Потенциал театральной деятельности в развитии детей раннего и младшего возраста
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Симонова Елена Сергеевна
"Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potentsial_teatralnoy_deyatelnosti_v_razvitii_detey.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал театральной деятельности в развитии детей раннего и младшего возраста.

№ п\п

Направление развития

Элемент содержания направления развития

Потенциал театральной деятельности в развитии детей по данному направлению

1

Социально-коммуникативное развитие

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Дети знакомятся с чувствами, настроением персонажей

Осваивают способы их внешнего выражения

Осознают причины того или иного настроения

Нормы и ценности, принятые в обществе

В сюжетах сказок отражены основные общечеловеческие ценности: добро, дружба, верность, помощь слабым и т.д.

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Театральная деятельность может являться основой формирования предметного взаимодействия детей раннего возраста, взаимодействия взрослых и детей.

В процессе театрализованной деятельности складываются доверительный и доброжелательный уровень общения

Развитие общения и взаимодействия  ребенка со взрослыми и сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых

Общая деятельность позволяет ребенку чувствовать себя частью сообщества детей и взрослых.

 В процессе совместной деятельности формируются правила и нормы уважительного отношения друг к другу.

Формирование позитивных установок к творчеству

Интересная, эмоционально насыщенная деятельность, организуемая регулярно, формирует позитивное отношение детей к такому виду творчества как театр.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Через сюжет театрализации возможно раскрыть тему безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основы безопасного поведения в быту формируются и в самом процессе деятельности.

2

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

При грамотной и регулярной организации театральной деятельности данная деятельность может стать одной из сфер интересов детей. Эмоционально окрашенная, сопровождающаяся положительными эмоциями деятельность стимулирует познавательную активность; данное обстоятельство возможно использовать и при раскрытии программного содержания дошкольного образования.

Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, количество, часть и целое, пространство, движение и покой, причина и следствие и т.д.)

Атрибуты театральной деятельности, ее содержание, работа с различными видами театра формирует и расширяет представления об объектах окружающего мира. Специально организованная работа позволяет на материалах театральной деятельности познакомиться и со свойствами некоторых объектов (в том числе, театр на бумажной основе; би-ба-бо: ткань, резина; настольный шагающий театр – ткань и др.).

Формирование познавательных действий, становление сознания

В процессе  игр, их организации, работы с материалами театральной деятельности дети овладевают познавательными действиями, что способствует становлению сознания.

Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Театральная деятельность подразумевает знакомство с русской народной культурой, образцами народного фольклора (сказки, потешки и т.д.), в содержании которых отражены представления русского народа о быте, природе, его ценностях.

3

Речевое развитие

Владение речью как средством общения и культуры

Театральная деятельность стимулирует развитие речи. Ребенок учится слушать речь взрослого, понимать содержание, действовать в соответствии с ним.

Обогащение активного словаря

В процессе театральной деятельности у ребенка обогащается активный словарь  предметов (избушка, медведь лиса, петух, коса, плечо и т.п.),  признаков (лиса рыжая, хитрая; избушка ледяная и т.д.), действий (катится, колобок, катится…) и т.д.  Педагогу важно стимулировать этот процесс, побуждая ребенка называть персонажей,  их действия, признаки, досказывать знакомые фразы.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Речь педагога, тексты произведений задают детям речевые образцы. Досказывая сперва слова, а затем и фразы знакомых произведений, дети усваивают грамматически правильную форму согласования частей речи, учатся строить диалоги. Развитию диалогической речи способствует и подключение педагога к деятельности детей от имени какого-либо персонажа, озвучивание роли.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Речевая деятельность, прежде всего, педагога, озвучивающего персонаж, и впоследствии побуждение ребенка к передаче эмоций  персонажа способствует развитию интонационной стороны речи, формированию ее выразительности.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Театрализованная деятельность не может осуществляться без знакомства детей с детской литературой, различными ее жанрами. Педагог организует театрализацию потешек, сказок, детских стихов, доступных детскому пониманию рассказов.

4

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Интонационная выразительность речи педагога, выразительность движений при передачи роли;  работа над выразительностью речи и движений детей при  передачи образов развивает у детей раннего возраста предпосылки к ценностно-смысловому восприятию и пониманию словесных произведений; включение в театральную деятельность музыки соответствующего характера и содержания формирует условия предпосылок к ее ценностно-смысловому восприятию и пониманию.

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Эстетически оформленные центр театральной деятельности в группе и атрибуты способствуют становлению эстетического восприятия окружающего мира

Формирование элементарных представлений о видах искусства

В процессе театральной деятельности дети раннего возраста знакомятся с такими видами искусства, как театр, музыка, фольклор, литература.

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Слушая и наблюдая театральные постановки в исполнении педагога или педагогов, дети учатся сопереживать персонажам произведений.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей

Систематическая организация театральной деятельности закладывает предпосылки к самостоятельной творческой деятельности, стимулирует ее развитие

5

Физическое развитие

Развитие координации движений, равновесия

Изображение предметов живой и неживой природы, предметов рукотворного мира (снежинки, цветочки, самолет, пароход, поезд и.т.п.) способствует развитию общей моторики, координации движений, равновесию.

Игры с настольными и пальчиковым театрами способствует развитию мелкой моторики

Развитие крупной и мелкой моторики

Развитие основных видов движений

Изображение движений различных животных (зайчик, лягушка, кошечка и т.д.) способствует развитию у детей основных видов движений.

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Посредством содержания (сюжета) театральной деятельности, использования элементов театральной деятельности в режимных моментах возможно осуществлять эффективную работу по формированию представлений детей о здоровом образе жизни, формированию ценностного отношения к своему здоровью, приобщение к его элементарным нормам и правилам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль совместной игровой деятельности педагога с детьми в сенсорном развитии детей раннего и младшего возраста.

          Сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и вел...

Роль совместной игровой деятельности педагога с детьми в сенсорном развитии детей раннего и младшего возраста.

          Сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и вел...

Роль общей и мелкой моторики в речевом развитии детей раннего и младшего возраста

В консультации раскрывается понятие мелкая моторика, ее роль в речевом развитии ребенка. Многообразие способов правильного формирования звукопроизношения. А именно: пальчиковая гимнастика,лепка,рисова...

Речевое развитие детей раннего и младшего возраста.

Консультация для воспитателей, раскрываются вопросы развития речи детей раннего и младшего возраста через использование малых фольклорных жанров (потешек)....

«Роль книги в развитии детей раннего и младшего возраста»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"...

Презентация педагогического опыта коллегам - Дидактические игры и пособия для сенсомоторного развития детей раннего и младшего возраста своими руками

Уважаемые коллеги!В данном материале я хочу представить свой опыт по обогащению РППС группы игровыми пособиями, способствующими сенсомоторному развитию детей раннего дошкольного возраста. В презентаци...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста".

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспит...