Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Толпинская Марина Ивановна

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_kaleydoskop_2014.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методический калейдоскоп

Мастер - класс

«Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей

дошкольного возраста»

 МБДОУ – д/ с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка

Старший воспитатель:

Толпинская М.И.

25.04.2014г.

Мастер – класс

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

-Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажитесь мне? (нет или да)  

Деток вы любите? Да или нет ?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)

Я  вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажитесь мне? (нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или да)

Итак,  с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Ход мастер класса:

Речь - необходимый компонент общения  Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем и сверстниками.

Поэтому в этом учебном году мы взяли одной из годовых задач-

Совершенствовать  работу педагогического коллектива по развитию связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой и познавательной деятельности. Для реализации задачи проводились различные мероприятия с педагогами, детьми и родителями.  Более подробно хотелось бы остановиться на

одном из мероприятии. Уже стало традицией в нашем МБДОУ – д/ с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка проводить тематические недели. Так в феврале 2014года проходила тематическая неделя «Неделя правильной речи» цель, которой, содействие в создании условий эффективного комплексного сопровождения речевого развития ребёнка, гарантирующего качественное улучшение речи. В рамках недели правильной речи проходили конкурсы «Речевой коврик», «Речевой куб», «Речевой уголок в группе», где педагоги и родители изготовили дидактические пособия.

Результатом смотра-конкурса стало модернизация и оснащение групповых комнат, кабинетов. Педагоги  оригинально и эстетично оформили свои речевые уголки в группах,  кабинете учителя-логопеда, кабинете - психолога: обновили и создали  новый  дидактический материал, пособия, атрибуты к играм, театрализованной деятельности, а также каталоги игр и методические пособия к ним.

Более подробно остановлюсь на таких  пособиях к играм как:

ПРОЖОРЛИВЫЕ фрукты овощи.

Цель игры: Развитие целенаправленной воздушной струи.
Описание: В игру можно играть как индивидуально( младший возраст), так и подгруппой детей. Несколько изображений фруктов (или овощей) с отверстиями -это воротики, куда можно задувать - вату, шарики из салфетки и другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования- кто больше попадёт(накормит фрукты

Педагоги изготовили различные виды театров: театр на палочках, пальчиковый, театр волшебных карандашей – на пружинках, с ластиковыми персонажами»

Как вы думаете, каково значение театральных игр?

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Разноцветный сундучок Речевичок

Цель: учить детей составлять описательный рассказ.
Материал: шкатулка игрушки  по

количеству детей.


Ход.

Воспитатель:

Я игрушку положила,
В разноцветный сундучок Речевичок.
Ну-ка, Аня, загляни-ка,
Вынь игрушку, опиши.

Сказку нам расскажи.

Дети вынимают игрушку и описывают её,  потом рассказывают сказку.

РЕЧЕКУБ.

Сенсорно-речевой коврик, куб.

Цель дидактического пособия:

 

  • развитие речи детей дошкольного возраста, обогащение активного словаря;
  •   развитие мелкой  моторики  рук;
  •  развитие творческих способностей

Это замечательное игрушка-пособие, дающая огромный просмотр для манипулирования маленьким ручкам. Тренирующая тактильное и зрительное восприятие, ориентацию в пространстве, внимание, память, мышление, моторику рук, речь, помогает запомнить цветовые оттенки. Занимаясь с ковриком, ребёнок освоит навыки сюжетно-ролевой игры и расширит свои представления об окружающем мире.

Эти пособия можно использовать  в разных видах деятельности,
предлагаю некоторые дидактические игры.

  • «Закончи сказку»

Задачи:

- закрепить знания детей о сказках;

- расширять представления о предметах;

- развивать речь;

- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

- воспитывать интерес к фольклору, к художественному слову;

  •  «Сочини свою сказку» 

Задачи: 

- развивать воображение, логическое мышление;

- формирование правильного звукопроизношения;

- расширять представление о предметах;

- воспитывать интерес к фольклору, к художественному слову;

 «Расскажи сказку»
 
Цель: обучение пересказыванию, постановка правильной речи.
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие зрительного и сенсорного восприятия;
- развитие умения подражать героям.

Ход игры:
1 этап: воспитатель показывает, как пользоваться ковриком и рассказывает сказку с последующим пристегиванием нужных модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужные модули. Рассказывают сказку и пристегивают модули.
3 этап: самостоятельная деятельность детей.

Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам, разделится на две команды команда  «Говоруньи» и  команда «Болтуньи». Командам предлагаю выбрать дидактическое пособие «Речевой коврик» и нужные модули. Далее придумать и рассказать сказку,  пристёгивая модули. Командам даётся 5 минут.

Итог мастер – класса.

-Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в нашей работе один из приёмов для развития речи детей. Данный приём наши педагоги используют  в своей работе и я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении мастер-класса я предлагаю Вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся. Как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам. Ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

 А сейчас мысленно положите на левую руку всё то,  с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний,  опыта. А на правую руку то, что получили на мастер-классе нового.

 А сейчас давайте соединим наши руки и я надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся в Вашей педагогической деятельности.

Благодарю за сотрудничество и желаю всем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для родителей "Изготовление дидактического пособия для развития мелкой моторики".

Пособие предназначено для развития мелкой моторики пальцев. Необходимые материалы: лист фетра формата А4,с нанесенным силуэтом ежика, лента-липучка, готовые фетровые вырубки (яблоки,грибы), клей ...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок) для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста"

Педагогический опыт по теме: Мастер-классИзготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок)для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического пособия нового поколения, Логико-малыш, как средства успешного обучения и всестороннего развития дошкольников».

laquo;Использование дидактического пособия нового поколения, Логико-малыш, как средства успешного обучения и всестороннего развития дошкольников»....

Мастер – класс на тему «Развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель» как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.Дидактическое развивающ...

Мастер-класс на тему « Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...