Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Егорова Светлана Львовна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшей группы

«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского района ЧР

            МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского района ЧР

                                                       

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшей группы

«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/permyak/kalitka/p0006.jpg 

                                                                             

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                              воспитатель  Егорова С.Л.

                                                                                               

                                   

                 

   

                                                           с.Моргауши, 2016 г.

 

 Программное содержание:

Связная речь:     
- учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; 

Словарь и грамматика:
- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;                                                                                                                                - тренировать в подборе синонимов;                                                                                                   - учить оценивать словосочетания по смыслу;                                                                               - продолжать воспитывать интерес детей к художественной литературе.


Материал:  рассказ Е.А.Пермяка,  презентация «План рассказа».

Ход НОД:

Психологический этюд:

-Ребята, посмотрите, у меня есть волшебное зеркало. Я посмотрю и поздороваюсь: Здравствуй, это я». А теперь попробуйте и вы поздороваться.

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя и сказать: «Здравствуй, это я».

А теперь посмотрим на наших гостей, улыбнемся им и скажем: «Здравствуйте, это мы».

Воспитатель: Дорогие  ребята, мы со всеми поздоровались, теперь рассаживайтесь поудобнее и я прочитаю вам рассказ Евгения Андреевича Пермяка «Первая рыбка».

Воспитатель читает рассказ. Задает вопросы.

Вопросы:

1.О чем говорится в рассказе?

2.Что вам особенно понравилось в нем?

3.Куда поехала Юрина семья? Как иначе можно сказать об этом?

4.Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)

5.Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?

        
Воспитатель (подводит итог):

- Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

 Воспитатель снова читает рассказ. Дети пересказывают по плану.

Воспитатель: Ребята, рассказывать будем по плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий - о том, какие чувства испытывал Юра.

Воспитатель: А теперь предстоит следующее задание: пересказать рассказ полностью.

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.

Физкультминутка.

А сейчас мы тоже попробуем поймать рыбу вместе.

Координация речи с движением «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Воспитатель:  

- В рассказе сказано «крохотный ершишка», а как еще можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный близкие, похожие по смыслу.

Дети: маленький, малюсенький.

Воспитатель:

- Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

Дети отвечают.

Воспитатель:

-Какими словами сказано про «ершище»?

Дети отвечают.

Воспитатель:

- Да «большущий ершище?». Давайте скажем по-другому. Подберите к слову большущий слова близкие по смыслу.

Дети: огромный, громадный.

Воспитатель:

-  Как вы думаете, можно ли так сказать «большущий ершик»?

Дети отвечают.

 Воспитатель:  

- Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя?

Дети отвечают.

 

Воспитатель:  

-Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным?

Дети отвечают.

Воспитатель:  

-А что еще бывает большущим?

Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.

Воспитатель:

-У ерша острый плавник, а что еще бывает острым?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Можно ли так сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Что еще бывает острым?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Кто такой острослов? Кого так называют?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Что значит остроумный?

Дети отвечают.

 Воспитатель:

А вы остроумные?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, какой рассказ мы сегодня послушали? Я предлагаю вам рассказать папам и мамам. А вечером вы можете приготовить  рисунки к рассказу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей подготовительной группы. Тема "Чаепитие у Веселого Колобка".

Занятие по развитию речи - составление описательного рассказа с использованием опорных схем, Цель занятия: обучение детей старшего дошкольного возраста умению составлять описательный рассказ о чайной ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей средней группы «Путешествие в любимые сказки»

В представленном конспекте НОД в игровой форме проходит закрепление представлений о героях любимых русских народных сказок...

Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. "Город веселых светофорчиков"

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы  ОО "Речевое развитие". "Город веселых светофорчиков"...

План-конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей младшей группы. Возраст 3-4 года. «Кукла в гостях у малышей»

План-конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей младшей  группы. Возраст 3-4 года.«Кукла в гостях у малы...