Предоставлении опыта социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»
рабочая программа (средняя группа)

Корнилова Светлана Ивановна

Эффективное взаимодействие законных представителей и родственников детей с Центром с выстраиванием новых технологий социального обслуживания  выступает как средство успешной социализации личности ребенка.

Способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен специалист социальной сферы-социальный педагог, психолог, социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственной власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью специалистов социальной сферы.

Помочь семье достичь изменения жизненной ситуации, видоизменить существующий образ, скоординировать действия специалистов и потенциалов услуг-основная цель специалистов сферы в работе с семьей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx44.36 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Предоставлении опыта социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Воспитательный дом»

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.

Семья-‘ является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания.

В современной литературе семья определяется как сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Семья приспосабливает личность к окружающим людям, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Семья формирует содержание общества. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. 

Социально-экономические и духовно-нравственные кризисы последних десятилетий в нашей стране, не могли не оказать воздействия на состояние современной семьи. Социальное сиротство в России действительно стало достаточно актуальной проблемой. Ведь сегодня сиротами становятся дети при живых родителях. В основном это дети, от которых отказываются сразу после их рождения или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких семей с каждым годом возрастает. Семьи группы риска не выполняют основные функции при воспитании ребенка, дети не начинают заниматься, ведут аморальный образ жизни. Существующая тенденция роста семейного неблагополучия, детской беспризорности, бродяжничества и социального сиротства в России предопределяет необходимость существенного повышения уровня социальной работы с каждой отдельной семьей. На сегодняшний день социальное обслуживание семей с детьми или семей, так называемой группы социального риска, является приоритетным направлением в работе учреждений системы социальной защиты населения.

Целью данной работы является представление опыта социального обслуживания несовершеннолетних в СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом» (далее-Центр).

Центр был открыт 22 апреля 1992 года как временный приют для беспризорных и безнадзорных детей, которые массово стали появляться на улицах больших городов в начале 90-х годов. Его первыми постояльцами стали 19 ребят разного возраста, но всех их объединял один факт – они были беспризорниками. Так началась жизнь первого в России приюта для беспризорных детей «Дом Астрид», ставшего потом «Воспитательным домом». Центр следует в своей деятельности традициям Санкт-Петербургского Воспитательного Дома, открытого по указу и при попечении Екатерины Великой в 1764 году. В основу был заложен проект просветителя того времени И.И. Бецкого, который ставил задачу «дабы не было праздношатающихся молодых людей». С этой целью малолетних определяли в семьи «благонравного поведения» за определённую плату, а для большинства создавали учреждения разного типа: сиропитательные дома, приюты, госпитали, пансионы и дома трудолюбия.

В настоящее время Центр является учреждением системы социального обслуживания и осуществляет социальное обслуживание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, обеспечивает их временное проживание и содержание, оказывает содействие в дальнейшем жизненном устройстве детей, оставшихся без         попечения         родителей.

Основная деятельность Центра направлена на обеспечение социальной, правовой, медицинской и психолого-педагогической реабилитации и помощи детям и подросткам, организацию их временного проживания, адаптацию в социуме. 

Семья является фундаментом развития и воспитания ребенка. В семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, первые знания об окружающем мире, первые навыки жизни в обществе. Именно в семье у ребенка формируется привязанность к родителям, к другим близким, он получает понимание того, что мир может быть безопасен, что он не страшен, а это основа будущих взаимоотношений, дружбы, любви.

У детей, оказавшихся в государственных учреждениях, базовое чувство безопасности нарушено. Вместо этого в душе ребенка поселяется стойкий страх к социуму, равнодушие, жестокость к себе и другим. Поэтому такие дети часто в будущем принимают алкоголь и наркотики, ведут асоциальный образ жизни.

На базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом» с 2014 года реализуется квартирный проект «Пансион», где временно проживают дети-родственники (братья и сестры) возрастной категории от 3-х до 13 лет, главным условием которых является наличие родственных связей.

Несовершеннолетние принимаются из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (семьи с разными формами зависимости, социальное неблагополучие, низкая социальная компетентность). Как правило, почти все дети, имеют слабое физическое и психологическое здоровье, низкую мотивацию к обучению, отклонение в поведении, жестокое обращение со стороны взрослых.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.

Младший школьный возраст - формирующаяся личность от 7 до 10-11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью. Они (особенно девочки), часто без всяких причин плачут и расстраиваются, слушая о бедах сказочных героев или смотря приключенческий фильм. И те же дети обнаруживают иногда удивительную черствость и равнодушие по отношению настоящему горю, случившемуся в семье. [3.35] Внушаемость, произвольность, внутренний план действия, самоконтроль и рефлексия, определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.

В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции.

При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Средний школьный возраст, или подростковый возраст - это возраст с 11 до 14 (15) лет. Именно этот возраст связан с перестройкой организма ребенка-половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределены. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие-позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11 и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно для ребенка, и для близких ему взрослых. Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение со сверстниками. В подростковом возрасте ребенок начинает усваивать новые формы взаимодействия с людьми, к нему начинают применяться совершенно иные, нежели в младшем школьном возрасте, нормы и правила поведения. Если самооценка ранее в основном базировалась на оценке учителя, то сейчас все в большей мере зависит от мнения сверстников. Это часто толкает подростков на совершение необдуманных, часто асоциальных поступков, что, по их мнению, поможет завоевать симпатию со стороны сверстников. Начинают складываться первые отношения с противоположным полом.

Подростковый возраст считают трудным. Объясняется это тем, что с биологической точки зрения подростки в большинстве своем уже сформированные люди, однако с социальной точки зрения они еще остаются детьми. Этот конфликт между биологическим и социальным и порождает всякого рода проблемы и затруднения. Протестные реакции, развитие акцентуаций и девиаций, агрессивность, конфликтность - вот основные особенности поведения подростков.

Психологические возрастные особенности детей обязательно учитываются  при планировании, реализации и анализе своей профессиональной деятельности, подаче материала в индивидуальной работе с воспитанниками.  

Квартира «Пансион» создана по домашнему типу и оборудована всем необходимы для проживания несовершеннолетних. Дети-родственники живут в комнатах по 2-3 чел., в квартире есть кухня-столовая, гостиная, учебная комната. В квартире создан комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Развивающая предметно-пространственная среда в квартире строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Спецификой работы в квартире «Пансион» является:

- разновозрастная группа детей, в которую входят дети-родственники в возрасте 6-13 лет;

- создание и организация такого режима дня в условиях проживания детей разного возраста в одной комнате, когда младшие дети обеспечиваются дневным и более длительным ночным сном;

- проведение занятий по подгруппам в соответствии с возрастом детей и групповых занятий, адресованных всей группе;

- включение старших детей в заботу и помощь младшим.

Работа по реабилитации и адаптации воспитанников проводится в тесном контакте всех специалистов Центра: воспитатели, психологи, дефектологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, специалисты по социальной работе. Обязательно учитывается выполнение всех рекомендаций специалистов.

Изъятие из семьи ребенка – всегда процесс болезненный, и очень важно сделать его как можно менее стрессовым. В этот период особенно важно развивать и укреплять эмоциональную близость братьев и сестер, помочь им войти в новый коллектив, понять и принять новые для них правила.

Одно из направлений Квартиры «Пансион» — это работа с семьями на гармонизацию детско-родительских отношений. Проблематика заключается в том, что в данных категориях семей люди, как правило, не замечают или, не хотят замечать своих проблем, а это серьезно затрудняет работу специалистов, так как насильно причинить «добро» нельзя.  Проблема неблагополучных семей и детей в этих семьях, остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. Необходимо тесное межведомственное взаимодействие: на всех этапах работы с семьей и ребенком. При этом чем эффективнее будет межведомственная работа с семьей на ранних стадиях ее неблагополучия, когда дети признаются находящимися в социально опасном положении, тем меньше будет возникать ситуаций с необходимостью изъятия детей у родителей и, соответственно, затрат государства на их содержание.

Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки семье в воспитании детей, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье является важной задачей социально-педагогических учреждений. Результативность данной работы зависит от того, насколько вовремя и глубоко выявляются причины, лежащие в основе попадания детей в социально опасное положение. Важна также разработка и реализация комплекса мер по раннему устранению условий и причин неблагополучия несовершеннолетних. В повседневной жизни наши дети сталкиваются с многообразием проблем, которые они ощущают сегодня и которые в полной мере влияют на их завтра. С учетом этого главным стержнем профессиональной деятельности каждого педагога или педагогического коллектива, работающего в сфере по улучшению положения детей должна стать профилактическая направленность всего образовательно-воспитательного процесса в тесном взаимодействии с социальным окружением. Необходимо активизировать такие направления воспитательной практики, как подготовка учащейся молодежи к семейной жизни, формирование ответственного материнства и отцовства, гендерной культуры, здорового образа жизни, традиционных нравственно-духовно-патриотических ценностей на основе объединения и интеграции усилий социальных, медицинских и образовательных учреждений, семьи, общественных объединений.

           В квартире «Пансион»  большое внимание  уделяется развитию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, навыков общественно-полезного труда, развитию игровой деятельности. Роль игры в социализации ребенка невозможно переоценить. Играя ребенок познает мир, осваивает новые социальные роли, учится взаимодействовать с другими людьми. Многие  воспитанники не могут играть без конфликтов с другими детьми, не могут выстроить сюжет и соблюдать правила игры, поэтому развитие игровых навыков и навыков коммуникации у воспитанников происходит практически во всех совместных видах деятельности. В специально организованных сюжетно-ролевых играх большое внимание уделяется выбору сюжета, распределению ролей, подготовке материала для игр и т.п.

Важным направлением  работы является развитие санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и социально-бытовой деятельности. Иногда дети, особенно младшего и младшего школьного возраста, при поступлении в отделение не имеют элементарных знаний и навыков о гигиене, самообслуживании, правильном поведении за столом и т.п. Мы стремимся сформировать у детей потребность быть опрятными, жить в чистоте, поддерживать порядок в комнатах.

Основная задача трудового воспитания и развития навыков социально-бытовой деятельности – формирование положительного отношения к труду, стремление поддерживать вокруг себя чистоту. Воспитанники знакомятся с трудом взрослых, разными профессиями; у них воспитывается уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам; организуется трудовая деятельность через выполнение трудовых поручений по поддержанию порядка в своих комнатах, ухаживание за вещами в квартире (игрушками, книгами, цветами). Педагоги приучают детей быть аккуратными и опрятными, учат ухаживать за своей одеждой и обувью.

Одним из важных умений и навыков, необходимых воспитанникам отделения, является умение оформлять помещение к празднику, сервировать стол, встречать гостей. Это тоже долгий и непрерывный процесс в коррекционно-реабилитационной воспитательной деятельности. Данный навык прививается воспитанникам во время проведения различных праздников, совместных мероприятий, праздничных чаепитий. Проводятся практические занятия, на которых дети учатся правильно, в соответствии с ситуацией одеваться, учатся приёму гостей.

В работе по формированию здорового образа жизни большая роль отводится укреплению физического здоровья воспитанников. Для этого совместно с инструктором по физкультуре с детьми проводится утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, развивающие силу, ловкость, выносливость; занятия (по возрасту) по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

Серьезное внимание в работе уделяется охране и укреплению здоровья детей. Дети, поступающие в отделение, очень часто бывают лишены чувства безопасности, они не получали необходимого комфорта и уюта в домашних условиях. Поэтому своей первоочередной задачей считаем дать эту безопасность своим несовершеннолетним воспитанникам, обеспечить необходимые условия для комфортной жизнедеятельности. Совместно с администрацией Центра с   воспитанниками проводятся занятия по пожарной безопасности, электробезопасности и безопасности дорожного движения.

У многих детей из социально неблагополучных семей наблюдается несформированность коммуникативной сферы. Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступающим в реабилитационные центры.  Общение - наиважнейший вид человеческой деятельности. Человек не может жить, творить и работать без общения, посредством общения он формируется. Даже находясь наедине с собой, человек продолжает общаться с самим собой, со своими оппонентами, подбирает ответы, аргументирует их, приводит факты.   

Поэтому важнейшая задача всех специалистов отделения – помочь ребёнку жить в социуме, научить правильно общаться, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности. Развитие коммуникабельности непрерывно осуществляется в течение каждой рабочей смены: в процессе индивидуальной работы с детьми, во время творческих поручений и трудовых заданий, при проведении праздников и мероприятий в Центре, во время выездов в город для экскурсий, общении со сверстниками и взрослыми и др.  

Большое внимание уделяется работе по формированию и развитию навыков учебной деятельности. Мы помогаем воспитанникам ликвидировать пробелы в знаниях, повышаю мотивацию к обучению. Своим воспитанникам прививаю мысль, что учёба - их главный труд.

 Школа-это совершенно, новая жизнь для ребенка, который раньше до этого не сталкивался с какой-либо формой регламентации своего существования, своих игр. Школа даже если обучение в ней строить, как рекомендуют психологи, в игровой форме, тем не менее по сути своей уже некоторая регламентация, ограничения, обязательность дисциплины. Все это требует очень сильной психологической перестройки деятельности. 

Как правило, поступающие в Центр дети педагогически запущены, недисциплинированны. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанникам в приготовлении домашних заданий. Результатом работы является повышение учебной мотивации, улучшение знаний. С педагогами школы, классными руководителями поддерживаю сотрудничество. Обо всех проблемах детей в школе классные руководители ставят в известность воспитателя. Ежедневно проводится контроль посещаемости уроков детьми, проверяются дневники.

Чтобы воспитанники в дальнейшем развивались и совершенствовались, необходимо развить у них познавательный интерес, любознательность. Эти качества помогут воспитанникам отделения в дальнейшей самостоятельной жизни не потеряться, научат находить выход из любой трудной жизненной ситуации. Формирование этих социальных навыков происходит в процессе различных викторин, во время познавательно-развлекательных игр. На самоподготовке, когда воспитанники выполняют домашнее задание, развивается речь и познавательные навыки.

Мы формируем, развиваем и активизируем социальные знания и навыки у своих воспитанников, которые им необходимы в самостоятельной жизни:

  • Формирование полезных привычек, навыков социально приемлемого поведения.
  • Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
  • Знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей.
  • Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Умение жить и работать по правилам (законам).
  • Развитие познавательной сферы.
  • Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
  • Формирование антинаркотического и антиалкогольного стереотипа поведения.
  • Интеллектуальное развитие несовершеннолетних.
  • Нравственно-патриотическое воспитание детей.
  • Формирование навыков экологической культуры.
  • Формирование эстетической культуры.
  • Правовое воспитание.

Педагоги используют различные формы работы: беседы; прогулки; совместное чтение; игры и соревнования; рисование; позитивные установки, праздники, индивидуальные занятия-беседы; выполнение индивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками; практические занятия по формированию определенных умений и навыков; диспуты; викторины; театрализованная деятельность.  В работе с детьми используют словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

В реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, большую роль играет эмоциональный компонент. Произведения искусства оказывают на детей огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Картины, скульптуры, архитектурные памятники помогают детям расслабиться, абстрагироваться от рутинных мыслей и увидеть в повседневной действительности удивительно красивый и сказочный мир.

Занятия по Петербурговедению знакомят детей с основами истории и культуры Петербурга, с его удивительной гармонией, созданной величайшими зодчими, цветовой гаммой и настроением, особенностями, присущими именно нашему городу. Широта невских просторов, ритм шпилей и площадей, красота садов и парков в разные сезоны года становятся объектами творческого осмысления. Дети узнают имена знаменитых петербуржцев, названия улиц и рек, знакомятся с новыми понятиями из истории мировой культуры.

Конечной целью становится развитие самостоятельного интереса к истории нашего города, гуманистического подхода к окружающему миру, наблюдательности, инициативности и творческих способностей.

У детей формируются ключевые общечеловеческие ценности и мировоззрение через постижение истории мировой культуры, они узнают историю Санкт-Петербурга через судьбы замечательных петербуржцев, формируются способности к исследовательской деятельности, проявляются в познавательной деятельности навыки культуры мышления, а также происходит осмысление истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте всеобщей мировой и европейской истории и культуры.  

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому помогает нравственное воспитание. Моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. 

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Ребенок, подросток, оставшийся без должного попечения родителей и близких, становится уязвимым для негативного влияния окружающей социальной среды. У наших воспитанников, как правило, отсутствует положительный пример родителей, нравственный опыт взаимоотношений в семье. Поэтому одной из важных задач, стоящей перед педагогами, воспитателями учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является разработка эффективных механизмов профилактики девиантного и зависимого поведения, создание условий «максимально приближенных к семейным, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей».  Поэтому очень важна работа с коллективом детей, наполняемость жизни детского коллективного организма, которая является проводником социальных норм, нравственных основ и культурных пластов. Здесь хочется вспомнить высказывание А.С. Макаренко «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции». Недаром, так важным является в обществе поддержка семейных традиций, как определенного порядка вещей, способа поведения, устоявшегося со временем и повторяющегося с определенной периодичностью раз за разом. Особенно такие традиции, для которых характерны проявления взаимной заботы, атмосферы сердечности и человеческой близости. Семейные нормы и обычаи в воспитании помогают ребенку в самоопределении, самоутверждении, раскрытии способностей, талантов, проявлении своей индивидуальности. Существование хороших семейных обычаев помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Благодаря традициям формируются и множество других положительных черт, таких как общительность, любовь и понимание, искренность, ответственность, умение прощать, инициативность и т.д. Наши неизменные традиции -  празднования Дней рождения, подготовка к празднику «Пасха», изготовление праздничных открыток, поделок своими руками для родственников и сотрудников Центра и др.

Педагоги стараются поддерживать в группе терапевтический характер среды, где образ жизни, сформированный множеством самых разных видов деятельности, становится значимым для каждого ребенка и способствует возникновению чувства собственного достоинства и значимости для других. Каждому воспитаннику дается возможность осознать себя участником общегрупповых процессов. Профессор В. В. Зеньковский отмечал, что: «в социально-психологическом развитии ребенка большее значение имеет социальное унаследование, чем физическая наследственность».  Забота старших воспитанников о своих младших братьях и сестрах, совместные игры и занятия, празднования Дней рождения – все это дает детям нравственную опору в их дальнейшей жизни.

Конечно же, невозможен результат без слаженной работы всего учреждения. В нашем Центре продумана работа по дополнительному образованию, каждый воспитанник выбирает дело по вкусу: студии мягкой игрушки, бисероплетения, лепки из теста, столярная мастерская, студия анимации – все это дарит детям радость творчества и созидания. Достаточно интересна программа поездок и встреч. В нашем Центре есть свои традиции - такие как подготовка к Новогоднему спектаклю, День рождения Воспитательного дома. Поэтому вся обстановка дома, группы - это наполненность жизни, возможность реализовывать себя, возможность быть услышанным, возможность получить помощь и поддержку.

 Наши воспитанники принимают участие в творческих выставках, спортивных мероприятиях, познавательных викторинах, проводимых в нашем Центре и других культурно-досуговых учреждениях района, были участниками спортивных соревнований и досуговых мероприятий в детских оздоровительных лагерях.

        Социальное сопровождение воспитанников в Центре осуществляют специалисты различных отделений. В зависимости от задач каждое отделение оказывает определенные виды социальных услуг несовершеннолетним.

Приемное отделение. Целью данного отделения является осуществление комплексного социального обслуживания граждан, обратившихся в Центр за помощью, и оказание первичной медицинской, психологической и социальной помощи несовершеннолетним, принятым в учреждение.

Отделение социальной диагностики, разработки и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей. Отделение разрабатывает и реализует индивидуальные программы социальной реабилитации с целью выхода из социально опасной ситуации или преодоления трудной жизненной ситуации. Помимо этого, осуществляет образовательную деятельность по основным программам дошкольного образования и по дополнительным общеобразовательным программам.

Отделение социально-правовой помощи. Отделение социально-правовой помощи осуществляет социальное обслуживание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Специалисты оказывают социально-правовую помощь в рамках реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг в целях защиты прав и законных интересов воспитанников Центра, в вопросах восстановления социально-правового статуса несовершеннолетнего.

Заключение

Семья является важнейшем звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родитель-ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Одной из основных задач является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Важно работать в непосредственном диалоге с семьей, поскольку всякая семья, имея определенный уровень общечеловеческой культуры и смыслоценностных установок, транслирует их своему ребенку.

Эффективное взаимодействие законных представителей и родственников детей с Центром с выстраиванием новых технологий социального обслуживания  выступает как средство успешной социализации личности ребенка.

Способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен специалист социальной сферы-социальный педагог, психолог, социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственной власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью специалистов социальной сферы.

Помочь семье достичь изменения жизненной ситуации, видоизменить существующий образ, скоординировать действия специалистов и потенциалов услуг-основная цель специалистов сферы в работе с семьей .

Воспитатель СПбГБУ «СРЦ «Воспитательный дом»

Корнилова Светлана Ивановна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

«Социально-психологическое и педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Одним из актуальных направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также п...

Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством народно-прикладного творчества в процессе освоения техники плетения из газетных трубочек

развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественных материалов и техник...

Программа комплексной подготовки подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к успешной социальной адаптации «ПУТЬ К УСПЕХУ»

Проблема адаптации к самостоятельной жизни подростков актуальна всегда, но ее приоритеты для общества и государства стали исключительно значимыми в последнее десятилетие. Проблема семьи с низким социа...