Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и обществе
статья по теме

Бояринова Ольга Петровна

В статье раскрываются проблемы  нравственного и духовного  воспитания  детей в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_pravoslaviyu.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и обществе.

       Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того, как ребенок растет, родители должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача родителей — развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу. Надо делать это не теоретически и отвлеченно, а опираясь на религиозную основу: на веру в Бога и на наше отношение к Нему — на любви, благодарности, ответственности за свои поступки. Без религиозной основы воспитание будет шатким и непрочным. Некоторые думают, что понятия о Боге, о добре и зле  слишком отвлечены и сложны для ребенка. Опыт, однако, показывает, что в 3-4 года ребенку вполне доступны эти представления, когда они преподносятся ему в наглядной форме, в виде, например, иконки над кроваткой, крестного знамения, самой простой молитвы и т.п. Чистая душа ребенка связывает первые религиозные понятия с голосом своей совести, и так создается в нем простая, но цельная религиозность. Для тех, кто сомневается в силе детской религиозности, отметим лишь следующее: вера в Бога не выдумана людьми, а рождается вместе с человеком. Поэтому она доступна и понятна всем людям, независимо от их возраста и умственного развития. Верить в Бога может и самый простой, необразованный человек и самый великий ученый. Каждый верующий постигает и переживает свою веру в меру своих способностей, и по мере того, как человек развивается — растет и углубляется его представление о Боге.   Родство христианской веры с человеческой душой позволяет развить ее в еще малых детях и строить на ней их воспитание. И можно только удивляться, как легко и глубоко принимают дети веру в Бога и насколько благотворно она влияет на них. Вера в Бога не только помогает ребенку бороться со своими дурными наклонностями, но она помогает ему решить ряд принципиальных вопросов, которые иным путем ему не объяснишь: о добре и зле, о возникновении мира, о цели жизни и т.д. Самое же главное то, что вера в Бога есть ключ к развитию всех положительных качеств в ребенке — благоговения, любви, жалости, стыда, раскаяния и желания стать лучше.

 В дошкольном возрасте, уникальную возможность для духовно – нравственного воспитания детей, представляет знакомство с  рождественскими праздниками, калядками.  Очень эффективны ежемесячные мероприятия празднования в группе именин. На таких праздниках детей знакомят с яркими фрагментами жизнеописаний святых – небесных покровителей именинников, у детей воспитывается желание подражать добрым образцам. Уникальные возможности для духовно – нравственного воспитания представляет сочетание в одном празднике тематики, связанной  с днём рождения и с днём ангела. Ведь день рождения – хороший повод не только для того, чтобы развлечь детей, но и для серьёзного разговора о смысле жизни и жизненных ценностях, о необратимости времени и признаках истинного взросления человека. Празднование же именин  - реальная возможность не фокусироваться на ребёнке  как главном действующем лице воспитательного процесса, но переключить его внимание с концентрации на самом себе – своих интересах, желаниях, успехах, проблемах – на укоренённые в культуре образцы подлинного личностного развития и духовного становления. Мы знаем, что празднование именин на Руси – это давняя церковно – народная традиция. Именины выделяются из ряда церковных праздников тем, что особым образом сочетает в себе личное и всеобщее. Именинник воспринимает именины не просто как личный праздник, но и как праздник для всех и его соименников, а в случае особо чтимых в народе святых  как всенародный праздник.

           Пока ребенок мал, он воспринимает все преимущественно через свои чувства. По мере же того, как он подрастает, надо развивать в нем волю. Так как в раннем возрасте человек живет преимущественно влечениями своих чувств и желаний, когда разум его еще не созрел, то надо меньше всего обременять ребенка разными нравоучениями и логическими доказательствами. Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Чем раньше ребенок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем легче будет в дальнейшем его воспитывать. Вначале воспитание сводится к запретам: не делай этого, так делать нельзя, потому, что…. (объясняя ребёнку) Но ребенок растет, и нужно ему давать что-то положительное, наставлять и учить. Здесь уже начинаются трудности, так как для внушения ребенку правил поведения не всегда бывает достаточно одних слов.

Тут бывают два способа воздействия: одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь религиозного воздействия.

            Более успешно действует религиозный способ воспитания.                          

Постепенно, шаг за шагом, родители могут приучить ребенка к чувству зависимости от Бога. Если ребенок начинает делать что-нибудь запрещенное тайно, то ему говорят: «Ты не думай, что Боженька не видит, что ты здесь без меня делаешь! Бог все видит», — и при этом ребенку указывают на икону в углу. Когда один малыш, желая украсть конфеты из буфета, повернул перед этим иконку лицом к стене, «чтобы Боженька не видел», мать стала объяснять ему, что Бог находится всюду, все видит и спрятаться от Него невозможно.

Но не только запрещения должны внушаться именем Божиим. Еще важнее, когда положительные требования к ребенку будут основываться на  родительском примере. Надо рассказать ребенку об Ангеле хранителе, который его сопровождает, охраняет и этим отучать ребенка бояться темноты и одиночества. Не менее важное значение имеет для ребенка внушаемая ему любовь к Богу, источнику всякого блага. Чтобы эти наставления не были отвлеченными, надо их сочетать с наглядными священными предметами и определенными действиями: с крестным знамением, посещением богослужений в храме, зажиганием свечей перед иконами. Этим ребенок дисциплинируется, приучается следовать определенным правилам.

 Семья есть некий фундаментальный признак человека, такой же, как разум и религиозность. Святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Бог, сотворив первых людей, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар!». Этот дар, по мысли святителя, сопряжен с даром естественной взаимной любви, который от природы имеют и родители и дети. 

Немыслимо говорить о возрождении православной семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Последнее должно заключаться в воспитании всех тех добродетелей, без которых трудно представить благополучную семью: взаимопонимания, доброжелательности, внимательности, участия, готовности прийти на помощь, а, если нужно, пожертвовать собой. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологии общения, межличностных отношений в современной семье. Обо всем этом молодым людям нужно терпеливо и доходчиво рассказывать.
Все эти личностные качества формируются в школьные годы. И, прежде всего, как можно более в раннем возрасте необходимо прививать молодым людям представления о ценности семьи как таковой.
 Пробелы семейного воспитания детей очень трудно заменить воспитанием школьным и воспитанием на церковном приходе во внешкольное время. Легче воспитать семью целиком, чем отдельно ребёнка. 

Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Культура развлечений и потре6ительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации вымываются те вещества, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.
Дети и молодежь нуждаются в защите не только от террористических актов, но от агрессивной проповеди, безнравственности и разрушительного для души и тела образа жизни. Навязывается стереотип: «Жить — значит наслаждаться», «Бери от жизни все».

Нет более печального для христианского сердца зрелища, чем духовное клонирование молодых людей с одинаковым выражением в глазах, пьющих одну и ту же кока-колу, танцующих под одни и те же музыкальные ритмы, одинаково говорящих и одинаково чувствующих.
К сожалению, многих детей и подростков мы уже потеряли! Сегодняшняя задача - не потерять для страны новое поколение. А, значит, им с детства необходимо прививать высокие идеалы, в том числе, и семейной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в семье

Раскрываются особенности духовно- нравственного воспитания в семье. Выявлены типы отношений между родителями и ребенком, в зависимости от дистанции между ними.  Определено, что первостепенной зад...

Конспект занятия HОД по духовно нравственному воспитанию «Моя семья».

Цели    - формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях;          - помогать ре...

Консультация для воспитателей."ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ"

Наверное, нет темы более важной, чем нравственность и духовность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начинается нравственность. Значительная часть содержания культуры и цели ее осво...

«Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье».

дошкольный возраст является, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания - являются народные игры....

Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»

Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...

Духовно-нравственное воспитание в семье.

Духовно-нравственное воспитание – сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интери...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном обществе.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения.Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная сис...