«Трудиться – всегда пригодиться»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Кабарухина Татьяна Николаевна

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду, используя русский фольклор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_truditsya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

в подготовительной к школе группе на тему

«Трудиться – всегда пригодиться»

(на материале фольклора)

Воспитатель: Кабарухина Т.Н.

МБДОУ № 17, г. Таганрог.


Задачи

Обучающая.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок и пословиц. Учить понимать их содержание и значение. Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний, учить выделять языковые выразительные средства, олицетворения.

Развивающая.

Развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать внимание, память, мышление. Развивать эмоциональную отзывчивость, образную речь. Приобщать к русской национальной культуре.

Воспитательная.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду, используя русский фольклор.


Ход занятия.

-Дети, вы знаете много потешек, которые сочинил народ. В них заключена народная мудрость и богатый жизненный опыт.

- Послушайте потешку.

        Сегодня день целый

        Все звери у дела:

Лисичка-сестричка

Шубку подшивает,

Сер медведь –

Старый дед

Сапог подбивает.

А сорока - белобока

Мушек отгоняет.

Медведица Маша

Варит детям кашу.

Зайчиха под ёлкой

Метет метелкой.

Кошка лыки дерет,

Коту лапотки плетет.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком.

-Чем заняты звери в потешке?

-Они заняты разными делами.

-Что делает лисичка-сестричка?

-Она шубку подшивает.

-Как вы думаете, ребята, может лиса подшивать шубку?

-Нет. Она уподобляется человеку.

-Кто может подшивать шубку или просто шить?

-Человек или портниха.

-Как вы думаете, ребята, умение шить может пригодиться в жизни?

-Да. Потому что вещи рвутся, их надо подшивать, а это должен уметь каждый.

-Что делает медведь?

-Медведь сапог подбивает?

-Может медведь подбивать сапоги?

-Нет.

-А кто это умеет делать?

-Человек или сапожник. В потешке медведь «очеловечивается» и уподобляется сапожнику.

-Действительно, на Руси профессии портного и сапожника были очень важными и нужными, так как они производили для людей одежду и обувь.

-Что делает медведица Маша?

-Она варит детям кашу.

-Здесь кому уподобляется медведица?

-Медведица уподобляется заботливой маме, которая варит детям кашу.

-Что делает зайчиха?

-Она метет метелкой.

-Кому уподобляется зайчиха?

-Она уподобляется человеку, который наводит чистоту.

-Что такое метелка?

-Метелка – это то, чем метут: метла или веник.

-Для чего необходимо уметь подметать?

-Для того, чтобы наводить чистоту и порядок.

-Что делает кошка?

-Она лыки дерет, коту лапотки плетет.

-Что такое лапотки?

-Лапотки – это лапти. Так называлась обувь, которую носили на Руси крестьяне.

-А кошка может плести лапти?

-Нет. Плести лапти может только человек, а кошка здесь уподобляется человеку.

Показ лаптей.

-Лапти плели из липового лыка. Лыки – это верхний слой липового дерева. Липу обдирали на лыки. Затем лыки размачивали в воде, очищали от коры и разрезали на ленты. Из этих лент – строк плели лапти на Руси.

Физминутка.

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(Имитирующие движения).

-Как вы думаете, ребята, почему автор – народ в потешке рассказывает о том, как трудятся животные, а не люди?

-Потому что дети любят слушать рассказы о животных.

-Чтобы интересно рассказать детям о труде человека, автор – народ использует животных и их «очеловечивает». Поэтому животные в потешке трудятся, как люди, выполняют действия, присущие человеку.

-Чему учит потешка?

-Она учит трудолюбию.

-Почему нужно трудиться?

-Люди трудятся и производят всё необходимое для жизни.

-Если не трудиться, то у человека ничего не будет: ни еды, ни одежды, ни жилья.

-Правильно, ребята. Благодаря труду человек достиг больших успехов в науке, технике, культуре, в своем развитии и развитии цивилизации. Поэтому на Руси детей с детства приучали к труду, приучали к ответственности за порученное дело.

Также русский народ сочинял загадки об инструментах, орудиях труда, которые помогали трудиться.

-Ребята, отгадайте загадку:

Свинка – золотая щетинка.

Льняной хвост.

По белу свету скачет,

Всех людей красит.

-Что это?

-Это иголка.

-Правильно. С кем сравнивается иголка в загадке?

-Со свинкой, золотой щетинкой.

-А нитка?

-С льняным хвостом.

-Как вы понимаете строчки:

        «По белу свету скачет,

  Всех людей красит».

-Это значит, что все люди носят одежду, которую шьют с помощью иглы.

-Одежда людей «красит», то есть делает красивыми, нарядными. Иголка весь свет обшивает.

-Отгадайте еще загадку.

        Бьют Ермилку

        Что есть сил по затылку

        А он не плачет,

        Только ножку прячет.

-Это гвоздь.

-С кем сравнивают гвоздь?

-С Ермилкой, с человеком.

-Что делает Ермилка?

-Когда его бьют по затылку, он не плачет, только ножку прячет.

-Какие действия Ермилки похожи на действия, которые «испытывает» гвоздь?

-Ермилку бьют по затылку, и, когда забивают гвоздь, то бьют по шляпке.

-Ермилка ножку прячет, а когда бьют по гвоздю, то он уходит в дерево, как бы прячется.

-Да. В загадке действия человека переносятся на предмет – гвоздь, и предмет – гвоздь – ассоциируется с человеком.

А вот ещё одна интересная загадка.

        Зубастый зверек

        Грызет с визгом дубок.

-Это пила.

-С кем сравнивается пила?

-С зубастым зверьком.

-Почему с зубастым зверьком?

-Потому что у пилы есть зубы и у зверька, но они у пилы железные, ими пила пилит деревья.

-Почему зубастый зверек пилит с визгом дубок?

-Потому что, когда пила пилит, то она издает визгливый звук.

-Для чего необходима пила в хозяйстве?

-Когда нужно что-то пилить, используют пилу.

Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке.

Продает она орешки.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки.

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

-Ребята, тема труда отражена не только в потешках, но и в пословицах и поговорках.

-Кто знает пословицы о труде?

-«Терпенье и труд – всё перетрут».

-Как вы понимаете смысл пословицы?

-Когда у человека есть терпенье, и он трудолюбивый, у него всё получается.

-Почему?

-Потому что все трудности, препятствия, которые стоят перед человеком, он как бы «перетирает» в порошок своим трудом и терпением и достигает своей цели.

-Кто еще знает пословицы о труде?

-«Человек – кузнец своего счастья».

-Кто такой кузнец?

-Это человек, который работает в кузнице, кует железо.

-Почему человек сравнивается с кузнецом?

-Я думаю, что когда кузнец кует железо, он прилагает много усилий, умений, много мастерства, чтобы выковать какую-то вещь.

--Что значит «ковать свое счастье»?

-Значит трудиться, прилагать много усилий, стараний, умений, чтобы добиться счастья, своей цели в жизни.

-Как вы понимаете пословицу:«Землю солнце красит, а человека труд»?

-Солнце согревает и освещает Землю, потому Земля – цветущая, зеленая, красивая планета. За это все любят солнышко.

-А как человека красит, то есть украшает труд?

-Трудолюбивый человек гордится своим трудом, своим мастерством, своими успехами. Такого человека все уважают, поэтому труд делает человека красивым, радостным, гордым своими хорошими делами.

Итог занятия.

-О каких формах устного народного творчества мы говорили на занятии?

-О потешках, загадках, пословицах и поговорках.

-О чем в них шла речь?

-О труде.

-Чему они учат людей?

-Они учат тому, что нужно трудиться, а не лениться, чтобы быть здоровым и счастливым в жизни.

-Правильно, ребята. Люди на Руси знали об этом, потому они много трудились, ценили свой труд и труд других людей. Ведь не зря говорили наши предки: «Делу – время, потехе – час».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Трудиться- всегда пригодиться"..

Закрепление знаний детей об овощах, их названия, способе выращивания, об условиях, необходимых для нормального роста семян, о навыках ухода за всходами....

"Трудиться - всегда пригодиться"

Конспект занятия для детей младшей группы...

Мини-проект "Трудиться - всегда пригодится"

Проект во второй младшей группе по трудовой деятельности. Организация "Огорода на подоконике"...

Консультация для родителей: « Вместе трудиться -всегда пригодится»

Труд не должен восприниматься ребенком как повинность илинаказание. Труд также не должен быть противопоставлен игре и развлечениям. Очень важно грамотно раскрывать детям понятия« ответственность...

Трудиться-всегда пригодится!

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Данный проект направлен на развитие творческих качеств ребенка в трудовом процессе...

Проект "Трудиться - всегда пригодится!"

Практико-ориентированный проект «Трудиться - всегда пригодится!» представляет работу с детьми 6-7 лет. Эта проблема возникла вследствие того, что у большинства детей группы была не сформирована мотива...

Проект формирование представлений о труде у детей 6-7 лет «Трудится- всегда пригодится»

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей ...