Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Речевое развитие"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Кобелева Мария Михайловна

Подборка материалов для занятия с детьми по разделу Развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rechevoe_razvitie.docx73.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                                                                                           УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом МБДОУ                                                                                                                    Приказом заведующего МБДОУ

«Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты                                                                                                       «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты

Протокол № 1 от 30 августа 2017 г.                                                                                                                   № 120/01 - 15 от «30» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

для дошкольников (5 – 6 лет)

срок реализации программы 1 год

                                                                                                                                                  Составители:

                                                                         

                                                                                                 Матвеева Е.Б. – воспитатель

                                                                                                  Кобелева М.М. – воспитатель                                                                                              

                                                                           

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Старшая группа

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи образовательной деятельности:

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

 2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

 4. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

6. Воспитывать интерес к письменным формам речи.

7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

9. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Содержание образовательной деятельности:

Владение речью как средством общения и культуры Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикета взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе); освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы; участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).

 Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание); в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик). Развитие речевого творчества Проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы речи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.

Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения; личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д.), его состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный и т. д.), оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т. д.). Освоение способов обобщения — объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты). Освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Освоение чистого произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

 Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Освоение представления о существовании разных языков. Освоение терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»; звуковой анализ слова. Освоение умений: делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой Восприятие классических и современных поэтических произведений (лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаических текстов (сказки, сказки-повести, рассказы); проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием; понимание образности и выразительности языка литературных произведений; проявление интереса к текстам познавательного содержания (например, фрагментам детских энциклопедий)

             Тематический план непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Итого

09

1.Непосредственно образовательная деятельность

 «Развитие речи» «Секреты школьной жизни»

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

«Как спасти мышонка?»

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

 «Секреты здоровья».

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

Творческое рассказывание «Поговорим по телефону».

4

2.Непосредственная образовательная деятельность. «Подготовка к обучению грамоте» Продолжать знакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а.

2.Непосредственно образовательная деятельность

«Подготовка к обучению грамоте» Продолжать знакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, у.

2

10

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

 

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот».

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»  Обучение пересказу от лица литературного героя рассказа Н. Носова «Огурцы»

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь»

4

2.Непосредственно образовательная деятельность

«Подготовка к обучению грамоте» Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у.

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте» Продолжать знакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О.

2

11

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи»

Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса».

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» «Творческое рассказывание. Почемучки» 

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи»  «Наша Родина – Россия».

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи»

Составление рассказа по картине «Северные олени»

4

2.Непосредственно образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте» Познакомить детей с согласными  звуками [м], [м'] и буквой М, м.

 2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте» Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у],[о],[м],[м']; буквах А, а; У, у; О, о; М, м.

    2

12

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

Рассказывание из личного опыта «Как мы побывали на почте» 

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» «Сказочное животное»

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»  Рассматривание картины и составление рассказа «Зимние забавы»

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Творческое рассказывание. Сочиняем сказку про Деда Мороза»

4

2.Непосредственно образовательная деятельность

 «Подготовка к обучению грамоте»

Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [с], [с'] и буквой С, с.

2.Непосредственно образовательная деятельность

«Подготовка к обучению грамоте»

Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [х], [х'] и буквой Х, х.

2

01

--------------------------

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Пересказ произведения В.А.Осеевой «На катке»

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

«Размытое письмо»

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Пересказ произведения Л.Н Толстого «Два товарища»

3

 2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте «Продолжать обучение детей звуковому анализу слов

1

02

1 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Рассказывание из личного опыта «Мой любимец»

2 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» «Пересказ произведения Е. Пермяка «Для чего руки нужны»

3 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи»  Творческое рассказывание. Веселые загадки. 

4 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность « Развитие речи» Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

4

2.Непосредственно образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте» Продолжать знакомить детей с согласным  звуком [ш], и буквой Ш, ш.

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте» Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [л], [л'] и буквой Л, л.

2

03

  1. неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

Ненецкая сказка «Кукушка»

  1. неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Речевая работа по тексту ст. Ф.Тютчева «Зима не даром злится».

3 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»  Речевая работа по содержанию сказки «Хвосты»

4 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Театрализованная постановка «Репка с продолжением»

4

2.Непосредственно образовательная деятельность

 «Подготовка к обучению грамоте» «Звук Б и его друзья в разных словах».

2.Непосредственно образовательная деятельность

«Подготовка к обучению грамоте» Игры со звуками, буквами и словами. ч.1

2

04

1 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Составление описательного рассказа по картине А.Саврасова «Грачи прилетели

2 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность « Развитие речи» Беседа «Покорение космоса»

3 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Речевая работа по стихотворениям В.Степанова «Животный мир Земли» 

4 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Пересказ произведения К. Ушинского «Лекарство».

5 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Беседа «Планета Земля в опасности

5

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте «Звук Р,Р*. Буква Р.

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте» Повторение и закрепление звуков Р,Р* и буквы Р на новом речевом и игровом материале.

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте» Обобщение представлений о знакомых звуках. 

3

05

1 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Чтение стихотворения Е.Благиной «Шинель» и речевая работа по тексту.

2 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи»

Речевая работа по сказке К.Чуковского «Айболит»

3 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Рассказывание по серии картинок «Детский книжный магазин».

4 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Речевая работа по словацкой сказке «У солнышка в гостях».

4

2.Непосредственно образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте» Звук К,К*. Буква К.

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте» Закрепление звука К,К*, буквы К. работа с предложением

2

итого

НОД «Развитие речи»

36

НОД «Подготовка к обучению грамоте»

18

Содержание образовательной деятельности по реализации образовательной деятельности «Речевое развитие»

СЕНТЯБРЬ

Работа с семьей по реализации образовательной области «Речевое развитие»:

Памятка-рекомендация «Перечень стихотворений об осени, рекомендуемых для разучивания с детьми 6-го года жизни».

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде

  1. неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность

 «Развитие речи»  

«Секреты школьной жизни»

Цель: Формирование желания идти в школу, хорошо учиться, стать учеником, найти много новых друзей; обогащение представлений детей о школе; развитие умения школьного общения: особенность общения с учителем, деловое и игровое общение со сверстниками, развитие умения поли логической речи; знакомство с литературными произведениями о школе, развитие умения пересказывать их по ролям, использовать в играх-драматизациях.

2.Непосредственная образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте» 

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а.

З: упражнять в умении находить этот звук в словах, развивать фонематический слух; запомнить  термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука  опираться на тактильные, слуховые анализаторы.  Познакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  

Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

 В ходе динамических пауз , физминуток выполнять движения со словами чистоговорок.

Рисование по трафаретам в уголке творчества

составление слогов и коротких слов из знакомых букв;

-раскрашивание буквы А;

-«пластилиновое письмо»

Плакаты, иллюстрации осени

Карточки со знакомыми слогами и буквами;

-карточки с изображением буквы «А»

  1. неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

«Как спасти мышонка?»

Цель: развитие речи-рассуждения; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, находить и использовать слова по теме.

На утренней гимнастике игра-имитация «Мышата спешат на поляну»

Рассматривание иллюстраций «Мышонок попал в беду»

3 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

«Секреты здоровья».

Цель: Расширение представления о том, что полезно и что вредно для здоровья; помощь каждому ребенку в осознании своих особенностей, неповторимости, отличия от других; обучение непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности.

 2.Непосредственно образовательная деятельность

«Подготовка к обучению грамоте»

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, у.

З: упражнять в умении  находить место звука в словах, развивать фонематический слух; уточнить  термин «гласный». При  характеристике звука  опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими

умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Чистоговорки на звукиА,У.

Д/и «Есть звук – хлопни, нет звука-топни».

На утренней гимнастике игра-имитация «Если хочешь быть здоров…»

Раскрашивание букв.

Театрализованная деятельность по образовательной ситуации «Что надо делать, чтобы не болеть?»

Разрезная азбука, -карточки со знакомыми слогами и буквами;

-карточки с изображением буквы А,У

Д/и «Секреты неболейки»

плакаты, иллюстрации по теме

4 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

Творческое рассказывание «Поговорим по телефону».

Цель: Знакомство с особенностями диалогической речи; обучение связным, последовательным, развернутым ответам с соблюдением выразительности; активизация употребления в речи словесных форм вежливости; познакомить с  правилами речевого поведения

Разучивание чистоговорки «Вежливые слова»

Д/и «Маленькие домики» (дифференциация звуков, развитие арт.аппарата)

Драматизация диалогов

Маски зверей.

ОКТЯБРЬ

Работа с семьей по реализации образовательной области «Речевое развитие»:

Пригласить родителей к наблюдению за речевой работой с детьми в ходе различных видов деятельности.

 Индивидуальные рекомендации.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде

1 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Цель: обощение  представлений об осеннем времени года; обогащение словарного запаса за счет употребления в речи слов-определений; развитие диалогической речи; вызывание эмоционального отклика на увиденное в природе.

2.Непосредственно образовательная деятельность

«Подготовка к обучению грамоте»

 Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у.

З: Дать понятие «слог», что гласный образует слог: составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука  опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Чистоговорки на звуки А,У.

Д/и «Есть звук – хлопни, нет звука-топни».

Упражнение в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [с], [ц], [ш], [щ'] в разном темпе и силой голоса.

Коллективная работа «Осенняя фантазия»

Раскрашивание изображений букв.

Магнитная азбука.

2 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи»

Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот».

Цель: Совершенствование умения составлять короткий рассказ о членах своей семьи. Отрабатывание интонационной выразительности речи. Упражнять в произношении фраз с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство). Упражнение в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [с], [ц], [ш], [щ'] в разном темпе и силой голоса.

На прогулке п/и «Вороны» (Шумаева, с.55)

«Есть у нас огород»

Иллюстрации к образовательной ситуации «Много у бабушки с нами хлопот»

3 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Обучение пересказу от лица литературного героя рассказа Н. Носова «Огурцы». 

Цель: Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения;  понимать  главную идею произведения: брать чужие вещи без проса – плохо – это называется воровством;  устанавливать причинно-следственные связи: поступки одного человека всегда имеют последствия для других людей; развитие умения встать на позицию литературного героя, глубже понять его чувства.

2.Непосредственно образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте»

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О.

З: Упражнять в умении  находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Уточнить понимание термина «гласный». При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Обыгрывание ситуаций «Хорошо – плохо»

Рассматривание иллюстраций к рассказу Н.Носова «Огурцы»

Раскрашивание контурного изображения  буквы О

Выставка книг Н. Носова

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 19.

4 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь» 

Цель: Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Развивать умение придумывать концовки к рассказам; употреблять трудные формы родительного падежа, множественного числа (колосков, травинок, цветов, птиц)

Д/и «Скажи наоборот», «Кто больше назовет слов»

Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь»

репродукции картины

И. Шишкина «Рожь», набор сюжетных картин

Иллюстрации

НОЯБРЬ

Работа с семьей по реализации образовательной области «Речевое развитие»:

Приглашение родителей к наблюдению за речевой работой с детьми в ходе различных видов детской деятельности.

 Индивидуальные рекомендации.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде

1 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность « Развитие речи» Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса». 

Цель:  Знакомство с особенностями интервьюирования; формирование умения формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащение речи через чувственный опыт.

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте»

Познакомить детей с согласными  звуками [м], [м'] и буквой М, м.

З: Находить место звука в словах, развивать фонематический слух.  Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о  различии и особенностями звука и буквы. Упражнять в умении составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

В различные моменты между сменой видов деятельности : отработка скороговорки «Вёз корабль карамель…»

Чистоговорки со слогами в сочетании со звуком [м]

Раскрашивание контурного изображения животных осеннего леса

Рисование и раскрашивание буквы М.

осеннего пейзажа, животных в осеннем лесу

Карточки с изображением буквы М, слоговая таблица.

2 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи»

«Творческое рассказывание. «Почемучки».

 З: Формировать умение составлять вопросительные предложения. Используя слова «почему», «отчего», «когда», «сколько», «где», «что» (без педагогической поддержки). Соблюдая при этом интонационную выразительность.   

Д/и «Вопрос – ответ», «Да и нет не говори»

Сюжетные картинки

3 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» «Наша Родина – Россия».

Ц: Знакомство с картой мира, местом России на карте. Познакомить с лесами, степями, горами, крупными городами, столицей. Познакомить с национальностями, проживающими на территории России, с искусством русского народа (народный календарь, УНТ, декоративно-прикладное)

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте»  

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у],[о],[м],[м']; буквах А, а; У, у; О, о; М, м. 

З: Находить эти звуки в словах, развивать фонематический слух. Упражнять в умении составлять и читать слоги и слова по разрезной азбуки и слоговой таблице. При характеристике звука продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Чистоговорки со слогами в сочетании с гласными звуками

Рисование и раскрашивание в контурных картах

Составлять и читать слоги и слова по разрезной азбуки и слоговой таблице

Контурные карты, карта мира

Энциклопедия «Наша Родина Россия»

Слоговые таблицы

4 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи»

Составление рассказа по картине «Северные олени»

З: Упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных.

На прогулке: сюжетно-ролевая игра «Спасаем оленёнка».

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Иллюстрации животных, сказок, сюжетные картинки по теме

                                                                                                      ДЕКАБРЬ

Работа с семьей по реализации образовательной области «Речевое развитие»:

Памятка-рекомендация «Перечень стихотворений о зиме, рекомендуемых для разучивания с детьми 6-го года жизни».

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде

1. неделя

 1.Непосредственная образовательная деятельность

  «Развитие речи»

Рассказывание из личного опыта «Как мы побывали на почте»

Ц:

Формирование умений составлять связный рассказ об увиденном, умения образовывать названия лиц по профессии. Активизация в речи названия профессий и действий. Закрепление названия предметов, необходимых людям некоторых профессий.

2.Непосредственно образовательная деятельность

«Подготовка к обучению грамоте»

Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [с], [с'] и буквой С, с.

З: Находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука  опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Упражнять в умении составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Разыгрывание сценки «Почтальоны»

В ходе динамических пауз , физминуток выполнять движения со словами чистоговорок.

Составление слогов и коротких слов из знакомых букв.

С.Р.И. «Почта»,

д/и «Угадай профессию»

Составление слогов и коротких слов из знакомых букв. Раскрашивание буквы С. «Пластилиновое письмо»: знакомые буквы.

Атрибуты к с.р.и., иллюстрации «Мир профессий»

Карточки со знакомыми слогами и буквами;

-карточки с изображением буквы С

  1. неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность  «Речевое развитие»  

«Сказочное животное»

Цель:

Развитие фантазии и воображения детей; упражнение в составлении творческих сюжетных и описательных рассказов.

Д/и «Продолжи предложение»

-рассматривание иллюстраций

Раскраски, д/и «Найди пару»

3 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Рассматривание картины и составление рассказа «Зимние забавы»

Ц: Формирование умения составлять небольшой сюжетный рассказ. Закрепление правильного и отчетливого произнесения звуков. Обучение связной речи, употреблению сложноподчиненных предложений, описанию изменений в природе зимой.

Побуждение рассказывать о своих впечатлениях. 

2.Непосредственно образовательная деятельность

«Подготовка к обучению грамоте»

Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [х], [х'] и буквой Х, х. 

З: Находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука   опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы; составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Д/и «Покажи вид спорта»

Чистоговорки на звуки [х], [х'] Д/и «Есть звук – хлопни, нет звука-топни».

Коллективная работа «Зимние забавы»

Раскрашивание букв.

Фотовыставка «Зимние забавы»

4 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Творческое рассказывание. Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Цель:

Расширить представление о литературно-словесном творчестве; развитие речевого умения использовать синтаксические конструкции различной степени сложности, правильно согласовывать существительные и глаголы, развивать воображение

П/И «Два Мороза», д/и «Собери узор»

Д/и «Маленькие домики» (дифференциация звуков, развитие арт.аппарата)

Маски зверей, иллюстрации новогоднего праздника

ЯНВАРЬ

Работа с семьей по реализации образовательной области «Речевое развитие»:

Пригласить родителей к наблюдению за речевой работой с детьми в ходе различных видов деятельности.

Индивидуальные рекомендации.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде

2 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Пересказ произведения В.А. Осеевой «На катке»

Цель:

Упражнять в умении  пересказывать  с изложением материала близко к тексту, передачей интонации, свойственной определенному персонажу произведения, сопереживанию персонажу.

Рассматривание иллюстраций произведения В.А. Осеевой «На катке»

Театрализованная деятельность по сказке «Хвосты»

Д/и «Сказочное лото»

Иллюстрации «Зимние забавы»

3. неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие        речи» «Размытое письмо»

Цель:

Освоение детьми умения составлять сложноподчиненные предложения причинно-следственного характера; развитие фантазии.

 

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте»

 Продолжать обучение детей звуковому анализу слов.

З: Называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из букв наборного полотна, индивидуально – из букв разрезной азбуки; составлять трехбуквенные слова. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

На утренней гимнастике игра-имитация «Звери спешат на поляну»

Заучивание скороговорки «Ехал Грека…»

Раскрашивание изображений предложенных букв

Магнитная азбука.

4 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Пересказ произведения Л.Н Толстого «Два товарища»

Цель:

Знакомство с басней, её особенностями; воспитание чуткости к образному строю языка басни; уточнить  пониманиюе пословиц о дружбе; развитие умения вести беседу по литературному произведению, используя сложные предложения; обучение пересказу.

Чтение повести Л.Н Толстого «Лев и собачка»

Рассматривание иллюстраций произведения Л.Н Толстого «Два товарища»

Выставка книг Л.Н.Толстого (детское творчество)

ФЕВРАЛЬ

Работа с семьей по реализации образовательной области «Речевое развитие»:

 Приглашение родителей к наблюдению за речевой работой с детьми в ходе различных видов детской деятельности.

Индивидуальные рекомендации.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде

1 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность  « Подготовка к обучению грамоте»  

Продолжать знакомить детей с согласным  звуком [ш],  и буквой Ш, ш.

З: Находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым звуком. При знакомстве с характеристикой звука  опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы, составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

2.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Рассказывание из личного опыта «Мой любимец». 

Цель:

Обучение составлению рассказа из личного опыта (по плану). Упражнение в употреблении в своей речи простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Воспитание любви к животным.

Чистоговорки со слогами в сочетании со звуком Ш

Разучивание стихотворения о любимом питомце

Рисование и раскрашивание буквы Ш

Рассматривание картинок, фотографий из семейного альбома на тему «Любимец нашей семьи»

Карточки с изображением буквы Ш, слоговая таблица.

Сюжетные картинки по теме, альбом с фотографиями

2 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Пересказ произведения Е. Пермяка «Для чего руки нужны».

 Цель: Обучение пересказу с изложением событий связно и последовательно, правильно передавая идею, содержание, выразительно воспроизводя диалоги персонажей.

Беседа по теме «Мир профессий»

С.Р.И. «Играем в плотников»

Выставка книг Е. Пермяка

3 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность « Развитие речи» Творческое рассказывание. Веселые загадки.

Цель: Формирование представлений о жанровых особенностях загадок; обучение способности отличать их от других малых фольклорных форм, осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно. 2.Непосредственно образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте»

Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [л], [л'] и буквой Л, л.

З:  Находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука  опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Придумывание загадок

Чистоговорки со звукам [л]

Рисование иллюстраций к загадкам

Рисование, раскрашивание буквы Лл

Книги с загадками, иллюстрации по теме

Слоговые таблицы

4 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Задача: Упражнять в умении составлении рассказа по картине, опираясь на план, включая в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики. Побуждение придумывать разные развивающие эпизоды.

Чтение былин о богатырях

Рассматривание иллюстраций, книг по теме «Русские богатыри»

Иллюстрации, репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»

МАРТ 

Работа с семьей по реализации образовательной области «Речевое развитие»:

 Памятка-рекомендация «Перечень стихотворений о весне, рекомендуемых для разучивания с детьми 6-го года жизни».

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде

  1. неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность « Развитие речи»

Ненецкая сказка «Кукушка».

Задача : на основе материала ненецкой сказки активизировать речь детей, развивать внимание и память, активизировать основные мыслительные процессы.

Примерные виды деятельности : чтение сказки, обсуждение прочитанного, подбор подходящих по смыслу пословиц, беседа о помощи маме. Придумывание сказке другого конца. Рассказ воспитателя о жизни в тундре. 

2.Непосредственно образовательная деятельность

 «Подготовка к обучению грамоте»

«Звук Б и его друзья в разных словах».

З:  Продолжать развивать фонематический слух, зрительное восприятие и мелкую моторику; составлять схемы звукового состава слова;

- в ходе динамических пауз , физминуток выполнять движения со словами чистоговорок.

Иллюстрирование сказки.

Книги с иллюстрациями

Карточки со знакомыми слогами и буквами;

-карточки с изображением буквы Б

  1. неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Речевая работа по тексту ст. Ф.Тютчева «Зима не даром злится».

З: продолжать обогащать речь воспитанников образными литературными оборотами,  видеть красоту поэтического слова, побуждать употреблять красивые образные выражения в речи.

Примерные виды деятельности: воспитатель предлагает рассмотреть 3 весенних пейзажа (отличающихся друг от друга) и определить, какой из них подходит к стихам Ф. Тютчева «Зима не даром злится». Выразительное чтение текста стихотворения два раза. Запоминание и толкование значения словосочетаний, выражений. Задание : как сказать по- другому. Разучивание стихотворения. Чтение наизусть 2-3 ребенка.

На прогулке: наблюдение за изменениями в природе, погоде. Повторение стиха Ф.Тютчева

-рассматривание иллюстраций «Ранняя весна»

Пейзажи на тему «Ранняя весна»

3 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Речевая работа по содержанию сказки «Хвосты»

З: развивать способность осмысливать и описывать характеры персонажей сказки, помочь заметить изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов.

Примерные виды деятельности: рассказывание сказки. Беседа : почему сказка так называется; какое еще название можно придумать? Пересказ эпизодов сказки. Запоминание, речевая автоматизация ярких, образных выражений: лиса бежит, хвостом метет. Как спешили звери на поляну? Кто лётом, кто скоком, кто бегом. Д/и «Где чей хвост?» 2.Непосредственно образовательная деятельность.

«Подготовка к обучению грамоте»

Игры со звуками, буквами и словами. ч.1

З :пробудить интерес дошкольника к звучащему слову, к работе со звуковым составом слова. В игровой форме развивать фонематический слух, развивать артикуляционный аппарат.

Примерные виды деятельности: игры на развитие речевого дыхания (длительного плавного выдоха) и дифференциацию звуков С-Ш «Пузырь». Чистоговорки на звуки С, С*, Ш, Б, Б*, П, П*.Д/и «Есть звук – хлопни, нет звука – топни».

На утренней гимнастике игра-имитация «Звери спешат на поляну»

Чистоговорки на звуки С,С*,Ш,Б. Д/и «Есть звук – хлопни, нет звука-топни».

Театрализованная деятельность по сказке «Хвосты»

Раскрашивание букв.

Иллюстрации к сказке, маски животных

Чтение слоговой таблицы

4 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Театрализованная постановка «Репка с продолжением».

З: развивать у детей интонационную и голосовую выразительность речи. Обогащать речь образными выражениями из текста. Совершенствовать связную диалогическую речь.

Примерные виды деятельности : появляются гости – дед и бабка. Они рассказывают сказку при помощи детей. По ходу действия – следить чтобы дети употребляли связные предложения и меняли интонации. Придумывание продолжения и нового конца сказки (2-3 варианта), обыгрывание их.

Драматизация отрывков сказки.

Маски героев сказки, настольный театр

Выставка книг «Репка» разного производства

АПРЕЛЬ

Работа с семьей по реализации образовательной области «Речевое развитие»:

Пригласить родителей к наблюдению за речевой работой с детьми в ходе различных видов деятельности.

 Индивидуальные рекомендации.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде

1 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Составление описательного рассказа по картине А.Саврасова «Грачи прилетели».

З: развивать умение составлять описательный рассказ по картине, соблюдая композицию рассказа. Побуждать использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; формировать умение передавать в рассказе настроение картины. Обогатить словарь детей. 

2.Непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте»

Звук Р,Р*. Буква Р.

З: развивать артикуляционный аппарат дошкольников через знакомство со звуками Р,Р*

Примерные виды деятельности: Шумаева, №18

На прогулке, в ходе наблюдений в природе беседа «Птицы в Воркуте».

Заучивание скороговорки «Ехал Грека…

Раскрашивание изображений буквы Р.

Выставка репродукций, фотографий «Весна идёт»

Магнитная азбука.

2 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность « Развитие речи» Беседа «Покорение космоса»

З: способствовать формированию представлений о космосе, расширить запас слов (название предметов, признаков, действий), продолжать работу над развитием связной речи,  отвечать на вопросы полными и содержательными предложениями. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Примерные виды деятельности: чтение стихотворения В,Войнович

 «14 минут до старта» (отрывок). Рассматривание глобуса. Беседа о космосе: что такое космос? Что такое скафандр?рассматривание иллюстраций «Земля из космоса», беседа об увиденном. Отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций по теме

Коллективная работа «Звёздная фантазия»

Иллюстрации, фотографии «Покорители космоса»

3 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Речевая работа по стихотворениям В.Степанова «Животный мир Земли»

З: упражнять  в выразительном чтении текста. Продолжать  различать различные литературные жанры: рассказ, сказка, стих. Развивать наблюдательность. Уметь внимательно выслушивать сверстников.

Примерные виды деятельности: воспитатель читает загадки о животных. Беседа о разнообразии животных на планете. Чтение 3-4 коротких стихов о различных животных. Беседа о прочитанному: о каком животном идет речь? Где оно живет? Чем питается? Повторное чтение, заучивание понравившегося стихотворения. 

2.Непосредственно образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте»

Повторение и закрепление звуков Р,Р* и буквы Р на новом речевом и игровом материале.

З: развивать внимание, умение сосредоточиться на задании; развивать слуховое и зрительное восприятие, артикуляционный аппарат.

Примерные виды деятельности: Шумаева, №19

Д/И: «Кто где живёт», «У кого кто», «Один – много»

В различные моменты между сменой видов деятельности : отработка скороговорки «Вёз корабль карамель…»

Работа с магнитной азбукой

Раскрашивание (штриховка) контурного изображения  буквы Р.

Выставка книг о животных; набор животных, живущих в разных климатических условиях

4 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность « Развитие речи» Пересказ произведения К. Ушинского «Лекарство».

 Цель: Воспитание чувства любви к самому близкому и родному человеку – маме; обучение анализу текста с помощью вопросов и ответов

Д/и «Хорошо – плохо»

Рисование портрета мамы

Беседа «Осторожно – лекарство»

 

Иллюстрации произведения К. Ушинского «Лекарство»

5 неделя:

1.Непосредственная образовательная деятельность «Развитие речи» Беседа «Планета Земля в опасности».

З: способствовать формированию представлений о Земле; обобщить знания о живых существах; обогатить словарь детей: атмосфера, выброс, катастрофа; развивать связную диалогическую речь.

Примерные виды деятельности: беседа о Земле с рассматриванием глобуса: какую форму имеет Земля? Что необходимо для жизни? Кто и как загрязняет планету? Анализ ответов детей. Придумывание природоохранительных знаков, просмотр и обсуждение рисунков. 2.Непосредственно образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте»

Обобщение представлений о знакомых звуках.

З: упражнять в умении анализировать знакомые звуки, развивать фонематический слух, память, зрительное восприятие, умение работать со схемой слова.

Примерные виды деятельности: Шумаева, №21

Составление панно «Берегите Землю»

Придумывание природоохранных знаков.

Обведение контуров букв; раскрашивание.

Выставка фото, книг, картин по теме «Моя Земля»

Карточки с изображением знакомых букв.

МАЙ.

Работа с семьей по реализации образовательной области «Речевое развитие»:

 Приглашение родителей к наблюдению за речевой работой с детьми в ходе различных видов детской деятельности.

Индивидуальные рекомендации.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде

1 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность « Развитие речи» Чтение стихотворения Е.Благиной «Шинель» и речевая работа по тексту.

З : развивать словарь,  целостное восприятие стихотворения, воспитывать уважительное отношение к теме Великой Отечественной войны.

Примерные виды деятельности: краткая беседа о смысле праздника – Дня Победы. Рассматривание иллюстраций на тему войны, праздника, диалоги по содержанию. Чтение Е,Благининой. Обсуждение содержания стихотворения в форме диалога. Употреблять  в речи наиболее яркие словосочетания, поэтических оборотов. Повторное выразительное чтение, разучивание. 

2.Непосредственно образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте»

Звук К,К*. Буква К.

З :познакомить детей с особенностями звука К, с буквой К; развивать фонематический слух, память, зрительное восприятие, умение работать со схемой слова.

Примерные виды деятельности: Шумаева, № 22

Составление панно «Мы за мир!»

Чистоговорки со слогами в сочетании со звуком К, К*.

Рассматривание картинок на тему День Победы, Великая Отечественная война (адекватных для восприятия в дошкольном возрасте).

Рисование и раскрашивание буквы К.

.Сюжетные картинки на тему: «День Победы, Великая Отечественная война»  (адекватных для восприятия в дошкольном возрасте).

Карточки с изображением буквы К, слоговая таблица

2.неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность « Развитие речи»

Речевая работа по сказке К.Чуковского «Айболит».

З: подолжать активизировать речь детей, стимулировать речевое творчество, используя повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения.

Примерные виды деятельности: чтение текста «Айболит». Беседа по содержанию. Творческие задания: придумать, как по-другому мог развернуться и закончиться тот или иной эпизод, что бы ответил герой на тот или иной вопрос.  

Сри: «Детский книжный магазин»

«Книжкина больница»

Иллюстрирование любимых сказок.

Выставка детских книг.

3 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность « Развитие речи»

Рассказывание по серии картинок «Детский книжный магазин»

З: воспитывать интерес к чтению сказок; узнавать сказку по характерным героям, рассказывать знакомые сказки; обогащать словарный запас.

Примерные виды деятельности: Рассматривание картинок из серии «Детский книжный магазин». Беседа: зачем нужен такой магазин? Интересные ли в нем книги? Что бы вы хотели в нем купить? Анализ ответов детей. Рассказ воспитателя о посещении магазина. Составление детьми рассказов с опорой на схему.

2.Непосредственно образовательная деятельность « Подготовка к обучению грамоте»

Закрепление звука К,К*, буквы К. работа с предложением.

З: развивать внимание в ходе развивающих заданий по знакомому звуку; упражнять детей в произношении изолированных гласных звуков (подряд, выборочно, в разных сочетаниях); отрабатывать различные интонации произнесения предложений разных типов.

Примерные виды деятельности: Шумаева, №24:

Режиссерская игра по мотивам сюжета К,Чуковского «Айболит»

Игрушки – герои сказки «Айболит», иллюстрации к сказке.

Слоговые таблицы

4 неделя:

1.Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» Речевая работа по словацкой сказке «У солнышка в гостях».

З: Воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в текст и соотносить их с содержанием; упражнять в подборе синонимов к глаголам, строить синонимические и антонимические ряды к заданному определению, придумывать предложения с заданными словами.

Примерные виды деятельности: чтение текста сказки. Беседа: почему герои смогли выполнить поставленную задачу? Какими они были? Кто помогал цыплятам найти солнышко? Работа со схемами, обозначающими рисунком-знаком начало, середину и конец сказки. Речевая работа по интересным словам и выражениям. Туча занавесила небо. Закудахтала наседка. Как сказать по-другому? Подбор определений: какими друзья увидели солнышко? А каким оно показалось на небе?

На прогулке: сюжетно-ролевая игра «Спасаем солнышко».

Драматизация отрывков сказки «У солнышка в гостях».

Иллюстрации к словацкой сказке «У солнышка в гостях»

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок проявляет познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы.
  • Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.
  • С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

  • Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
  • Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.

  • Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

  • Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове.

  • Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.

  • Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.

  • Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики
  • жанра, внимание к языку литературного произведения.

  • Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях.

  • Ребенок не проявляет инициативы в общении со сверстниками.

  • Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.

  • Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.

  • В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).

  • Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством.

  • Допускает отдельные грамматические ошибки.
  • Имеются существенные недостатки звукопроизношения.

  • Речь невыразительна.
  • Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.

  • Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.
  • Ребенок не может назвать любимых литературных произведений.

  • Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может.