РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по разделу грамота образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Рабочая программа по разделу «Грамота» составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования и парциальной образовательной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищевой Н. В., предназначена для обучения дошкольников грамоте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем.
Программа рассчитана на проведение занятий 37 раз в год (1 раз в неделю), длительность проведения занятия 25 минут.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу грамота
образовательной области «Речевое развитие»
для детей старшей группы
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Умка»
муниципального образования город Ноябрьск
1 занятие в неделю
(всего 37 занятий в год)
Составитель:
воспитатель
МАДОУ «Умка»
Родина И.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Грамота» образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Умка» и парциальной образовательной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищевой Н. В., предназначена для обучения дошкольников грамоте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем.
Программа рассчитана на проведение занятий 37 раз в год (1 раз в неделю), длительность проведения занятия 25 минут
Актуальность заключается в том, что содержание программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и их семей, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что процесс обучения строится на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем изменена последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита. В основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Что бы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Ребенок усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она соответствует целям и задачам основной образовательной программы МАДОУ «Умка».
Цель: Подготовка детей к обучению грамоте.
Задачи:
- формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины;
- познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова;
- формировать психологическую готовность к обучению в школе и обеспечить преемственность со следующей ступенью образования. Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
Наряду с основными задачами программа включает задачи:
- Развитие мелкой моторики и развитие графических навыков.
- Развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности, дает возможность сформировать у детей все психологические процессы.
Педагогические принципы построения программы:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОО с семьей;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития т потребностей каждого ребенка;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным возрастным способностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
Выполнение задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря интеграции усилий педагогов и семей воспитанников. Ведется работа над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Обучение грамоте в соответствии с Программой осуществляется с учетом следующих условий:
- Обучение проводится с использованием игровых методик, ориентируясь на игру, как на основную форму деятельности дошкольника.
- Обучение проводится на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления.
- В занятия включены задания по конструированию букв из палочек, природного материала
Содержание образовательной деятельности
Педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины "слово", "звук", "буква", "предложение", "гласный звук" и "согласный звук", проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.
Формами организации учебного процесса в образовательной области «Речевое развитие» по разделу «Грамота» является организованная образовательная деятельность, а также образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов: подвижные игры на прогулке с элементами грамоты, словесные, дидактические игры и упражнения на прогулке и во время самообслуживания.
Отличительные особенности организации образовательного процесса.
Отличительные особенности заключаются в том, что программа составлена с учетом интеграции образовательных областей.
- «Социально-коммуникативное развитие», где формируется речевое общение с взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;
- «Художественно-эстетическое развитие», где формируется правильное произношение звуков, правильное дыхание, интонация, развивается слуховое восприятие, используются стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки на изучаемый звук;
- «Познавательное развитие», где происходит определение количества звуков, слов в предложении, сравнение количества звуков, слогов, слов. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Особенностью организации непосредственно-образовательной деятельности по программе «Грамота» является то, что обучение грамоте происходит в групповой непосредственно- образовательной деятельности. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой и продолжением дальнейшего обучения в школе, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Во время подгрупповой и индивидуальной работы закрепляются в естественной, непринужденной форме полученные знания на непосредственно-образовательной деятельности.
Педагогический мониторинг
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Она связана с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности. Педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности развития ребенка, на основе чего определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать образовательную деятельность. Педагогическая диагностика необходима для оказания помощи в выборе для каждого ребенка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития.
Педагогическая диагностика во всех возрастных группах проводится на основе диагностического пособия Верещагиной Н.В. «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 5-6 лет в группе детского сада».
Предлагаемая в данном диагностическом журнале модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учетом образовательных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС ДО. В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.
С учётом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недостаточно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребенка, его эмоционального состояния на момент диагностики, в методике предлагаются наряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий) промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний/высокий, низкий/средний, низший/низкий; это позволяет сделать диагностику точнее. Содержание уровней разработано с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 2 до 7 лет, что позволяет сделать педагогический мониторинга систематическим, «пролонгированным» и отразить историю развития каждого ребенка в условиях образовательной деятельности.
Мониторинг достижений промежуточных планируемых результатов осуществляется один раз в год в форме итогового периода непосредственной образовательной деятельности и индивидуального опроса детей с занесением в таблицу (последние 2 недели мая).
Итоги диагностики фиксируются в карте оценки уровней эффективности педагогических воздействий (Приложение 1).
Овладение необходимыми навыками и умениями
- Делить на слоги двух - трехслоговые слова;
- Проводить звуковой анализ простых трех-четырехзвуковых слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова);
- Составлять предложения с заданным количеством слов;
- Определять количество и последовательность слов в предложении.
Иметь представления о понятиях:
«слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки»,
«звуковой анализ слова
Учебно-тематический план
Тема (раздел) | Количество занятий | В том числе практических |
Словарь | 37 | 37 |
Грамматический строй речи | 37 | 37 |
Фонетико-фонематическая сторона речи | 37 | 37 |
Фразовая речь, связная речь | 37 | 37 |
Итого | 37 | 37 |
Содержание учебного предмета
Развивать представление детей о таких понятиях, как «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки», «звуковой анализ слова».
Формировать умение интонационно выделять звук в слове, различать мягкие, согласные, твердые, глухие звуки, определять положение звука в слове. Учить подбирать слова с заданным звуком. Знакомить со схемой звукового анализа слова, развивать умение производить звуковой анализ слов. Познакомить со словоразличительной функцией звука.
Развивать умение детей делить на слоги двусложные и трехсложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.
Учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове, познакомить со словоразличительной функцией ударения.
Учить составлять предложения из трех-четырех слов, называя слова по порядку.
Перечень пособий и материалов для обучения дошкольников грамоте
1. Картотека предметных и сюжетных картинок на каждую букву алфавита.
2. Серии сюжетных картинок.
3. Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и
слогового анализа и синтеза («Синий — красный», «Утенок гуляет»,
«Разноцветные корзинки», «Кто в домике живет?», «Кто едет в поезде?» и т. п.)
4. Разрезной, магнитный алфавит, алфавит на «липучках».
5. Алфавит на кубиках.
6. Слоговые таблицы.
7. Счетные палочки, яркие шнурочки, палочки Кюизенера для конструирования букв.
8. Природный материал (камушки, листочки, шишки, желуди, каштаны и т. п.) для конструирования букв.
9. Пластилин для лепки букв.
10. Материалы для звукового анализа и синтеза слов.
11. Материалы для слогового анализа и синтеза слов.
12. Материалы для анализа предложений.
13. Сенсорные бассейны.
14. Сенсорные подносы с тонким слоем песка, манки для печатания букв.
15. Магнитная доска.
16. Коврограф.
17. Наборное полотно.
18. Рабочие тетради для печатания по числу детей.
19. Буквари по числу детей.
20. Картотека ребусов, кроссвордов, изографов.
21. Карандаши, фломастеры, восковые мелки, ручки.
Результаты промежуточной диагностики овладения необходимыми навыками и умениями
по грамоте для старшей группы образовательной области «Речевое развитие».
Дата проведения___________________ Ф.И.О. воспитателя____________________________
№ | Ф.И. ребенка | Делить на слоги двух - трехслоговые слова ударного гласного. | Определение заданного звука в слове | Проводить звуковой анализ | Составлять предложения с заданным количеством слов | Определять количество и последовательность слов в предложении | Сумма баллов | Личный результат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
11. | ||||||||||||
12. | ||||||||||||
13. | ||||||||||||
14. | ||||||||||||
15. | ||||||||||||
16. | ||||||||||||
17. | ||||||||||||
18. | ||||||||||||
19. | ||||||||||||
20. | ||||||||||||
21. | ||||||||||||
22. | ||||||||||||
Итог: В.у. _________%, С.у. _________%, Н.у. ___________%
Календарно – тематическое планирование по грамоте для старшей группы
образовательная область «Коммуникация»
Дата | Название темы | Задачи | Содержание | Оборудование | Предварительная работа |
IX | 1. Звук [а] и буква А | Формирование умения находить букву среди других букв алфавита. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности. | 1. Организационный момент. Развитие зрительного восприятия. Совершенствование фонематических представлений. 2. Рассказывание двустишия. Развитие фонематического слуха. Педагог. Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Расскажите его все вместе. 3. Упражнение «Лесенка». Пение звука [а]. Преодоление твердой атаки гласных. 4. Знакомство с буквой А. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса. 5. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. 6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. 7. Организация окончания занятия. | Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, бук- вы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки | Заучивание двустишия о букве А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а]. |
IX | 2. Буква Уу и звук [у]. | Буква Уу и звук [у]. Формирование умения находить новую букву среди других букв. Чтение слияний Ау, уа. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, координации речи с движением, творческого воображения. | 1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений. Дифференциация звуков [а]—[у] в словах (начальная ударная позиция). 2. Звук и буква Уу. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса. 3. Физкультурная пауза «Утки». Координация речи с движением. 4. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. Формирование графомо- торных навыков. 5. Упражнение «Веселые утята». Развитие физиологического дыхания, зрительного внимания. Формирование навыка чтения слияний гласных. 6. Упражнение «Подарки для утят». Развитие фонематических представлений. 7. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии. | Конверты с картинками, маленький посылочный ящик, игрушечный волчонок, палочки, пластмассовые объемные буквы, «Мой букварь» и «Тетрадь для обучения грамоте № 1», цветные карандаши, бассейн с водой, утята двух цветов, салфетки. | Заучивание двустишия о букве «У» из книги «Мой букварь». |
IX | 3. Закрепление знания букв А, У | Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения. | 1.Организационный момент. Развитие фонематических представлений. Педагог приветствует детей. Дети занимают места около стульчиков. 2. Упражнение «Буквы перепутались». Развитие зрительного восприятия и внимания, профилактика оптической дисграфии. 3. Упражнение «Веселые рыбаки». Развитие координации движений, ловкости, зрительного восприятия, умения находить буквы Аа, Уу среди других букв алфавита. Совершенствование навыка чтения слияний гласных АУ, УА. 4. Подвижная игра «Дождик». Развитие общей моторики, координации речи с движением. 5. Игра «Разноцветные грузовики». Развитие фонематических представлений, зрительного восприятия и внимания. 6. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Буквы для магнитной доски, корзинка, «Тетрадь для обучения грамоте № 1» по числу детей, цветные карандаши. | Упражнения в подборе слов на звуки [а], [у], в выкладывании и лепке букв Аа, Уу, в нахождении букв Аа, Уу среди других букв алфавита. |
IX | 4. Звук [о] и буква О | Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения. | 1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений. Дифференциация звуков [а]—[у]—[о] в словах (начальная ударная позиция). . 2. Звук и буква Оо. Работа по букварю. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса. 3. Игра «Помоги животным». Работа по букварю. Развитие фонематического восприятия. 4. Физкультурная пауза «Самолет». Координация речи с движением. 5. Упражнения с массажными мячиками. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики. 6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. Формирование графо моторных навыков. 7. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии. | Магнитная доска, предметные картинки для организационного момента, красные шнурки, картинка с изображением мальчика, пласт- массовые объемные буквы, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, массажные мячики. | Заучивание двустишия на букву О из книги «Мой букварь» |
X | 5. Звук [и] и буква И | Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование навыка чтения слияний гласных. | 1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений. 2. Упражнение «Лесенка». Воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука [и]. Закрепление знаний о гласном звуке [и]. 3. Знакомство с буквой И. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. 4. Упражнение «Слушайте внимательно». Развитие фонематического восприятия. 5. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, внимания, фонематических представлений. 6. Упражнение «Давайте почитаем». Формирование навыка чтения. 7. Упражнение «Соедини картинки и буквы». Развитие зрительного внимания, фонематических представлений. Педагог раздает детям простые карандаши. 8. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. 9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графо моторных навыков. 10. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Игрушка-лошадка, палочки, пластмассовые объемные бук- вы, ведерко, «Мой букварь» и рабочие тетради по числу детей, простые и цвет- ные карандаши | Заучивание двустишия о букве И из книги «Мой букварь» |
X | 6. Звук [т] и буква Т | Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. | 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. 2. Игра «Выбери картинки». Развитие внимания, фонематических представлений. 3. Рассказывание стихотворения. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия. 4. Упражнение «Будь внимательным». Развитие фонематического восприятия. Педагог. Произнесите звук [т]. Почувствуйте, как язык ударяется в верхние зубы и отскакивает от них. Как вы думаете, это гласный или согласный звук? 5. Упражнение «Что получится?» Формирование навыков звукового и слогового анализа. 6. Работа по букварю. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. 7. Игра «Живой конструктор». Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. 8. Подвижная игра «Облака». Координация речи с движением. Педагог предлагает детям выполнить знакомое упражнение. 9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания. 10. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картинки, пальчиковый бассейн | Заучивание двустишия о букве Т из книги «Мой букварь», подбор слов на звук [т]. Разучивание игры «Облака» |
X | 7. Повторение и закрепление пройденного | Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами. | 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие фонематических представлений. 2. Упражнение «Найди свою букву». Развитие зрительного внимания и восприятия. Закрепление знания пройденных букв и умения находить их сре- ди других букв алфавита. 3. Упражнение «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия. 4. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, навыков чтения и печатания. 5. Игра «Живые звуки». Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза. 6. Игра-пятнашки «Бусы». Развитие координации движений, подвижности. 7. Упражнение «Волшебные цветочки». Совершенствование навыка составления и чтения слогов. Совершенствование навыка слогового анализа слов. 8. Игровое упражнение «Волшебные письмена». Развитие фонематических представлений, навыков звукобуквенного анализа. 9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей | «Волшебный мешочек» с магнитными картинками, магнитная доска, магнитный алфавит, флажки по числу детей, тетради и простые карандаши по числу детей, красные и белые цветки с написанными на них буквами, подносы с сухим песком по числу детей | Печатание пройденных букв по сухому песку. Разучивание игры «Бусы». |
X | 8. Звук [п] и буква П | Знакомство с буквой Пп. Буква П и звук [п]. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней. | 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие памяти, обследовательских навыков, осязания. 2. Рассказывание педагогом стихотворения. Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений. 3. Упражнение «Подними сигнал». Развитие фонематического восприятия. 4. Упражнение «Что получится?» Формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. 5. Работа по букварю. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов. 6. Упражнение «Самый внимательный». Развитие зрительного внимания, фонематических представлений, памяти. 7. Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком». Развитие неречевого слуха, формирование умения определять направление звука. 8. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания. 9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и тетрадь № 3 по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картинки, «волшебный мешочек», цветовые сигналы. | Заучивание двустишия из книги «Мой букварь», подбор слов на звук [п]. Разучивание игры «Пятнашки с колокольчиком» |
X | 9. Повторение и закрепление пройденного | Закрепление знания пройденных букв и умения читать слоги и слова с ними. | 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие мелкой моторики, осязания. Закрепление знания пройденных букв. Совершенствование навыков составления и чтения слогов и слов с пройденными буквами. Совершенствование навыка слогового анализа слов 2. Игра с морскими камушками. Выкладывание и чтение слогов с пройденными буквами. Совершенствование навыка чтения. Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. 2. Игра с морскими камушками. Выкладывание и чтение слогов с пройденными буквами. Совершенствование навыка чтения. Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. 4. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-зверюшки». Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями. 5. Игра «Веселые зверята». Развитие фонематических представлений. Педагог. А теперь с вами хотят поиграть маленькие панда и тапир. С каких звуков начинаются их названия? 6. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Пальчиковые бассейны, магнитные буквы, контейнеры с морскими камушками по числу детей, контейнеры с красными и синими кружками по числу детей, картинки для игры «Веселые зверята», тетради «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» по числу детей. | Разучивание пальчиковой гимнастики «Паль- чики-зверюшки» |
XI | 10. Звук [н] и буква Н | Знакомство с буквой Нн. Буква Н и звук [н]. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Формирование понятия о предложении. | 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие осязания, тактильной чувствительности, навыков звукового анализа. 2. Рассказывание педагогом стихотворения. Развитие речевого слуха, фонематических представлений. 3. Упражнение «Подними сигнал». Развитие фонематического восприятия. 4. Упражнение «Что получится?» Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 5. Работа по букварю. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов. 6. Подвижная игра «Козочка». Координация речи с движением, развитие подражательности, творческого воображения. 7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания. 8. Игра «Составь и прочитай». Совершенствование навыков составления и чтения слогов и слов с буквой Н. 9. Игра «Поможем куклам». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [т], [п], [н] в словах. 10. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки и магнитные буквы, магнитная доска, «Мой букварь» и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, ведерко с мелкими игрушками, три куклы в разноцветных платьях, комплект предметных картинок для игры «Поможем куклам», цветовые сигналы по числу детей. | Разучивание подвижной игры «Козочка», подбор слов, начинающихся со звука [н]. |
XI | 11. Звук [м] и буква М | Ознакомление с буквой Мм. Буква М и звук [м]. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование представления о предложении. | 1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений. 2. Игра «Подними шарик». Развитие фонематического восприятия. 3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Мм. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 5. Подвижная игра «Когда дождик плачет». Развитие общей моторики, координации речи с движением. 6. Упражнение «Найди букву». Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. 7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. 8. Игра «Парочки». Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки со звуком [м] в названиях, синие воздушные шары по числу детей, магнитные палочки, объемные пластмассовые буквы. | Заучивание двустишия из книги «Мой бук- варь». |
XI | 12. Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. | 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие зри- тельного восприятия, внимания, ловкости. 2. Чтение слов с пройденными буквами. Совершенствование навыка чтения. 3. Упражнение «Разноцветные сигналы». Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [м]—[н] в ряду слов. 4. Игра «Разноцветные круги». Совершенствование навыков звукового анализа слов, упражнения в определении места звука в слове. 5. Подвижная игра «Сороконожка». Развитие координации движений, ловкости. 6. Игра «Узнай букву». Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. Педагог приглашает детей к коврографу, на котором для каждого из детей приготовлена карточка с «зашумленным» изображением одной из пройденных букв. 7. Работа по книге «Мой букварь». Закрепление знания буквы М и умения находить ее среди других букв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематических представлений, дифференциации звуков [м]—[н] в словах. 8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, простые и цветные карандаши, пластмассовые буквы, ведерки по числу детей, красные и синие сигналы по числу детей, игрушечный кузнечик, пластиковые или картонные круги красного, желтого и зеленого цветов, предметные картинки, содержащие в названиях звук [м] (муха, молоток, майка, мартышка, лама, панама, сумка, самокат, сом, дом, альбом, гном), контейнер для картинок, карточки с «зашумленными» буквами. | Разучивание упражнения «Сороконожка». |
XI | 13. Звук [к] и буква К | Знакомство с буквой Кк. Буква К и звук [к]. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Формирование представления о предложении. | 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Закрепление знания пройденных букв, составления и чтения слов с пройденными буквами. 2. Упражнение «Слушай внимательно». Развитие фонематического вос- приятия. 3. Работа по букварю. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с новой буквой. Совершенствование навыка чтения. 4. Подвижная игра «Облака». Координация речи с движением. Обучение расслаблению. 5. Работа в рабочей тетради. Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыка печатания. 6. Работа по букварю. Упражнение «Что в корзинке?» Развитие фонематических представлений и навыка слогового анализа. 7. Игра «Кто больше?» Развитие фонематических представлений. 8. Игра «Кто больше?» Развитие фонематических представлений. 9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Сигналы двух цветов, книга «Мой букварь», рабочая тетрадь по числу детей, магнитные палочки, контейнеры с простыми и цветными карандашами. | Подбор слов, начинающихся со звука [к]. Разучивание упражнения «Облака». |
XII | 14. Повторение и закрепление пройденного | Закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ними. | 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие фонематических представлений, навыков звукобуквенного анализа, тонкой моторики. 2. Работа по букварю. Упражнение «Что неправильно?» Развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи. 3. Работа по букварю. Упражнение «Покажи картинки». Развитие навыков фонематического анализа. 4. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыков печатания и чтения. 5. Подвижное упражнение «Качели». Развитие общей моторики, координации речи с движением. 6. Игра «Куда едут машинки?» Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. 7. Чтение слогов и слов с пройденными буквами. Совершенствование навыка чтения. 8. Упражнение «Разноцветные фишки». Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Пальчиковые бассейны со спрятанными в них буквами по числу детей, предметные картинки, книга «Мой букварь» по числу детей, рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами, светофоры и разноцветные машинки по числу детей, контейнеры с красными и синими кружками. | Разучивание упражнения «Качели». |
XII | 15. Повторение и закрепление пройденного | Закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и слова с ними. | 1. Организационный момент. Игровое упражнение «Живые буквы». Создание положительной эмоциональной установки. Объявление темы занятия. Совершенствование навыка составления из слогов и чтения коротких слов. 2. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыков печатания и чтения. Развитие зрительного восприятия и внимания, профилактика нарушений письменной речи, закрепление знания гласных и согласных букв. 3. Игра «Разноцветные корзинки». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [т], [п], [н] в словах). 4. Игра «Что в гнезде?» Совершенствование навыка составления из слогов и чтения коротких слов. 5. Игра «Жмурки с колокольчиком». Развитие слухового внимания. 6. Игра «Ралли Париж—Дакар». Формирование навыка составления и чтения слов из данных букв. 7. Упражнение «Буква потерялась». Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, навыка чтения коротких слов. 8. Организация окончания занятия. | Надувной бассейн, магнитная доска, магнитные буквы, магнитные удочки, рабочие тетради по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами, игрушка «птичка в гнезде», яйца из «киндер-сюрприза» со слогами, колокольчик, магнитная доска, магнитный колокольчик, кар- точки с недописанными словами, предметные картинки | Разучивание игрового упражнения «Жмурки с колокольчиком». |
XII | 16. Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование умения узнавать и различать правильно и неправильно написанные и «зашумленные» пройденные буквы. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с пройденными бук- вами. | 1. Организационный момент. Работа в тетради. Упражнение «Узнай букву». 2. Игра «Кто в домиках живет?» Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. 3. Работа в тетради. Совершенствование навыков печатания и чтения слогов и слов. Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики. 4. Игра-пятнашки «Бабочки и жук». Развитие ловкости, подвижности, координации речи с движением. 5. Игра «Парочки». Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Выделение начальных и конечных звуков из слов. 6. Игра «Назови картинку». Развитие навыка составления и чтения слов из пройденных букв. 7. Упражнение «Мы читаем». Профилактика нарушений письменной речи. Развитие фонематических процессов. 8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами, предметные картинки и изображения «буквенных» домиков для игры «Кто в домиках живет?», предметные картинки для игры «Парочки», карточки и контейнер с буквами для игры «Волшебные картинки». | Разучивание игры «Бабочки и жук». |
XII | 17. Звуки [б], [б’] и буква Б | Знакомство со звуками [б], [б’], буквой Бб. Формирование понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой. | 1. Организационный момент. Развитие зрительного внимания, навыков фонематического анализа. Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы занятия. 2. Игра «Подними шарик». Развитие фонематического восприятия. 3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Бб. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 5. Подвижная игра «Назови зверей». Развитие общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. 6. Упражнение «Найди букву». Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. 7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. 8. Упражнение «Подбери слова». Развитие фонематических процессов. 9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами, подносы с пластилином и салфетками по числу детей, синие шары по числу детей, фишки, ведерко с пластмассовыми буквами. | Разучивание подвижной игры «Назови зверей». |
I | 18. Повторение и закрепление пройденного | Формирование навыка различения звуков [б]—[б’]. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой. Профилактика нарушений письменной речи. | 1. Организационный момент. Упражнение «Дразнилки». Развитие фонематического восприятия. Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. 2. Упражнение «Разноцветные флажки». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [п]—[б] в ряду звуков, слогов, слов). 3. Работа по букварю. Упражнение «Помоги Боре». Развитие зрительного восприятия. Закрепление умения узнавать букву Б среди других букв. 4. Работа по букварю. Упражнение «Читай и различай». Профилактика нарушений письменной речи. 5. Работа по букварю. Упражнение «Соедини буквы с картинками». Развитие фонематического и зрительного восприятия. 6. Работа в тетради. Упражнение «Обведи картинки». Развитие фонематического восприятия, навыка дифференциации твердых и мягких согласных звуков. 7. Подвижное упражнение «Медвежата». Координация речи с движением, совершенствование умения ходить по кругу друг за другом. 8. Упражнение «Составим слово». Совершенствование навыка составления и чтения слов. 9. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, магнитные буквы, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, желтые и синие флажки по числу детей. | Разучивание подвижного упражнения «Медвежата». |
I | 19. Звуки [д], [д’] и буква Д | Ознакомление со звуками [д] и [д’], буквой Дд. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой. | 1. Организационный момент. Игра «Волшебный мешочек». Объявление темы занятия, создание эмоционального положительного фона. Развитие зрительного внимания, навыков фонематического анализа. 2. Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия. 3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4. Работа по букварю. Ознакомление с буквой Дд. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 5. Пальчиковая гимнастика «Когда дождик плачет». Развитие общей моторики, координации речи с движением. 6. Упражнение «Распутай буквы». Совершенствование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Профилактика оптической дисграфии. 7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. 8. Окончание занятия. Оценка работы детей. | «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками, синее и зеленое ведерки, наборное полотно, магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, разноцветные флажки по числу детей, контейнер с палочками Кюизенера. | Разучивание пальчиковой гимнастики «Когда дождик плачет». |
I | 20. Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. | 1. Организационный момент «Выбери букву». Развитие навыков звукобуквенного анализа. Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. 2. Игра «Потянись — наклонись». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [д], [т] в ряду звуков, слогов и в словах). 3. Работа по букварю. Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [д], [т], [д’], [т’]). Профилактика нарушений письменной речи. 4. Упражнение «Котенок гуляет». Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). 5. Игра-пятнашки «Гусь». Развитие ловкости, подвижности, двигательной активности. 6. Работа в тетради. Развитие фонематических представлений. Развитие мелкой моторики. 7. Упражнение «Паровозик-паровоз». Совершенствование навыка чтения. 8. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, магнитные буквы, магнитные игрушки, пальчиковый бассейн с песком, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, светофорчики, фигурки котят по числу детей, «Играйка. Читайка». | Разучивание пальчиковой гимнастики «Когда дождик плачет». |
I | 21. Звуки [г], [г’] и буква Г | Ознакомление со звуками [г] и [г’] и буквой Гг. Совершенствование навыков звукобуквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов, слов, предложений. Совершенствование навыка печатания. Развитие синтаксической стороны речи (формирование понятия предложение). | 1. Организационный момент. Упражнение «Озорной дождик». Совершенствование навыков звукобуквенного и звукового анализа слов, навыков чтения. 2. Игра «Подними шарик». Развитие фонематического восприятия. 3. Работа по букварю. Знакомство с буквой Гг. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 4. Пальчиковая гимнастика «Оладушки». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. 5. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. 6. Упражнение «Жили у бабуси». Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). 7. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Карточки для чтения с капельками на «липучках», контейнеры с кружками для звукового анализа, магнитная доска, буквы, палочки и кружки для магнитной доски, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, синие воздушные шары по числу детей, светофорики и фигурки гусей по числу детей. | Разучивание пальчиковой гимнастики «Оладушки». |
II | 22 Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков звукобуквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов, слов, предложений. Совершенствование навыка печатания. | 1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений. Формирование навыка составления предложения с данным словом. 2. Упражнение «Разноцветные флажки». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [к]—[г] в ряду звуков, слогов, слов). 3. Работа по букварю. Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Профилактика нарушений письменной речи. 4. Работа по букварю. Упражнение «Волшебные линии». Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений. 5. Работа по букварю. Упражнение «Назови буквы». Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. 6. Подвижное упражнение «В лесу». Развитие подражательности, ловкости, координации речи с движением. 7. Упражнение «Обведи картинки». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [г] и [г’] в cловах) 8. Упражнение «Разноцветные кружки». Развитие навыков фонематического анализа. 9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Наборное полотно, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами. | Разучивание подвижного упражнения «В лесу». |
II | 23. Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков звукобуквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов, слов, предложений. Совершенствование навыка печатания. | 1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений. Объявление темы занятия. 2. Работа в тетради. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [к]—[г] в словах). 3. Упражнение «Слушай внимательно». Развитие фонематического восприятия. 4. Игра «Трудная задача». Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза. 5. Подвижное упражнение «Жук-жучок». Координация речи с движением. 6. Упражнение «Подбери схему». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления предложений с данным словом. 7. Игра «Разноцветные конверты». Совершенствование навыка чтения предложений. 8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, магнитные буквы, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, разноцветные конверты и карточки с предложениями по числу детей. | Разучивание упражнения «Жук-жучок». |
II | 24. Звуки [ф], [ф’] и буква Ф | Ознакомление со звуками [ф], [ф’] и буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Фф. | 1. Организационный момент. Развитие навыков звукобуквенного анализа. Создание эмоционального положительного фона. 2. Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия. 3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 5. Пальчиковая гимнастика «Облака». Координация речи с движением. 6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. 7. Игра «Шифровки». Развитие навыков звукобуквенного анализа. 8. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Пальчиковый бассейн с желудями, магнитные буквы, маг- нитные предметные картинки, магнитная доска, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, флажки, фишки, элементы для выкладыва- ния букв на магнитной доске, карточки-шифровки. | Разучивание пальчиковой гимнастики «Облака». |
II | 25. Звуки [в], [в’] и буква В | Ознакомление со звуками [в], [в’] и буквой Вв. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Вв. Профилактика нарушений письменной речи. | 1. Организационный момент. Упражнение «Разноцветные шары». Создание эмоционального положительного фона занятия. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [ф]—[ф’]). 2. Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]». Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти. 3. Работа по букварю. Знакомство с буквой Вв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 4. Игра-пятнашки «Пес». Развитие общей моторики, подвижности, координации речи с движением. 5. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. 6. Игра «Волшебный цветок». Совершенствование навыка составления предложения из данных слов. Совершенствование навыка чтения предложений. 7. Игра «Веселый поезд». Совершенствование фонематических представлений, навыков звукобуквенного анализа. 8. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, рабочие тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, контейнеры с деталями букв, цветок с четырьмя лепестками, паровозик и вагончики из «Играйки. Читайки». | Разучивание игры-пятнашек «Пес». |
III | 26. Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с пройденными буквами. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка печатания. | 1. Организационный момент. Упражнение «Почини буквы». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Создание эмоционального положительного фона. 2. Работа в тетради. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в]—[в’] в словах), навыков фонематического анализа, тонкой моторики. 3. Игра с мячом «Подбери слово». Подбор слов со звуками [в] и [в’] и определение места этих звуков в словах. Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа. 4. Работа по книге «Мой букварь». Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия. 5. Упражнение «Раскрась кружки». Совершенствование навыков фонематического анализа. 6. Игра «Подпиши картинки». Развитие навыков звукобуквенного анализа. 7. Разгадывание кроссворда. Развитии навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование навыков печатания и чтения коротких слов. 8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, элементы для составления букв на магнитной доске, рабочие тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, мяч, карточки со словами и предметные картинки для игры «Подпиши слова», лист ватмана с кроссвордом, контейнер с фломастерами. | Индивидуальная работа по обучению разгадыванию кроссвордов. |
III | 27. Звуки [х], [х’] и буква Х | Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Хх. Профилактика нарушений письменной речи | 1. Организационный момент. Упражнение «Напиши букву». Развитие навыков звукобуквенного анализа. Создание эмоционального положительного фона. 2. Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов. 3. Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия. 4. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 5. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Хх. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 6. Пальчиковая гимнастика «Мы в печи варили щи». Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики. 7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. 8. Игра «Шифровки». Развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа слов. 9. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Яркие подносы с тонким слоем песка по числу детей, магнитная доска, рабочая тетрадь и «Мой букварь» по числу детей, контейнеры с карандашами, синие флажки по числу детей, фишки, элементы букв для магнитной доски, карточки-«шифровки». | Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы в печи варили щи». |
III | 28. Звук [ы] и буква Ы | Ознакомление со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов, предложений с новой буквой ы. | 1. Организационный момент. Упражнение «Слушайте внимательно». Объявление темы занятия. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. 2. Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия. 3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Ы. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия. 5. Пальчиковая гимнастика «На шоссе». Координация речи с движением, развитие мелкой моторики. 6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. 7. Игра «Веселый поезд». Совершенствование навыка чтения слов с бук- вой Ы, навыка звукового анализа слова из трех звуков. 8. Игра «Разноцветные вагоны». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ы]—[и] в ряду слов). 9. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв на магнитной доске, рабочие тетради, буквари, красные флажки по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами, фишки, предметные картинки для организационного момента, паровозик и вагончики из «Играйки. Читайки», контейнеры с кружками и буквами для игры «Веселый поезд», предметные картинки для игры «Разноцветные вагоны». | Разучивание пальчиковой гимнастики «На шоссе». |
III | 29. Звуки [с], [с’] и буква С | Ознакомление со звуками [с], [с’] и буквой Сс. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Сс. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи. | 1. Организационный момент. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. 2. Игра «Подними семафор». Развитие фонематического восприятия. 3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Сс. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 5. Подвижное упражнение «На коняшке». Развитие подвижности, координации речи с движением. 6. Упражнение «Бабочка летает». Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). 7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. 8. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие предметы, семафоры, буквари и рабочие тетради по числу детей, фишки, светофорчики и шелковые бабочки. | Разучивание подвижного упражнения «На ко- няшке». |
IV | 30. Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи. | 1. Организационный момент. Упражнение «Подбери слово». Объявление темы занятия. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. 2. Упражнение «Зажги фонарик». Развитие навыков звукового анализа. 3. Упражнение «Синий — зеленый». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [c]—[c’]). 4. Работа в тетради. Развитие навыков звукового анализа, фонематических представлений (дифференциация звуков [с] и [с’]), тонкой моторики. 5. Упражнение «Составь и прочитай слова». Совершенствование навыка составления и чтения слов. 6. Игра-пятнашки «Солнечный зайчик». Развитие общей моторики, подвижности. 7. Упражнение «Веселый поезд». Совершенствование навыков составления и чтения предложений. 8. Окончание занятия. Оценка работы детей. | «Волшебный мешочек» с игрушками, магнитные фонарики, магнитная доска, рабочие тетради по числу детей, синие и зеленые флажки по числу детей, карточки пазлы для составления слов, карточки со словами для составления предложения, паровозик и вагончики из «Играйки. Читайки», карточки со словами. | Разучивание подвижного упражнения «Солнечный зайчик». |
IV | 31. Звуки [з], [з’] и буква З | Ознакомление со звуками [з], [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Профилактика нарушений письменной речи. | 1. Организационный момент. Упражнение «Собери буквы — составь слова». Совершенствование умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. 2. Игра «Громко хлопай». Развитие фонематического восприятия. 3.Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Зз. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 5. Подвижное упражнение «Маляр». Развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением. 6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. 7. Упражнение «Разноцветные флажки». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [з]—[з’]). 8. Упражнение «Волшебный цветок». Чтение слов и составление предложения из них. Совершенствование навыков составления и чтения предложения. 9. Упражнение «Выложи схему». Совершенствование навыка анализа предложения. 10. Игровое упражнение «Эхо». Развитие фонематического слуха, навыка различения звуков [c] и [з] в слогах и словах. 11. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Магнитные буквы, синие и красные ведерки, магнитная доска, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, синие и зеленые флажки, контейнер с полосками и фишками для анализа предложений. | Разучивание упражнения «Маляр». |
IV | 32. Звук [ш] и буква Ш | Ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи. | 1. Организационный момент. Развитие фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа. 2. Игра «Хлопни в ладоши». Развитие фонематического восприятия. 3. Упражнение «Кто слушает внимательно?» Развитие фонематического восприятия. 4. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 5. Работа по букварю. Знакомство с буквой Шш. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 6. Упражнение «Маляр». Развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением. 7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. 8. Упражнение «Веселые утята». Развитие фонематических представлений (определение места звука на фоне слова). 9. Игра с мячом «Парочки». Развитие фонематических представлений. 10. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Предметные картинки для организационного момента, магнитные буквы, магнитная доска, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с фишками и карандашами, светофорчики, утята, мяч. | Повторение упражнения «Маляр». |
IV | 33. Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Профилактика нарушений письмен- ной речи. | 1. Организационный момент. Упражнение «Прилетели птицы». Совершенствование навыка составления и чтения слов с буквой Ш. 2. Работа по букварю. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложении). 3. Работа в тетради. Развитие фонематических представлений (определение места звука в словах). Развитие навыков звукового анализа слов. 4. Упражнение «Украсим кактус». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с]—[ш] в предложении). 5. Подвижная игра «Жук-жучок». Координация речи с движением, развитие подвижности и общей моторики. 6. Упражнение «Волшебный мешочек». Развитие тактильной чувствительности, умения узнавать буквы на ощупь. Формирование умения подбирать слова на заданный звук. 7. Игра «Теремок». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. 8. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Плоскостные изображения птиц, животных, теремка, кар- точки со слогами, магнитные буквы, магнитная доска, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами. | Разучивание подвижной игры «Жук-жучок» |
V | 34. Звук [ж] и буква Ж | Ознакомление со звуком [ж] и буквой Жж. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Жж. Совершенствование навыка слогового анализа слов. | 1. Организационный момент. Игра «Домики для картинок». Развитие фонематических представлений. Создание эмоционального положительного фона. 2. Упражнение «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия. 3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 4. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Жж. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. 5. Подвижная игра «Качели». Развитие общей моторики, координации речи с движением. 6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. 7. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». Совершенствование навыка слогового анализа слов. 8. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, предметные картинки, рабочая тетрадь и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, контейнер с фишками, контейнеры с магнитными буквами и элементами буквы Ж. | Разучивание подвижной игры «Качели», игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа. |
V | 35. Повторение и закрепление пройденного | Различение звуков [ш]—[ж], [з]—[ж] в словах. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыка звукового анализа слов. | 1. Организационный момент. Игра «Шифровки». Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов. 2. Упражнение с мячом «Подбери пару». Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[ж] в слогах и словах). 3. Работа с тетрадью. Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[ж] в словах). 4. Игра «Составь слова». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения. 5. Игра «Поможем Жене и Шуре». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах). 6. Подвижная игра «Качели». Развитие общей моторики. Координация речи с движением. 7. Работа по книге «Мой букварь». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ж]—[з] в слогах и словах). Совершенствование навыка чтения. 8. Работа по книге «Мой букварь». Дифференциация звуков [c]—[з]— [ш]—[ж] в словах. 9. Игра-соревнование «У кого больше камушков». Формирование навыка подбора слов на заданный звук. Дифференциация звуков [з]—[ж] в словах. 10. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, карточки-«шифровки», предметные картинки, рабочая тетрадь и «Мой букварь» по числу детей, контейнеры с карандашами, ведерки, контейнер с камушками | Упражнение в подборе слов на заданный звук. |
V | 36. Лето пришло. Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков чтения слов и предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыков составления предложений по картинкам и анализа предложений. | 1. Разгадывание ребуса. Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов. Объявление темы занятия. 2. Игра «Разноцветные квадраты». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [с]—[з]—[ш]—[ж] в словах). 3. Составление предложений с опорой на картинки. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений). 4. Анализ предложений. Совершенствование навыка анализа предложений. 5. Игра с мячом «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа. 6. Упражнение «Определи место звука в слове». Развитие навыка звукового анализа. 7. Упражнение «Подбери схему». Развитие навыков фонематического анализа. 8. Упражнение «Давайте почитаем». Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. 9. Окончание занятия. Оценка работы детей. | Магнитная доска, светофорчики, «Мой букварь» по числу детей, контейнеры с цветными карандашами и кружками для звукового анализа слов, карточка с ребусом, карточка со словом жук, игровое поле и предметные картинки для игры «Разноцветные квадраты», карточки со звуковыми схемами. | Разучивание игры «Раздели на слоги». |
37. Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи. | 1. Организационный момент. Упражнение «Подбери слово». Объявление темы занятия. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. 2. Упражнение «Зажги фонарик». Развитие навыков звукового анализа. 3. Упражнение «Синий — зеленый». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [c]—[c’]). 4. Работа в тетради. Развитие навыков звукового анализа, фонематических представлений (дифференциация звуков [с] и [с’]), тонкой моторики. 5. Упражнение «Составь и прочитай слова». Совершенствование навыка составления и чтения слов. 6. Игра-пятнашки «Солнечный зайчик». Развитие общей моторики, подвижности. 7. Упражнение «Веселый поезд». Совершенствование навыков составления и чтения предложений. 8. Окончание занятия. Оценка работы детей. | «Волшебный мешочек» с игрушками, магнитные фонарики, магнитная доска, рабочие тетради по числу детей, синие и зеленые флажки по числу детей, карточки пазлы для составления слов, карточки со словами для составления предложения, паровозик и вагончики из «Играйки. Читайки», карточки со словами. | Разучивание подвижного упражнения «Солнечный зайчик». |
Параметры промежуточной диагностики овладения необходимыми навыками и умениями по грамоте для старшей группы образовательной области «Коммуникация».
1. Делить на слоги двух – трех слоговые слова;
2. Определять заданный звук в слове;
2. Проводить звуковой анализ простых трех – четырех звуковых слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова);
3. Составлять предложения с заданным количеством слов;
4. Определять количество и последовательность слов в предложении.
Иметь представления о понятиях:
«слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки»,
«звуковой анализ слова»
Методика проведения промежуточной диагностики овладения необходимыми навыками и умениями по грамоте для старшей группы образовательной области «Коммуникация».
1.Делить на слоги двух – трех слоговые слова;
Инструкция: «Раздели слова на слоги».
2.Определение заданного звука в слове.
Инструкция. «Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?»
Инструкция: «Назови слово со звуком [С]- [3],[Ш]- [Ж],[Л]- [Р]».
Из предложенных разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук С:
самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.
2.Проводить звуковой анализ простых трех- четырех звуковых слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова);
Проведение звуковой анализ слов: СОК, ЛЕС, РОЗА, УТКИ.
3. Составлять предложения с заданным количеством слов;
Инструкция: Придумай предложение из 3(4,5) слов. По картинке, по заданным словом, самостоятельно.
4.Определять количество и последовательность слов в предложении.
Дети любят играть.
«Сколько слов в предложении? Назови первое слово? Второе? Третье?»
Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по грамоте для старшей группы образовательной области «Коммуникация».
Высокий | Средний | Низкий | |
Уровневые показатели | 2 | 1 | 0 |
Сумма баллов | 8-10 | 5-7 | 0-4 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Подготовка к обучению грамоте в детском саду/ П44 Л.Е Журова, Н.С.Варенцова, Н.С.Старжинская и др.- Самара. 1993 г.
- Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практических работников ДОУ/ Г.С.Швайко.- М: Айрис-пресс, 2006г.
- Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для восп. д/с / Г.А.Тумакова, под ред. Ф,А,Сохина.-М.:Просвещение 1991г.
- Детям о природе/ Л.М.Потапова- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002г.
- Учимся говорить правильно/ Н,Г,Комратова.- М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Физкультурные минутки в начальной школе/ С,А,Исаева- М.: Айрис-пресс, 2004г.
- Физкульт привет/ Е,Г,Сайкина, Ж.Е. Фирилёва- СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
- Физминутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие/ И.Е.Аверина.-М: Айрис- пресс, 2008г.
- Чистоговорки и скороговорки: практикум по улучшению дикции/Т..А.Куликовская-М.: Издательство « ГНОМ и Д», 2006г.
- Спортивные игры для детей/ О.Е.Громова- М.: ТЦ Сфера, 2003г.
- П/и и игровые упражнения для детей 5-7 лет/ Л.И.Пензулаева- М.: Гуманит. Изд. центрВЛАДОС, 2001г.
- По дороге к азбуке/Т.Р. Кислова, Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой-М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Домашние и бездомные животные»
Задачи:Формировать представление детей о домашних животных, создавать необходимыепредпосылки владения речью как средством общения и культуры, развивать связную, грамматически правильную диалогическую ...
Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. "Город веселых светофорчиков"
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы ОО "Речевое развитие". "Город веселых светофорчиков"...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. Тема Составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы - «Зимние забавы».
Цель: обучение детей составлению рассказа по картине с использованием мнемотаблиц....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Конспект ОД по области «Речевое развитие» для детей старшей группы.
Тема: ««Заучивание стихотворения кубанского автора В. Нестеренко «Родина»Цель: углубление знаний детей о творчестве В. НестеренкоЗадачи:Образовательные: Углубить знания детей о...