"Материнская игра" как способ эмоционального развития младенца в условиях психоневрологического дома ребенка
статья по теме
Актуальность проблемы заключалась в том, что недостаточное или неправильное общение младенца с взрослым ведет к отклонениям в развитии уже в первые месяцы жизни. Не всякое взаимодействие взрослого с ребенком является общением. Под термином «материнская игра» понималось эмоционально -положительное взаимодействие близкого ухаживающего взрослого и младенца посредством воздействия на его органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, выражающееся в телесно-ориентированных, культурно-информационных мероприятиях. В ходе «материнской игры» ухаживающий взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка, варьируя, видоизменяя свои воздействия с учетом реакций младенца, он осуществляет все четыре момента необходимые для общения: внимание к обращению партнера, ответ на его действие, инициативное обращение к нему и чувствительность к воздействию партнера. Научно доказано, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации» (maternal deprivation). «Материнские игры» способствуют избежать стремления ухаживающего взрослого физически и эмоционально дистанцироваться от ребенка, а также улучшить и расширить эмоциональный контакт ухаживающего взрослого и младенца в процессе всех режимных моментов, что помогает лучше понять друг друга. В этом заложен успех дальнейшего развития ребенка. Анализ полученных данных подтвердил выдвинутую гипотезу о том что «материнские игры» действительно оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие младенцев. Тем самым доказывая, что дети, воспитывающиеся в домах ребенка, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, в центре которой индивидуальное общение взрослого с ребенком. И данная работа ещё раз подчеркивает важность для младенца теплых дружеских отношений между близким ухаживающим взрослым и малышом, независимо от того где малыш находится в казенном учреждении или в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Г. Б.,
ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка №6»,
г. Санкт-Петербург
«Материнская игра» как способ эмоционального развития младенца
в условиях психоневрологического дома ребенка
Основой статьи явилась дипломная работа использование «материнских игр» в качестве средства эмоционального развития младенцев на примере психоневрологического дома ребенка.
Актуальность проблемы заключалась в том, что недостаточное или неправильное общение младенца с взрослым ведет к отклонениям в развитии уже в первые месяцы жизни. Не всякое взаимодействие взрослого с ребенком является общением.
Под термином «материнская игра» понималось эмоционально -положительное взаимодействие близкого ухаживающего взрослого и младенца посредством воздействия на его органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, выражающееся в телесно-ориентированных, культурно-информационных мероприятиях. В ходе «материнской игры» ухаживающий взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка, варьируя, видоизменяя свои воздействия с учетом реакций младенца, он осуществляет все четыре момента необходимые для общения: внимание к обращению партнера, ответ на его действие, инициативное обращение к нему и чувствительность к воздействию партнера.
Научно доказано, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации» (maternal deprivation). Материнская депривация возникает из-за недополучения материнской любви, может привести к соматическим расстройствам и является причиной неврозов в будущем. Материнскую заботу можно условно разделить на ряд составляющих: кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота и т. п. Если по одной или ряду составляющих ребенок депривируется, то при переходе им определенного порога страдания депривация приводит к замедленному психическому развитию либо к образованию защитного поведения. В формировании чувства привязанности и защищенности неизмеримо большее значение имеет телесный контакт с матерью (теплота, возможность прижаться), чем удовлетворение такой натуральной потребности, как голод.
Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность.
Исследования многих психологов ( А. Адлер, Л.И. Божович,
Дж. Боулби, М.И. Лисина , А. Фрейд [1,4,5,10,13]) показали, что роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Они подчеркнули, что
в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого.
Л.С.Выготский[6] и А.В.Запорожец[8] справедливо указывали, что только согласованное функционирование эмоциональной сферы и интеллектуального развития, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности; об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие»[9].
Современные данные о развитии мозга детей также подчеркивают необходимость близких отношений для развития ребенка! Стресс, связанный с недостатком индивидуального ухода и внимания, переживаемый ребенком, приводит к выделению адреналина и кортизола. Эти два гормона являются токсичными для клеток мозга и приводят к их отмиранию.
На сегодняшний день не существует медикаментов, которые позволяют снизить уровень кортизола. Однако внимательный, заботливый, постоянный взрослый, может это сделать[7]!
Итак, многочисленные исследования свидетельствуют, что, находясь в доме ребенка, в условиях материнской депривации, развитие ребенка идет по особому пути и ведет к нарушению эмоционального развития. Это может в дальнейшем привести не только к нарушениям в формировании отношений с людьми, но и в более глубоком искажении отношений ребенка с миром, его активности и адаптации. Поскольку ребенок, проживающий в психоневрологическом доме ребенка с первых месяцев жизни, не только переживает физиологический и психологический дискомфорт, но и дефицит общения с взрослыми, поэтому для минимизации данного фактора были разработаны и использованы «материнские игры», так как эмоционально-положительное общение выступает на этом этапе основным условием полноценного психического развития малыша. Однако чем раньше начата активная работа по стимуляции эмоционального развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Что и обусловливало актуальность темы данного исследования.
Изучение литературных источников показало, что нарушения в эмоциональном развитии у младенцев возникали как следствие неудовлетворенной потребности в эмоционально теплом общении с взрослым. Полученные результаты показали насущную необходимость в использовании программы «материнских игр», которая должна способствовать формированию крепких эмоциональных связей с воспитанниками и ликвидировать угрозу их разрушения.
Учитывая это, на основе методической литературы
Е.Р. Баенской, И.А. Выродовой, Ю.А.Разенковой и Д.Силберг [2,3,11,12] были созданы и сгруппированы в игровую матрицу «материнские игры» согласно режимным моментам и модальности чувственного анализатора, способствующие улучшению эмоционально-положительному взаимодействию между взрослым и младенцем.
При этом учитывался не фактический возраст ребенка, а его актуальный уровень эмоционального развития. Так как в процессе взаимодействия ухаживающего взрослого и младенца задействованы все органы чувств малыша, то и «материнские игры» применялись с выделением модальности восприятия.
Количественный и качественный анализ экспериментального исследования отметил факты, свидетельствующие о нарушении в развитии детей. До трехмесячного возраста у исследуемых младенцев наблюдалось отставание в эмоциональном развитии, которое выражалось в следующем: задерживалось появление первой социальной улыбки и комплекса оживления, а у четырехмесячных младенцев обнаруживалась тенденция к искажению социально-эмоционального развития.
Полученные результаты показали насущную необходимость в использовании программы «материнских игр», которая должна способствовать формированию крепких эмоциональных связей с воспитанниками и ликвидировать угрозу их разрушения.
«Материнские игры» применялись с каждым малышом во время бодрствования, насыщая эмоционально режимные моменты (до, во время, после) кормления, купания, физической нагрузки. Длительность составляла от 2-3 до 5-7 минут в зависимости от индивидуальных особенностей младенца, уровня его развития, соматического состояния. Чем младше ребенок, тем короче была игра и общение, а чтобы он не уставал, использовали чередование спокойных и более активных игр. Игра для малыша – это очень тяжелая работа. После каждой игры давалась возможность отдохнуть, расслабиться. При выборе игры учитывался результат обследования ребенка и его индивидуальная программа развития, т.е. не фактический возраст ребенка, а его актуальный уровень эмоционального развития. Учитывая быстро меняющиеся потребности и возможности малыша на протяжении первых месяцев жизни и характера его активности, стремительно меняется и общение младенца с взрослым. Это дает основание в подразделении и в использовании «материнских игр». Программа коррекционной работы с применением «материнских игр» включала два этапа. Первый этап рассчитан на работу с детьми от нескольких дней жизни до 4 месяцев, второй этап от 4 до 6 месяцев. Так как в процессе взаимодействия ухаживающего взрослого и младенца задействованы все органы чувств малыша, то и «материнские игры» были подобраны с выделением модальности восприятия.
Также были сформулированы требования к умениям взрослого для налаживания взаимодействия с детьми во время применения «материнских игр»:
- У ребенка могут быть любимые игры. Повторяйте их как можно чаще, это поможет образовать устойчивые связи в мозге.
- Не стесняйтесь проявлять нежность и любовь – обнимайте и целуйте малыша, берите на руки, хвалите его.
- Старайтесь, чтобы ваша речь была эмоционально окрашена. Называйте окружающие малыша предметы, наблюдаемые действия, чувства.
- Отвечайте на плач ребенка как можно скорее. Это поможет малышу быть спокойным и чувствовать себя в безопасности.
- Старайтесь, чтобы выражения вашего лица и произносимые звуки были хорошо различимыми для ребенка.
Прислушиваясь к рекомендациям Д. Силберг, было выделено следующее:
- Играя с малышом нужно помнить, что от избытка впечатлений ребенок может расплакаться, стать беспокойным. В таком случае игру стоит прекратить.
- Необходимо быть внимательным к малышу. Если он закрывает глаза, отворачивается, напрягается и выгибает спину, избегает взгляда или становится раздражительным, значит, он устал и хочет отдохнуть.
- Во время кормления громкие звуки отвлекают малыша и могут стать причиной несварения. После еды, пока идет процесс переваривания пищи, можно легонько покачать малыша или поиграть с ним в спокойные игры.
- Укладывая ребенка спать, нужно разговаривать шепотом, погладить его по спине, можно спеть ему колыбельную. Избегать громких звуков и активных игр[12].
Для примера рассмотрим «материнские игры», которые использовались во время переодевания, так как это занимает самое большое время в уходе за младенцами, например, для стимулирования первой мимолетной улыбки, а также на развитие каждой модальности.
Использовали игру «Здравствуй, солнышко!» на развитие зрительной модальности. Нужно взять малыша на руки. Смотреть ему в глазки, улыбаться. Чтобы приветливое лицо ненадолго привлекло его взгляд. А это хороший способ установления контакта. Погладить его щечки, ручки и ножки, приговаривая: «Ночь прошла, темноту свела. Замолчал сверчок, запел петушок, встала маменька, открыла ставенку. Здравствуй, солнышко, Колоколнышко!» При словах: «Здравствуй, солнышко, Колоколнышко!» нужно погладить малыша по головке [2]. С ударением на слуховую модальность – «Наша птичка». Во время переодевания надо приговаривать: «Как у нашей птички темные реснички. Как у нашей крошки тепленькие ножки. Как у нашей лапки ноготки-царапки.» [11]. С выделением осязательной модальности применялась – «Тут лес, тут поляна». Во время переодевания малыша, читая потешку, нужно прикасаться к его волосам, ко лбу, к носу, ко рту, к груди, к животу и легко прижать ладонью то место. «Тут лес, тут поляна, тут бугор, тут яма, тут грудь, тут живот. Тут сердце живет!» [2].Время купания идеально подходит для познания обонятельной модальности, так как косметические средства способствуют развитию обонятельных ощущений. В связи с этим использовалась игра «Мы пойдем купаться». Нужно чтобы слова и действия согласовались: «Мы пойдем купаться и в воде плескаться, брызгаться, резвиться, будет (имя малыша) мыться. Ты мне ручки подай, да рубашку снимай. Ты мне ножки давай, да штанишки снимай».
Итак, используя «материнские игры» ежедневно в процессе режимных моментов, близкий ухаживающий взрослый может добиться значительной динамики в эмоциональном развитии младенцев. Ведь только благодаря использованию «материнских игр» чуткий ухаживающий взрослый овладевает тем стилем общения с маленьким ребенком, который оптимален для его психического развития, так как «материнские игры» применяют с учетом особенностей поведения и глубины отставания в эмоциональном развитии у младенцев.
Таким образом, «материнские игры» способствуют избежать стремления ухаживающего взрослого физически и эмоционально дистанцироваться от ребенка, а также улучшить и расширить эмоциональный контакт ухаживающего взрослого и младенца в процессе всех режимных моментов, что помогает лучше понять друг друга. В этом заложен успех дальнейшего развития ребенка. Совместные «материнские игры» и общие при этом эмоциональные переживания обеспечивают психофизическое благополучие крохи. В процессе «материнских игр» близкий взрослый ласкает и всячески подчеркивает свою любовь к нему и заботу о нем. Тем самым показывая, что малыш значим и любим, обеспечивая чувство сохранности и защищенности. «Материнские игры» способствуют развитию общения, помогая реализации желания ребенка действовать вместе с взрослым. Окружая ребенка любовью и нежностью, без чего «материнские игры» не возможны, создавая «атмосферу» эмоционального общения, взрослый стимулирует в дальнейшем познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и игрушки.
Анализ полученных данных подтвердил выдвинутую гипотезу о том что «материнские игры» действительно оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие младенцев. Тем самым доказывая, что дети, воспитывающиеся в домах ребенка, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, в центре которой индивидуальное общение взрослого с ребенком. И данная работа ещё раз подчеркивает важность для младенца теплых дружеских отношений между близким ухаживающим взрослым и малышом, независимо от того где малыш находится в казенном учреждении или в домашних условиях.
Список литературы
1. Адлер А., Очерки по индивидуальной психологии. М.: Когито-Центр,
2002. – 220 с.
2. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем. М.: Просвещение, 2008. – 129 с.
3. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. В пространстве материнских рук. М.: Карапуз, 2004. – 176с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 351 с.
5. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. – 447 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика. 1983.
7. Довбня С.В., Морозова Т.Ю. Методическое пособие по организации работы волонтеров в доме ребенка. Благотворительный Фонд «Дети Наши». URL: www. detinashi.ru / material. Дата обращения: 06.03.2012.
8. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психологические труды. М.: Просвещение. 1986.
9. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 2011. – 464 с.
10. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. – 320 с.
11. Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Игры с детьми младенческого возраста. М.: Школьная пресса, 2011. – 191 с.
12. Силберг Д. Игры для развития малышей / пер. с англ. Т.И.Попова. Минск: Попурри, 2011. – 128 с.
13. Фрейд А., Лекции по детскому психоанализу/ пер. с англ.
С. Римского, Ю. Злобина. Эксмо. 2002. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей 2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка»
Обобщение опыта работы в темной сенсорной комнате с детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка. Темная сенсорная комната - это уникальная среда для работы психолога, воспитателя, логопе...
«Комплексное сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в условиях специализированного дома ребенка в 2016 году»
Проведен анализ движения детей в 2016 году, оказавшихся в ТЖС...
Обучение нетрадиционным способам изобразительной деятельности детей раннего возраста в доме ребенка
Реферат на тему: "Обучение нетрадиционным способам изобразительной деятельности детей раннего возраста в доме ребенка"...
Театрализованное представление – универсальное средство эмоционального взаимодействия педагога и ребенка с ОВЗ в условиях специализированного дома ребенка
Театрализованное представлении сказки "Курочка ряба" силами детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Дома ребенка...
"Выявление поведенческих нарушений детей раннего возраста в условиях психоневрологического дома ребенка"
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Даже кратковременная работа по психологической реабилитации способствовала улучшению поведения детей раннег...
Доклад "Праздник как эффективный метод в формировании эмоционально- волевой сферы детей находящихся в доме ребенка.
Госпитализм,социальная депривация, отсутствие материнской любви негативно сказывается на детях. Они плохо идут на контакт, боятся н...
«Эмоциональное благополучие педагога, как условие психологического комфорта ребенка в ОУ»
laquo;Эмоциональное благополучие педагога, как условие психологического комфорта ребенка в ОУ»...