Методические разработки. Игровые технологии участия куклы в формировании первых игровых действий у детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Самуйлова Юлия Валерьевна

Здесь представлены подробные примеры занятий различной направленности - конструирование, развитие речи и т.п. Все эти занятия объединяет то, что во всех них используется кукла в качестве основного предмета манипуляций. Все действия производятся "для неё" . Через куклу Катю происходит первое знакомство детей с требованиями к КГН, навыкам самообслуживания и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки. Игровые технологии  участия куклы в формировании первых игровых действий у детей раннего возраста.

Конспект 1

«Катя проснулась»

Цели: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась. Развивать интерес к игре с куклой.

Материалы и оборудование: игровая ситуация в кукольном уголке – кукла Катя спит в кроватке; умывальник, полотенце, мыло (брусочек из деревянного конструктора).

Предварительно на занятии по развитию речи разучиваем потешку «Водичка-водичка».

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Я буду её мамой, Саша, а ты хочешь быть папой? Давайте посмотрим, что делает наша дочка Катя. (подходят к кроватке, на которой спит кукла). Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду надевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель красиво заправлена. Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран. Катя послушала, как течёт водичка, а потом попросила:

Водичка-водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Взяла Катя мыло (показывает на брусочек) и стала руки намыливать. Но она ещё маленькая и просит: «Помоги, папа. » Умой, Саша, дочку. Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, папа, покажи Кате какие интересные игрушки у нас в детском саду». Затем обучение данному игровому действию можно провести с ребёнком, у которого низкий уровень игровых умений.

Конспект 2

«Напоим Катю чаем»

Цели:  Развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю.

Материалы и оборудование: в кукольном уголке кукла Катя спит в кроватке; умывальник, полотенце, мыло (брусочек); набор чайной посуды, «оладушки» (сплющенные шарики из солёного теста).

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка – кукла Катя? Ещё спит? Пусть поспит, а я ей за это время чай приготовлю. Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот у меня полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. И ты, Настя, поставь свой чайник на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь всё готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька, с добрым утром! (Далее производятся действия по конспекту 1 «Катя проснулась»)

После того как умыли кукол, зовём их пить чай. Повторяя игровые действия с другими детьми, закрепляем названия и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола говорить «спасибо», мыть посуду, ставить её на место. Куклы дочки в это время «играют»: катают мяч, катаются на машине и т.д.

Конспект 3

«Оденем Катю на прогулку».

Цели:  Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Материалы и оборудование:  Два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, штанишки, обувь, пальто, шарфик).

Ход занятия:

Воспитатель показывает верхнюю одежду для куклы и говорит : «Катя уже позавтракала. Сейчас я буду одевать её на прогулку».

Спрашивает у детей: «А у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку? Что будем одевать сначала? Возьмём колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь наденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей, Настя, какие сапожки? (большие синие).

Наденем на ножки

Новые сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет доченька ходить,

Сапожки новые носить.

(Е. Благинина «Новая одежда»)

Чтобы Катя не мёрзла, надену ей тёплую кофточку. И ты, Настя, надень своей дочке кофточку. Какая у твой дочки кофточка? (Большая, тёплая, красная). Что теперь будем надевать (Шапку). У моей дочки маленькая синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (большая, красная). Можно уже идти гулять? Или что-то ещё нужно одеть куклам? (Пальто, шубу).

Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

При повторении игры с другими детьми можно спеть им песню «Кукла» (муз. М. Старокадомского, слова О.Высотской):

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Тёплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

Конспект 4

«Куклы на прогулке»

Цели: Продолжать развивать интерес к играм с куклой. Учить сооружать несложные постройки. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.

Материалы и оборудование:  набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины; куклы разных размеров. Машины разной величины; игрушки: матрёшки, зайцы, мишки.

Ход занятия:

Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять. «Давайте оденем их на прогулку. А наших мальчиков – «пап» - попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке». Дети одевают кукол (см.  конспект 3 «Оденем Катю на прогулку»). Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку. Во время одевания кукол желательно использовать стихотворение З. Александровой «Катя в яслях».

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять. Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Надели на ножки

Красные сапожки.

Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с дочками по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:

Катя, Катя маленька,

Катя удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

Или:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ!

Топ-топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:

Ходит Катенька с трудом,

В первый раз обходит дом:

Топ-топ.

Мама водит взад-вперёд,

Дочка ходит взад-вперёд:

Топ-топ.

Конспект 5

«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Цели: Продолжить учить выполнять в игре два-три знакомых действия с куклой ( кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т.д.)

Материалы и оборудование:  2-3 куклы, одетые на прогулку, шкаф для кукольной одежды.

Ход занятия:

Воспитатель говорит: «моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Саша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться. Сначала развяжем шарф.

Развязали Катеньке

Шарфик полосатенький

Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно.

Вещи надо убирать,

Не придётся их искать.

(А. Барто «Маша-растеряша»)

А сейчас что мы поможем снять нашим дочкам? (Шубу)

Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

Саша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.

Куда повесим шубу? (В шкаф)

Что мы ещё сняли (сапожки)ю У моей дочки маленькие красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки?(Большие синие). Куда мы поставим сапожки?( В шкаф).

Снимем с ножки

Новые сапожки.

Саша, Катя спрашивает, можно уже идти играть? (Нет.) Что ещё надо снять? (колготки). У моей Кати маленькие красные колготки, а у твоей дочки какие?(Большие синие). Куда надо положить колготки? (На полочку, в шкаф). Всё, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалии!

Вот они – сандалики

У нашей Кати-крошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

(Е. Благинина «Научи обуваться и братца»)

А теперь можно играть? (Нет, надо умыться) (см. конспект 1 «Катя проснулась»)

Конспект 6

«Покатаем кукол с горки»

Цели: Приучать детей в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

Материалы и оборудование:  набор строительного материала (кирпичики, кубики, призма, пластина), куклы разных размеров, санки; игрушки: мишки, зайцы и т.д.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что мне сказала моя дочка кукла Катя:

Ночью выпал первый снег.

Я оделась раньше всех.

Я на санки качу,

Гулять хочу.

(З.  Александрова «В рукавичках маленьких»)

А ваши дочки хотят гулять? У них есть санки? Где они будут кататься на санках?( С горки). Давайте построим куклам горку».

Показом, советом, указанием воспитатель помогает детям строить горку. В ходе работы закрепляет названия строительных деталей, учит играть вместе, дружно. Если возникают конфликты, предлагаем построить ещё одну горку рядом. Благодарит детей за дружную работу, читает стихотворение:

На горочке нашей

Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша

И Катенька есть!

(З. Александрова «У нас в квартире»)

Во время игры можно прочитать детям стихотворение О. Высотской «На санках»:

Покатились санки вниз,

Крепче, Катенька, держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А не то разбиться можно!

Конспект 7

«Построим куклам дом»

Цели: Продолжить развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.

Материалы и оборудование:  набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.)

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для светы дом. Кто хочет построить? Серёжа. Ты хочешь построить дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать». Воспитатель сажает куклу на ковёр. В ходе строительства задаёт вопросы: «Из чего будем строить дом?(Из кирпичиков). Серёжа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной). Это будут стены дома. А как сделать крышу?  (Надо положить кирпичик сверху на стены). Давай, Серёжа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике. (Если кукла высокая, то воспитатель показывает, как построить высокий дом).

Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (При этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома.) В процессе строительства дома вместе с Серёжей воспитатель привлекает к работе и других заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать забор, другому – дорожку к дому и т.д. Поощряет совместные игры детей. Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек), при этом спеть песню «Строим дом». Музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой:

Тук да тук,

Тук да тук,

Раздаётся

Громкий стук.

Строим дом,

Дом большой,

И с крылечком,

И с трубой.

Разукрасим

Мы дом

И вверху

Флажок прибьём

Будут жить

В доме том

Зайка с куклой (мишкой)

И слоном.

Когда постройка дома (или домов) закончена, воспитатель предлагаеи детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди – кукла Катя. Педагог читает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке.

Топни, катя, ноженькой.

Конспект 8

«Сделаем Кате красивую причёску»

Цели: Обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр.

Материалы и оборудование:  расчёска, игрушечные ножницы, банты, ленты ( в 2-3 экземплярах), зеркало.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую причёску. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Серёжа, а ты хочешь причесать свою дочку? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером. Я причешу Катю, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижём нашим дочкам чёлки. Вот так.  Проверим, ровно ли мы подстригли дочкам волосы. Для этого ещё раз причешем их. Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей пойдёт. А у твоей дочки платье какого цвета? Какой ты выберешь бантик? Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы всё уберём и пойдём в  магазин чтобы  выбрать Кате подарок ко дню рождения». Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом», «вместе». Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа», «мама» приводят дочку к парикмахеру, который её стрижёт, затем идут в «кино», «магазин» и т.д. Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «Подстригите пожалуйста», «Причешите пожалуйста», благодарить за причёску и т.п. Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

Методическая разработка «Развитие детского изо-творчества в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста»

Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес  к произведениям изобразительного искусства, поэзии. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сфе...

Методическая разработка по теме " Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей раннего возраста"

Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.Рисование, аппликация нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятель...

Методическая разработка по познавательному развитию на тему: "Где живут звери?" для детей раннего возраста

Методическая разработка по познавательному развитию на тему: "Где живут звери" для детей раннего возраста...

Методическая разработка.Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гости к Светофорику" для детей раннего возраста

Методическая разработка.Конспект непосредственно образовательной деятельности  "В гости к Светофорику" для детей раннего возраста...