Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей подготовительной группы. Тема "Чаепитие у Веселого Колобка".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Воробьева Юлия Владимировна

Занятие по развитию речи - составление описательного рассказа с использованием опорных схем, Цель занятия: обучение детей старшего дошкольного возраста умению составлять описательный рассказ о чайной посуде с помощью опорных схем и использованием компьютерной презентации. Занятие представляет собой логически и тематически выстроенный материал, доступный пониманию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_podg_gruppe_posuda.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1" Шатурского муниципального района Московской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей подготовительной группы.                                                                      

Тема "Чаепитие  у Веселого Колобка".

(Составление описательного рассказа с использованием опорных схем).

                                                                                                 Подготовила: воспитатель                                                                                                                                                                                                                                 Воробьева Ю.В.

Шатура 2014г.

Цель : обучение детей умению составлять описательный рассказ о чайной посуде с помощью опорных схем.

Задачи.                                                                                                                                                                  Образовательные:                                                                                                                   -продолжать расширять представления детей о многообразии посуды (виды посуды, из какого материала изготовлена посуда);
-закрепить знания детей о чайной посуде (назначение, части, материал, цвет); познакомить с понятием «чайный сервиз»;
-учить составлять связный последовательный рассказ-описание о чайной посуде,  описывая последовательно части, свойства, качества, действия.                                                                        
Развивающие: 
-развивать диалогическую и монологическую формы речи;                                  -уточнить словарь по теме «Посуда»;                                                                     - упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом потому что;                                                                                                                                                       -развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;                                                                                                                  -развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, память, умение анализировать и сравнивать.                                                                                                                                                                
Воспитательные:                                                                                                              - воспитывать культуру  речи;                                                                                            -воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием;                                                                                                                     -воспитывать бережное отношение к посуде.    

Оборудование и материалы: чайный фарфоровый сервиз, картинки с изображением разных видов посуды,, электронная план-схема рассказа (презентация),  красивый конверт - письмо колобка, карточки смайлики 3 видов на каждого ребенка, магнитные доски (2-3 штуки).                                                                                                 

Методы и приемы: сюрпризный  момент, загадывание загадок,  дидактические игры и упражнения, беседа, вопросы, план-схема, вспомогательные вопросы при рассказывании, краткий анализ занятия, рефлексия. 



                                             

                                             

Ход занятия.

1.Вступительная часть  (организационный момент). Воспитатель вместе с детьми входит в группу, здороваются с гостями:

"Здравствуйте, здравствуйте!"-птицы запели,                                                                                 "Здравствуйте!"-ветры зашелестели,                                                                                                                "Здравствуйте",- скажем друг другу, всем нам,   (показывают друг на друга)                                                                 "Здравствуйте все, кто пришел в гости к нам.  

2.Основная часть - практическая работа.                                                                                                       Дети рассаживаются на стульчики и воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. 
(Нож)

У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна ...                                                                                                                                  (Кастрюля)                                            

Для питья он предназначен,                                                                                   Хрупок, из стекла, прозрачен,                                                                                  Можно сок в него налить,                                                                                                  С удовольствием попить,                                                                                            Воду можно из-под крана.                                                                                              Нет нужней чего?                                                                                                       (Стакана)

Суп, салат, пюре, котлеты,
Подают всегда в —                                                                                                  (Тарелке)

                                                                                                             

Слова воспитателя:                                                                                                                                          -Вы догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить?                                                                                                                                     Ответы детей:                                                                                                                                             -О посуде?

Сюрпризный момент:  письмо от Веселого  Колобка,  который приглашает детей  в гости,  на  чаепитие. но  выражает сожаление, что у него нет чайного сервиза.  Воспитатель, чтобы исправить положение предлагает детям отправиться в магазин за чайной посудой.                                                                                         Слова воспитателя:                                                                                                                               -Как мы можем помочь Колобку? (нужно купить в магазине) Тогда отправляемся в магазин посуды.

Дидактическая игра "Магазин посуды".   Дети  сначала выбирают картинки, а затем садятся на стулья.

Дети из множества картинок с изображением посуды выбирают чайную с объяснениями. Воспитатель предлагает  предметы столовой, чайной, кухонной посуды. посуды. Дети отклоняют приобретение этих предметов с объяснениями.  (пример: чашка - чайная посуда, потому что в нее наливают чай , из нее можно пить, ее можно мыть, вытирать, ставить и др.)                                                                                                  

Слова воспитателя:                                                                                                                                                                               -Ребята назовите одним словом то, что изображено на картинках? (посуда)                                                                     -Выберите предметы чайной посуды, назовите ее  и поясните  почему вы ее выбрали и что с ней можно делать . Дети выполняют задание.                                                                                                                                                                                  

Слова воспитателя:                                                                                                                                                                        -Молодцы, вы правильно выбрали чайную посуду и  рассказали о ней,  а теперь  мы  поиграем в другую игру -  "Цепочка фраз" .    Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них полным ответом  (у кого окажется в руках предмет).                

Дидактическая  игра "Цепочка фраз".  (о блюдце)                                                 Дети сидят на стульях.                                                                                                  Воспитатель задает вопрос по каждому пункту схемы просит детей ответить полным ответом, после совместного описания выставляется первый предмет посуды (блюдце).    (пример: что это? (это блюдце)  какая это посуда? (блюдце это чайная посуда) из чего оно сделано? (оно сделано из фарфора) из каких частей оно состоит? (блюдце состоит из донышка, стенок) какого блюдце цвета? (оно белое, украшено синими  цветочками) что с ним можно делать? (блюдце можно ставить под чашку, мыть, чистить. вытирать, можно разбить, подарить) .                                                                                                                              Слова воспитателя:                                                                                                                                                 -Ребята, вы хорошо справились с заданием -  рассказали о блюдце , а теперь посмотрим , как вы умеете мыть посуду.                                                                                        

Пальчиковая игра в кругу "Помощники".   Дети стоят в кругу.

Раз, два, три, четыре,

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли:

Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, блюдце, ложку

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Снова загибают пальчики.

Блюдце тоже развалилось,     Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

Так мы маме помогали.

хлопают в ладоши.

Слова воспитателя:                                                                                                                          Ребята,  мы оказались неловкими помощниками, но мы будем исправляться - накрывать стол для чаепития,  а  выставить тот или иной предмет посуды на стол можно лишь, после того как вы  интересно о нем расскажете.                                                                                                                          И  сейчас мы окажемся в гостях у Веселого Колобка, а он  нас научит правильно рассказывать о посуде, которая нужна для чаепития.

  Показ презентации детям.  (пример:  рассказ о чашке)   Дети сидят на стульях.                                                                                                                                  Составление рассказа детьми по опорным схемам (3 рассказа).  После каждого описания на стол выставляется описанный предмет посуды, пока не соберется чайный сервиз для чаепития (чайник заварочный, сахарница, молочник).      

Слова воспитателя:                                                                                                                             Молодцы, вы составили удачные рассказы и мы с вами собрали чайный сервиз.

3. этап учебного занятия: заключительный  подведение итогов, рефлексия.                                                                                                                                              Слова педагога:                                                                                                                                                                  -О чем мы сегодня говорили?   (о посуде)                                                                                                             -Какая бывает посуда? Назовите два определения. (пример: чайная, фарфоровая).                                                                                                                                -Что можно делать с посудой? Назовите три действия. (пример: мыть, чистить, в ней можно кипятить).                                                                                                                                                                                                  -Составьте  предложение  со словом  "посуда". (пример: посуда очень нужна в доме).                                                                                                                                    -А теперь назовите слово похожее по смыслу на слово "посуда". (пример: кухонный предмет).                                                                                                                            

Слова педагога:                                                                                                                                                               -А теперь проверим интересно вам было на занятии или нет.                                                                                    Детям предлагаются смайлики с изображением  веселого и грустного Колобка. Дети выбирают тот, который считают нужным.                                                                                                                                                      

Слова педагога:                                                                                                                                                                    - Вот и закончилось наше занятие А теперь, когда мы все узнали  о чайной посуде, наверное, вам и чай пить будет интереснее  (Да!).  

Пояснительная записка.

Разработанная тема занятия представляет собой одно из серии занятий по составлению описательных рассказов.                                                                                                                     Занятие по типу носит обучающий характер с применением различных приемов, форм и методов обучения.                                                                                                                                                Целью занятия является обучение детей умению составлять описательный рассказ о чайной посуде с помощью опорных схем, при этом одновременно преследуются следующие задачи:

Задачи.                                                                                                                                                                  Образовательные:                                                                                                                   -продолжать расширять представления детей о многообразии посуды (виды посуды, из какого материала изготовлена посуда);
-закрепить знания детей о чайной посуде (назначение, части, материал, цвет); познакомить с понятием «чайный сервиз»;
-учить составлять связный последовательный рассказ-описание о чайной посуде,  описывая последовательно части, свойства, качества, действия.                                                                        
Развивающие: 
-развивать диалогическую и монологическую формы речи;                                  -уточнить словарь по теме «Посуда»;                                                                     - упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом потому что;                                                                                                                                                       -развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;                                                                                                                  -развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, память, умение анализировать и сравнивать.                                                                                                                                                                
Воспитательные:                                                                                                              - воспитывать культуру  речи;                                                                                            -воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием;                                                                                                                     -воспитывать бережное отношение к посуде.    

Место проведения: зал МБ ДОУ "Детского сада №11".                                                                                                                          Группа: подготовительная.                                                                                                                                                       Образовательная область : речевое развитие.                                                                                                       Тема: "Чаепитие  у Веселого Колобка".                                                                                         Тип занятия: изучение нового материала.                                                                                                            Продолжительность занятия: 30 минут.                                                               Оборудование и материалы: чайный фарфоровый сервиз, картинки с изображением разных видов посуды,, электронная план-схема рассказа (презентация),  красивый конверт - письмо колобка, карточки смайлики 3 видов на каждого ребенка, магнитные доски (2-3 штуки).                               Оборудование и материалы к занятию: чайный фарфоровый сервиз, картинки с изображением разных видов посуды,, электронная план-схема рассказа (презентация),  красивый конверт - письмо колобка, карточки смайлики 3 видов на каждого ребенка, магнитная доска.                                                                                     ТСО: мультимедийный проектор.                                                                                                       Форма организации деятельности: коллективная, индивидуальная.                                                                Структура занятия состоит из  трех частей:                                                                                                                         -вступительная часть - организационный момент, психологический настрой (приветствие друг друга и гостей), упражнение для развития мелкой моторики рук, развития речи;                                                                                                    -основная часть - изучение нового материала. Актуализация знаний. Введение в тему. Сюрпризный момент.  Дидактическая игра  "Магазин посуды". Дидактическая игра "Цепочка фраз".Овладение навыком составления описательного рассказа о посуде;                                                                                         -заключительная часть - рефлексия - подведение итогов. Выявление эмоционального настроя детей.                                                                                      С целью создания условий для самореализации детей используется:                                              -включение в занятие игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;                                                                                                                                                                                                                                       -моральное поощрение инициативы и творчества;                                                                                       -продуманное сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности;                                                                                                                               -регулирование активности и отдыха.                                                                                                                                                                  На занятии широко применяются следующие методы:                                                                                  -словесный (беседа);                                                                                                                -игровой (пальчиковая игра "Помощники",  дидактическая игра "Магазин посуды", сюрпризный момент;                                                                                                   -практический (составление рассказов, дидактическое упражнение "Рассказ по цепочке");                                                                                                                                - наглядный (показ презентации).                                                                                                                             Основная форма занятия - игра. Игровые формы  сочетаются  с практическими и словесными.                                                                                                                                             В занятие включена пальчиковая  гимнастика в кругу, которая  направлена на активизацию рецепторов, находящихся на кончиках пальцев рук, развитие чистоты и темпа речи ,а также на смену видов деятельности.                                                                                                               С целью повышения у детей интереса к занятию показана тематическая обучающая презентация, в которой сказочный герой обучает детей рассказыванию о посуде.                                                                                                                              Использование различных форм и методов обучения в ходе представленного занятия вызывает интерес к предмету, глубокое усвоение полученных знаний, стремление к овладению новыми познаниями, способствует расширению кругозора.

Актуальность данного занятия определяется потребностью в поиске более эффективных путей и способов организации занятий по развитию речи, а именно обучению составления рассказов.

Ожидаемый результат.                                                                                                                                                  В конце занятия дети должны научиться составлять описательный рассказ о   чайной посуде  и по аналогии составлять рассказ о других видах посуды .                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности"Мастера и рукодельницы" для детей подготовительной к школе группы.

В конспекте раскрываются такие понятия как, "мастер", "рукодельница". Использовались поговорки о труде, о людях- мастерах своего дела.  На занятии использовались схемы парных картин( изобра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья»

непосредственно образовательная  деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы  « Путешествие в город Здоровья» Укрепление физического здоровья д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы "Гжельская сказка"

Данный материал содержит конспект по изобразительно художественному творчеству полезному для воспитателя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. По образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе на тему: «Дикие животные средней полосы» (интеграция ФЦКМ и ФЭМП)

Цель: Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе ;учить выкладывать задачи, используя знаки . Образовательные задачи:...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Изобразительная деятельность. Лепка" Для детей 2 младшей группы. «ВЕСЕЛЫЕ МАТРЁШКИ»

Тема:«ВЕСЕЛЫЕ МАТРЁШКИ»Цель. Учить лепить предмет из мягкого пластилина, развивая творческие способности детей. Украшать фигурки платочком и создавать узор на сарафане.Задачи:- активизиров...