Педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада.
материал (средняя группа) по теме

Ушакова Татьяна Николаевна

В работе отражены влияние игры на физическое воспитание детей и роль педагога в организации игры и развитии игровых умений детей средней группы детского сада. Приведены результаты диагностики игровых умений группы детей среднего дошкольного возраста детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_ushakovoy_t.n.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ушакова Т. Н.

Педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада.

МОСКВА 2012


Содержание:

Введение

1. Значение игровой деятельности для развития ребенка

2. Характеристика сюжетно-ролевой игры

3. Диагностика игровых умений детей

4. Анализ игровой среды

5. Задачи по дальнейшему развитию игровых умений детей в сюжетно-ролевой игре

Литература


Введение

Средний дошкольный возраст отличается двигательной и речевой активность детей, появляется соревновательность, начинает развиваться образное мышление. В общении со взрослыми для ребенка ведущим становится познавательный мотив. В игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

В этом возрасте актуальным становится развитие сюжетно-ролевой игры. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности. Кроме того, в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность и активность. Это способствует развитию общения.  Сюжетно-ролевая игра – игра самостоятельная. Развитие ее обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. В игре ребенок отображает свой жизненный опыт и расширяет знания об окружающем. Использование игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоционально-выразительных средств передаются старшими в совместных играх с детьми. Основная особенность игры состоит  том, что ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации.


  1. Значение игровой деятельности для развития ребенка.

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует знакомые ему трудовые и общественные отношения людей.

Уже на первых этапах развития сюжетно-ролевая игра воспитывает нравственно-волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей, формирует личность ребенка. Совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Дети учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу, договариваться. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о младших. Ребенок хочет действовать как взрослый, но в реальных условиях не может это осуществить. Игра позволяет ему  управлять автомобилем, ехать верхом на лошади, стирать белье, забивать гвозди и т.д. В воображаемой ситуации ребенок приобщается к труду взрослых, развивается его интерес и уважение к труду. Естественная активность ребенка в игре, удовлетворение потребности в движениях – залог предупреждения переутомления ребенка, основа для создания у него бодрого настроения, жизнерадостности.

В игре взрослые помогают подрастающему поколению приобщиться к своей культуре, развивать свою самостоятельность, творчество.


  1. Характеристика сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Она отображает приобретенный опыт собственной деятельности ребенка и полученные от взрослых, родителей и воспитателей знания.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

 Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.


  1. Диагностика игровых умений детей

Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие (по 2-5 человек) группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия "зло", "добро", почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому - что увлекательнее его предложение.

 Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие предложения, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.

Наблюдение проводилось за небольшой группой детей: Боря (4г.), Федя (4г. 6м.) и Катя (4г. 4м.). Роли были обозначены и названы, присутствовал ролевой диалог. Сюжет «Пикник» перетек в «Прогулку». В игре остались Федя и Катя. Катя зовет котенка, которого изображает Федя, домой: «Ты уже сто тысяч раз гулял, иди кушать». Катя запретила пить воду из лужи. «Эта вода грязная! Не пей, а то козленочком станешь». (Вспомнила сюжет из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».) Федя поделился в игре своим опытом: «Я – котенок, не боюсь один гулять. Мне уже четыре года, а со мной обращаются как с маленьким». Боря включился в игру Наташи (4г. 5м.) и Вики (4г.) «Больница». Мимо пробегает Андрей с игрушкой «Человек-паук». Боря делает ему замечание: «Простите, это больница и тут не летают пауки». Вика выразила свой опыт в диалоге с пришедшим в больницу Данилой (4г. 6м.). Вика: «Не ешь конфеты – зубы выпадут». Данила: «Нет, не выпадут, я зубы чищу». Вика: «Они чистые выпадут». Боря поставил диагноз: «Эта куколка больна. У неё диатез на молоко». Обе игры продолжались долго (около 40 мин.) с использованием реалистических игрушек и мобильной игрушечной «Больницы». В ещё одной сюжетно-ролевой игре «Семья» дети договаривались о ролях. Яля: «Я - мама». Катя: «Я – твой котенок». Федя: «Я - папа». Андрей: «Я буду папой». Яля: «Два папы не бывает». Андрей: «Ладно, я - братик». (У Андрея есть старший брат, и эта роль ему нравится.) Дети начинают уступать друг другу ради начала игры. Даня: «Давай играть в магазин». Яля: «Давай». Даня: «Я буду - продавец». Яля: «Нет, я». Спорят. Даня: «Ладно, ты будешь продавец». Игра быстро окончилась. Не хватило фантазии для развития сюжета. У половины детей средней группы детского сада недостаточно развит ролевой диалог. Игры, в основном, на бытовые сюжеты. Игровые объединения малочисленны: 2-4 человека. Уровень игровых умений половины детей группы ниже нормы для этого возраста.


  1. Анализ игровой среды

Игровая среда – это игровой материал и игровое пространство. Игровой материал – это игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет может использоваться не в своем собственном значении (песок, платки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других недоступных ребенку практически предметов (сахар, мука, ковер, одеяло, юбка, плащ, деньги, конфеты и т.п.).

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса детей во многом зависят от игры. Общеизвестно влияние подлинно художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. От художественного решения детской игрушки зависит ее успешное применение в игре, возрастает ее воспитательная ценность. Хорошая игрушка радует ребенка, способствует его разнообразным действиям и движениям, развивает воображение. Дети предпочитают играть с мягкими, приятными на ощупь игрушками. Они любят тканевых или плюшевых зверушек больше, чем подобные игрушки из твердых, жестких пластмасс.

В группе имеются куклы разного размера: от 10 см. до 45 см. Они представляют собой и младенцев и старших детей, с длинными и короткими волосами, с закрывающимися и с нарисованными глазами. Есть куклы с мягкими тряпичными телами. Для игры используются различные наборы: посуда, медицинские инструменты, рабочие инструменты, парикмахерские наборы, изготовленные из пластмассы. Имеются овощи и фрукты пластмассовые и тряпичные, разнообразные машинки разных размеров, изготовленные из разных материалов (пластмассовые, деревянные, металлические), коляски, телефоны, весы, медицинские халаты с шапочками. Не хватает атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Моряки»: нужны бинокли, фуражки и штурвал.

Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. Оно может символизироваться наличием определенного предмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул, означает «территорию больницы»), игровым модулем (кухня, парикмахерская, супермаркет, больница). Игровое пространство может обозначаться мелом, стульями, прыгалками, веревочками, постройкой из конструктора (большое Lego) и т.п.

При организации предметно-игровой среды следует проявлять эстетическую культуру. Она сказывается в подборе игрушек для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, в расположении игрушек в групповой комнате, на участке, в уходе за ними. Рваная и грязная кукла не только не красива, но и воспитывает равнодушие и к игрушке, и к тому образу, который она выражает. Игрушки, разбросанные по всей комнате, создают неряшливый вид, они отвлекают детей от игры, тогда как 2—3 предмета, объединенные в подсказанную педагогом игровую ситуацию, побуждают ребенка к интересным и полезным действиям. На участке лучше использовать те игрушки, которые можно легко вымыть (из пластмассы, дерева). Совсем неприемлемы для игры старые, поломанные игрушки. Также важно на участке располагать игрушки, учитывая не только игровые интересы детей, но и природное окружение. Надо уметь порадоваться вместе с детьми и нарядной игрушке, и убранным на место вещам, и поведению каждого играющего ребенка.

В таких играх ребенок свободен в выборе позы, действий и движений, он как бы сам непроизвольно регулирует физическую нагрузку, не допуская перенапряжения организма. В игре удовлетворяется его двигательная потребность: играя с сюжетно-образными игрушками, он много ходит, бегает, встает, садится, передвигает, поднимает и т.д. Естественная активность ребенка в игре, удовлетворение потребности в движениях залог предупреждения переутомления ребенка, основа для создания у него бодрого настроения, жизнерадостности.

Влияние игры на физическое воспитание детей во многом зависит от умения воспитателя организовать предметно-игровую среду. В групповой комнате, на участке оправдано наличие традиционных игровых зон. Игрушки расставляют в разных местах комнаты, участка. Они могут быть и на полу, и на полке, и на столе. Доставая их, ребенок вынужден двигаться по-разному, прилагать усилия. Организовывая относительно статичную предметно-игровую среду, важно разрешать детям играть во всех удобных местах. Ни в коем случае игровая комната не должна быть тесным «музеем» дорогих, неподвижно стоящих игрушек. Даже размещение игрушек после игры по своим местам, важно в нравственном и эстетическом отношении, полезно и для физического развития детей.


  1. Задачи по дальнейшему развитию игровых умений детей в сюжетно-ролевой игре

Формирование игры – это постепенная передача детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Задача воспитателя научиться строить игровые сюжеты, соответствующие возрасту ребенка. Работая в средней группе, необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накопили ранее. Возникающие группировки становятся более длительными и устойчивыми. Дети убеждаются в том, что игра приносит радость, удовлетворение тогда, когда действия играющих согласовываются друг с другом, когда все помогают друг другу и не ссорятся. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами общественных и, наконец, к играм с сюжетами событий (в войну, в космос и т.п.). Такая последовательность, естественно, связана с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых. При правильной организации знакомства детей с окружающей действительностью игры становятся значительно разнообразнее: наряду с игрой «Семья», появляются игры в детский сад, в парикмахерскую, в больницу, в зоопарк, в ресторан, в супермаркет, в пароход. Этому способствуют инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии. Они обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям.

 Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказы педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.

Помощь педагога необходима при выборе роли, поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям.

 На 5-м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.

 Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения.

Педагог должен воспитывать у детей интерес и к второстепенным ролям, раскрывая их игровые возможности.

 Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал.

 Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Для того чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнении передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми, мысли, дела, нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания, представления, обогащающие игровой образ. Благотворное влияние на создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения.

 Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.

Если какой-нибудь ребенок отказывается играть со взрослым – не настаивать. Пусть он побудет наблюдателем.

Задача педагога в развитии игры детей в этом возрасте заключается также в формировании более сложного ролевого поведения. Залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками – это умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с различными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Воспитатель, который является участником и партнером детей в игре, интересующую детей тему игры должен представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями, относящимися к этой же смысловой сфере. Таким образом, ребенок вступает во множественные ролевые связи, меняя при этом ролевое поведение. Для того чтобы ребенок открыл возможность смены роли в процессе игры, персонажей (ролей) в сюжете должно быть больше, нежели участников игры. Дальнейшим развитием игры может быть введение к концу игры такой же роли, как основная, так как общение двух одинаковых персонажей позволяет участникам как бы оглянуться назад, вспомнить все роли и сюжеты. Такое общение (инициатором которого в самом начале является взрослый) помогает ребенку в самом процессе игры отчетливее представить смысловые связи ролей, активизирует ролевой диалог, способствует развитию речи.

Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Если по ходу игры требуется изменение предметной ситуации (обозначение бензоколонки, второго автомобиля), взрослый делает это быстро (с помощью детских стульев, веревочек, ширмочек) или просто называет новую ситуацию («здесь будет дом, а здесь двор»), так, чтобы ролевое взаимодействие практически не прерывалось. Не нужны в такой игре и специальные ролевые атрибуты, они слишком жестко «закрепляют» роль за участником, мешают возможной смене роли. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка, активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам.

С детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных. Они чувствуют себя в ней более уверенно, так как уже ожидают появления того или иного персонажа. В этих случаях ребенку предлагается роль главного героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей.

Педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей — играть с небольшой подгруппой.

Воспитатель должен быть готов поддержать детскую творческую инициативу, ни в коем случае не отвергать её в угоду собственному плану.

Вовлечение детей в игру (или подключение к их игре) осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка (он не обнаруживает инициативных действий, эмоционального оживления), продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.

Поскольку проведение игры с подгруппой детей зависит от конкретной ситуации, настроения, инициативы разных участников, на этот счет нельзя дать конкретных рецептов (многое зависит от мастерства и тактичности воспитателя).

Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны и занимательности.


Литература:

  1. Зворыгина Е.В. «Роль игры в воспитательном процессе». — М.: Просвещение, 1988г.
  2. «Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста». — М., 2012г., статья Морозовой Г.В.
  3. Журнал «Дошкольное образование» 2011г.  № 14 (302), статья Коньковой Н.О. «Организация сюжетно-ролевых игр»
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду». — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009г.
  5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре». — М.: Просвещение, 1983г.
  6. Эльконин Д.Б. «Детская психология». — М.: Учпедгиз.,1960г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно – ролевой игры в средней группе детского сада.

Программное содержание:создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.Формировать у детей умение играть по собственному замыслу,стимулировать творческую а...

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада.В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к про...

Примерный конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада

 Программное содержание:Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стиму...

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада.

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится боле...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в средней группе детского сада в условиях реализации ФГОС ДО»

  Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому р...

Проект сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада «Салон красоты-Пчелка».

Проек направленн на формирование навыков сюжетно-ролевой игры....

Комплекс сюжетно-ролевых игр на год. Средняя группа детского сада.

Сюжетно-ролевые игры это - игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ...


 

Комментарии

Манюшкина Ольга Евгеньевна

очень интересная статья, видно, что автор "прожил" эту тему, налицо опыт работы. Спасибо огромное!