«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА»
статья по теме

Бояринова Ольга Петровна

Главное условие развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог – ребёнок – родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: открытия, соучастия, возвышения партнёра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akt_-_e_voprosy_vzaim-ya_det._sada_semyoy.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

         «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ            

                           СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА»

                                                                                                          О.П. Бояринова

Детство  - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добром, теплом, лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, справедливости и добре. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психической защищённости. Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребёнке».  Авторитарность приводит к тому, что ребёнок начинает подчиняться настроениям взрослых  в семье, отрицая свои настроения и переживания.  А это, в свою очередь, ведёт  к нарушению мироощущения ребёнка и возникновению проблем личного роста. Ребёнок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого – нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины.

Для решения данных возникших проблем  возникла необходимость поиска новых форм работы с семьёй.

Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом.

Утверждение идеи сотрудничества общественности и семьи в  воспитании детей в конце 19-20 века  привело к появлению разных форм просвещенческого взаимодействия: педагогических кружков, публичных лекций, курсов для матерей.

Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. Кризис 90 -х существенно повлиял на институты социализации: на 50 % сократилось количество детей в детских садах; в связи с падением уровня жизни россиян и невозможностью вносить плату за пребывание ребёнка в общественно-образовательном учреждении семья оказалась без поддержки в решении задач воспитания детей. Эта ситуация значительно изменила прежние отношения между семьёй и детским садом, активизировала ранее не используемые ресурсы обеих сторон. Чтобы выжить в непростых условиях, необходимо было конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.

Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создаёт ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия.

В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребёнка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребёнка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьёй.

Главное условие развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог – ребёнок – родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: открытия, соучастия, возвышения партнёра. Без первых двух функций не состоится поддерживающее взаимодействие, без функции возвышения не смогут развиваться конструктивные, созидательные отношения с партнерами.      Открытию семьи в процессе общения способствует выход педагога на личный контакт с родителями и ребёнком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно – действенному. Выражая соучастие семье в вопросах воспитания ребенка, нужно научиться слышать собеседника и научиться задавать вопросы, а не высказывать категорические суждения открытого оценочного типа. Проявляя соучастие, педагог всегда должен быть готов прийти на помощь семье, но прежде эту помощь необходимо предложить. Общаясь с родителями, педагогу  не следует скрывать и своих сомнений, можно попросить совета, всячески подчёркивая уважение к жизненному опыту родителей.  

Функция возвышения – такое влияние на семью, при котором каждому удаётся в ходе взаимодействия сохранить уровень современной культуры общения и благодаря совместным и индивидуальным усилиям совершать восхождение к духовным новообразованиям. Функция возвышения в процессе общения с семьёй обеспечивается рядом операций: положительным подкреплением; обращением за помощью; авансированием успешной совместной деятельности, что способствует созданию благоприятной психологической атмосферы, в которой будет совершаться деятельность.

От специалистов ДОУ требуется знание психолого-педагогических технологий, ориентированных на принятие родителями позиции ненасилия, и способность компетентно внедрять их в практику работы с семьёй.

Благотворно на развитие партнёрства в системе «педагог-ребёнок-родитель» влияет театрализованная деятельность, способная гармонизировать детско-взрослые отношения, обогатить содержание общения родителей с детьми. Во многих молодых семьях традиции бедны по своему содержанию и формам, отчего страдает культурное развитие ребёнка. Не каждая семья сегодня способна организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи, задуматься  о ребёнке, живущем ожиданиями игры, сказки, путешествия.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети-дошкольники начинают, с гордостью и уважением относится к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в  жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов: психологом, музыкальным руководителем, учителем этики, экологии, иностранного языка. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Участие родителей в жизни собственных детей помогает им:

 - увидеть отличие мира детей от мира взрослых и преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относится к нему, как к равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

 - открывать сильные и слабые  ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания;

-  проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

 - понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребёнка. Важно развивать доверительные отношения с ребёнком, искренне участвовать в его делах, разделять его радости и горести.

Ярким примером развития отношений педагогов с родителями являются проведение совместных спортивных праздников: «Папа – гордость моя!», «Спортивная мама», «Всей семьёй на старт», организация выставок и фотовыставок: «Герб моей семьи», «Моё любимое домашнее животное»э

Семье нужна профессиональная психолого-педагогическая помощь в воспитании ребёнка и эту помощь способно оказать дошкольное образовательное учреждение, поскольку его специалисты имеют необходимые и достаточные знания в области педагогики и психологии раннего детства.

                                           

                                     Литература

1. Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания –  Волгоград: ООО «Глобус», 2007- 4с.

2. Евдокимова  Е.С. Педагогическая поддержка семьи в  воспитании дошкольника – М: ООО «ТЦ Сфера», 2005- с.5-10

                                             

Фамилия Имя Отчество автора

Бояринова Ольга Петровна

Название доклада

Актуальные вопросы взаимодействия семьи и детского сада

Название направления

Дошкольное образование

Учёная степень, учёное звание, почётное звание

Город

 ЯНАО Красноселькупский район с. Толька

Предоставляемая организация

 МДОУ Д/С «Берёзка»

Должность

Воспитатель МДОУ

Форма участия в конференции

заочное

Почтовый адрес

Тюменская область, ЯНАО, Красноселькупский район, с Толька, ул. Центральная 19«А»;  629382, Бояринова О.П. (заберём сами)

Контактный телефон

+79519883453

Е -mail

Требуемое оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о сотрудничестве детского сада и семьи в период адаптации

Вопрос, который родители воспитанников детского сада часто задают педагогу-психологу в период адаптации, касается создания условий, обеспечивающих психическое здоровье и эмоциональный комфорт малышей....

К вопросу о сотрудничестве детского сада и семьи в период адаптации

Вопрос, который родители воспитанников детского сада часто задают педагогу-психологу в период адаптации, касается создания условий, обеспечивающих психическое здоровье и эмоциональный комфорт малышей....

Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования

В статье расскрываются актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы....

Актуальность подвижной игры в детском саду.

Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является одной из важнейших задач нашего детского сада. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразны...

«Проблема активизации родительского внимания к вопросам воспитания в детском саду»

Педагогический интернет-портал «Ступени»Всероссийский конкурс педагогов дошкольного образования«Проблема активизации родительского внимания к вопросам воспитания в детском саду»автор - Мазурик Ма...

СТАТЬЯ "Актуальность проектной деятельности в детском саду "

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно , зачем нужно проектирование в д...

ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Актуальность проектной деятельности в детском саду»

laquo;Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». В.КилпатрикВ соответствии с требованиями современного образования образовательные учреждения должны:обе...