РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Лаврова Ирина Ивановна

Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.mir_prirody.docx54.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                

Педагогическим советом МБДОУ

 «Детский сад  № 42» г. Воркуты

Протокол №1 от «29 » августа 2016 г.                                

        

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МБДОУ «Детский сад  

 № 42» г. Воркуты

№ 105/01- 15     от «29» августа  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

для дошкольников (3 – 4 лет)

срок реализации программы 1 год

                                                                            Составители:

                                                                                                        Панюкова Л.Л. – воспитатель

                                                                                                                                                      Лаврова И.И.  – воспитатель

                                                                                                   

ПРИНЯТО                                                

Педагогическим советом МБДОУ

 «Детский сад  № 42» г. Воркуты

Протокол №1 от «29 » августа 2016 г.                                

        

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МБДОУ «Детский сад  

 № 42» г. Воркуты

№ 105/01- 15     от «29» августа  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»

для дошкольников (3 – 4 лет)

срок реализации программы 1 год

                                                                            Составители:

                                                                                                        Панюкова Л.Л. – воспитатель

                                                                                                                                                      Лаврова И.И.  – воспитатель

                                                                                                   

 Пояснительная записка

              Рабочая программа по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие» (далее – Рабочая программа) является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты (далее – Программа). Рабочая программа направлена на развитие  интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Основные задачи:

  1. Обогащение у дошкольников представлений об объектах живой и неживой природы.

  1. Формирование первичных представлений о себе, других людях, малой Родине и Отчизне.

  1. Развитие математических представлений  и сенсорной культуры дошкольников.

           Согласно  задачам и с учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство»  / Т. И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014., Рабочая программа включает в себя следующие образовательные разделы: «Ребёнок открывает мир природы», «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем», «Развитие сенсорной культуры», «Формирование первичных представлений о себе, других людях, малой Родине и Отчизне».

 Содержание данных разделов реализуется в рамках непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД): раздел «Ребёнок открывает мир природы» - НОД «Мир природы», раздел  «Формирование первичных представлений о себе, других людях, малой Родине и Отчизне» - НОД «Социальный мир»,  раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем» - НОД «Математика и сенсорное развитие». Содержание раздела «Развитие сенсорной культуры» реализуется не только как часть НОД, но и в процессе совместной познавательно- исследовательской деятельности один раз в неделю согласно циклограмме планирования.

             Исследование данной программы регламентируется:

- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года «1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и реализации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.3049-13);

- Детство: Примерной образовательной программой дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

- Уставом учреждения.

         Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 – х – 4 - х лет. Её содержание проходит через следующие блоки:

  1. Непосредственно - образовательная деятельность – как совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах деятельности.
  2. Образовательная деятельность в режимных моментах – включает в себя беседы  и ситуативные разговоры наблюдения ив процессе культурно-гигиенических процедур, гимнастики, прогулки, дежурства и т.п.
  3. Самостоятельная деятельность детей –  воспитатель создаёт соответствующие стимулирующие условия.
  4. Взаимодействие с семьёй, направленное на реализацию содержания Рабочей программы.

В Рабочей программе планируется также примерные изменения в развивающей предметно-пространственной среде, которые необходимы педагогу для стимулирования познавательной и творческой активности каждого дошкольника; отражены планируемые результаты образовательной деятельности; представлено программно-методическое обеспечение.

        Данная программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.

        Содержание Рабочей программы основано на принципах:

-Комплексности: то есть, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, а процессе которых формируется необходимые представления, умения и навыки, а также развиваются познавательные способности.

-Интеграции образовательных областей: обеспечивает содержательные связи между разными разделами программы, позволяющие развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

-Комплексно-тематическом: планируемые виды деятельности перекликаются с темами недели  ( «Календарём жизни ДОУ»), их содержание, по возможности, интегрируется вокруг единой, общей темы. Однако планируются и такие темы, которые не пересекаются с «Календарём жизни», но являются обязательными для формирования представлений о предметах и объектах окружающего мира и их свойствах.

Объём образовательной нагрузки по реализации образовательной области «Познавательное развитие»:

Раздел программы

Наименование НОД

2 младшая группа

Итого

-Ребёнок открывает мир природы

«Мир природы»

1/15 минут

(в чередовании 1 раз в неделю)

18

-Формирование первичных представлений о себе, других людях

-Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве

«Социальный мир»

18

- Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем

-Развитие сенсорной культуры

«Математика и сенсорное развитие»

1/15 минут

36

                     

    Задачи образовательной деятельности

1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).

2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус).

3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).

4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

5. Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

6. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.

Содержание образовательной деятельности

Ребенок открывает мир природы

Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни.

Элементарное понимание, что животные живые.

Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок).

Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных

растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.).

Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.

Тематический план непосредственно образовательной деятельности.

1 неделя

3 неделя

09

«Что летом бывает?»

«Знакомство с растениями и животными детского сада»

2

10

« «Что осенью бывает?»

 «Люди осенью»

 2

11

«Полив и мытьё комнатных растений»

«Красивая птица снегирь»

2

12

«Что зимой бывает?»

(сезонные изменения)

.

 «Добрые поступки, или как люди природе помогают».

«Дети и природа»

3

01

«Рыба или птица?»

1

02

«Не навреди себе»

«Медведь, заяц – дикие животные»

2

03

«Как природа весной просыпается».

«Весеннее пробуждение»

(животные)

2

04

«Всё о птицах»

«Где живут рыбки»

2

05

«Где растут растения»

«Живое и неживое»

 2

Итого:

18

Содержание образовательной деятельности по реализации образовательного модуля «Ребенок открывает мир природы»

СЕНТЯБРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

1.Информация в родительском уголке «Содержание познавательно-исследовательской деятельности в природе с детьми 3-4 лет».

2. Консультация «Увлекательные игры для экологического воспитания младших дошкольников».

Изменения в развивающей предметно – пространственной среде.

1.Иллюстративный материал: изображения людей, животных; летние пейзажи и сезонные явления (солнце, дождь, гроза и т.п.).

2. Предметно-схематическая модель  «Уход за рыбками».

3. Привлечение семей к пополнению и составлению коллекции «Дары летней природы» и пополнению иллюстративного материала «Природа летом».

4. Трафарет для рисования «рыбка»: 6-7 шт.

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя. «Что летом бывает?»

Задачи: дать представления о наиболее ярких сезонных явлениях летом.

Примерные виды деятельности: разгадывание загадок в стихах о лете; рассматривание иллюстраций на летние «темы» (цветы, отдых людей, яркие солнечные пейзажи, лес, тундра летом, летний дождь, летняя гроза, летние ягоды, животные летом и т.п.). Активизирующее общение.

- Рассказы по личным впечатлениям «Что я видел летом» (о природных явлениях).

- Составление коллекций камешков, ракушек, шишек, семян (привезённых из отпуска), рассматривание, обследование и ситуативное общение.

- На прогулке наблюдение за погодой, ситуативное общение «Похоже ли на лето?»

- Рассматривание иллюстраций «Природа летом»

3 неделя

«Знакомство с растениями, птицами  и животными детского сада»

Задачи: продемонстрировать детям разнообразие растений (различная форма стеблей и листьев), познакомить с обитателями аквазоосада, пробуждать интерес к наблюдениям в природе.

Примерные виды деятельности: экскурсия по зимнему саду и ситуативное общение «На что похоже растение?» (на травку, куст, дерево). Рассматривание птиц, черепах, обсуждение повадок.

- Трудовые поручения: научить детей опрыскивать растения из распылителя и аккуратно поливать их.

- Д/и «Найди листочек, какой покажу»

- Рисование «Растение в цветочном горшке».

- Наблюдение на прогулке: какие животные, птицы  и растения есть вокруг нашего участка?

- Рассматривание растений группы – есть ли похожие растения на те, что мы рассматривали в зимнем саду?

ОКТЯБРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

1.Привлечение семей к оформлению фотовыставки «Наши кошки и собаки», к пополнению коллекции иллюстративного материала «Осенняя погода», «Осенние пейзажи», «Животные и птицы осенью».

2. Рекомендации по ознакомлению детей с явлениями природы, по развитию наблюдательности и любознательности по отношению к природе ( в индивидуальном порядке).

Изменения в развивающей предметно – пространственной среде.

1.Фотографии и рисунки с изображением кошек и собак, в том числе из семейных архивов.

2. Дидактические игры на тему «Животные», «Времена года».

3. Предметно-схематическая модель «Осенние явления природы».

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность.

1 неделя «Что осенью бывает?»

(животные  готовятся к зиме)

Задачи: рассказать детям об изменениях в жизни белки, медведя, зайца, ежа, птиц, связанных с приходом осени и приближением зимы.

Примерные виды деятельности: разгадывание загадок о каждом из животных. Рассматривание картинки с изображением нужного персонажа или реалистичной игрушки. По принципу «театра на столе» рассказ воспитателя от имени каждого животного о том, как меняется их жизнь и поведение осенью (с использованием иллюстраций, декораций)

- Чтение и обсуждение: А.Блок «Зайчик», В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живёшь?»

Раскрашивание альбомов-раскрасок «Животные», «Осень»

3 неделя. «Люди осенью»

Задачи: дать самые простые представления о связи сезонных осенних изменений с трудом и жизнью человека.

Примерные виды деятельности: Проблемная ситуация «Почему у людей в руках стали появляться зонты? На ногах резиновые сапоги? Стали надевать курточки?» Вывод о наступлении осени. Рассматривание иллюстраций «Труд людей осенью»

- Активизирующее общение «Почему осенью можно увидеть вот что….»;

- Д/и «Найди картинку, которую опишу».

- Чтение, обсуждение А.Фет «Лист сухой валится».

- На прогулке: поиск новых «осенних» природных явлений, изменений (по сравнению с предыдущим днём).

- Наблюдение за одеждой и внешним видом людей.

- Рассматривание иллюстраций «Труд людей осенью»

НОЯБРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

1.Приглашение родителей для просмотра Н.О.Д. по ознакомлению детей с миром природы.

2. Консультация «Посильный труд в природе как средство развития интегративных качеств личности младшего дошкольника».

3. Привлечение родителей к изготовлению д/и «Сложи картинку из частей».

Изменения в развивающей предметно – пространственной среде.

1.Иллюстрации, открытки «Комнатные растения», «Аквариумные рыбки», «Снегирь», «Воробей», «Ворона».

2. Оборудование для ухода за комнатными растениями: лейки, палочка для рыхления почвы, тряпочка.

3. Картинки – целые и аналогичные, разрезанные на 3-4 части для д/и «Сложи картинку из частей» (птицы, рыбы).

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя. «Полив и мытьё комнатных растений»

Задачи: формировать у детей представление о структуре трудового процесс, связанного с уходом за растениями, воспитывать бережное отношение к растениям.

Примерные виды деятельности: рассматривание комнатного растения, обсуждение его строения; демонстрация последовательности действий при поливе и мытье комнатного растения (с использованием схемы-алгоритма).

- Трудовые поручения: помощь педагогу в запасании воды для отстаивания её на полив.

- Беседы «Как красивы наши цветы».

- Рассматривание иллюстраций (открыток, рисунков) «Комнатные растения».

3 неделя «Красивая птица снегирь»

Задачи: познакомить детей с общими признаками внешнего вида птиц и с конкретным представителем – снегирём.

Примерные виды деятельности: Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц, описание внешнего вида, закрепление названий частей тела. Рассказ по схеме-модели «Птица». Рассматривание и описание снегиря.

- Рассматривание и описание изображения снегиря.

- Чтение А.Прокофьев «Снегири».

- На прогулке: наблюдение и обсуждение «Каких птиц мы можем увидеть в городе?» (голуби, сороки).

- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

- Раскрашивание альбомов-раскрасок «Птицы».

ДЕКАБРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

1.Памятка консультация «Познакомьте малыша с сезонными зимними явлениями в увлекательной форме».

2. Привлечение семей к пополнению и обновлению иллюстративного материала «Зимняя природа», «Птицы и животные зимой», Домашние животные «Корова, овца, коза», «Человек помогает сохранять природу».

3.Индивидуальные рекомендации по экологическому воспитанию детей.

Изменения в развивающей предметно – пространственной среде.

1.Д/и и лото «Домашние животные», «Деревенское подворье».

2. Иллюстративный материал «Зимняя природа», «Птицы и животные зимой», Домашние животные «Корова, овца, коза», «Человек помогает сохранять природу».

3. Схема-модель «Зимние явления природы».

4. Альбомы-раскраски «Домашние животные».

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя. «Что зимой бывает?» (сезонные явления)

Задачи: дать общие представления о сезонных изменениях в природе в связи с приходом зимы.

Примерные виды деятельности: Загадка о зиме. Игровая экскурсия «Выставка зимних картин» - рассказ взрослого о различных явлениях зимней природы с элементами активизирующего общения.

- Рисование «Снегопад на фоне тёмного неба» (белая гуашь, тёмно-синяя бумага).

- Составление рассказа по схеме-модели «Зимние явления природы».

- На прогулке: наблюдение за небом, ветром,  снегопадом.

- Эксперимент : измерение глубины снега с помощью палочки; определение мягкости-твёрдости снега.

- Рассматривание иллюстраций «Зимняя природа».

3 неделя. «Добрые поступки, или как люди природе помогают».

Задачи: способствовать воспитанию у малышей бережного отношения к природе.

Примерные виды деятельности: Обсуждение и решение проблемных ситуаций: мальчик ломает ветки, разрушил муравейник, бросил мусор на полянке – что неправильно и как надо поступить? Игровая ситуация – дети учат куклу-мальчика правильному поведению.

- Рассказ воспитателя по иллюстрациям «Как люди природе помогают».

- Р/и «Правильно или не правильно?».

- Труд на прогулке: расчистка дорожек от снега.

- Рассматривание иллюстраций

5 неделя. «Дети и природа».

Задачи: дать первоначальные представления о самых простых правилах поведения человека в природе.

Примерные виды деятельности: Сюжетно-дидактическая игровая ситуация: куклы, гуляя в парке, бросали мусор, разжигали огонь, ломали ветки. Педагог предлагает обсудить, правильно ли это. Затем дети объясняют правила поведения в природе куклам

- На прогулке: наблюдения за погодой, изменением состояния снега, активизирующее общение.

- Рассматривание сюжетных картинок «Отдых и прогулки на природе».

Сюжетные картинки  «Отдых и прогулки на природе».

ЯНВАРЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

1.Приглашение родителей на просмотр непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с миром природы.

2. Привлечение семей к пополнению игрового дидактического материала «Фигурки диких животных», к пополнению иллюстративного материала «Дикие животные».

Изменения в развивающей предметно – пространственной среде.

1.Игровой дидактический материал «Фигурки диких животных», иллюстративный материал «Дикие животные».

2. Схемы-модели «Рыбы», «Птицы», иллюстрации с изображением рыб и птиц.

Н.О.Д.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

3 неделя. «Рыба или птица?»

Задачи: развивать наблюдательность и умение замечать характерные особенности представителей животного мира, классифицировать их на два больших класса.

Примерные виды деятельности: игровая ситуация «картинки перепутались» (воспитатель просит «помощи»  - разложить картинки в две коробки: птиц и рыб отдельно). Каждая картинка рассматривается, обсуждается, дети объясняют – почему это именно птица (или рыба). Оформление выставки «Рыбки, птички», обсуждение отдельных (знакомых представителей животного мира)

- Рассматривание выставки «Рыбки, птички». Рассказ воспитателя о новых представителях – сорока, голубь, синица, дятел; гуппи, скалярия.

- Аппликация «Золотая рыбка».

- Д\и «Целое из частей»; «Лапы и хвосты».

- На прогулке – кормление голубей

- Рассматривание и обсуждение выставки.

- Д\и «Целое из частей»; «Лапы и хвосты».

ФЕВРАЛЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

1.Памятка для родителей «Учите детей правилам безопасного поведения в природе, Или «Не навреди природе, не навреди себе».

2. Привлечение родителей к оформлению фотовыставки из семейных архивов «Заполярный цветочек, или растения у нас дома».

3. Привлечение родителей к пополнению иллюстративного материала  «Дикие животные» и к создании коллекции иллюстраций «Насекомые»

Изменения в развивающей предметно – пространственной среде.

1.Схемы «Вредно для природы», «Вредно для человека» (экологическая безопасность, личная безопасность).

2. Подборка фотографий из семейных архивов «Комнатные растения».

3. Иллюстрации «Медведь», «Заяц» (несколько видов), «Насекомые».

4. Д/и, лото, пазлы «Дикие животные», «Комнатные растения».

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя. «Не навреди природе, не навреди себе»

Задачи: познакомить детей с основными правилами поведения, направленного на сохранение природы и собственной безопасности в процессе общения с природой.

Примерные виды деятельности: Игровая образовательная ситуация: кукла Маша рассказывает о своей прогулке, как она наломала веток с дерева для букета, гуляя в парке, чтобы сделать красивый букет. Задача: объяснить кукле, в чём она не права. Д/и «Правила поведения в природе» (по типу дорожных – «запрещающие знаки» - не ломать ветки, не есть незнакомые грибы и ягоды, не трогать и не давить жучков, не разжигать огонь и т.п.

- Д/и «Запрещающие знаки: правила поведения в природе».

- Решение проблемной ситуации «Как и почему поступить иначе?».

- Чтение В.Бианки «Холодно в лесу зимой».

- Рассматривание знаков «Правила поведения в природе».

3 неделя. «Дикие животные» (медведь, заяц)

Задачи: расширять знания детей о представителях мира диких животных.

Примерные виды деятельности: Загадка о медведе, о зайце. Рассматривание иллюстраций – медведи, зайцы. С помощью дидактических игрушек и декораций «леса» (по типу настольного театра) – рассказ от имени медведя

- Д/и «Я опишу, ты отгадай», «Лапы и хвосты».

- Активизирующее общение «Расскажем о зайце, расскажем о медведе».

- Чтение и пересказ В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса».

- П/и «Лиса и зайцы».

- Утренняя гимнастика: включение движений на имитацию «Мы как мишки», «Мы как зайчишки».

- Рассматривание иллюстраций с дикими животными.

МАРТ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

1.Рекомендации по организации наблюдений в природе в ходе семейных прогулок, досуга, общения.

2. Приглашение родителей для просмотра Н.О.Д. по приобщению детей к миру природы.

3. Привлечение семей к созданию коллекции фотографий, рисунков «Весна».

Изменения в развивающей предметно – пространственной среде.

1.Схема-модель «Что весной бывает».

2. Схема-модель «».

3. Иллюстрации «Весна в природе».

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя. «Как природа весной просыпается»

Задачи: Развивать наблюдательность малышей, учить обращать внимание на особенности весенней погоды

Примерные виды деятельности: рассматривание иллюстраций «Весна», беседа по ним. Д/и «Я начну, а ты продолжи». Эксперимент «Почему снег становится липким».

- Рассматривание иллюстраций с изображением попугаев, беседа – какие из них похожи на наших попугайчиков и чем.

- Наблюдение за уходом взрослых за птицами живого уголка в зимнем саду.

- На прогулке: наблюдение за первыми весенними признаками, появившимися в природе: цвет неба, температура воздуха.

- Рассматривание иллюстраций «Весна в природе»

3 неделя. «Весеннее пробуждение?»

(Животные)

Задачи: Способствовать накоплению ярких впечатлений, связанных с изменениями в природе. Дать новые знания об изменениях в жизни животных и птиц.

Примерные виды деятельности: рассказ воспитателя по иллюстрациям (прилёт птиц, медведь просыпается, заяц начинает менять свою шкурку)

- Наблюдение за веткой полярной ивы, поставленной в воду, в тепло.

- Эксперимент «Зачем заяц меняет цвет шкурки» (На фланелеграфе или ковролине –прикрепление сначала белой фигурки, а затем серой фигурки зайца на сером, пёстром фоне «земля без снега». Сравнение.)

- Чтение С.Маршак «Весенняя песенка».

- гимнастика после   «Звери просыпаются»

- Рассматривание иллюстраций «Весна в природе».

АПРЕЛЬ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

1.Памятка в родительском уголке «Домашние природные рецепты здоровья» (обмен советами между родителями); папка передвижка:  «Знакомим детей с правилами поведения в природе»

2. Привлечение родителей к пополнению иллюстративного материала.

Изменения в развивающей предметно – пространственной среде.

1.Иллюстрации, муляжи или натуральные фрукты, овощи, травы (имеющие лекарственные функции).

2. Иллюстрации леса, тундры, луга (поля) и животных, обитающих в данных природных зонах.

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя. «Всё о птицах»

Задачи: обобщить имеющиеся у детей знания о птицах (внешний вид, особенности жизни).

Примерные виды деятельности: рассказывание по схеме-модели «Птица» (внешний вид, потребности). Д/и или лото «Птицы».

- Загадки, потешки о птицах.

- Чтение М.Клокова «Воробей с берёзы»; Д.Хармс «Весёлые чижи»;

- В ходе утренней гимнастики упражнение на двигательную имитацию «весёлые птички».

- Раскрашивание альбомов-раскрасок «Птицы».

3 неделя. «Где живут рыбки»

Задачи: дать общие представления о местах обитания рыб.

Примерные виды деятельности: игровая образовательная ситуация с использованием иллюстраций, изображения рыбок и водоёмов (река, озеро, море). Закрепление названий сред обитания и животных.

- Наблюдения за рыбками в аквариумах живого уголка, активизирующее общение «Что мы заметили в поведении рыбок».

-

- Рассматривание иллюстраций с изображением водоёмов и рыб.

МАЙ

Работа с семьёй по реализации ООП ДО:

1.Рекомендации «Как организовать летний отдых детей и приобщение ребёнка к миру природы».

2. Консультация «Помогите ребёнку научиться наблюдать и запоминать».

Изменения в развивающей предметно – пространственной среде.

1.Иллюстративный материал «Природа живая, природа неживая», «Погода», «Растения тундры, леса, луга».

2. Альбомы-раскраски «Растения».

Н.О.Д.

Совместная деятельность в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

1 неделя. «Где растут растения»

Задачи: Обогащать представления о местах обитания растений.

Примерные виды деятельности: Экскурсия по зимнему саду, общение – в каких условиях растут растения в детском саду. Рассматривание иллюстраций – лес, тундра, луг, парк, обсуждения – какие растения где растут.

- Беседы по иллюстрациям «Растения тундры» (2-3 вида), «Растения леса» (2-3 вида), «Растения луга» (2-3 вида).

- Чтение З.Александрова «Одуванчик», И.Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб».

- Рассматривание иллюстративного материала

- Раскрашивание альбомов-раскрасок «Растения»

3 неделя. «Живое – не живое»

Задачи: дать общие представление о делении природы на «живую» и «неживую».

Примерные виды деятельности: рассматривание коллекции камешков; поиск ответа на вопрос – живые или не живые? (не дышат, не питаются, не растут, следовательно – не живые). Человек – питается, дышит, растёт – живой. Подобное обсуждение растений, животных.

- Активизирующее общение по иллюстративному материалу «Живая природа, неживая природа».

- На прогулке: поиск живой и неживой природы, обсуждение.

- Рассматривание коллекций материалов.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

-Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?» Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования.

-С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым.

-Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.

-Задает вопросы о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

-Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

Родителей

-Малоактивен в игре-экспериментировании, использовании игр и игровых материалов, обследовании, наблюдении.

-Не учитывает сенсорные признаки предметов в практической деятельности.

-Небрежно обращается с предметами и объектами окружающего мира: ломает, бросает, срывает растения.

-Не проявляет речевую активность.

-Не проявляет интерес к людям и к их действиям.

-Затрудняется в различении людей по полу, возрасту как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ

                           ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»

1.Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. И др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч.ред.А.Г.Гогоберидзе.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М. : ТЦ «СФЕРА», 2013. - 304 с.

2. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника .Опыты, эксперименты, игры. /сост. Н.В. Нищева. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с

3. Крулехт М.В. «Дошкольник и рукотворный мир». С-Пб., «Детство-пресс», 2002г. (технология)

4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». С-Пб., 2006г. (технология)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констру

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...