Фестиваль педагогических копилок. «Развиваем общение ребенка»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Фестиваль педагогических копилок.«Развиваем общение ребенка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фестиваль педагогических копилок.

«Развиваем общение ребенка»

Составила: Прончатова Светлана Ивановна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №83» города Нижнего Новгорода.

Цель: Познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, психолого-педагогическое просвещение родителей, создание благоприятного эмоционального климата в семье.

Добрый день, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы постараемся узнать много нового как о себе, так и своих детях. Сегодня мы будем много общаться.

Упражнение «Знакомство»

Для начала познакомимся друг с другом. Будем передавать по кругу мягкую игрушку. Каждому участнику нужно назвать свое имя, имя своего ребенка, качество, присущее вам как родителю, которое начинается с первой буквы вашего имени.

Упражнение «Полотно пожеланий»

По кругу передается клубок ниток, каждый участник высказывает свои ожидания от семинара. Помните, с какими мыслями и чувствами вы будете прясть это полотно, таким оно и выйдет из ваших рук. (Садятся за столы)

Правила.

 

Для плодотворной работы предлагаю утвердить правила, по которым мы будем работать:

  • Добровольное участие в выполнении упражнений и заданий.
  • Один говорит – все слушают.
  • Обсуждать действие, а не личность.
  • Не критиковать
  • Быть позитивным.

Игра-пожелание «Волшебное пирожное»

Уважаемые участники! В Европе есть такая традиция – подавать пирожные с наилучшими пожеланиями. Предлагаю каждому взять пирожное и узнать, что вас ждет в ближайшем будущем

(Участники берут пирожные с пожеланиями для поднятия настроения и настроя на работу)

Все мы очень любим своих детей, но порой нам, взрослым, так тяжело понимать их, ведь мы забыли, какими сами были в детстве. А что же такое «детство»?

Презентация «Что такое Детство»

Детство – это уникальный период в жизни ребенка. В начале дороги рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни – мама и папа. На следующем этапе ребенок приходит в детский сад, и его окружают другие взрослые и дети. Перед педагогами стоит задача создать условие для обеспечения физически и психически здорового ребенка. Это задание невозможно выполнить без взаимодействия, общения с вами, родители. Мы должны помнить, что даже у самого маленького ребенка уже существует свой круг общения, разные люди имеют влияние на малыша. Наши дети – это целая Галактика, и у каждого она своя.

Упражнение «Галактика»

Перед вами – лист синей бумаги – это «кусочек Вселенной». Пока на нем нет ни одной звезды. Каждый из вас сейчас создаст свою галактику. На большой звезде напишите имя своего ребенка, а на маленьких звездочках – людей, которые входят в ближайший круг общения и могут оказывать влияние на вашего малыша.

ВЫВОД: В дошкольном возрасте первоочередное влияние на ребенка имеет семья. В окружающих людях дети видят не только хорошие черты, но и плохие, и, к сожалению, могут копировать их.

Задание «Кактус и цветок»

Предлагаю вам написать на колючках кактуса негативные качества ребенка, которые вы хотели бы изменить. А теперь сомните кактус и выбросьте его.

«Цветик – семицветик»

Перед вами Цветик – семицветик, с закрытыми лепестками. Представьте, что это ваш ребёнок - нежный, начинающий цветение. Чтобы ваш цветочек расцвел, вам необходимо, написать на лепестках положительные качества вашего ребенка. Отгибать нужно по одному лепестку, что бы ваш цветик – семицветик раскрывал свой бутон постепенно. На стебельке напишите имя (на выполнение даётся 2-3 мин). Посмотрите, какой чудесный сад появился у нас.

Что понадобилось, чтобы сад расцвел?

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем: в речи, в тоне голоса, в поведении, в стиле одежды, в отношении к ребенку, к друг другу, к родственникам. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. Даже нечаянно оброненное слово может нанести ребенку психологическую травму.

Как вы думаете, какие условия необходимы для благоприятного общения?

  • Одновременно с улыбкой внимательный, добродушный взгляд.

  • Зрительный контакт на уровне глаз ребенка.

  • Дистанция, которая комфортна собеседникам.

  • Убрать «барьеры» - столы, стулья, книгу в руках.

  • Открытые жесты.

  • Прием «присоединения» - мы, нам, у нас.

Иногда, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используется неверная тактика. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, ему говорят, что делать не надо. В результате, ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого часто провоцируют его делать наоборот. Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнения «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет.

 

Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

Получился ИДЕАЛЬНЫЙ РЕБЁНОК для родителя.

Но вот вопрос – легко ли он пойдёт по жизни? (Высказывания родителей).

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения, какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача –задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Мультфильмы

Роль мультфильмов в жизни детей.

Проблема «Телевидение и дети» сегодня волнует всех: и любящих родителей, и педагогов, и врачей. Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультфильмы своим малышам. Пока ребенок с наслаждением смотрит очередной мультик, взрослые не задумываются о том, что таким образом дети привыкают к просмотру мультфильмов и очень скоро их уже невозможно оторвать от просмотра бесконечных сериалов. Мультфильмы иногда заменяют детям книги, общение с детьми и родителями, прогулки. Однозначно сказать, можно или нельзя смотреть детям мультфильмы, невозможно. Есть много прекрасных развивающих и воспитывающих мультфильмов и фильмов для детей, а есть и как раз, наоборот, вредящие.

Как вы думаете, какая польза от просмотра мультфильмов?

 

-поучительный сюжет.

-познавательность.

-мотивация к положительным поступкам.

-ребенок учится сопереживать и радоваться вместе с героями.

-анализ поступков героев.

-концентрация внимания.

-развитие зрительной памяти, логики, слуха, речи.

-хорошее настроение.

-немного свободного времени для мамы )).

Негативное влияние мультфильмов на психику ребенка.

-герои мультфильмов не всегда воспитанные. Много насмешливых эпизодов над людьми, животными, пожилыми людьми.

-уродливые персонажи вызывают страх у детей. Но постепенно он привыкает к чудовищам и монстрам.

-ребенок «на лету» запоминает бранные и жаргонные выражения любимых героев и начинает употреблять их в повседневном общении.

Девиантное (отклоняющее) поведение персонажей остается безнаказанным, они могут бить и убивать, у других персонажей это вызывает только смех. Дети начинают копировать такое поведение.

Смешиваются полоролевые функции: девочка (женщина) ведет себя как мужчина (агрессивно разговаривает, дерется, убивает).

Внутренний мир ребенка еще только складывается, и роль в его формировании играет все, что он получает от взрослого: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и мультфильмы. Они не только времяпрепровождение, но и средство воспитания.

Однако не следует усаживать к телевизору ребенка младше 3-х лет. Основные функции движения еще не сформированы, ребенок еще не способен делать одновременно несколько вещей: смотреть, слушать, двигаться, держать предметы. Именно поэтому дети фокусируются только на яркой движущейся картинке, сидя неподвижно по несколько часов и ничего не замечая вокруг.

Какое решение?

 

  • Во-первых, все сюжеты должны быть только качественными, без искажений, страшных персонажей, бранной лексики, жаргона и неадекватных жестов, крови, агрессии.
  • Во-вторых, старайтесь смотреть мультфильмы вместе с ребенком и комментировать их.
  • В-третьих, обращайте внимание на возрастной ценз мультфильмов.
  • В четвертых, не заменяйте общение с ребенком просмотром мультфильмов.
  • В-пятых, чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора или компьютера.

Игра «Корзинка чепухи»

А сейчас мы ещё немного поиграем.

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители, вытягивают записки из корзинки)

«Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

«Тесто»

Лепите все, что захочется.

«Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

«Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

«Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

«Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

«Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

«Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

«Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты. - Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.

Наша встреча подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом.

Рефлексия:

Впечатление от родительского собрания.

Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).

Литература:

1. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. - М.: АРКТИ, 2004.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? ТЦ Сфера, 2001.

3. Горшенина В. В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Волгоград: Панорама, 2006.

4. Москалюк О. В., Погонцева Л. В. Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. - Волгоград,: 2008.

5. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М.: 2000.

6. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет).- М.: Линка-Пресс, 2005.

Приложение.

Предлагаем поиграть.

Игра «Логический поезд».

Воспитатель. В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. (Подходим к мольберту), посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем – то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие. Или может что – то другое их объединяет, даже то чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. (Картинки – вагончики соединяются между собой с помощью логической связи.)

Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку - вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на ели. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка. Цыпленок, потому, что он живет дома, рядом с человеком, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое как цыпленок. Шуба - она согревает, как солнышко, варежки – это тоже одежда и т.д.)

Игра «Сказка по кругу».

 Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя своё воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.

 Ведущий держит в руках коробку и обращается к родителям:

 «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку». Например, первое слово «волк». Начинаем сказку: «Жил-был волк». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т.д.

 Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки.

Игра с мячом.

 Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и  откровенно.

В какую игру играли недавно с ребенком?

Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

Какие игры чаще играет ваш ребенок?

При выборе новой игрушки  что учитываете, чем руководствуетесь?

Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

Какие  игрушки любимые у ребенка?

Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

1.Игра-задание

Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

Рассказываю о своих играх в детстве

Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду

Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или

игрушки

Часто дарю ребёнку игру, игрушку

- Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический тренинг: Развиваем талант общения!

Цель тренинга: совершенствование  коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков  умения правильно ставить вопро...

Выпускная квалификационная работа "Педагогические условия развития общения ребенка со сверстниками"

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Сущность поняти...

Консультация для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."

Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников  1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных  факторов. Одним из факторов...

Статья для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."

Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников  1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных  факторов. Одним из факторов...

Выступление на педагогическом совете "Развиваем речь ребенка с помощью пальчиковых игр"

Пальчиковые игры – это фундамент умственного и речевого развития ребёнка. Пальчиковые игры в первую очередь развивают моторику. Ребёнок учится взаимодействовать с предметами, и вместе с этим реб...

Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье

Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье...