Рабочая программа Дополнительного образования детей Образовательная область «Речевое развитие»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Прокофьева Лия Вячеславовна

 

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развернутого высказывания:

-       тематическое и структурное единство;

-       адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;

-       произвольность, плановость и конспективность изложения;

-       логическая завершенность;

-       грамматическая связность.

Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

 Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны:

-       нарушения логической последовательности повествования;

-       нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

-       незавершенность микротем;

-       возвращение к ранее сказанному;

-       длительные паузы на границах фраз;

-       отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи нарушения зрения, что приводит к появлению вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Рабочая программа разработана для детей подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhokrabochaya_programma_podgotov_gruppa.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования г. Саяногорск детский сад компенсирующего вида № 22 «Почемучка»

Принята на заседании

Методического совета

«_____»_________2015г.


Утверждена

заведующей МБДОУ д/с №22 «Почемучка»

________________ Л.П. Лушникова

«_____»_________2015г.

Рабочая программа

Дополнительного образования детей

Образовательная область «Речевое развитие»

«Сказочники»

подготовительная к школе группа «Теремок»

компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (6 – 7 лет)

Автор:

учитель-логопед

Прокофьева Л.В.

г. Саяногорск 2015 г.


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развернутого высказывания:

  • тематическое и структурное единство;
  • адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
  • произвольность, плановость и конспективность изложения;
  • логическая завершенность;
  • грамматическая связность.

Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

 Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны:

  • нарушения логической последовательности повествования;
  • нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
  • незавершенность микротем;
  • возвращение к ранее сказанному;
  • длительные паузы на границах фраз;
  • отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи нарушения зрения, что приводит к появлению вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Рабочая программа разработана для детей подготовительной группы «Теремок» МБДОУ детского сада   №22 «Почемучка» на основе  программ дошкольного образования: 

  • «Коррекционная работа в детском саду» Л.И. Плаксиной;
  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичева Т.Б., Г.В.Чиркина.
  • Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений;
  • Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар.

Цель программы: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей
  2. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на предложенную тему, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по иллюстрациям).
  3. Развивать выразительную речь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.
  4. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования наглядных моделей планов).
  5. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творческое мышление, память, интерес к чтению
  6. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Основной формой работы в образовательной области программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми.

Таким образом, в рамках данного направления каждую неделю в подготовительной к школе группе логопед проводит одно занятие по развитию связной речи (среда с 15.25 до 15.55). Занятия начинаются с октября.

Количество занятий – 27

Длительность занятия –  не более 30 минут.

Форма организации – кружок

Каникулы: 02.11- 06.11 (1 неделя), 30.12.-10.01. (2 недели), 28.03-01.04 (1 неделя).


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Межпредметные связи с другими образовательными областями

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

I. Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов).
  • Формирование коммуникативных навыков.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Сенсорное развитие.
  • Развитие психических функций.
  • Формирование целостной картины мира.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Восприятие художественной литературы.
  • Конструктивно-модельная деятельность.
  • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения.
  • Формирование гендерных и гражданских чувств.
  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

V. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

К концу обучения дети могут уметь:

  • самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений.
  • быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.
  • самостоятельно, без помощи педагога пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам.
  • дифференцировать звуки, регулировать темп речи и речевое дыхание, владеть навыком рифмотворчества и словотворчества.
  • использовать действия детализации (знаково – символическое моделирование)
  • внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.

МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Проблема своевременной и объективной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Автор диагностики А.И. Баева «Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи» - журнала «Логопед» - № 2, 2004 год.

Для изучения динамики формирования речевых процессов в условиях коррекционно-образовательного процесса ДОУ применяем комплект таблиц, с помощью которых проводятся стартовая и итоговая диагностика (соответственно — сентябрь и май), а также динамическое наблюдение детей в течение учебного года - результаты промежуточного изучения состояния речевых процессов (январь), они позволяют внести необходимые коррективы в индивидуальные коррекционные программы.

Мониторинг речевого развития детей проводится по четырем параметрам (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием пятибалльной системы оценивания. Уровень развития определяется по  пяти критериям: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Диагностика связной речи

Цель этапа изучения уровня владения навыками последовательности, логичного и связного повествования. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996)

1. Пересказ

2. Рассказ по серии картинок

3. Рассказ по сюжетной картинке

4. Описательный рассказ

Связная речь оценивается в баллах от 0 до 3.

После обследования речи ребенка внутри каждого из разделов заполняется соответствующая форма, заполняется сводный «Речевой профиль группы», который позволяет выделить детей с низким, средним и относительно высоким уровнем речевого развития. Они также оцениваются в баллах.

Высокий уровень – 13-15 баллов

Средний уровень – 7-12 баллов

Низкий уровень – 0-6 баллов


Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»: развитие связной речи в подготовительной к школе группе

Месяц

Дата

занятия

Тема

Содержание занятия

Примеча-

ние

В ходе  организованной образовательной деятельности осуществляется интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Сентябрь

30.09

1/1

Три поросенка

Знакомство  детей со сказкой С.В. Михалкова «Три поросенка», беседа по содержанию, рисование мнемотаблицы для пересказа, эмоции

Теремок

Октябрь

7.10

2/2

Три поросенка

Пересказ сказки «Три поросенка» с опорой на мнемотаблицу и кукольный театр, работа по карточкам с заданиями

Теремок

14.10

3/3

Гадкий утенок

Знакомство  детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», беседа по содержанию, сочинение своего начала сказки

Теремок

21.10

4/4

Гадкий утенок

Пересказ сказки «Гадкий утенок» с опорой на иллюстрации книги, драматизация отрывка из сказки

Теремок

Ноябрь

4.11

5/1

Конек-Горбунок

Знакомство  детей со сказкой П.П. Ершова «Конек – Горбунок», беседа по содержанию

Кабинет

11.11

6/2

Конек-Горбунок

Рассказывание сказки «Конек – Горбунок» с опорой на иллюстрации книги, работа по карточкам с заданиями, эмоции

Кабинет

18.11

7/3

Белоснежка и семь гномов

Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов», беседа по содержанию, пересказ

Кабинет

25.11

7/4

Белоснежка и семь гномов

Составление описательного рассказа характеров героев сказки, настольный театр

Кабинет

Декабрь

2.12

8/1

Госпожа Метелица

Знакомство  детей со сказкой «Госпожа Метелица», беседа по содержанию, обмен мнениями о судьбе героев сказки

Теремок

9.12

9/2

Госпожа Метелица

Сочинение творческого рассказа по мотивам сказки «Госпожа Метелица», работа по карточкам с заданиями, настольный театр

Теремок

16.12

10/3

В лесу родилась елочка

Заучивание слов песни «В лесу родилась елочка» (по иллюстрациям), сочинение творческого рассказа о жизни елочки

Теремок

23.12

11/4

В лесу родилась елочка

Описательный рассказ о наряженной дома елочке, пение песни «В лесу родилась елочка», кукольный театр

Теремок

Январь

13.01

12/1

12 месяцев

Знакомство  детей со сказкой С.Я. Маршака «12 месяцев», беседа по содержанию, просмотр отрывка из м/ф

Кабинет

20.01

13/2

12 месяцев

Пересказ сказки «12 месяцев» с опорой на иллюстрации книги, работа по карточкам с заданиями, эмоции

Кабинет

27.01

14/3

Басни Крылова: Осёл и мужик + Слон и Моська

Знакомство  детей с баснями И.А. Крылова «Осёл и мужик»,  «Слон и Моська», беседа по содержанию

Теремок

Февраль

3.02

15/1

Басни Крылова: Осёл и мужик + Слон и Моська

Пересказ и обыгрывание басни «Осёл и мужик»,  «Слон и Моська»

Теремок

10.02

16/2

Басни Крылова: Стрекоза и муравей + Любопытный

Знакомство  детей с баснями И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», «Любопытный», беседа по содержанию

Теремок

17.02

17/3

Басни Крылова: Стрекоза и муравей + Любопытный

Составление описательного рассказа о героях басни, пересказ и обыгрывание по ролям

Теремок

24.02

18/4

Басни Крылова: Квартет

Знакомство  детей с басней И.А. Крылова «Квартет», работа по карточкам с заданиями, беседа по содержанию, пересказ басни с опорой и без, обыгрывание

Теремок

Март

2.03

19/1

Огниво

Знакомство  детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Огниво», беседа по содержанию, пересказ сказки с опорой на иллюстрации

Теремок

9.03

20/2

Огниво

Кукольный театр, работа по карточкам с заданиями

Теремок

16.03

21/3

Беляночка и Розочка

Знакомство  детей со сказкой Братьев Гримм «Беляночка и Розочка», беседа по содержанию, составление описательного рассказа о героях

Теремок

23.03

22/4

Беляночка и Розочка

Пересказ сказки, составление загадок по содержанию сказки, обыгрывание отрывка

Теремок

Апрель

6.04

23/1

Кошачий замок

Знакомство  детей со сказкой «Кошачий замок», беседа по содержанию

Русалочка

13.04

24/2

Кошачий замок

Сочинение творческого рассказа по мотивам сказки «Кошачий замок», работа по карточкам с заданиями, настольный театр

Русалочка

20.04

25/3

«Профессии – кем я буду»

Беседа о профессиях, о том, кем хотят стать дети, когда вырастут. Составление рассказа «Кем я стану», записывание историй

27.04

26/4

Оформление иллюстраций к своему рассказу

Слушание ранее созданные истории «Кем я стану», корректировка содержания по желанию детей, рисование иллюстрации к своему рассказу, создание куклы из картона

Май

4.05

27/1

Создание книги по сказкам

Приклеивание напечатанные рассказы к рисункам детей, прошивание всех работ в одну книгу, представление с куклами (по своим рассказам)


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Режим дня подготовительной к школе группы «Теремок»

компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (6 – 7 лет)

Время

Содержание

Задачи

7.00-8.00

8.00-8.10

Прием детей. Беседа по лексическим темам

Гимнастика для глаз

Свободная деятельность детей по интересам

Образовательная

Коррекционная

Образовательная

8.10-8.20

Гимнастика

Оздоровительная

8.20-8.25

Проверка домашнего задания

Логопедическая

8.25-8.35

Завтрак

Оздоровительная

8.35-8.55

Артикуляционная гимнастика

Организационные игры

Коррекционная Образовательная

9.00-11.10

Организованная образовательная деятельность

Учебно-коррекционная

10.30-12.00

Индивидуальные логопедические и ортоптические занятия

Коррекционная

11.10-12.30

Прогулка

Наблюдения.  Труд в природе.    Подвижные и дидактические  игры.

Игры на развитие глазомера. Индивидуальная работа.

Образовательная

Коррекционная

12.30-12.40

Словесные игры. Индивидуальная работа.

Образовательная

12.40-13.00

Обед  

Оздоровительная

13.00-15.00

Сон

Оздоровительная

15.00-15.20

Мини-гимнастика. Дыхательная гимнастика. Закаливающие процедуры

Оздоровительная

15.20-15.30

Полдник

Оздоровительная

15.10-16.00

Индивидуальные логопедические и ортоптические занятия. Индивидуальная работа по заданию логопеда

Коррекционная

16.00-17.00

Прогулка

 Беседа. Наблюдение. Игры на развитие общей моторики

Образовательная

Оздоровительная

17.00-17.20

Словесные игры. Индивидуальная работа.

Образовательная

17.20-17.35

Ужин

Оздоровительная

17.35-19.00

Свободная деятельность детей по интересам. Индивидуальная работа по заданию логопеда. Театрально-речевая деятельность

Образовательная

Коррекционная

Коррекционно-развививающая

СПИСОК ДЕТЕЙ

  1. Ищенко Слава
  2. Муллозянова Оксана
  3. Пикулев Егор
  4. Щепкина Надя
  5. Галямов Леша
  6. Кузнецова Таисия
  7. Созонов Матвей
  8. Шевченко Вика

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Технические средства обучения (магнитофон, магнитная доска);
  2. Учебно-наглядные пособия (книги с иллюстрациями, схемы, таблицы, муляжи, репродукции, фотографии и т. д.);
  3. Ширма, наборы для кукольного театра

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арбекова  Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».
  2. Белобрыкина О.А. «Речь и общение».
  3. Бойкова С.В. «Занятия с логопедом по развитию связной речи 5-7 лет».
  4. «Коррекция нарушений речи у дошкольников», часть 1,2.; составители Сековец Л.С. и др. Лапп Е.А. «Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения».
  5. Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях».
  6. Кузнецова С.А. «Уроки сказок». Программы занятий по творческому развитию детей
  7. «Программой воспитания и обучения в детском саду» / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  8. Сазонова С.Н. «Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи».
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – Москва. Аркти, 1999.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.«Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
  11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. Москва. Владос, 2003.
  12. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 – 6 лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
  13. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Коррекция нарушений речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
  14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.А. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА (непосредственно образовательная деятельность) Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Речевое развитие», средняя группа

Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представления о дружбе, доброте, пониманию образного содержания пословиц и поговорок. Эмоционально сближать детей, понимать эмоцион...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Рабочая программа направлена на овладение ребенком речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества...

Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Речевое развитие"

Подборка материалов для занятия с детьми по разделу Развитие речи....

Рабочая программа дополнительного образования "Говорим играя" по речевому развитию детей 5-7 лет

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усв...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Творческая мастерская»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.Развивать творчество детей можно различными способами...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации...