консультация для родителей "ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МАНИПУЛИРУЕТ?"
консультация по теме

Скрипка Вера Петровна

   Слезы, хитрость, упрямство, слабость, «уход в болезнь», капризы, шантаж... Вот неполный арсенал детских манипулятивных приемов, ко­торые знакомы любому родителю и педагогу. В чем причина манипуля­тивного поведения дошкольников? Какова роль взрослых в формирова­нии манипулятивных убеждений и навыков у детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МАНИПУЛИРУЕТ?

   Психологический анализ зависимости манипулятивного поведения дошкольников от родительского отношения

   Слезы, хитрость, упрямство, слабость, «уход в болезнь», капризы, шантаж... Вот неполный арсенал детских манипулятивных приемов, которые знакомы любому родителю и педагогу. В чем причина манипулятивного поведения дошкольников? Какова роль взрослых в формировании манипулятивных убеждений и навыков у детей?

   Психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрыто и ловко, используемое для достижения односторонней выгоды, носящее субъект-объектный характер, принято называть психологической манипуляцией.

   Многообразие проявлений в различных сферах общественной жизни сделало этот феномен особенно интересным для научного анализа, о чем свидетельствуют многочисленные работы зарубежных (Э. Берн. Ф. Зим-бардо, Р. Чалдини, Г. Шиллер, Э. Шостром и др.) и отечественных (Е.Л. Доценко, Е.Л. Волков, С. Кара-Мурза, А.Н. Лебедев, А.Б. Орлов. Е.В. Сидоренко и др.) авторов. Несомненная значимость изучения манипулятивных проявлений в онтогенезе человека, с одной стороны, и немногочисленность исследований, направленных на рассмотрение возрастного аспекта психологического манипулирования, с другой, определило актуальность теоретического и эмпирического анализа манипуляций детей дошкольного возраста.

   Первый опыт управления другими людьми, по мнению Э. Шостром, человек приобретает в детстве: «Так, едва научившись ходить, ребенок уже знает, что, для того чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, иногда орать». В своей книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский   приводит множество примеров, которые показывают на первый взгляд немного наивные, пока еще не совсем умелые, но уже претендующие на манипулятивность, попытки детей влиять на других:

Четырехлетняя Вера говорит своей матери:

- Ты можешь пойти за мороженым... Я не для того говорю, что за мороженым, а для того, чтобы ты вышла немного на воздух.

 

Наташа угощает бабушку конфетами:

- Ты, бабушка, кушай эти красивенькие (мармелад), а уж я буду есть эти грязные.

И, делая гримасу отвращения, со вздохом берет шоколадку.

    Д.Б. Эльконин, характеризуя развитие личности ребенка - дошкольника, описывает случаи детского упрямства в старшем дошкольном возрасте, которое хорошо осознается ребенком как несправедливое неправильное стремление во что бы то ни стало настоять на своем. Дети, как правило, учитывают последствия своего упрямства и проявляют его чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых оно остается безнаказанным, а для ребенка - эффективным. Некоторым старшим дошкольникам доставляет удовольствие видеть бессилие взрослых, особенно если окружающие сверстники реагируют на это смехом. Влияние, которое оказывается детьми в этих случаях, приобретает определенную искусность, учитываются уязвимые стороны адресата воздействия, получается удовольствие от произведенного на сверстников впечатления. Взрослые в подобных ситуациях по отношению к «беспомощному ребенку» выступают в инструментальной функции как средство удовлетворения его потребностей, как жертвы манипуляции.

   Манипуляторами не рождаются, а становятся. Овладение манипуляцией происходит на протяжении всей жизни человека. В раннем детстве ребенок манипулирует предметами, обучаясь общественно выработанными способами их употребления, а в дошкольном возрасте от манипуляции могут стать окружающие ребенка взрослые. Это неслучайно, т.к. именно в этот период происходит интенсивная ориентация  в основных смыслах человеческой деятельности, освоение задач,  мотивов и норм человеческих отношений. В каких же смыслах ориентируется современный дошкольник? Как и какие нормы ему предстоит  освоить?  Какой урок он получит от мира взрослых, который представляет собой « уже готовый продукт нашего манипулятивного общества»?

   Родительские установки и поведенческие паттерны, продемонстрированные  взрослыми, оказывают влияние на убеждения и поведение детей. В.В. Знаков, ссылаясь на зарубежные исследования, посвященные развитию макиавеллизма личности в онтогенезе, отмечает, что макиавеллистические    убеждения и навыки передаются от родителей, хотя могут не совпадать и реализовываться в поведении «автономно». Одни  дети перенимают от родителей систему убеждений, которая не прямо,  а косвенно

влияет на их поведение. Другие непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми. А.Б. Добрович   подробно описывает примеры того, как манипулятивно поведение взрослых, закрепляющих за ребенком исполнение каких-либо семейных ролей («кумира семьи», «болезненного ребенка», «козла отпущения» и т.д.), удовлетворяющих свое тщеславие, пытающихся потешить самомнение, поддержать семейный престиж или просто проявляющих педагогическую неграмотность. Так, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное ему - заниматься, читать, помогать по дому, родители нередко встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» ребенку вещами, игрушками, удовольствиями, если он будет делать то, что от него хотят. Этот малоэффективный путь - свидетельство дисгармонии детско-родительских отношений, он также способствует развитию будущего манипулятора.

   Манипулятивные приемы детей выступают ответом на манипулирование взрослых. Э. Шостром  представляет целую галерею молодых манипуляторов: «маленькая тряпка» - пассивный, зависимый ребенок, манипулирующий своей слабостью, беспомощностью; «маленький диктатор», успешно управляющий взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания; болезненный плакса «Фредди-лисица», использующий жалость окружающих; «жестокий Том», манипулирующий своим физическим превосходством; «Карл-соревнователь», использующий окружающих для достижения значимых вершин.

   Теоретический анализ проблемы позволил предположить, что именно родительское отношение оказывает значительное влияние на манипулятивное поведение детей в дошкольном возрасте. Для эмпирической проверки выдвинутой гипотезы было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие десять детей старшего дошкольного возраста, их родители и воспитатель. Были поставлены две задачи: во-первых, оценить уровень манипулятивности поведения детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в исследовании; во-вторых, определить зависимость между уровнем манипулятивности поведения испытуемых, стилем родительского отношения взрослых и особенностями восприятия внутрисемейных отношений ребенком.

   Немногочисленность специальных диагностических средств, традиционно применяемых в исследовании психологической манипуляции, потребовало для решения первой задачи использования методов малоформализованной диагностики - наблюдения и экспертных оценок, а также создания адекватного стимульного материала. Основой для выделения параметров манипулятивного поведения дошкольников выступила типология детей-манипуляторов Э. Шострома. Контент-анализ предложенных автором характеристик позволил подготовить три наиболее ярких манипулятивных портрета: «Пассивный тип», «Активный тип», «Соревнующийся тип».

Пассивный тип

   Ребенок кажется медлительным, слабым, беспомощным. Все время плохо себя чувствует, готов пролежать целый день в постели, лишь бы вы его не заставляли делать работу, которую он не хочет выполнять в силу разных обстоятельств (не может, не хочет, боится, что не получится). Выполняя нелюбимое задание, ребенок делает все неохотно или некачественно для того, чтобы вы освободили его от этого задания. Часто забывает только те задания, которые ему не хотелось выполнять. Вы не обременяете ребенка «лишней» работой, т.к. вам его жалко, и он этим пользуется. Чтобы добиться своего, он использует слезы, свою слабость. Ребенок не проявляет высокой активности.

Активный тип

   В зависимости от ситуации ребенок может быть активным или медлительным (когда ему это выгодно). Когда вы просите его сделать нелюбимое задание (убрать комнату, помочь по дому и т.д.), он все время оказывается занятым. Чтобы добиться своего, он может проявлять упрямство и другие раздражающие методы (дуется, ворчит, злится, топает ногами), и вы уступаете ему. Часто, когда его ругают за неисполнение задания, он притворяется, что не слышал его.

Соревнующийся тип

   Ребенок физически развит, активен. Чтобы обеспечить себе внимание и заботу с вашей стороны, использует слезы или любой недуг. Ребенок всегда хочет быть лучше других детей, пытается это претворить в жизнь, с одним условием - чтобы вы оценили и поощрили. Если вы этого не замечаете, он долго переживает. Добиваясь своего, может быть агрессивным.

   Противоположностью «манипулятора», по мнению Э. Шострома, является «актуализатор». Его портрет был воссоздан соответственно исследуемому возрасту.

                                                Актуализатор

   Ребенок активен, легко находит контакт с другими детьми, уважительно ведет себя по отношению ко всем взрослым, способен сочувствовать, радоваться, огорчаться. Он делится с вами своими переживаниями, чувствами. Ребенок испытывает доверие к миру. Делает посильные задания самостоятельно и с удовольствием, находит способы творчески проявлять себя. На ваш взгляд, ребенок всегда искренен в своих чувствах, независимо от ситуации.

   «Чистые» актуализаторы, по словам Э. Шострома, - редкость, они встречаются лишь в 1% случаев. Поэтому был предложен «Переходный тип» от манипулятора к актуализатору:

Переходный тип

   Ребенок выполняет ваши поручения самостоятельно, если это ему выгодно. Может с увлечением выполнять задания, если ему это интересно. Легко взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Способен сопереживать. Чтобы обеспечить себе ваше внимание, может использовать слезы, плохое поведение, болезнь. Иногда он делится с вами своими переживаниями, чувствами.

    Разработанные портреты были использованы при проведении экспертных оценок. В качестве субъектов, производящих оценивание, выступали люди, имеющие длительный опыт взаимодействия с испытуемыми, - воспитатель и родители. На основании своего педагогического и жизненного опыта они должны были отнести каждого ребенка к одному из предлагаемых портретов. С целью избежания ответов, построенных на основе ассоциативного ряда, названия портретов не указывались.

Анализ результатов методики экспертной оценки показал, что количество выборов воспитателем и родителями манипулятивных портретов (80% - воспитатель, 70% - родители) превышает выбор портретов переходного типа (воспитатель - 20%, родители - 60%), а выбор портрета ребенка актуализирующего типа отсутствовал. Это подтверждает идею о том, что каждый человек в определенной мере использует манипулятивные приемы (только в разной степени и для удовлетворения разных потребностей). Однако интересен факт, что большинство родителей чаще наделяли своих детей характеристиками переходного типа, а воспитатель -манипулятивного. С одной стороны, это может свидетельствовать о различном поведении ребенка в зависимости от ситуации и конкретного взрослого, с другой - о характере оценок экспертов.

   Результаты экспертного оценивания дополнялись наблюдением, в процессе которого фиксировались степень активности ребенка, способ взаимодействия со сверстником и взрослым, самостоятельность выполнения заданий, внешние проявления манипулятивного поведения. На основании наблюдения и бесед с воспитателем делался вывод о степени выраженности манипулятивного поведения дошкольника по отношению к взрослому: низкая, средняя, высокая.

   Для решения второй задачи использовались тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина и проективный рисунок «Моя семья». В результате исследовании зависимости манипулятивного поведения от стиля родительского отношения как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку и поведенческих стереотипов при общении с ним были выделены две тенденции.

   Первая тенденция связана с особенностями манипулятивного поведения дошкольников (в случае преобладания шкалы, отражающей межличностную дистанцию в общении с ребенком, названной авторами тест-опросника «симбиоз»): родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, никогда не предоставляет ребенку самостоятельности. Этому типу родительского отношения по результатам наблюдения соответствовала высокая и средняя степени выраженности манипулятивного поведения испытуемых. Родители и воспитатель относили испытуемых к манипулятивным портретам. В рисунках дошкольников преобладали симптомокомплексы тревожности, конфликтности, чувства неполноценности.

   Вторая тенденция связана с особенностями манипулятивного поведения испытуемых, чьи родители проявляли социально желательный образ родительского отношения - «кооперацию»: родитель высоко оценивает интеллект и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Этому типу отношения, как показало наблюдение, соответствовала низкая степень выраженности манипулятивного поведения. Как правило, родители и воспитатель относили испытуемых к переходному типу. В рисунках детей присутствовали симптомокомплексы благоприятной семейной ситуации, они легко шли на контакт.

   Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что низкая степень выраженности манипулятивного поведения у ребенка наблюдается при благоприятной семейной ситуации, и наоборот, высокая степень выраженности манипулятивного поведения свидетельствует о дисгармоничных отношениях в семье.

   Хотя пилотажный характер исследования не позволяет распространять полученные результаты на всех детей данного возраста, наметившиеся тенденции могут иметь важное значение для объяснения причин и закономерностей детского манипулирования, а также для организации конструктивных воспитательных воздействий. По мнению Ю.Б. Гиппен-рейтер, необходимо перестать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Постепенно нужно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавать их ему. Это делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а отношения - более спокойными и радостными. По мнению К.Н. Поливановой, справедливые правила, ограничения и запреты, которые существуют в воспитании детей, не стоит отменять, иначе, испытывая родительские требования «на прочность», дети приучаются настаивать, ныть, вымогать. И главное, взрослым необходимо осознавать свои манипулятивные склонности и работать с ними. Только ценностное отношение и уважение к личности ребенка, стремление лучше его понять и безусловно принять малыша, но при этом справедливость, последовательность воспитательных воздействий, большая работа взрослых над собой способствуют развитию положительного потенциала дошкольника, названного А. Маслоу «самоактуализацией». Возможно, тогда вопрос: «Почему ребенок манипулирует?» потеряет свою актуальность.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?- М, 2003.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М, 1987.

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М. 1996.

4. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 5. - С. 16-22.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.

6. Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. - М., 1984.

7. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. - Минск, 1992.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как учить ребенка общаться"

Консультация для родителей в которой описаны типичные ошибки взрослых и рекомендации "Что нужно делать"....

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...

Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"

3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...

Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".

Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...

Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"

Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей  и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...


 

Комментарии

Иванова Мария Николаевна

Спасибо за нужный и полезный материал!!!