Педагогический проект "Волшебный мир общения"
проект (средняя группа) по теме

Самохина Ирина Альбертовна

Данные педагогический проект предназначен для детей 4-5 лет. Его целью является развитие коммуникативных навыков детей среднего длшкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_obshcheniya.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №17

Педагогический проект

«Волшебный мир общения»

(средняя группа)

Воспитатель первой категории

Самохина И.А.

        Верея 2014

Цель: развитие  кoммуникативных навыков детей  среднего дошкольного возраста средствами  игрoвых  технологий.

Проблема:  анализ ситуации в группе, где я работаю, показал, что в детском коллективе присутствует дoстаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссoр, конфликтов в детском коллективе.

Задачи:

  • Выявить причины нарушения общения
  • Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.
  • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
  • Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми средней группы.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели средней группы .

Срок реализации: 2013 – 2014гг.

Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта.

1 этап – диагностический.

-Подборка диагностического материала, проведение диагностики, обобщение результатов.

2 этап – моделирующий.

- Выбор темы и разработка педагогического проекта.

- Разработать систему игр для развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

- Организация развивающей среды.

- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных навыков.

3 этап – методика использования игровой технологии.

- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения

- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей  на основании диагностических данных.

- Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении.

- Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.

- Активизация родителей для проведения игровых вечеров.

4 этап- реализация игровой технологии

- Апробирование методики  игры

- Проведение консультации для родителей.

5 этап – результирующий

- Подведение итогов  работы с детьми (диагностики)

- Изготовление фотоальбома « Дружные ребята»

Содержание и структура педагогического проекта по развитию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста средствами игровой технологии.

№1.

Нормативно- правовая база.

 

Закон « Об образовании» Российской  Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

№2.

 Информационно – методическое обеспечение.

 

 Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций».

Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».

Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».

Панфилова М.А. «Игротерапия общения».

Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» 

Семенака С.И. «Уроки добра».

Щипицина Л.М «Азбука общения».

«Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста»

Марцинковская Т.Д.-Гардарики М. Детская практическая психология 20011г.

Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2012г.

Арцишевская И.Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития».

Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.3-е, доп. – М.: Книголюб, 2012. (Психологическая служба)

Музыкальная палитра №2-2013г.

 

 №3

 Диагностический инструментарий

 

 Марциновская Т.Д. Методика « Два домика».

Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка».

Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 3-7  лет.

Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.

 Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 4-5 лет).

Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 2012, №8).

 КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.

 

 Пояснения и методические рекомендации при организации игр и упражнении на развитие коммуникативных навыков

Система состоит из четырех блоков:

- Коррекционно-развивающиеся занятия

- Коммуникативные игры и упражнения

- Метод принятия роли

- Моделирования проблемных ситуаций

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как

переход от простого к сложному, системность и  концентричность при

организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

-помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права.

  Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

-Умение получать необходимую информацию в общении.

-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

-Умение спокойно отстаивать своё мнение.

-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )

-Умение уважительно относиться к окружающим людям.

-Умение принимать и оказывать помощь.

-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Коррекционно-развивающие мероприятия

Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.

Темы: «В стране эмоции», «Правила поведения в гостях», «Друзья», «Как вести себя с друзьями», «Моя семья», «Правила нашей группы»

Коммуникативные игры

Игровые пятиминутки

 Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

 «Как тебя зовут?, «Менялки», « Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город».

Интерактивные игры

 Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением  в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

 «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник». 

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки» 

Игры , направленные на снятие конфликтности

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм  адекватных  поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации

 «Изобрази животное», «Собака – поводырь», « Не поделили игрушку», « Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».

Метод принятия роли

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма

Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения. 

Варианты игр:

Ролевые  игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.

Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».

Самостоятельные игры.

Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».

Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги». 

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».

Моделирование проблемных ситуаций

Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Методы:

- Анализ поведения сказочных героев

- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

- Обсуждение ситуации из жизни группы

- Проблемная ситуация  созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.

Перспективный план работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

 

Задачи

Дата проведения

Дети

1.

Методика «Два дома» Т.Д.Марцинковская. Диагностика уровня развития коммуникативных навыков

Определение статуса ребенка в группе

сентябрь

2.

Методика «Рукавичка»

Умение договариваться, достигать общий результат

сентябрь

3.

Коррекционно – развивающие мероприятия

1.«Знакомьтесь - это я!»

2.«Я - сам и Я - другие»

3.«Правила нашей группы»»

4.«Давайте жить дружно»

5. «Наши эмоции»

6.«Я умею»

 

Развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми

Формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоции дошкольников

 

 

 

Октябрь-апрель

4

Итоговая диагностика уровня развития коммуникативных навыков. Обобщение результатов исследование

Развитие коммуникативных навыков через игру

 Апрель - май

 

Родители

1.

 Поделки

«Подарю подарок другу»

 

Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность

январь

 

 

 

2.

Вечер коммуникативных игр

Оптимизация детско – родительских отношений через игровую деятельность

февраль

 

 

 

3.

Консультации для родителей на темы: «Играть не вредно или игротерапия для детей», «Чему способствуют игры детей?»

 

 Повышение уровня знаний родителей по данной теме

 

 

 Сентябрь-декабрь

 

4.

Диагностическая работа

1.Анкета «Критерии гиперактивности»

2. Анкета «Признаки агрессии»

3. Анкета «Тип темперамента моего ребенка»

 Умение адекватно оценивать состояния своего ребенка

 Ноябрь - апрель

 

 

 

 Коррекционный план работы с гиперактивными детьми среднего дошкольного возраста  имеющими проблемы в общении.  

 Периодичность

Деятельность

Задачи

1 неделя декабрь

«Прогулка в лес»

«Камень и путник»

«Будь внимателен»

«Передай движение»

Рефлексия

Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; снятие психоэмоционального напряжения

2 неделя декабрь

 «Изобрази явление»

«Самолеты»

 «1,2,3 говори»

«Одно большое животное»

Рефлексия

Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; совершенствование коммуникативных навыков, воображения, внимания

3 неделя декабря

 «Запретное движение»

«Зоопарк»

«Я кубик несу и не уроню»

«Шалтай-болтай»

Рефлексия

Умение работать в команде; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания; умение следовать правилу игры

3 неделя января

 «Расскажем и покажем»

«Передай мяч»

«Насос и мяч»

«Паровозик с именем»

«Клоуны»

Рефлексия

Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

4 неделя

 «Космическое путешествие»

«Интервью»

«Росток»

«Пловцы»

Рисование на заданную тему

Рефлексия

Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

1 неделя февраля

 «Светофор»

«Внимательные глазки»

«Знаете ли вы цифры»

«Расскажем и покажем»

«Кто за кем стоит?»

Рефлексия

Развитие наблюдательности, произвольности, самоконтроля; умение работать в команде.

2 неделя февраля

 «Жмурки»

«Потягушечки»

«Лимон»

«Волшебный мешочек»

«Опиши игрушку»

Рефлексия

Профилактика страхов; снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных ощущений; активизация словаря

3 неделя февраля

«Летает не летает»

«Что изменилось?», совместное рисование

«Снеговик»

Рефлексия

Умение контролировать свои эмоции; развитие эмоционально-выразительных движений; умение следовать словесной инструкции, развитие внимания

4 неделя февраля

 «Кричалки, шепталки, молчалки»

«Кто первый прыгнет в круг»

«Солнечный лучик»

«Не спеши»

«Клоуны»

Рефлексия

Умение контролировать свои действия; снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие координации движений и внимания

1 неделя марта

 «Давайте поздороваемся»

«Море волнуется»

«Пластилиновая кукла»

«Иголка и нитка»

«Шалтай-болтай»

Рефлексия

Развитие доброжелательного отношения к члену  группы; умение контролировать свои эмоции, действия

2 неделя марта

 «Расставь посты»

«Что изменилось?»

«Снежинки»

«Зимние забавы»

Совместное рисование снеговика

«Снеговик»

«Лыжники»

Совершенствование уверенности в себе; снятие мышечного  и психоэмоционального напряжения; умение контролировать свои действия

3 неделя марта

 «Танец снежинок»

«Ручеек»

«Одно большое животное»

«Ищем ошибки»

«Кричалки, шепталки, молчалки»

«Паровозик с именем»

Рефлексия

Совершенствование коммуникативных навыков; развитие чувства юмора; снятие эмоционального напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

4 неделя марта

«Расскажем и прокажем»

«Слушай и отвечай»

«Броуновское движение»

«Угадай фигуру»

«Съедобное –несъедобное»

«Сидели два медведя…»

Развитие чувства юмора; умение работать в группе; снятие мышечного напряжения; развитие чувства эмпатии

1 неделя апреля

«Я кубик несу и не уроню»

 «Клоуны»

«Цирковые артисты»

«Да» и «нет» не говори»

«Расскажем и покажем»

Рефлексия

Умение работать в команде и внутри группы; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания

2 неделя апреля

 «Черепашки»

«Слушай команду»

«Прошепчи ответ»

«Жужа»

Рефлексия

Развитие умения работать в команде; умение контролировать свои эмоции, действия; развитие самоконтроля

3 неделя апреля

 «Флажок»

«Комплименты»

«Эмоции»

«Кораблик»

Рефлексия

Умение определять эмоциональное состояние; развитие доброжелательного отношения к члену группы; развитие самоконтроля

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мастерство в общении с родителями

данный материал это занятие творческой группы педагогов по работе с родителями "В кругу семьи". Материал поможет педагогу - психологу или методисту в работе с педагогами. Материал предоставлен ввиде и...

Педагогический совет "Организация общения воспитателя с детьми"

Педагогический совет проходит в форме деловой игры. Цель :закрепить знания участников об особенностях общения с ребенком....

Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.

В помошь педагогу:Гиперактивные дети.Медлительный ребенок.Аутичные дети.Синдром Дауна у детей: причины возникновения, симптомы и признаки, диагностика, лечение.Тревожные дети.Агрессивные дети....

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Этапы конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, иссле­дова...

Фестиваль педагогических копилок. «Развиваем общение ребенка»

Фестиваль педагогических копилок.«Развиваем общение ребенка»...

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном о...