Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством народно-прикладного творчества в процессе освоения техники плетения из газетных трубочек
статья на тему

Михайленко Светлана Александровна

развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественных материалов и техник

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  посредством народно-прикладного творчества в процессе освоения техники плетения из газетных трубочек»

Слайд-4 Ведущая идея опыта: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественных материалов и техник.

Слайд-5  Главной целью данного направления является формирование у детей способностей к творчеству, необходимых не только для познания народной культуры, но и для любой трудовой деятельности.

    Слайд-6  К решаемым задачам отношу развитие творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии; формирование навыков и умений; воспитание нравственно-эстетических качеств личности.

   Слайд -7     Воспитанникам нашего учреждения требуется особая среда, где каждый сможет почувствовать себя комфортно, ощутить защищенным и свободным в своих суждениях, т.е. та среда, в которой они смогут взаимодействовать, развиваться и обучаться. Я стараюсь создать благоприятную атмосферу на занятиях и установить доверительные отношения с воспитанниками, всегда их подбадриваю и хвалю, что вызывает у них уверенность в правильности действий.

   Слайд -8   В данной работе с детьми помогает то, что в 2011 году  прошла курсы повышения квалификации по теме: «Организация художественно-творческой деятельности воспитанников социально-реабилитационных учреждений», а также принимала  участие в областном обучающем семинаре «Методика преподавания технологии и художественного труда в условиях перехода на стандарты нового поколения». С этого момента мной было выбрано направление дальнейшей реабилитационной работы с детьми  – это развитие творческих способностей в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник на творческих занятиях и разработана программа «Нравственно-эстетическое  воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра через творческую деятельность».

 Слайд -9   Когда я знакомлю детей с образцами такого искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных форм и узоров, т.е. становятся участниками увлекательного процесса создания красивых изделий.  В этом направлении ребята ощущают душевное равновесие, становятся доброжелательнее, терпимее друг к другу, учатся творить прекрасное, видя  результат своего труда, что немаловажно в реабилитации.

Слайд -10  Плетение из газетных трубочек – это один из видов увлекательного занятия, которое дает возможность раскрывать свои способности, пофантазировать и реализовать свой творческий потенциал. Конечно эта работа не для дошкольников. Я занимаюсь с группой воспитанников среднего школьного возраста.

Слайд -11       Работу с детьми мы начинали с бумагокручения или квилинга. С воспитанниками занимались по вечерам, в выходные дни, т.е. использовали любую свободную минуту. Видя интерес детей к подобному творчеству я решила расширить знания и навыки в работе с бумагой. Я стала усложнять виды рукоделия. Мы прешли к салфеточному коллажу, декупажу, торцеванию, пластилинографии.

  Слайд -12   Плетение из газетных трубочек требует повышенного внимания, усидчивости и желания творить, так как это процесс длительный и не сразу увидишь результат задуманного. Для успешного проведения занятий планирую работу по принципу «от простого к сложному» с учетом психологического развития детей.

   Слайд -13     Самое сложное в данной работе - изготовление трубочек, с этого мы и начинаем.  

Слайд -14    Потом  мы выплетали маленькие корзинки. Сделали переход к более объемным и большим. Потом добавили в работу изготовление русской народной избы, плетя по принципу строительства деревянных срубов.

Слайд -15    В последнее время  мы делали цветы, даря их мамам к празднику «День матери», украшали ними к празднику зал.  

Слайд -16    Газетные трубочки  также применяем для оформления рамок изготовленных картин для выставок детских творческих работ.

 Слайд -17     Использую следующие методы работы на занятиях:

- объяснительно – иллюстративный: рассказ, объяснение, демонстрация, презентация;

- частично-поисковый;

- репродуктивный (практическая работа, самоконтроль);

- стимулирующий и мотивационный (поощрение);

- контрольный (диагностика);

- личностно-ролевой метод организации деятельности

   Слайд -18     Считаю уместными такие формы работы, как:

- анализ работы воспитанников;

- выставки детских работ;

- коллективное творчество;

- индивидуальная работа;

   Слайд -19     Огромную помощь оказывают технологические карты.

     Большое внимание уделяю инструктажу по технике безопасности при работе с клеем и лаком в изготовлении.

    В конце каждого занятия вместе с воспитанниками подводим итог работы. С помощью беседы выявляются недочеты и  успехи, оказывается помощь  тому, кто в этом нуждается. Во время творческой деятельности дети становятся собранными, ответственными, учатся правильно организовывать свое рабочее место, уважать чужой труд.

     Создается атмосфера доверия, что очень важно для детей. Выбранное мною направление реабилитационной работы вызывает у ребят положительные эмоции, помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность. Занятия декоративно-прикладным искусством выполняет терапевтическую функцию, т.е. отвлекает от печальных событий, снимает нервное напряжение, вызывает радостное настроение. Отрадно осознавать, что дети испытывают радость творчества.

 Слайд -20       С уверенностью могу сказать, что интерес к моим занятиям не угасает, а наоборот, как показывает проведенная диагностика, увеличивается. Если раннее к занятиям я могла привлечь 20 % детей, находящихся в центре, то в настоящее время % -ный показатель увеличился до 70 %.

Слайд -21    Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

«Социально-психологическое и педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Одним из актуальных направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также п...

«Использование техники плетения из газетных трубочек в рамках кружковой деятельности как один из способов взаимодополнения и реализации задач пяти образовательных областей».

laquo;Использование техники плетения из газетных трубочек в рамках кружковой деятельности как один из способов взаимодополнения и реализации задач пяти образовательных областей»....

Мастер – класс для педагогов: «Изготовление поделок в технике плетения из газетных трубочек «Волшебные трубочки»».

Жизненный цикл газеты не длиннее, чем у мотылька-однодневки. Продлить жизнь газетной бумаге могут мастера плетения из газетных трубочек, которые создают из этого настоящие шедевры. Способом "скру...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству с использованием ИКТ «ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТНЫХ ТРУБОЧЕК ПАУТИНКИ ДЛЯ ПАУЧКА»

Тема  ООД выбрана в соответствии с программным содержанием. В ООД основная образовательная область «Художественно-эстетическая» была в интеграции с образовательными областями: «...

Книга сделанная своими руками с использованием техники плетения из газетных трубочек.

Книга сделана своими руками с использованием техники плетения из газетных трубочек. Текст сказки о спасении елочек авторский....

Предоставлении опыта социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

Эффективное взаимодействие законных представителей и родственников детей с Центром с выстраиванием новых технологий социального обслуживания  выступает как средство успешной социализации личности...