РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие» для дошкольников (3 – 4 лет)
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему

Лаврова Ирина Ивановна

Рабочая программа для детей 2 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie._matematika_sensornoe_razvitie.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                

Педагогическим советом МБДОУ

 «Детский сад  № 42» г. Воркуты

Протокол №1 от «29 » августа 2016 г.                                

        

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МБДОУ «Детский сад  

 № 42» г. Воркуты

№ 105/01- 15     от «29» августа  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие»

для дошкольников (3 – 4 лет)

срок реализации программы 1 год

                                                                            Составители:

                                                                                                        Панюкова Л.Л. – воспитатель

                                                                                                                                                      Лаврова И.И.  – воспитатель

Задачи образовательной деятельности

Задачи образовательной деятельности

1.Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами)

2.Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).

3.Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих

         дидактических играх и других видах деятельности).

4.Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

5.Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

           6.Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.

 

Тематический план непосредственно образовательной деятельности.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

09

«Что какое вокруг нас?»

«Ищем похожие предметы вокруг нас»

«Игры с куклами и мишками»

«Волшебные картинки: что сначала, что потом».

4

10

-Ориентировка во времени: Утро.

-Величина: Большой и маленький.

- Количество и счёт: Один и много.

-Ориентировка во времени: День.

- Геометрические фигуры: Круг.

- Количество и счёт: Число 1.

- Ориентировка во времени: Утро. Вечер

- Величина: высокий-низкий; закрепление: большой – маленький.

Сравнение величин: большой, маленький (закрепление)

- Количество и счёт: Закрепление – число 1.

- Ориентировка во времени: Ночь.

- Геометрические фигуры: Закрепление круг.

4

11

-  Количество и счёт: Число 2.

- Ориентировка в пространстве: Слева, справа, на, под.

- Величина: Толстый, тонкий.

- Упорядочивание фигур Дьенеша по цвету. Д/игра «Найди все фигуры как эта».

- Количество и счёт: Закрепление – число 2.

- Геометрические фигуры: Треугольник.

- Ориентировка во времени: осень. 

-   Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Найди все фигуры как эта» (часть 2-ая).

4

12

- Количество и счёт: Число 3.

- Величина: Большой, поменьше, маленький.

- Геометрические фигуры: Треугольник.

 

-   Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Заметим все такие же фигуры».

- Количество и счёт: Сравнение чисел 2 и 3.

- Ориентировка в пространстве: Слева, справа, наверху.

- Величина: Большой, поменьше, маленький. 

-   Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Найди не такие фигуры».

 

Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем такие же фигуры».

5

01

- Количество и счёт: Число 4.

- Геометрические фигуры: Квадрат.

- Ориентировка во времени: Зима.

-   Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем не такие фигуры».

2

02

- Количество и счёт: закрепление – число 4.

- Геометрические фигуры: Квадрат.

- Логическая задача.

- Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине.  Д/игра «Найди ВСЕ  фигуры как эти».

- Количество и счёт: Сравнение чисел 3 и 4.

- Геометрические фигуры: Прямоугольник.

- Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди НЕ ТАКУЮ фигуру, как эта".

4

03

- Количество и счёт: Число 5.

- Ориентировка во времени: Весна.

- Логическая задача.

- Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка».

- Количество и счёт: Закрепление – число 5.

- Ориентировка во времени: Утро, день, вечер, ночь.

- Логическая задача. 

- Закрепление. Выстраивание логической

цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка».

Геометрические фигуры:  Закрепление: Овал.

- Ориентировка в пространстве: Закрепление – слева, справа.

5

04

- Количество и счёт: Сравнение чисел 4 и 5.

- Геометрические фигуры: Овал.

- Логическая задача. 

- Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка».

- Ориентировка во времени: Времена года.

 

- Восприятие закономерности в чередовании. Д/и «Второй ряд».

4

05

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Найди пару»  

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Угощение для медвежат».

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Художники».

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Магазин».

4

Итого

36


Содержание образовательной деятельности

СЕНТЯБРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

Консультация-памятка для родителей «Развитие математических представлений ребёнка 4-го года жизни».

Изменения в предметно-развивающей среде.

1.Различные игрушки, которые можно сравнивать по ярким признакам (отличиям) и схожие друг с другом.

2. Схема «Что сначала, что потом»  (Последовательность действий по стрелке). Схема-алгоритм «Как вымыть руки».

3. Кукла, мишка. Предметы-заместители для игры «Кормим куклу и мишку».

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя. «Что какое вокруг нас?»

Задачи: Привлечь внимание детей к тому, что все предметы вокруг имеют свойства, которые можно исследовать. Стимулировать познавательную активность младших дошкольников.

Примерные виды деятельности: Игровая поисковая ситуация. Взрослый предлагает рассмотреть предметы, игрушки и помогает детям рассмотреть, обследовать, сравнить их.

- Д/и «Матрёшки, по росту стройся!», «Найди такую же игрушку».

- В ходе всех режимных моментов: ситуативный разговор о том, какие предметы используются (по величине, форме, много или мало и т.п.)

- Матрёшки, кубики.

2 неделя. «Ищем похожие предметы вокруг нас»

Задачи: Продолжать стимулировать познавательную активность, любознательность, развивать умение соотносить образец предмета с другими, реальными предметами.

Примерные виды деятельности: Буратино принёс игрушки (кубик, мячик, матрёшку и т.п.) и спрашивает, есть ли похожие у детей в группе. Поиск похожих игрушек и объяснение.

- Д/и «Игрушки, по домам!» (классификация по сходству любых признаков, какие смог увидеть ребёнок)

- В ходе всех режимных моментов: ситуативный разговор о том, какие похожие на используемый предмет другие предметы есть вокруг

- Наборы кубиков, мячики. Матрёшки.

3 неделя. «Игры с куклами и мишками»

Задачи: привлечь внимание малышей к использованию обследования, группировки предметов в игре.

Примерные виды деятельности: Сюжетно-дидактическая игра: рассадить кукол и мишек за отдельные столики, накрыть «угощение»: мишкам – большая посуда, куклам – маленькая, мишкам – красные «пирожные», «куклам» - жёлтые.

- Д/и на воссоздание узора по образцу (простое размещение геометрических фигур); на внимание «Найди такие же фигуры на ковре».

- В ходе уборки игрушек: ситуативный разговор о том, что «все одинаковые кубики» убираются в одну коробку», «похожие предметы» хранятся рядом и т.п.

- Сюжетная игра с куклой, мишкой «Чаепитие», «Обед» и т.п.

4 неделя. «Волшебные картинки: что сначала, что потом».

Задачи: Научить детей следить за развитием игрового действия в условиях линейного расположения предметов по условному знаку.

Примерные виды деятельности: педагог знакомит детей с предметной схемой-моделью «Что сначала, что потом»: игровые действия по стрелке (посадить куклу, поставить чашку, посадить мишку, уложить спать и т.п.). Совместное «прочтение» схемы и выполнение действий.

- Активизирующее общение «Мы проснулись утром: что сначала, что потом»

- Игровое дидактическое упражнение «Движемся по стрелке» (обучение движению в пространстве согласно стрелке-указателю)

- В ходе умывания: «чтение» алгоритма «Как вымыть руки".

- Рассматривание схемы-модели «Что сначала, что потом», использование её в игре.

ОКТЯБРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО.

Рекомендации по формированию у младших дошкольников представлений о времени и последовательности действий.

Изменения в предметно-развивающей среде.

  1. Наборы парных игрушек и предметов по величине (матрёшка, мячик, кубик, машинка, чашка); наборы множеств предметов (грибки, шарики, кубики, уточки и т.п.).
  2. Сюжетные картинки «Что бывает утром», «Что бывает днём», «Что бывает вечером», «Что бывает ночью».
  3. Карточки с цифрой 1.

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя.

- Ориентировка во времени: Утро.

-Величина: Большой и маленький.

- Количество и счёт: Один и много.

Задачи: познакомить с частью суток – утро; учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой – маленький) и выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

- Д/и «Когда это бывает?»; «Большой и маленький»; «Один и много».

- Иговые задания: группировка матрёшек, грибочков, геометрических фигур по величине.

- Беседа «Утро в детском саду».

- В ходе утренней гимнастики заучивание речёвки «Каждый день по утрам делаем зарядку»

- Игровые действия с дидактическим материалом.

- Рассматривание сюжетных картинок «Что бывает утром».

2 неделя.

 -Ориентировка во времени: День.

- Геометрические фигуры: Круг.

- Количество и счёт: Число 1.

Задачи: познакомить с числом один и учить соотносить количество с цифрой; учить обследовать круг осязательно-двигательным путём; познакомить с частью суток – день.

- Д/у «Назови предметы, которых только по одному» (на картинках, в группе), «Найди вокруг себя всё, что похоже на круг».

- Беседа «Вечер в детском саду, вечер дома».

- Обводка по контуру изображения цифры 1.

- В ходе «дневных» режимных мероприятий ситуативный разговор «Что бывает днём в детском саду» (прогулка, обед, дневной сон).

- Рассматривание сюжетных картинок "Что бывает вечером".

3 неделя.

- Ориентировка во времени: Вечер.

- Величина: высокий-низкий; закрепление: большой – маленький.

Задачи: познакомить с частью суток – вечером; учить сравнивать знакомые предметы по высоте (росту) (высокий-низкий), закрепить умение соотносить предметы по величине.

- Д/и «Когда это бывает?» (на закрепление частей суток);

- Д/и «Высокий – низкий, большой – маленький».

- Дидактическое задание «Закрась правильно» (закрасить столько те предметы, которых на картинке по одному).

- В ходе «вечерних» режимных мероприятий ситуативный разговор «Что бывает вечером в детском саду» (игры, ужин, уход домой).

- Рассматривание сюжетных картинок «Что бывает вечером».

4 неделя.

- Количество и счёт: Закрепление – число 1.

- Ориентировка во времени: Ночь.

- Геометрические фигуры: Закрепление – круг.

Задачи: Продолжать сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, где много; познакомить с частью суток – ночь, учить различать форму предметов, соотносить её с названием эталона – круг.

- Д/и «Один и много», «Когда это бывает?»; «Такие же или другие».

- Активизирующее общение «Что бывает круглым», «Что бывает вечером?».

- Игры с множествами предметов (один и много) – дидактический, «счётный» материал.

НОЯБРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО.

Консультация «Что такое блоки Дьенеша и как они развивают ребёнка».

Изменения в предметно-развивающей среде.

1.Схема «Движение по стрелке».

2. Картинки с изображением различных предметов, объектов (в разном количестве, в том числе – парные или в количестве двух).

3. Из блоков Дьенеша: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники  трёх цветов (жёлтого, красного, синего). Образцы рисунков для использования блоков.

4. Наборы треугольников из картона или пластика.

5. Карточки с цифрами 1, 2.

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя.

 -  Количество и счёт: Число 2.

- Ориентировка в пространстве: Слева, справа, на, под.

- Величина: Толстый, тонкий.

Задачи: Познакомить с числом 2, развивать способность дошкольников различать и называть пространственные направления относительно себя, сравнивать знакомые  предметы по толщине, выделять признаки сходства и различия.

- Поисковое задание: заметить вокруг всё, чего по 2 ( 2 стрелки у часов,  2 руки, 2 ноги. 2 глаза. 2 уха у детей), найти на картинке парные предметы или всё, чего по 2.

- Д/и «Что где находится?».

- Дидактическое упражнение «Движение по стрелке» в игровых ситуациях «Девочка катает куклу», «Шофёр развозит игрушки».

- На прогулке активизирующее общение: «Что где находится вокруг нас?».

- Игры с дидактическим счётным материалом.

- Обводка по контуру изображения цифры 2.

2 неделя.

- Упорядочивание фигур Дьенеша по цвету. Д/игра «Найди все фигуры как эта».

  Задачи: Учить упорядочивать фигуры по цвету: круги, квадраты, треугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего).

- Выкладывание картинок по заданному образцу из блоков Дьенеша (цыплёнок, ёлочка, домик).

- В ходе любых режимных моментов (при возможности) – акцентирование внимания детей на цвете объектов)

- Игры с фигурами из Блоков Дьенеша: круги, квадраты, треугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего).

3 неделя.

- Количество и счёт: Закрепление – число 2.

- Геометрические фигуры: Треугольник.

- Ориентировка во времени: осень

Задачи: закрепить представление о числе 2, познакомить с геометрической фигурой – треугольником, совершенствовать навыки обследования фигуры осязательно-двигательным путём; развивать графические навыки.

- Выкладывание узоров из треугольников, а также из кругов и треугольников по образцу.

- Д/и «Что бывает осенью»;

- Игровое задание «Сделай так, чтоб предметов стало 2 (убавить или добавить предметы до получения двух)

Игры с наборами треугольников (из картона или пластика)

4 неделя.

 -   Упорядочивание фигур Дьенеша по цвету. Д/игра «Найди все фигуры как эта» (часть 2-ая)

Задачи: совершенствовать умение детей упорядочивать фигуры по цвету (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники трёх цветов - жёлтого, красного, синего).

- Выкладывание рисунков из блоков Дьенеша по образцу: «Большой и маленький парусники».

- В ходе любых режимных моментов (при возможности) – акцентирование внимания детей на цвете объектов).

- Игры с фигурами из Блоков Дьенеша: круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего).

 

ДЕКАБРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО.

Индивидуальные беседы по поводу успехов и затруднений каждого ребёнка в ходе формирования элементарных математических представления.

Изменения в предметно-развивающей среде.

1.Наборы игрушек из 3-х штук для сравнения по величине (кубики, мячики, машинки, матрёшки и т.п.).

2. Блоки Дьенеша. Образцы рисунков для использования блоков.

3. Карточки с крупными цифрами 1, 2, 3.

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя.

 - Количество и счёт: Число 3.

- Величина: Большой, поменьше, маленький.

- Геометрические фигуры: Треугольник.

Задачи: дать представление о числе 3, упражнять в порядковом счёте до 3-х и учить соотносить число с количеством предметов в группе. Продолжать упражнять в сравнении предметов по величине (большой, поменьше, маленький) и соотносить форму предмета с эталоном (геометрической фигурой).

- Дидактические упражнения «Сколько? Который по счёту?»; сравнение трёх предметов по величине (большой, поменьше, маленький); «Собери матрёшку», «Построй матрёшек по порядку».

- Обведение по контуру изображения цифры 3.

- Игры с матрёшками.

2 неделя.

-   Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Заметим все такие же фигуры».

  Задачи: Закрепить умение упорядочивать  фигуры по цвету, сформировать умение упорядочивания по форме.

- Д/и с блоками Дьенеша «Найди все фигуры, как эта» (упорядочивание по цвету), «Конфетки для Винни-Пуха и Пятачка» (упорядочивание по форме).

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Заяц с шарами», «Собачка», «Грузовик».

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Заяц с шарами», «Собачка», «Грузовик».

3 неделя.

 - Количество и счёт: Сравнение чисел 2 и 3.

- Ориентировка в пространстве: Слева, справа, наверху.

- Величина: Большой, поменьше, маленький. 

Задачи: Закрепить представление о числе 3, учить видеть равенство предметов (столько же); развивать умение ориентироваться в пространстве

- Д/и «Где находится игрушка?» (закрепление понятий слева, справа, наверху), «Больше или меньше», «Разложим по величине».

- Дидактические игровые задания: принеси столько же кубиков (и др. предметов);

- На прогулке: игра на ориентирование «Где находится предмет?».

- Д/и «Разложим по величине».

- Обводка по контуру изображения цифр 1, 2, 3.

4 неделя.

-   Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Найди не такие фигуры».

Задачи: развивать умение упорядочивать фигуры по форме, развивать внимание при выполнении задания.

- Д/и «Найди не такие фигуры» (упорядочивание по форме).

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Цветок», «Трактор».

- Раскрашивание изображения кругов, треугольников, квадратов, прямоугольников.

- Поисковое задание на прогулке: что вокруг похоже на такую фигуру?

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Цветок», «Трактор».

5 неделя.

-   Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем такие же фигуры».

 Задачи: Упражнять в упорядочивании фигур по размеру (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров)

- Дидактические упражнения: Сравнение чисел 2 и 3. Сравнение по величине.

- Дидактическое упражнение: техника «Пластилиновое письмо» (вылепливание пластилиновых полосок, «колбасок» и выкладывание изображений геометрических фигур разных размеров на карточках).

- «Пластилиновое письмо» (вылепливание на плоскости изображений знакомых цифр по контуру)

- Игры с блоками Дьенеша «Выберем такие же фигуры»

ЯНВАРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО.

Памятка «Что такое «свойства» и «отношения»: игровые способы развития ребёнка.

Изменения в предметно-развивающей среде.

1.Карточки с цифрой 4.

2. Блоки Дьенеша. Образцы рисунков для использования блоков.

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

3 неделя.

- Количество и счёт: Число 4.

- Геометрические фигуры: Квадрат.

- Ориентировка во времени: Зима.

Задачи: Познакомить детей с числом 4, учить соотносить число с количеством предметов. Конкретизировать представления о геометрической фигуре квадрат; развивать графические навыки.

- Дидактические упражнения «Рисуем квадрат по точкам» (графические навыки).

- Д/и «Волшебный квадрат».

- Активизирующее общение «Что зимой бывает?».

- На прогулке: ситуативное задание «Считаем до 4-эх».

- «Пластилиновое письмо»: цифра 4, квадрат.

4 неделя.

-   Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем не такие фигуры».

Задачи: продолжать развивать внимание и способность упорядочивать геометрические фигуры по размеру (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров).

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Игрушка», «Кошечка».

- «Пластилиновое письмо»: фигуры маленькие и большие.

- На прогулке: рисование на снегу палочкой геометрических фигур разных размеров.

- «Пластилиновое письмо»: фигуры маленькие и большие.

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Игрушка», «Кошечка».

ФЕВРАЛЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО.

Консультация «Математика вокруг нас».

Изменения в предметно-развивающей среде.

1.Карточки с цифрой 4.

2. Блоки Дьенеша. Образцы рисунков для использования блоков.

3.Картинки с изображением множеств предметов от 1 до 4.

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя.

- Количество и счёт: закрепление – число 4.

- Геометрические фигуры: Квадрат.

- Логическая задача.

Задачи: закрепить представление детей о числе 4; учить порядковому счёту, упражняя в употреблении количественных и порядковых числительных.

- Д/и «Сколько? Который по счёту?»

- Дидактические упражнения «Сосчитай углы у квадрата», «Поставь по счёту в ряд».

- Обведение по точкам изображения цифры 4. «Пластилиновое письмо»: цифра 4.

- Выкладывание узоров, рисунков из квадратов.

- Д/и «Волшебный квадрат» (упрощённый вариант)

2 неделя.

- Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине.  Д/игра «Найди ВСЕ  фигуры как эти».

  Задачи: развивать способность дошкольников упорядочивать фигуры по толщине (квадраты, круги, треугольники и прямоугольники разной толщины).

- Д/и с блоками Дьенеша «Толстый клоун, тонкий клоун» (упорядочивание фигур по толщине).

-  Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка», «Зайка», «Гусеница».

- Во время приёма пищи: сравнение кусочков хлеба, ломтиков овощей по толщине (ситуативный разговор).

-   Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка», «Зайка», «Гусеница».

3 неделя.

- Количество и счёт: Сравнение чисел 3 и 4.

- Геометрические фигуры: Прямоугольник.

Задачи: развивать способность различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; учить использовать порядковые числительные  в речи. Конкретизировать представления о геометрической фигуре «прямоугольник», используя осязательно-двигательный и зрительный способ обследования.

- Д/и «Сосчитай и сравни», «Собери прямоугольник из квадратов (из маленьких прямоугольников)», «Больше, меньше, столько же», «Хватит ли снеговикам шапок?».

- Рисование по точкам «Прямоугольник». «Пластилиновое письмо» (прямоугольник).

- Дидактическое задание: «считай, закрашивай» (закрасить столько кружков, сколько предметов на картинке).

- В ходе различных режимных моментов: акцентировать внимание на количество используемых предметов.

- Рисование по точкам «Прямоугольник». «Пластилиновое письмо» (прямоугольник).

- Д/и «Собери прямоугольник из квадратов (из маленьких прямоугольников)»

4 неделя.

- Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди НЕ ТАКУЮ фигуру, как эта"

Задачи: Продолжать развивать навыки упорядочивания фигур по толщине (квадраты, круги, треугольники и прямоугольники разной толщины).

- Д/и «Толстый и тонкий клоуны».

- Раскрашивание изображения геометрических фигур.

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка с шарами», «Человек», «Цветок».

- В ходе любых режимных моментов (при наличии возможности) – ситуативный разговор и сравнение используемых объектов по толщине.

- Раскрашивание изображения геометрических фигур.

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка с шарами», «Человек», «Цветок».

МАРТ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО.

Индивидуальные беседы и рекомендации по закреплению у детей навыков количественного и порядкового счёта.

Изменения в предметно-развивающей среде.

1.Карточки с цифрой 5.

2.Карточки с изображением множеств предметов от 1 до 5.

3. Счётный материал для составления множеств предметов (грибочки, листочки, ёлочки, кружочки и т.п.)

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя.

- Количество и счёт: Число 5.

- Ориентировка во времени: Весна.

- Логическая задача.

Задачи: познакомить детей с числом 5, продолжая учить количественному и порядковому счёту; развивать способность сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

- Д/и «Считай, закрашивай» (закрасить столько кружочков, сколько предметов на картинке: от 1 до 5).

- Рисование по точкам «Цифра 5».

- Игра «Что весной бывает?»

- Аппликация из знакомых геометрических фигур «Платок для мамочки».

- На прогулке: рисование палочкой на снегу цифр от 1 до 5.

«Пластилиновое письмо»: цифры от 1 до 5.

2 неделя.

Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка» (3 варианта).

  Задачи: развивать способность устанавливать и воспроизводить закономерность в последовательности фигур (построить длинную цепочку из фигур так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (затем – толщины, размера).

- Д/и «Цепочка» ( с блоками Дьенеша).

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Снеговик», «Башня».

- На прогулке: рисование палочкой на снегу знакомых геометрических фигур.

- Игры с блоками Дьенеша.

3 неделя.

- Количество и счёт: Закрепление – число 5.

- Ориентировка во времени: Утро, день, вечер, ночь.

- Логическая задача.

Задачи: закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах пяти; конкретизировать представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Развивать способность выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку.

- Игра-считалка «Слушай, считай, делай».

- Д/и «Закончи предложение» (на закрепление представлений о времени суток).

- Составление рассказов «Что бывает днём, вечером, ночью, утром».

- Дидактическое упражнение «Посчитай и сравни количество предметов».

- В ходе всех режимных моментов – акцент внимания детей на то, какое в данный момент время суток.

- Д/и «Подбери пару» (на внимание и умение сравнивать предметы на картинках).

- Игры со счётным материалом.

4 неделя.

- Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка».

Задачи: продолжать развивать способность детей устанавливать и воспроизводить закономерность в последовательности фигур (построить длинную цепочку из фигур так, чтобы рядом не было фигур одинаковой

формы (затем – толщины, размера).

- Игровое задание «Украсим штанишки для Петрушки» (из блоков Дьенеша составление цепочки по заданному принципу).

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Снеговик», «Башня», «Мишка с шарами», «Человек», «Цветок». «Мишка», «Зайка», «Гусеница».

5 неделя.

- Геометрические фигуры:  Закрепление: Овал.

- Ориентировка в пространстве: Закрепление – слева, справа.

Задачи: закрепить умение различать времена года; развивать зрительное восприятие (формы) и умение соотносить форму предмета с эталоном (геометрической фигуры). Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве относительно себя.

- Активизирующее общение «На какую геометрическую фигуру похож предмет», «В какое время года что бывает?».

- Графическое развивающее упражнение «Закрась правильно» (закрасить рыбок, плывущих направо – красным, а налево – зелёным).

- Игровая развивающая ситуация «Найдём сюрприз» (движение по заданной словесной инструкции к спрятанному сюрпризу: шаг вперёд, 3 шага направо, шаг налево и т.п.).

- Наблюдение: что у нас на прогулке есть из весенних признаков.

- В ходе различных режимных моментов: акцент внимания детей на положение предметов: что справа, что слева, что позади, что впереди.

- Обведение овала по точкам.

- «Пластилиновое письмо» (овал);

- Выкладывание узоров из овалов и остальных известных геометрических фигур.

АПРЕЛЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

Подбор математических считалок для разучивания дома родителями с детьми.

Изменения в предметно-развивающей среде.

1.Карточки с цифрами от 1 до 5.

2. Геометрические фигуры – овал.

3. Карточки с контурным изображением овалов (на всех детей).

4. Картинки с изображением ярко выраженных времён года.

5. Наборы плоскостных геометрических фигур из картона и пластика.

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя.

- Количество и счёт: Сравнение чисел 4 и 5.

- Геометрические фигуры: Овал.

- Логическая задача.

Задачи: упражнять младших дошкольников в умении различать равенство и неравенство предметов по количеству, выражая результаты сравнения в речи. Познакомить с геометрической фигурой – овалом.

- Игровое задание «Хватит ли медведям бочёнков с мёдом?» (на сравнение количества предметов)

- Рисование овала по точкам.

- На прогулке: упражнение на счёт окружающих объектов (стоящих машин, подъездов в доме и т.п.).

- «Пластилиновое письмо» ( овал).

2 неделя.

 - Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка».

  Задачи: продолжать развивать внимание и умение сравнивать фигуры по заданным признакам: построить длинную цепочку так, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме.

- Д/и с блоками Дьенеша «Украсим поясок красивым узором» (на выстраивание цепочки из фигур так чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме).

- Д/и «Цепочки» (ранее опробованные варианты расположения блоков Д.)

- Игры с блоками Дьенеша.

3 неделя.

- Ориентировка во времени: Времена года.

- Геометрические фигуры:  Закрепление: Овал.

- Ориентировка в пространстве: Закрепление – слева, справа.

Задачи: закрепить умение различать времена года; развивать зрительное восприятие (формы) и умение соотносить форму предмета с эталоном (геометрической фигуры). Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве относительно себя.

- Активизирующее общение «На какую геометрическую фигуру похож предмет», «В какое время года что бывает?».

- Графическое развивающее упражнение «Закрась правильно» (закрасить рыбок, плывущих направо – красным, а налево – зелёным).

- Игровая развивающая ситуация «Найдём сюрприз» (движение по заданной словесной инструкции к спрятанному сюрпризу: шаг вперёд, 3 шага направо, шаг налево и т.п.).

- Наблюдение: что у нас на прогулке есть из весенних признаков.

- В ходе различных режимных моментов: акцент внимания детей на положение предметов: что справа, что слева, что позади, что впереди.

- Обведение овала по точкам.

- «Пластилиновое письмо» (овал);

- Выкладывание узоров из овалов и остальных известных геометрических фигур.

4 неделя.

- Восприятие закономерности в чередовании. Д/и «Второй ряд».

Задачи: обучать воспитанников в использовании в игре всех признаков геометрических фигур, с помощью взрослого уметь замечать различия и выстраивать каждый следующий ряд так, чтобы под предыдущим рядом фигуры не повторялись.

- Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Кошечка», «Клоун», «Экскаватор», «Пароход», «Автомобиль».

- Д/и «Второй ряд» (на выстраивание рядов из блоков Д. по заданной инструкции).

Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Кошечка», «Клоун», «Экскаватор», «Пароход», «Автомобиль».

МАЙ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО.

Индивидуальные итоговые беседы с родителями «Успехи и затруднения ребёнка в освоении математических представлений: как и над чем поработать с малышом летом».

Изменения в предметно-развивающей среде.

1.Комплекты карточек с символами блоков Дьенеша (без отрицания) – 22 шт.

2. 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, второй вариант – с отрицанием одного из свойств.

3. Листы большого цветного картона – «эскизы картин», дополнительные детали из картона для составления композиции картины (с.11-15 альбома «Лепим нелепицы», блоки Дьенеша.

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя.

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Найди пару»  (альбом «Лепим нелепицы», с.4)

Задачи: развивать зрительную память детей, обобщить представления детей об эталонах блоков Дьенеша.

- «Пластилиновое письмо» (вылепливание геометрических фигур).

- Упражнение на счёт «Сколько фигур? Которая по счёту названная фигура?».

- Сравнение окружающих предметов по цвету, толщине, величине. Сравнение объектов с известными геометрическими фигурами.

- Выкладывание из блоков рисунков по образцам «Неваляшка», «Высокий дом».

2 неделя.

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Угощение для медвежат».

 Задачи: совершенствовать умение сравнивать предметы по одному-четырём свойствам, умение понимать слова «разные» и «одинаковые». Познакомить с отрицанием свойства.

- Упражнение на подбор блоков с учётом символа – «отрицания» одного свойства.

- Рисование по точкам геометрических фигур.

- Д/и «Принеси столько игрушек, какую цифру покажу» (от1 до 5).

- Выкладывание рисунков из блоков Дьенеша «Паровозик», «Обезьянка» (новые образцы).

3 неделя.

 Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Художники»

Задачи: продолжать развивать способность анализировать, сравнивать предметы по свойствам, умение ориентироваться на плоскости (листе картона).

- Развивающая игра «Художники» (новые варианты, совместно с педагогом).

- Развивающая игра «Художники» ( с блоками Д.)

4 неделя.

Игры с блоками Дьенеша.

Игра «Магазин».

Задачи: развивать умение выделять и абстрагировать свойства предметов, умение рассуждать и объяснять свой выбор.

- Развивающие игры с блоками Д.: «Архитекторы. Детская площадка».

- Упражнение на уравнивание множеств предметов.

- Игры с цифрами, счётным материалом.

Итоги освоения образовательного модуля:

Достижения ребёнка (Что нас радует)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

- Ребёнок выделяет и называет форму, размер предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает 3-4 предмета.

- Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путём практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словосочетаниями «Больше, чем», «Короче чем»…

- Активно пользуется числами 1,2,3, словами «сначала -  потом», «утром – вечером»; поясняет последовательность действий.

- Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.

- Ребёнок только в совместной деятельности с взрослым называет форму предметов, фигур, размеры (длиннее, выше).

- В самостоятельной игровой деятельности не использует слов – названий признаков предметов (форма, цвет).

- В использовании игровых материалов, игр малоинициативен.

- Пользуется в основном словами «такой же», «столько». Результаты сравнения и отношения больше/меньше, выше/ниже не употребляет, заменяет их словами «эту», «сюда», «вот так».

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие»

1. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. И др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч.ред.А.Г.Гогоберидзе.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М. : ТЦ «СФЕРА», 2013. - 304 с.

2. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 80 с.

3. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-160 с.

4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.Опыты, эксперименты, игры. /сост. Н.В. Нищева. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с (библиотека ж. «Дошкольная педагогика»).

5. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство осуществления интегративного подхода к реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».

На своем опыте работы раскрываю данную тему, как дидактическая игра реализуется в области познания...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»

Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Рабочая программа направлена на овладение ребенком речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества...

Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет

Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...

Рабочая программа по реализации содержания образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет

Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...