Рабочая программа социальной реабилитации детей посредством формирования и развития патриотических качеств личности воспитанников "С чего начинается Родина?"
рабочая программа на тему

Соломина Ирина Николаевна

В последнее время увеличилось количество детей нуждающихся в услугах социальног учреждения для несовершеннолетних. Дети поступившие в приют, характеризуются неадекватными формами общения и поведения - агрессивностью, плаксивостью, ненормативной речью, узким кругозором, низкой познавательной активностью. Пережитая социальная депривация наложила отпечаток на их социализацию. Формирование морально - нравственных качеств наших воспитанников является одной из сторон социальной реабилитации, что полностью соответствует специфики, целям социального приюта для несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Патриотическое воспитание31.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Социальный приют для несовершеннолетних» г. Мыски

ПРОГРАММА

социальной реабилитации детей  посредством формирования и развития патриотических качеств личности воспитанников

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Воспитатель  Соломина И.Н.

г.Мыски

2009

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..…2
  1. Актуальность программы………………………………………….……3
  2. Направленность  и уровень программы………………………….……..4
  1. Характеристика группы обучающихся………………………….……5
  2. Сроки реализации………………………………..…………………….9
  3. Цели и задачи………………………………………………….……….9
  1. Показания и противопоказания к применению программы……..……10
  2. Обоснования содержания программы……………………………… ….11
  1. Этапы реализации программы………………………………………..11
  2. Методы и формы организации воспитанников…………..……..…..12
  3. Методы и средства нравственного воспитания ….…………………13
  1. Условия реализации………………………………………..…………….15
  1. Техническое оснащение………………………………………………16
  2. Методическое обеспечение………………………………….……….16
  1. Тематический план занятий…………………………………….……….18
  2. Основные требования к результатам реализации программы………...22  
  3. Оценка эффективности программы………………………………….….22
  1. Виды и формы контроля……………………………………….………..23
  2. Методы и средства оценки эффективности программы………….……24

5.  Список литературы для педагогов и обучающихся…………………….25


1. Пояснительная записка.

           Патриотическое  воспитание – важная составная часть социальной реабилитации детей, оказавшихся в опасных социальных условиях.  Реализация данного направления невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков). Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Наш современник, академик Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социального приюта.


1.1. Актуальность программы

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. А в условиях социального приюта, где проживают дети, имеющие в багаже негативный социальный опыт, нравственные качества и представления у воспитанников как дошкольного, так и школьного возраста зачастую отсутствуют, заменяются ложными представлениями и шаблонными стереотипами о любви, дружбе, взаимоотношениях и т.д.

Патриотическое воспитание несовершеннолетних, поступивших в социальный приют  - это очень сложный и деликатный процесс.         

Чувство  патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации неблагополучная среда обитания становится естественным ореолом, вследствие чего дети не получают элементарных социальных установок, не позволяющих ребенку влиться в детский коллектив. Пережитая социальная и психическая депривация наложила отпечаток на их социализацию.  

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии: страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Если  мы будем воспитывать у детой чувство привязанности к приюту, группе, как  к дому и чувство уважения к сотрудникам, их труду, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

  1. Направленность  и уровень программы

        Программа направлена на формирование и развитие социально-значимых качеств личности, создание условий для компенсации развития нравственных качеств личности несовершеннолетних из социально-неблагополучной среды,  включает несколько направлений деятельности:

Социально-психологическое.

  • диагностическое обследование уровня нравственного развития и сформированности социальной зрелости воспитанников;
  • занятия по формированию и развитию нравственных качеств личности и патриотических чувств;
  • проведение праздников, связанных с историческими и памятными событиями нашей Родины;
  • создание творческого альбома «Моя Родина».

Медико-социальное.

  • инструктаж по технике безопасности во время проведения экскурсий;
  • соблюдение необходимых условий во время занятий, организации творческого труда воспитанников;
  • профилактика травматизма.

Педагогическое.

  • посещение выставок, городских мероприятий;
  • организация экскурсий, встреч с интересными людьми, почетными гражданами города;
  • изучение исторически важных событий города, региона, страны;
  • изучение государственной символики: герб, флаг, гимн;
  • организация бесед, познавательно-досуговых мероприятий по формированию и развитию патриотических чувств воспитанников;
  • повышение мотивации несовершеннолетних к изучению исторического наследия и пропаганде любви к Родине.

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

  1. Характеристика группы обучающихся

Ряд исследователей (М.К. Бардышевская, И.В. Дубровина, Э.Л. Мипко-ва) отмечают, что общее физическое и психическое развитие детей, оказавшихся без попечения родителей, отличается от развитии их сверстников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеются ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее формируются навыки саморегуляции и управления своим поведением, непонимание требований взрослых, инфантильность, неумение строить отношения с другими, иллюзии простоты жизни, неуверенность и себе, недоверие к взрослым, обидчивость на весь мир и т.д.

Дети группы риска проходят совершенно другой путь развития по сравнению с детьми из благополучных семей, они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилие и т.д. Все пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а оставляет след на психическом развитии ребенка.

При эмоциональных нарушениях психического развития у детей проявляются злость, агрессия, ослепление миром супергероев, могущественных персонажей, фантазиями о величии собственного "Я" и т.д. По мнению психологов (В.М. Слуцкий, Ф.Е. Василюк, Л.А. Петровская и др.), и усвоенные однажды формы поведения в тех социальных условиях в которых вырос ребенок, остаются неизменными очень долгое время и могут остаться на всю жизнь.

Дети, испытавшие на себе отсутствие заботы, будут демонстрировать проблемы в отношениях и в поведении. Прошедшие  через лишения, одиночество, вседозволенность, они часто попадают в состояние самопоглощения или приобретают такой тип поведения, который изолирует их в собственном мире. Поведение детей, их деятельность сопровождаются навязчивыми действиями или вредными привычками, такими как, например, посасывание пальца, ковыряние в носу, и это занимает все больше времени у них. На фоне простых и безобидных привычек развиваются особо опасные нервные привычки. Например, ребенок царапает кожу, дергает себя за волосы, бьется головой.

По данным зарубежных исследователей (Голдфарб, Тизард, 1986), дети, лишенные родительской опеки, проявляют замедленное развитие сознания и социальной зрелости. Продолжая исследования и наблюдая за детьми, которые после 4 лет были усыновлены, ученые показали, что эти дети очень сильно привязываются к новым родителям, но при этом у них продолжают проявляться социальные и образовательные проблемы, что и у сверстников, не живущих в семьях.

При нарушении привязанности у детей проявляется задержка речевого развития, снижается темп физического развития, что приводит к значительным отставаниям в психическом и физическом развитии.

Выявлены  следующие признаки, которые часто проявляются у детей из асоциальной среды, помещенных в социально-реабилитационные учреждения:

Развитие сознания.

1. Не проявляют беспокойства по поводу агрессивности или жестокого поведения (оправдывают жестокость по отношению к другим, сами проявляют ее).

2.  Не испытывают чувства вины, нарушая правила и законы, считая, что они не виноваты; считают нормальным нарушать правила (ездить без билета на транспорте, воровать на рынке, брать вещи друг у друга, отнимать друг у друга нужные предметы и т.д.).

3. Перекладывают вину на других.

Контроль над действиями.

1. Не умеют контролировать себя, не соблюдают ограничения, просят других контролировать их действия и поступки.

2.  Демонстрируют недостаток предвидения, не могут объяснить, что последует за их действиями, как отреагируют другие, какие последствия это будет иметь для них самих.

3.  С трудом сосредотачиваются на каком-то деле (чтении, вышивании, рукоделии и т.д.).

Развитие самооценки.

1. Не могут получать удовольствие от хорошо сделанных заданий.

2. Считают, что они ничего не заслуживают.

3.  Считают, что они не способны что-либо изменить и от них ничего не зависит.

4. С трудом веселятся, чаще грустят, озабочены своими проблемами.

Межличностное общение.

1. Недоверие к другим людям и сверстникам.

2.  Требуют любви, но при этом не допускают глубоких отношений, не раскрываются перед другими.

3. Проявляют враждебную зависимость.

4.  Желают контролировать все, что происходит вокруг, постоянно проявляют чувство бдительности, быть начеку.

5.  Проявляют необоснованную социальную зрелость, делятся своим опытом и много рассказывают о том, что они делали в прошлом.

Особенности проявления чувств.

1. Испытывают трудности в определении собственных чувств, не могут описать, что они чувствуют, рассказать о своих чувствах.

2. Отличаются бедностью эмоционального опыта.

3.  Испытывают трудности в выражении чувств, особенно гнева, грусти, печали.

4.  С трудом понимают чувства других, затрудняются описать, что чувствует другой человек.

Особенности проявления мышления.

1. Испытывают трудности в логическом мышлении, наблюдается замедленность его развития.

2.   Испытывают трудности, думая о будущем.

3.   Затрудняются в овладении многими понятиями, обобщениями.

Проблемы в развитии.

1. Проявляют трудности в развитии речи, навыках самообслуживания.

2. Испытывают трудности в личностном и социальном развитии, отличаются низким уровнем социальной компетентности по многим вопросам.

Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов на протяжении дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы — дети с трудом различают эмоции взрослого, дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя, что приводит к затруднениям в развитии эмпатии, сопереживания. Они не могут вступать в контакты со сверстниками, конфликтуют, не могут взаимодействовать, не замечают их бурных эмоциональных реакций. Тормозится развитие познавательности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (притягивают внимание и вызывают чувство страха, боязни из-за неумения действовать с ними). Нахожденение ребенка в учреждении нарушает представления о временных характеристиках становления личности: дети ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. У них проявляются туманные представления о собственной семье. Неясность в собственном прошлом и в причинах собственного "социального" осиротения препятствует созданию самоидентичности. Некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее — поступление в школу, учение. Борьба за новую идентичность при поступлении в учреждение — одна из основных проблем детей в период исправления депривации. Выход за рамки настоящего, в котором эти дети проживают, и прошлого, которое они уже прожили, является главным условием приобретения жизненной уверенности и новой идентичности, условием бегства от порочного круга психической депривации.

1.2.2. Сроки реализации программы.

        Программа реализуется в условиях социального приюта с детьми, допущенными к проживанию в условиях стационарной группы. Работа по Программе осуществляется в период учебного года в форме организованных занятий и в каникулярное время в форме организации экскурсий, встреч, досуговых мероприятий.

1.2.3. Цели и задачи.

Цель:  социальная реабилитация детей  посредством формирования и развития патриотических качеств личности воспитанников через знакомство с  понятиями Родина, Малая Родина, традициями, историей, памятными датами, социальная реабилитация воспитанников посредством приобщения к семейным традициям, формирования устойчивых родственных связей.

Задачи:

  • формировать бережное отношение к родной природе и всему живому;
  • расширять и углублять  знания детей о нашей многонациональной Родине

—   воспитывать уважения к труду людей;

  • развивать интерес к народным традициям и промыслам;
  • развивать представления о родном крае через знакомство со сказками, легендами, литературными и художественными произведениями кузбасских и мысковских авторов;
  • формировать элементарные знания о правах человека;
  • развивать у детей основы правового сознания через формирование уважительного отношения к труду сотрудников приюта, бережного отношения к предметам, сделанным руками человека, правам окружающих на собственность, свободу, личную неприкосновенность;

—   расширять представления о России, многообразии населяющих ее народов, их обычаях, воспитывать гражданскую гордость;

—   знакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

—   развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

—   формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Привлекать родителей к участию в процессе реабилитации, стимулировать их на сознательное самоизменение.

1.3 Показания и противопоказания к применению программы.

           Для работы с программой допускаются дети в возрасте от 3 до 18 лет, проживающие в социальном приюте. Противопоказаний не имеется.


1.4. Обоснование содержания  программы

В программе использован комплексный подход, который позволяет помочь детям, имеющим различные нарушения  нравственного развития успешно пройти курс социальной реабилитации и адаптироваться сначала в детском коллективе, и как следствие в социуме.

Ожидаемые результаты реализации программы:

В начальном этапе работы по патриотическому воспитанию детей – стимулировать любознательность по отношению к окружающему, интерес к истории своей семьи, города, развить (формировать) потребности в изучении окружающего мира. На итоговом этапе – осознание себя гражданином своей Родины, испытывающим чувство гордости за свой, город, край, страну.

1.4.2. Этапы реализации программы.

  1. Изучение литературы по нравственному воспитанию и обучению (самообучение)
  2. Рассматривание с детьми фотоальбомов «Родной край», «Мой город» изделий народного творчества в репродукциях и оригинале.
  3. Подготовка материалов для проведения бесед, детских творческих работ.
  4. Сбор фотографий, материалов журналов и газет, рассказов и рисунков воспитанников для создания альбома «Моя Родина».
  5. Инструктаж детей по технике безопасности при проведении экскурсий, творческих работ.
  6. Организация выставки детских работ, праздников и мероприятий патриотической тематики, как формы подведения итогов и анализа реализации программы.

  1. Методы и формы организации воспитанников

Для реализации поставленных целей и задач могут быть использованы разнообразные методы и формы организации воспитанников, рекомендованные для осуществления нравственного воспитания в условиях детского учреждения.

Как форму  организации воспитанников рекомендуется включать в реабилитационный процесс индивидуальное или подгрупповое занятие, имеющее гибкую структуру, организацию экскурсии, встречи с интересными людьми (художниками, писателями, музыкантами), почетными или знаменитыми жителями города, поисковую деятельность педагогов и воспитанников, организация шефства старших детей над младшими.

Важной формой работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Как метод и форма используется личный пример педагога. Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.

Как метод организации и стимулирования нравственного и патриотического развития воспитанников необходимо включать в работу знакомство с Малой родиной: улицей, отчим домом. Даже если у воспитанника практически не было дома, или он проживал в условиях, неприемлемых и социально-опасных, необходимо сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.

1.4.4 Методы и средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное  искусство, музыка, кино, и другие средства объединены  в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети  эмоционально воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

        Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Академик  Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Эффективный  результат методы и средства дают только при соблюдении нижеперечисленных принципов:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;

  • метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства, необходимо подобрать, подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

-метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и к любой ситуации;

-методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.

Применение  методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем.

  1. Условия реализации программы

Программа реализуется в условиях пребывания детей в социальном приюте для несовершеннолетних. Главным условием реализации программы является создание для детей компенсационно-развивающей среды – специально организованных и спроектированных условий деятельности, которые позволяют компенсировать недополученные в условиях прежней, асоциальной среды, нравственно-духовные знания, предполагают возможность личностного роста и обеспечивают решение задач социализации.

1.5.1. Техническое оснащение.

Для успешной реализации программы необходимо:

  • оборудованное  жилое и учебное помещение в котором соблюдены санитарные нормы указанные в Санитарных правилах и гигиенических нормах для несовершеннолетних, проживающих в детских домах и приютах;
  • государственные символы России, Кузбасса, г. Мыски;
  • техническое оборудование: аудио и видеоаппаратура,   аудио и видео диски и кассеты, художественная литература, иллюстрации, художественные альбомы, материал и оборудование для детского творчества.

Дополнительный инструментарий

картинки, фотографии, игрушки.

  1. Методическое обеспечение

В качестве методического обеспечения программы используются

  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина?
  • Методические разработки мероприятий, бесед, экскурсий
  •  Разработка учебных занятий, написание инсценировок, сценариев к тематическим  программам, праздникам
  • Наработка Программы социальной реабилитации несовершеннолетних посредством развития патриотического понятия малая Родина.

 


2. Тематический план занятий

тема

Программное содержание

Методические приемы

Материальное обеспечение

В течение года

Альбом «Моя Родина»

Подбор материалов из газет, журналов, рассказов гостей приюта; рисунки детей, фотомонтаж, рассказы воспитанников

Периодические городские издания, фотоаппаратура, материал для творческих работ детей.

Сентябрь

1

Я в этом мире

Познакомить детей с историей русских имен, со значением именем для человека, научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться

Рассказ об именах, использование загадок, обобщение, выводы, стимуляция предположений детей, разыгрывание этюдов

Рисунки детей, игровые пособия, мягкая игрушка – гость, музыкальное сопровождение

Октябрь

3

Мой дом

Познакомить детей с понятием «адрес», пояснить, что при определенных обстоятельствах, приют становится домом. Формировать уважительное отношение к сотрудникам приюта, их труду, бережное отношение к имуществу приюта *(мебель, объекты на территории, столовое и учебное оборудование, игрушки и т.д.) . Развивать у детей коммуникативные навыки

Экскурсия на участок и по приюту, наблюдение за трудом сотрудников приюта, организация общественно-полезной деятельности, обобщение, беседы.

Художественная литература, иллюстрации, рисунки детей, конструктор, макет приюта

Ноябрь

4

Моя улица

Знакомить детей с понятиями «улица»,  «переулок», учить находить общее и отличия, знакомить с особенностями жизни города, закреплять полученные знания о видах городского транспорта, основах безопасной жизнедеятельности в условиях города.

Целевая прогулка, беседы, просмотры детских образовательно- развивающих мультфильмов,

Периодические городские издания, фотоаппарат, рисунки детей, материал для творческих работ.  Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу

Декабрь

5

Город мой - Мыски

Закрепить знания детей о городе Мыски, (символика, местоположение, достоприме-чательности  и основные исторические вехи, предприятия). Способствовать развитию уважения и терпимости к лицам разных национальностей. Знакомить с понятием «Малая Родина», формировать бережное отношение к природе, животному миру

Экскурсия по городу, рассматривание карты города, фотоальбомов. Рассказ о городе, чтение произведений мысковских авторов, обобщение, выводы.

Художественная литература, иллюстрации, городские периодические издания

Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу

Январь

6

История Кузбасса

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, родной край, воспитывать любовь к своему краю, родной природе, формировать патриотические и гражданские чувства. Познакомить с символикой Кузбасса (герб, гимн). Познакомить с национальной структурой Кузбасса,  разными сторонами жизни населения, этническими особенностями, обычаями, занятиями наших предков. Дать представления о различных городах Кузбасса, формировать простейшие географические понятия о крае, уточнить понятия «богатая, большая, родная»

Рассказы о Кузбассе, рассматривание карты Кузбасса, фотоальбомы

Иллюстрации, фотографии, открытки, художественная литература, аудио-видео аппаратура, видеофильмы, рисунки детей, карта Кемеровской области

Февраль

7

Сильны и могучи богатыри славной Руси

Формировать у воспитанников патриотическое чувство гордости за Родину. Развивать эмоциональное положительное, действенное отношение к защитникам Родины. Развивать желание детей подражать героям Отечества в смелости, отваге, доброте, ловкости, силе, стремление быть похожими на них. Уточнять и расширять представления детей о защитниках Родины во время ВОВ.

Беседы с использованием пословиц и поговорок, просмотр детских художественных и мультфильмов на заданную тематику, чтение книг, рассматривание иллюстраций, спортивное развлечение

Видеоаппаратура, диски с фильмами, художест-венная литература, репродукции картин, материал для творческих работ

Март

8

Наша Родина – Россия, наш язык - русский

Продолжать формировать у детей представления о государстве, о символах государства (гимн, герб, флаг). Формировать основы уважения и почитания государственных символов. Развивать патриотические чувства к Родине, государственному языку,  народному творчеству. Помочь осознать сопричастность г. Мыски как части России к понятию Родина.

 Рассказы, использование пословиц, поговорок, прибауток, знакомство с произведениями фольклора, рассматривание герба, флага России, прослушивание гимна. Обучение обращению с символами России, государственным ритуалам  при исполнении гимна, поднятии флага.

Художественная литература, иллюстрации и открытки, видеоаппаратура, аудиозапись гимна России, видеозапись ритуала прослушивания гимна, поднятия флага, возложения венков к вечному огню, смены кремлевского караула

Апрель

9

Законы, по которым мы живем

Дать детям первоначальные представления о морали и праве, о законах государства. О правах и обязанностях, существующих в нашем доме. Способствовать развитию у детей чувства собственного достоинства. Познакомить с конституцией РФ. Развивать основы правового сознания.

Беседа о правах и обязанностях гражданина России, воспитанника приюта. Наблюдение исполнения этих прав и обязанностей сотрудниками приюта, обсуждение конкретных примеров из прессы, повседневной жизни.

Конституция РФ, права и обязанности воспитанника приюта, городские, областные и общероссийские газеты и журналы.

Май

10

Боевая слава нашего города.

Формировать патриотические чувства посредством знакомства  с подвигом наших горожан во время Великой Отечественной войны, участием наших земляков в приближении Победы на фронте и в тылу,  традициями празднования Дня Победы в  нашем городе. Формировать чувство уважения к ветеранам, бережное отношение к памятникам и местам боевой славы

Познакомить детей с героическим прошлым нашего народа. Использование произведений литературы, кинематографии, рассматривание иллюстраций и репродукций картин. Целевая прогулка к Памятнику боевой славы на привокзальной площади .

Аудио и видеоаппаратура, художественная литература о ВОВ, иллюстрации и репродукции картин, материал для творческих работ детей. Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу

Июнь

11

Творческие вечера с участием мысковских писателей, почетных жителей города.

Закрепить знания детей о городе Мыски, развивать чувство гордости за свой город, способствовать осознанию почетного звания «Я - Мысковчанин».

Знакомство с произведениями мысковских писателей,  прослушивание рассказов почетных жителей города

Художественная литература, иллюстрации и открытки, видеоаппаратура, аудиозаписи материал для творческих работ детей

Июль

12

Экскурсия Улицы моего города

Продолжать знакомить детей с улицами города, его памятными местами, знакомить с особенностями жизни города, закреплять полученные знания о видах городского транспорта, основах безопасной жизнедеятельности в условиях города.

Целевая прогулка, беседы, просмотры детских образовательно- развивающих мультфильмов. Инструктирование по технике безопасности во время экскурсии

Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу

Август

13

Праздник День города

Способствовать развитию любви детей к родному городу, желанию видеть его красивым, экологически чистым. Познакомить с особенностями жизни города, традициями его жителей. Развивать чувство ответственности, закреплять правила поведения в обществе через вовлечение детей в общественные мероприятия

Целевая прогулка к местам празднования Дня города, посещение праздничных мероприятий.

Материал инструктажа по ТБ во время экскурсии по городу


3. Основные требования к результатам реализации программы

Результатом освоения воспитанником программы предполагается развитие у детей осознанного отношения к таким понятиям как Родина, Россия, родной город, родной край, чувства сопричастности к достижениям Родины, формирование уважительного отношения к лицам других национальностей, проявление стойкого интереса к истории города, Кузбасса, России.

В результате реализации программы воспитанник должен

знать: свою фамилию, имя, отчество; улицу, город, в котором живет, родственные связи; регион, областной центр, близлежащие города, города и  страну проживания, столицу России

уметь: узнавать символы города Мыски, Кузбасса, России (герб, флаг, гимн),    правильно вести себя при исполнении Гимна, поднятии флага, определять понятия: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, уважать культуру и религии других народов, проявлять толерантность к другому человеку.

  1. Оценка эффективности программы

Программа будет считаться эффективной при следующих показателях:

  • Развитие чувства гордости за достижения родного города, Кузбасса, России, осознание ответственности за сохранение и приумножение достижений Родины.
  • Формирование бережного отношения к имуществу приюта, природе, ко всему живому.
  • Сформированность у воспитанников основ толерантности – чувства уважения к людям других национальностей, их традициям, вероисповеданию.
  • Проявление интереса воспитанников других групп к мероприятиям программы, желания участвовать в поисковых мероприятиях, переход детей из категории пассивных слушателей в категорию активных и инициативных участников реализации программы.

4.1. Виды и формы контроля

В течение работы по данной программе проводится текущий контроль знаний и умений воспитанников в форме тематического опроса.  При этом используются как вопросы по типу тестовых методик (да-нет), так и требующие развернутых ответов воспитанников. Для сохранения и развития мотивации критические замечания осуществляются корректно, доступно для понимания ребенка, по формуле «похвала – критика – похвала», что позволяет наиболее щадяще сделать воспитаннику замечание, не задев его самооценку, чувство достоинства.

Промежуточный контроль предполагает контроль знаний, умений и навыков, полученных воспитанником по определенному блоку занятий.

        Формой данного контроля будет выступать мероприятие, посвященное тематической дате, значимому празднику (День города, День защитников Отечества), в ходе которого используются викторины, конкурсы, направленные на выявление уровня закрепленных знаний по Программе.

        Итоговый контроль позволяет оценить как развитие личностных качеств (толерантность, чувство гордости за свой город, бережливость, появление основ высших духовных качеств личности) и знаний об окружающем воспитанника, так и эффективность программы в целом.

Формой итогового контроля может выступать выставка творческих работ воспитанников, оформление альбома «Моя Родина», рассказы детей о своих работах, проявление интереса детей других групп к изучению истории родного края.

4.2. Методы и средства оценки эффективности программы

Изучение мотивации воспитанников при проведении занятий, и качественных изменений в личности ребенка посредством использования психолого-педагогических методик (Е.И. Рогов Настольная книга психолога); бесед, наблюдения.

Изучение рейтинга программы среди воспитанников: опрос, беседа, анкета.

Первичная, промежуточная и итоговая диагностика знаний и умений воспитанников, сравнение результатов диагностики каждого воспитанника.


5. Список литературы для педагогов и обучающихся

  1. Елизаров И. Память огненных лет. – Мыски 1995
  2. История Кузбасса. - Кемеровское книжное издание 1970
  3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ; 2004
  4. Огни Кузбасса. Стихи о Кузнецком крае. – Кемеровское книжное издание 1985
  5. ПЕДАГОГИКА: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин и соавторы, - М. Школа-Пресс, 1998. – 512с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999, 384 с.
  7. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005  
  8. Сибикин В.Д. Мыски. - Кемеровское книжное издание 1986
  9. Чиспияков Ф.С. Кинэ. – Новокузнецк 2001
  10. Ядэшко А. Е., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика М.: Просвещение,  1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного обучения детей с нарушениями речевого развития 6 -7 лет на логопункте

Рабочая программа, составленная в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО...

Рабочая программа Дополнительного образования детей Образовательная область «Речевое развитие»

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диал...

Адаптированная образовательная рабочая программа воспитателя для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи на 2017-2018 учебный год

Рабочая Программа  определяет  содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития  и направлена на формирование общей культуры,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Творческая мастерская»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.Развивать творчество детей можно различными способами...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации...