Взаимоотношения педагога с ребенком- как основное условие эмоционального благополучия.
консультация по теме

Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личностного роста. При этом способами общения с ребенком будут понимание, признание, принятие. Взгляд на ребенка как на полноценного, сотрудничающего партнера позволяет ребенку раскрепощаться, быть уверенным в себе, не бояться неудач. Ребенок будет активным в своем развитии, если он: - доволен собой ( комфортно себя чувствует); - уверен в себе; - может быть самим собой; - восприимчив к окружающим ( проявляет интерес к тому, что происходит вокруг). Ребенок доволен собой, если рядом с другими он чувствует себя свободно, может таким, какой он есть. Важен хороший контакт воспитателя с ребенком. Выражение « хороший контакт» означает « мы понимаем друг друга, мы доверяем друг другу, нам интересно друг с другом». Педагог может способствовать развитию ребенка, если будет: - хорошо видеть и слышать ребенка; - понимать ,чем он живет; - понимать, что с ним происходит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ« Центр развития ребенка - детский сад №134ь «Жемчужинка»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду зависит от многих причини одной из основных является то, как взрослые поддерживают его в разных ситуациях, как они помогают ребенку поверить в свои силы. Для ребенка очень важно , как строятся его отношения со взрослыми в частности, с педагогами в детском саду, доверяет ли педагог ребенку, предоставляя ему самостоятельно делать выбор и таким образом проявляя уважительное отношение к малышу, к его личности.

    Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личностного роста. При этом способами общения с ребенком будут понимание, признание, принятие. Взгляд на ребенка как на полноценного, сотрудничающего партнера позволяет ребенку раскрепощаться, быть уверенным в себе, не бояться неудач. Ребенок будет активным  в своем развитии, если он:

- доволен собой ( комфортно себя чувствует);

- уверен в себе;

- может быть самим собой;

- восприимчив к окружающим ( проявляет интерес к тому, что происходит вокруг).

   Ребенок доволен собой, если рядом с другими он чувствует себя свободно, может таким, какой он есть. Важен хороший контакт воспитателя с ребенком. Выражение « хороший контакт» означает « мы понимаем друг друга, мы доверяем друг другу, нам интересно друг с другом».

Педагог может способствовать развитию ребенка, если будет:

 - хорошо видеть и слышать ребенка;

- понимать ,чем он живет;

- понимать, что с ним происходит.

  Наблюдения педагогов показывают, что многие дети испытывают неуверенность в себе, эмоционально напряжены, не знают как поступить в определенной ситуации. Это отражается на успешности развития детей ,нарушает и сдерживает процесс их развития.

 Содержание программы « Я, ты, мы» направлено на:

- стимулирование уверенности в себе через формирование положительного отношения к себе;

- приобретение умения обходиться с чувствами, желаниями и мнения самого себя и других;

- развитие социальных навыков, позволяющих выполнять работу и играть вместе.

 Если при реализации стандартных программ педагогу достаточно владеть знаниями общих закономерностей психического развития ребенка, то данная программа требует от педагога знаний:

- об особенностях развития конкретного ребенка, а не усредненного субъекта;

- умения видеть различия между детьми;

- способности выстраивать педагогический процесс, исходя из интересов,            потребностей и индивидуальных способностей каждого ребенка.

Специалистами предложены техники работы с детьми , которые помогают педагогу осознать интересы и потребности конкретного ребенка и строить свою работу с детьми.

Суть данных техник:

   

   Техника наблюдения - педагог фиксирует особенности действий и поведения ребенка, избегая субъективных оценок ( эпизоды из жизни ребенка, индивидуальные карты ребенка, портфолио, рисунки детей, фотографии).

   Техника педагогического диалога – диалог возможен при хорошем контакте и благоприятной атмосфере общения и требует от педагога :

- принятие  ребенка ( педагог уделяет внимание ребенку, выслушивает его, одобряет его инициативу);

- умения встать на место ребенка ( педагог спрашивает о чувствах, переживаниях и впечатлениях, стимулирует желание самовыразиться);

- искренности ( воспитатель говорит о собственном опыте, предлагает себя как серьезного партнера в разговоре, показывает себя какой он есть на самом деле);

 

ЧТО НУЖНО ПРЕДПРИНИМАТЬ, И КАК НЕОБХОДИО ПОСТУПАТЬ ПЕДАГОГУ, ЧТОБЫ РЕБЕНКУ БЫЛО ХОРОШО И КОМФОРТНО В ДЕТСКОМ САДУ?

Педагог должен:

 1. Видеть и понимать индивидуальность каждого ребенка. Важно умение воспитателя ставить себя на место ребенка в конкретной ситуации.

2. Стараться различными способами собирать различные сведения о ребенке с той целью, чтобы узнать в каких социальных условиях растет и развивается ребенок. Это могут быть различные беседы, наблюдения, посещения на дому.

3. Строить свои взаимоотношения с ребенком так, чтобы ребенок мог рассказать, что его волнует.

4. Принимать участие в сюжетно- ролевой игре и стимулировать ребенка к использованию его социального и эмоционального опыта.

5. Помогать  ребенку выражать свои чувства и переживания в сюжетно- ролевой игре, предлагая себя в качестве партнера и применяя игру по ролям.

6. Вести учет социально- эмоциональных достижений детей для того, чтобы наметить план мероприятий, необходимых в решении той или иной проблемы.

В процессе  наблюдения необходимо решать следующие вопросы: - Что я видела?

- Что может ребенок?

- Что нужно для него?

- Чему он отдает предпочтение?

- Могу - ли я что-то изменить?

- Что я должна предпринять?

 

Чтобы понимать ребенка, принимать его таким , какой он есть, педагогу надо хорошо ориентироваться в языке эмоций и стараться правильно распознавать то эмоциональное состояние ребенка, в котором он находится в данное время, при этом делая акцент на выразительные средства ( поза, мимика, жесты). А для того, чтобы понимать проблему важности выражения чувств ребенка, педагогу самому, нужно осознать свои чувства, потому что собственный фон взрослого, его чувствительность и культура оказывают влияние на формирование взаимоотношений и общение с детьми.

Педагог должен говорить:

« Я начинаю позитивно реагировать на все, что происходит вокруг меня, я представлю ребенку самому решать проблему. Только тогда дети научатся доверять самим себе, будут довольны собой, станут активными и восприимчивыми к чувствам других, смогут самостоятельно принимать решения».

Сигналами хорошего самочувствия детей в детском саду и дома могут служить самостоятельно выполненные поделки, рисунки. На примере рисунков мы можем сказать о том, что ребенок чувствует, существует ли в настоящий момент какая – либо проблема в его эмоциональном состоянии и поведении.

Структура портфолио

Титульный лист. Фото. Фамилия , имя, ребенка, № группы

1. Раздел « Давайте познакомимся»

«Полюбуйтесь на меня» ( портреты сделанные в день рождения).

«Обо мне» (время, место рождения, что означает имя, когда именины, почему выбрано это имя , гороскопы, талисманы , знаки зодиака).

Анкеты для родителей.

Рубрика: « Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда…»

2. Раздел «Я расту!» (динамика роста , динамика роста физической активности,

Антропометрические данные: « Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и.т. д.

   

      3. Раздел « Портрет  моего ребенка»

      Сочинение родителей.                                                                                                                  

      Индивидуальная карта развития ребенка.

Книжка в картинках –  « Я и моя семья», « Детский сад».

Фото и видеоматериалы.

Самооценка по тесту « Лесенка».                                                                                                            

   

     4.  Раздел « Я мечтаю»

Высказывания самого ребенка:

« Я мечтаю о …»,

« Я бы хотел быть…»,

« Кем и каким я буду , когда вырасту…» и.т.д.

   

     5. Раздел «Вот что я могу»

Продукты творчества ребенка( рисунки, рассказы ,книги- самоделки, фото-, видеоматериалы…).

Что ни слово – золото(высказывания детей).

Мир вокруг нас.

«Мне интересно».

     6. Раздел «Мои достижения»

Корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.

Благодарственное письмо родителям - за воспитание ребенка.

      Иллюстрации « умений» - фото-. видеоматериалы.

      Грамоты, дипломы.

     

    7. Раздел «Посоветуйте мне…»

       Лист рекомендаций: воспитатели, специалисты.

       Отзывы родителей о ребенке.

   

    8. Раздел « Скоро в школу»

       Результаты психолого - педагогических обследований.

       Тетради.

       Лист- вкладка « Что вошло в ранец»(заполняет ребенок)

   

     9. Раздел «Спрашивайте, родители!»

     

    10. Содержание.

Используя полученную информацию о ребенке, можно составить план индивидуальной работы.

Организация работы в группе.

 Организация работы в группе – единое целое. состоящее из связанных с друг другом аспектов: педагогического климата, позиции педагога, тематического планирования, организации пространства, распорядка дня и внутренних правил.

При этом необходимо создать атмосферу, в которой:

- поддерживается вера детей в себя: я могу что-то;

- развивается самостоятельность и ответственность детей: хочу сделать это сам;

- ребенок может оставаться самим собой  в отношениях с другими: я чувствую себя дома.

Атмосфера защищенности и комфорта  во многом зависят от обеспечения условий для самостоятельного выбора детьми видов деятельности. Необходимо провести следующий анализ:

  • Сколько времени, находясь в детском саду , дети имеют возможность для деятельности, которая их интересует?
  • Каким образом ребенок узнает о том, что его ожидает его в течение дня?
  • Что из того, что планируется в течение дня, дети могут выбрать самостоятельно, исходя из своих интересов и потребностей. / «Доска выбора»- пиктограммы, пиктограммы оценки ребенком своей деятельности/.

Использование выбора деятельности позволяет реализовать  право ребенка на саморазвитие в процессе диалога, межличностного взаимодействия, через организацию развивающего игрового пространства.

 

Вопросы, требующие внимания при организации пространства.

  1. В какой мере организация пространства группы отвечает потребностям детей?
  2. Какая игра/ рабочее место самое любимое у детей? Знаете ли вы почему?
  3. Каким образом должно быть организовано пространство группы, чтобы дети могли самостоятельно работать?
  4. В какие игры можно играть на столе?
  5. В какие игры можно играть на полу или на коврике?
  6. Какие игры/ рабочие места позволяют детям играть вместе?
  7. Какие /рабочие места требуют тишины/концентрированной работы? Располагают к тишине?
  8. Где находится самое лучшее место для шумных игр?
  9. Где находится самое лучшее место для эмоциональных игр?
  10. Существует ли место , где ребенок мог бы уединиться?
  11. Где находится самое лучшее место для групповых разговоров?

Для хорошей организации работы в группе можно использовать пиктограммы:

 

Распорядок дня.

Внутренние правила группы.

Самооценка.

Наблюдения за ребенком и учет индивидуальных потребностей:

Заинтересовал ли я ребенка?

Чувствует ли ребенок себя хорошо?

Есть ли прогресс в развитии ребенка?

Каково мое влияние на этот процесс?

Работа с группой и учет групповых интересов:

Согласовывается ли происходящее с интересами/ запросами детей?

Носит ли деятельность разнообразный и доступный характер?

Стимулирует ли деятельность самостоятельность, активность и действие?

Могут ли дети нести ответственность за происходящее ?

Подходит ли организация пространства ?

Способствует ли окружающая среда развитию?

Самоанализ педагога ( рефлексия планов, предложений, отношений):

Реагирую ли я искренне и с интересом на происходящее?

Веду ли я себя открыто, располагающе?

Показываю ли я свои мысли, эмоции, говорю о них?

Даю ли я возможность детям внести свой вклад в работу, игру?

Помогаю ли я детям контактировать друг с другом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как основной фактор эмоционального благополучия дошкольника.

Основной целью данной статьи является понимание взаимодействия    СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, ...

Доклад" Музыка как условие эмоционального благополучия с учётом ФГОСДО"

Цели и залачи музыкального воспитания-применение ИКТ-технологий и дидактических игр....

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...

Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.

Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка. Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения пед...

Основные характеристики эмоционального благополучия ребенка и психологического комфорта в современных научных источниках

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционал...