Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: « Формирование игровых действий у детей раннего возраста»
статья (младшая группа) по теме
Публикация содержит методические рекомендации для воспитателей о том , как необходимо формировать игровые действия у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_u_detey.doc | 44.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида №14 «Дельфинята»
Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: « Формирование игровых действий у детей раннего возраста»
Подготовил:
Воспитатель МБДОУ
Старостина Н. Л.
2014г.
Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Основными видами игр-занятий, проводимых с детьми третьего года жизни, являются: игры-занятия с сюжетными игрушками; игры-занятия со строительным материалом; инсценировки сюжетов литературных произведений. Цель этих занятий -обеспечить планомерное обогащение игры каждого ребенка и группы в целом.
На ранних этапах детства еще нет заметной разницы между предметной деятельностью и игровой. Как известно в раннем возрасте ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. На третьем году под руководством взрослых формируется игровая деятельность. Организуя разные виды игр, воспитатель формирует все более сложные умения.
В совместной с ребенком игре воспитатель учит его простейшим игровым действиям, знакомым малышу по собственному, хотя еще и небольшому опыту, таким, как покормить куклу, или мишку, уложить их спать. Эти действия ребенку необходимо показывать и объяснять. Например: «Таня хочет спать, я сейчас заверну её в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передаем её малышу. Такого показа бывает достаточно, чтобы ребенок заинтересовался игрой и начал делать самостоятельно.
Но бывают случаи, когда дети затрудняются в воспроизведении игрового действия, тогда эффективен прием совместной игры.
Например, показываем малышу, как кормить куклу. Ребенок с большим интересом следит за действиями взрослого, но сам воспроизвести их не может. Тогда воспитатель предлагает: «Давай Оля, вместе кормить, ты тоже держи ложечку».
Для игр лучше подбирать простые сюжеты с одним - двумя персонажами и с элементарными действиями: шофер нагружает автомашину кубиками и везет её, мама катает дочку в коляске, кормит её, купает, укладывает спать и т.д. Сюжет можно придумать самостоятельно или использовать литературные текст;
короткие рассказы, стихотворения. Хороши на начальных этапах стихи А.Барто из цикла «Игрушки»: бычок, слон, мячик.
Важно заранее подбирать нужные игрушки и предметы. Например, для игры по сюжету стихотворения «Слон» - коробку, кроватку, бычка, медвежонка, слона. Действуя с игрушками, прочитать соответствующие строки: «Спать пора, уснул бычок, лег в коробку на бочок», - кладем бычка в коробку, где лежит подушка и одеяло. «Сонный мишка лег в кровать», -укладываем в стоящую рядом кроватку медвежонка. «Только слон не хочет спать, головой качает слон, он слонихе шлет поклон», - наклоняя игрушку, имитируем движения. Затем обратиться к детям: «Кто хочет, может поиграть со слоном, бычком и мишкой, они уже проснулись. Их можно покормить, а потом опять уложить спать».
Обычно дети берут за основу образец, предложенный воспитателем, но при этом многие, даже самые маленькие, приносят в игру что-то своё, знакомое им по собственному опыту.
Так малыши, укладывая слона спать, приговаривают: «Все спят, уже ночь, и ты спать ложись, не надо кивать головой».
Этот прием отличается от игры-инсценировки и дидактической игры тем, что взрослый действует с игрушками как бы сам для себя, не обращая внимания на детей, весь сосредоточившись на игре. Это помогает малышам увидеть игру «со стороны».
Не всегда дети могут самостоятельно перенести действия, показанные воспитателем с одной игрушки на другую. Например, если взрослый укладывает спать мишку, малыши тоже играют только с мишкой. В таких случаях можно предложить им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия (и кукла, и зайка, и лисичка тоже хотят спать).
Важно, чтобы дети умели выполнять несколько игровых действий, с одним предметом, а также переносить знакомые им действия с одного объекта на другой.
Со второго полугодия целесообразно проводить наблюдения за окружающим, связывая их с игрой. При этом можно обратить внимание детей на объект и его действия. Например, после наблюдения за работой няни или шофера предлагаем: «Давайте и мы погладим бельё своим куклам! Где у нас утюг? Вот он, только он маленький», или «Вы видели, как шофер управляет автомашиной. Сейчас сделаем из этих двух стульев автомобиль и выберем шофера. Вот руль. Би-би, поехали!» Затем можно предложить малышам построить себе автомашины и поиграть. Так в сознании ребенка образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Когда малыши научились выполнять несколько связанных между собой игровых действий, даем этим действиям общее название. Например: Таня, играя с куклой, мажет ей руку лекарством, ставит градусник. Подсказываем: «Ты лечишь куклу».
Когда дети овладели умением выполнять ряд игровых действий, начинаем вводить в их игры роли, обращаем внимание ребенка на сходстве его действий с действиями взрослых: «Ты как мама, кормишь дочку. Ты как доктор, лечишь». До игры или в начале её предлагаем ребенку: «Вот тебе, Вика, фартук, ты ведь мама. Доктору нужен белый халат, возьми, Даша, халат, ты у нас доктор». Таким образом, формируем у детей начальные навыки ролевого поведения, учим их связывать ряд действий с названием роли и атрибутов.
Для более полного раскрытия сюжета игры очень важно во время прийти на помощь ребенку, советуем подумать, какие еще игрушки нужны, чтобы приготовить кукле обед, помогаем ему, играем с ним.
Самостоятельность в играх выражается в том, что дети проявляют в них свои начальные интересы. Они рассказывают куклам сказки, показывают открытки, читают знакомые стихи.
На основе общих интересов по уходу за куклой, по сооружению для неё построек дети объединяются в совместные игры (2-3 ребенка) обязательно под руководством воспитателя.
Не забываем и о строительных играх, побуждаем детей на участке и в групповой комнате возводить из мелкого строительного материала элементарные постройки по образцу тех, которые они сооружали на занятиях, играем с ними. При этом помогаем воспитанникам: соорудить постройку, подобрать сюжет. Если мы сами что-то строим для детей, то привлекаем их к участию в работе: просим отыскать нужные детали.
Формирование игровых навыков у детей невозможно без участия родителей. Их помощь прежде всего необходима в приготовлении атрибутов, оснащения игровых зон. Поэтому постараемся привлекать как можно больше родителей в приготовлении пособий.
Очень много атрибутов могут изготовить родители для группы: например: физкультурный уголок, дидактические игры, автомобиль для сюжетной игры и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки. Игровые технологии участия куклы в формировании первых игровых действий у детей раннего возраста.
Здесь представлены подробные примеры занятий различной направленности - конструирование, развитие речи и т.п. Все эти занятия объединяет то, что во всех них используется кукла в качестве основного пре...
Формирование игровых действий у детей раннего возраста
В раннем возрасте происходит формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным у...
Формирование игровых действий у детей раннего возраста
Очень важно выстроить систему работы, направленную на развитие игровой деятельности детей раннего возраста....
План по самообразованию воспитателя на тему "Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством устного народного творчества"
План по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Возможности оценки предметно-игровых действий у детей раннего возраста»
В настоящее время данные статистики свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с нарушением здоровья. В связи с этим остро стоят вопросы организации медико-социальной помощи, создания условий для ...