дорогостоящего оборудования – только ящик для песка, маленькие игрушки и сам песок.

    Цели занятия:

    1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.

    2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

    3. Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

    4. Развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.

    5. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с игровым материалом для песочной арт-терапии.

    2. Формировать представление о свойствах сухого и влажного песка.

    3. Развитие познавательного интереса у дошкольников.

    4. Снижение психического и физического напряжения.

    5. Концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений в работе с детьми.

    Материал:

    1. Песочница размером 50*70 см, высота борта 8 см. Данный размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, позволяет ребенку охватить взглядом всю песочницу целиком. Внутри поверхность ящика окрашена в голубой цвет: дно символизирует воду, борта - небо.

    2. Песок должен быть чистым и безопасным. Песок занимает небольшую часть в ящике, он может быть цветным, влажным или сухим. Он создает символическую линию горизонта.

    3. Набор миниатюрных фигурок: ведерко, совочки, домашние и дикие животные, птицы, люди, дома, сокровища и т. д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.

    4.Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.

    Необходимо ознакомить детей с правилами игры.

    Воспитатель:

    Что нужно для игры в песок?

    А нужно, в сущности, так мало:

    Любовь, желанье, доброта

    Чтоб вера в детство не пропала,

    Простейший ящик от стола –

    Горсть золотистого песка

    Здесь нельзя кусаться, драться

    И в глаза песком кидаться!

    Стран чужих не разорять!

    Песок — мирная страна.

    Можно строить и чудить,

    Можно много сотворить:

    Горы, реки и моря,

    Чтобы жизнь вокруг была

    Дети вы поняли меня? (Дети-да)

    Воспитатель:

    Дети! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова.

    Дети встают, берутся за руки, идут вокруг песочницы хороводом и повторяют за воспитателем слова:

    Ты в ладошки наши посмотри,

    В них доброту, любовь найди,

    Чтоб злодеев побеждать,

    Мало просто много знать

    Надо быть активным,

    Смелым, добрым, сильным

    А еще желательно

    Делать все внимательно!

    Игры:

    1.«Здравствуй, песочек»

    Давайте поздороваемся сначала одним пальчиком, потом одной ладошкой, а теперь двумя ладошками.

    Что вы чувствуете, песок какой? (Прохладный, гладкий, мягкий).

    Наоборот песок в кулачок, крепко сожмите и постепенно разжимайте. На что это похоже? (Дождь, водопад, душ, песочные часы).

    2. «Хлеб»

    Муку в тесто замесили,

    А из теста мы слепили

    Пирожки и плюшки,

    Сдобные ватрушки!

    Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)

    Затем произвольно лепит изделия.

    3. «Волшебное исчезновение»

    Воспитатель выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Пример: "А сейчас на волшебной полянке появляется сказочная принцесса Ариэль. У принцессы Ариэль есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает воспитатель прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание усложняются увеличивается количество фигурок.

    4. «Кто к нам приходил?»

    Воспитатель от имени Песчинки обращается к ребенку: «Ко мне в гости приходили жители песочной страны. А я в это время сама была в гостях. Помогите узнать, кто был у меня в гостях».

    Воспитатель предлагает ребенку отвлечься, а сам в это время делает оттиски с помощью песочка в форме различных животных. После этого ребенок угадывает животное, которое приходило в гости.

    Затем ребенок и воспитатель меняются ролями.

    5. «Следы на песке»

    Упражнение проводится в форме игры. Воспитатель предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.

    Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

    А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.

    Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

    Для того чтобы устранить психоэмоциональные проблемы у ребенка, недостаточно 1-2 занятий. Чаще всего занятия ведутся по программам, включающим не менее 6-10 занятий.

    Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других.

    После курса песочной терапии проходит тревога. Игра с песком похожа на сказку, в которой дети является волшебниками и могут сами изменить текущую ситуацию, беспокоящую его. Игра в песочнице позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Арт-терапевты считают, что с помощью песка можно посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, а затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Основные педагогические средства и методы формирования психологического здоровья детей. Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя с детьми»

    Материал для педагогов-психологов ДОУ, который поможет  им познакомить воспитателей с некоторыми техниками музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, танцтерапии и пр., будет способствовать повыше...

    Консультация для воспитателей Арт –терапия при работе с детьми ОНР

    Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса....

    Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

    Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»   В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...

    статья: "Приемы и методы арт-терапии в работе воспитателя"

    Какие виды арт-терапии помогают воспитателю достичь положительной динамики развития дошкольников....

    Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

    Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

    Мастер-класс "Песочная терапия в работе воспитателя"

    Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пере...

    Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.

    Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя  детского сада в летний оздоровительный период....