«Комплексное сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в условиях специализированного дома ребенка в 2016 году»
опыты и эксперименты на тему

Дмитриева Галия Гумеровна

Проведен анализ движения детей в 2016 году, оказавшихся в ТЖС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uchitelya_defektologa_rebenok_v_tzhs.odt19.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Комплексное сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в условиях специализированного дома ребенка в 2016 году»

(учитель-дефектолог Дмитриева Г.Г.)

В ГКУЗ СО «Дом ребенка «Солнышко»  находятся дети, оказавшиеся в таких трудных ситуациях как:  проживание в асоциальных семьях;   временно помещенные в связи с трудностями в семье; нуждающиеся в постоянном медицинском наблюдении и реабилитации; дети, найденные или подкинутые; дети, родители которых дали согласия на усыновление; сироты;  дети, родители которых лишены родительских прав; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В ГКУЗ СО «Дом ребенка «Солнышко»  детям помогают справиться с трудностями  комплексно. Специалисты разного профиля оказывают малышам  медицинскую и социальную помощь, медико-психолого-педагогическую реабилитацию, помощь в  социальной адаптации, правовую и иную помощь детям в возрасте от 0 до 4 лет.

Отправной точкой в реабилитации каждого малыша в Доме ребёнка «Малютка» является знакомство с юристконсультом, который окажет помощь по сбору всех необходимых документов, обследование у педиатров, которые окажут первичную медицинскую помощь и продолжат наблюдение  за его здоровьем, назначат сбалансированное питание, невролога, учителя-дефектолога, психолога. Дефектолог и психолог проводят первичную диагностику развития ребенка.

Как правило, все дети поступающие к нам и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации при  диагностике отличаются следующими особенностями в развитии:

  1. эмоциональное настроение детей характеризуется частой сменой настроения с преобладанием капризно-плаксивого настроения.
  2. взаимоотношение со взрослыми характеризуются пассивностью и часто требуют стимуляции со стороны взрослого, у многих снижена потребность в эмоциональном общении со окружающими.
  3. взаимоотношения детей друг с другом нарушены, дети проявляют агрессию,  безразличны к сверстникам, не проявляют интерес к совместным играм и занятиям.

      4.-Речь отличается  качественным своеобразием:

  • Речь не осуществляет функцию общения. Речевые нарушения проявляются в недостаточности всех сторон речи.
  • Понимание речи ограничено и часто привязано к ситуации
  • Голосовая активность низкая, дети часто проявляют речевой негативизм.

У оторванного от родителей и помещённого в условия интерната ребёнка  снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательное взаимодействие. И как результат тормозится интеллектуальное развитие.

Помимо отставания в интеллектуальном развитии у детей формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма: обеднение эмоциональных проявлений, затруднение в общении, вплоть до полного отсутствия желания к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.

Основной целью деятельности нашего учреждения является обеспечение социально-психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Одной из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями, лишённых попечения родителей, является предупреждение развития патологического поведения в процессе эмоционально - положительного взаимодействия с взрослым, прежде всего с воспитателем и другими педагогами. Не менее важным для наших детей является развитие у них эмоциональной отзывчивости, чувства уверенности в себе и самоутверждения. Социальная адаптация воспитанников дома ребёнка в первую очередь зависит от коррекции их эмоционально - поведенческих расстройств и эффективности системы педагогических мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в развитии личности. Персонал Дома Ребёнка создаёт условия для своевременного и полноценного физического и психического развития, оптимального состояние здоровья, а также для подготовки воспитанников к жизни в обществе.

В программе дома ребёнка коррекционно-развивающие занятия планируются уже в 1-ые месяцы жизни ребёнка. Чем раньше ребёнок с нарушениями в развитии включится в коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.

Решающая роль в предупреждении нарушений умственного и физического развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психическом развитии и тем самым смягчить, а возможно и предупредить вторичные отклонения в развитии.

В результате применения коррекционных форм воспитания у всех детей наблюдаются стойкая положительная динамика по всем показателям нервно-психического развития.

Кроме этого было выявлено снижение таких отклонений в поведении детей, как общая возбужденность, негативизм и упрямство, двигательная расторможенность. У воспитанников были отмечены появление в поведении самоконтроля и сдержанности, уверенность в своих возможностях. В качестве иллюстрации положительных результатов воспитания приведём некоторые примеры.

Кира  2014г.р.

В Ноябре 2015г. девочка вместе с  младшими братьями двойняшками были изъяты из ассоциальной семьи. Девочка была очень замкнутая, не улыбалась, на контакт со взрослым не шла. Родственных чувств к братьям не проявляла. На занятиях была очень скованна, не эмоциональна, не улыбалась, сидела опустив голову. На музыкально-ритмических занятиях упражнения не выполняла, песенки не подпевала.

В декабре девочка участвовала  в Новогоднем утреннике, ей была отведена роль Ёлочки. На утреннике чувствовала себя зажато, эмоций не проявляла. Проводилась коррекционно-развивающая работа по всем направлениям. Занятия посещала у всех специалистов индивидуально и в подгруппе.

Отмечается положительная динамика в нервно-психическом развитии, девочка стала улыбаться, эмоционально реагировала на игры в группе и музыкальных занятиях. В сентябре 2016г. Кире 2г9мес. Активно участвует в них, эмоционально отзывается на музыку, с удовольствием играет на музыкальных инструментах, участвует в драматизации и инсценировках. На утреннике «День защиты детей»  исполняла роль Коровы. Чувствовала себя раскованно, положительно воспринимала внимание публики.

За год у девочки отмечается стойкая положительная динамика в развитии. В Октябре 2016г девочку вместе с братьями усыновили.

Костя 2013г.р. и Ульяна 2014 г.р. Поступили в октябре 2015г. и изначально были помещены в дом ребенка по заявлению одинокой матери, которая впоследствии уклонялась от воспитания  своих детей.

Дети были очень замкнутые, персонал воспринимали негативно, в контакт со взрослыми не вступали, отмахивались руками. Костя не понимал, что такое суп или 2-ое блюдо, ел только хлеб, постоянно сосал палец. Ульяна самостоятельно не кушала. На групповых занятиях Костя держался в стороне, в играх не участвовал, на музыкальных занятиях в хороводах не участвовал, психовал, выходил из круга. Ульяна постоянно плакала, капризнячала. На утренниках принимал позицию наблюдения со стороны.

С детьми велась комплексная коррекционно-развивающая работа, работал учитель-дефектолог, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель. У детей отмечалась стойкая положительная динамика в нервно-психическом и эмоциональном развитии. Дети стали активными участниками утренников, развлечений и праздников, исполняли различные роли на них. Костя и Ульяна стали более раскрепощенными, открытыми, ласковыми и общительными. Через год пребывания в нашем учреждения дети были переданы под опеку в семью.

Постоянное взаимодействие специалистов дома ребенка с органами опеки и попечительства, центрами социальной помощи семье и детям направленно на создание условий для возвращения ребенка в родную семью, ориентирование жизненного русла семьи в правильном направлении.

Такой результат является самым показательным.

В случае если такого результата достичь не удаётся, ребёнку подбирают замещающую семью, где  он будет непременно счастлив.

В 2016 г.  отделение «Малютка» ГКУЗ СО «Дом ребенка «Солнышко»: устроило 40 детей, из них в родную семью вернулись – 12 детей, усыновлено (удочерено) -6, под опеку -4, в приёмную семью-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

«Социально-психологическое и педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Одним из актуальных направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также п...

Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством народно-прикладного творчества в процессе освоения техники плетения из газетных трубочек

развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественных материалов и техник...

Программа "Социально педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса....

Предоставлении опыта социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

Эффективное взаимодействие законных представителей и родственников детей с Центром с выстраиванием новых технологий социального обслуживания  выступает как средство успешной социализации личности...