«Социально-психологическое и педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
консультация по теме

Волкова Виктория Анатольевна

Одним из актуальных направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также помощи детям, оказавшимся в ТСЖ. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей и детей группы риска социально опасного положения (СОП), а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-психологическое и педагогическое сопровождение воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Слайд 2

Одним из актуальных направлений социально-психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей группы риска, социально-опасного положения (СОП), а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.

Слайд 3

В ДОУ социально-психологическое и педагогическое сопровождение направлено на снижение риска попадания детей и их семей в социально - опасное положение.

Слайд 4

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Слайд 5

семья «группы риска» и семья социально - опасного положения – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и(или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально -опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего

Слайд 6

мониторинг социального статуса семей : нарушения внутрисемейных отношений; низкий материальный уровень доходов семьи; ненадлежащее исполнение родительских обязанностей; семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.); семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;

Слайд 7

ПМП(к) заведующий педагог-психолог Учитель - логопед заместитель заведующего медицинский работник социальный педагог

Слайд 8

Этапы работы: 1 этап - сбор информации о ребенке. 2 этап – поисковый. 3 этап - деятельностный. 4 этап - рефлексивный.

Слайд 9

Индивидуальная работа с семьей включает в себя: Установление контакта с членами семьи, Выявление существующих проблем и причин их возникновения, Определение плана вывода семьи из тяжелой жизненной ситуации, Реализация намеченного плана, Патронаж семьи.

Слайд 10

Индивидуальный план сопровождения семьи – это план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий, набор, количество и последовательность которых будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них.

Слайд 11

Ежедневная работа специалистов ДОУ: отслеживание посещаемости детей группы риска; ежедневно родители или законные представители ребёнка при передаче ребёнка воспитателю опрашиваются на предмет внешнего вида и состояния ребёнка; ежедневно отмечается наличие фактов конфликтных ситуаций, неконструктивных приёмов воздействия на ребёнка со стороны родителей

Слайд 12

Критерии эффективности работы с семьями «группы риска». сформированность положительного отношения к дошкольному учреждению ребенка и родителей; доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний); участие родителей в различных воспитательных мероприятиях; понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка; выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, коммуникативная, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);

Слайд 13

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.



Предварительный просмотр:

«Социально-психологическое и педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

 Одним из актуальных направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения  и социального сиротства, а также помощи детям, оказавшимся в ТСЖ. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей и детей группы риска социально опасного положения (СОП), а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.

В ДОУ социально-психологическое и педагогическое сопровождение осуществляется специалистами - социальным педагогом, педагогом-психологом, логопедом и воспитателями. Оно направлено на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение. Система работы предполагает выявление семей, имеющих проблемы в функционировании, воспитании и поддержке дошкольника, оказание им профилактических и коррекционных услуг с целью предотвращения ухудшения условий развития ребёнка.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества  к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов, отрицательно влияющих на психику детей, рост числа неполных семей.

Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска.

Реальность такова, что в современных дошкольных образовательных учреждениях работа с детьми из семей группы риска СОП относится к компетенции социального педагога и педагога-психолога, но первым звеном в этой цепочке является непосредственно работа воспитателей, которые большую часть времени проводят с детьми, которые каждый день встречаются с родителями.

Чтобы понимать с какими детьми мы проводим данную работу, необходимо уточнить, кто такие дети, находящиеся в ТЖС и семьи, находящиеся в СОП. Можно придерживаться следующего определения:

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

 - дети с ограниченными возможностями здоровья,

- дети - жертвы насилия;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями в поведении;

- но нас прежде всего интересуют, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

семья группы риска и социально-  опасного положения – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и(или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего.

В первую очередь эти семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива ДОУ.

Но как же определить данные семьи?

В начале учебного года рекомендуется провести мониторинг  социального статуса семей. Воспитатели предоставляют социальному педагогу и педагогу-психологу сведения о семьях. Именно из личной беседы воспитателя и специалистов можно выявить  семьи различных категорий: такие как

  • мониторинг  социального статуса семей:
  • - семьи с  нарушением внутрисемейных отношений;
  • - семьи с низким материальным уровнем дохода (без официального статуса малоимущей семьи)
  • - семьи, где ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;
  • - семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.);
  • - семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
  • - семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты;

Все эти факторы снижают воспитательный потенциал семьи, то есть её способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребёнка. И именно эти семьи в большей степени подвержены влиянию неблагоприятных социальных факторов.

После проведения мониторинга социального статуса семей в рамках ДОУ организуется психолого-медико-педагогический консилиум, на котором определяется список семей, нуждающихся в социально-психологическом и педагогическом сопровождении. В состав ПМП(к) входят заведующий, заместитель заведующего, педагог-психолог, учитель - логопед, медицинский работник,  социальный педагог, и конечно же воспитатели.

Одна из главных задач консилиума – анализ полученной информации о проблемах семьи, определение и разработка стратегии помощи семье по их разрешению. На консилиуме обсуждаются причины возникновения осложнений у ребёнка, составляются и утверждаются индивидуальные планы сопровождения семей. В эти планы, в зависимости от потребностей конкретного ребёнка, могут быть включены такие направления деятельности, как:

- диагностика психического развития ребёнка;

- организация коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом (развитие познавательных процессов, коррекция агрессивного поведения, тревожности, замкнутости, развитие коммуникативных навыков и др.);

- диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения учителем-логопедом;

- оказание консультативной помощи всеми специалистами ДОУ семье ребёнка в решении проблем, возникающих в процессе семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений.

Работа в учреждении с семьями проводится в несколько этапов.

Этапы работы:

  • Первый этап - сбор информации о ребенке (изучение мониторинга, информации от воспитателя и отделов соцучреждений);
  • Второй этап системы сопровождения - поисковый - выработка рекомендаций для педагогов и родителей; 
  • Третий этап: деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
  • Четвертый этап - рефлексивный.

Индивидуальная работа с семьей включает в себя:

  1. Установление контакта с членами семьи.
  2. Выявление существующих проблем и причин их возникновения
  3. Определение плана вывода семьи из тяжелой жизненной ситуации, содержания необходимой помощи поддержки детского сада и других социальных служб.
  4. Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которых  семья  не может решить самостоятельно
  5. Патронаж семьи.

Таким образом, индивидуальный план сопровождения семьи – это план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий, набор, количество и последовательность  которых будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них.

Родители приглашаются на консультацию, где социальный педагог и педагог-психолог им подробно раскрывает содержание предстоящей работы с данной семьёй.  Итогом встречи является подписание родителями индивидуальных планов сопровождения. Родители дают согласие на сотрудничество при реализации плана, берут на себя ответственность за участие в плановых коррекционных  мероприятиях, выполнение рекомендаций специалистов.

Как правило, никто из родителей не отказывается от помощи специалистов ДОУ. С Можно сказать, что индивидуальный план сопровождения, являясь своеобразным договором, позволяет повысить родительскую ответственность за необходимые изменения в своей воспитательной позиции, в жизни семьи в целом.

В ДОУ должна быть выстроена некая система кураторства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

Работа ведётся ежедневно. Главным участником этого кураторства выступает воспитатель, который

  • отслеживание посещаемости детей; при отсутствия ребенка в дошкольном учреждении выясняет причины данного отсутствия сотрудничая с родителями,
  • ежедневно родители или законные представители при передаче ребёнка воспитателю осматриваются и опрашиваются на предмет внешнего вида и состояния ребёнка;
  • ежедневно отмечается наличие фактов конфликтных ситуаций, неконструктивных приёмов воздействия на ребёнка со стороны родителей (шлепки, подзатыльники,  крик, оскорбления,  запугивание и т.д.).

При обнаружении негативных моментов информация доводится до сведения социального педагога, психолога, мед работника. Также ставят в известность руководителя учреждения.

Воспитатели должны уделяет особое внимание таким детям, именно воспитатель привлекает их семьи к организации жизнедеятельности группы (участие в праздниках, днях открытых дверей и т.д.), индивидуально лично приглашает на проводимые мероприятия.

Но какже понять, что работая с такими детьми мы идем в нужном направлении.

Существует несколько критериев, по которым можно отследить эффективности работы:

  • сформированность положительного отношения к дошкольному учреждению  ребенка и родителей;
  • доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
  • участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;
  • понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
  • выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
  • отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);

В конце учебного года в дошкольном учреждении  проводится итоговое заседание психолого-медико-педагогического консилиума, на котором анализируются результаты социально-психологического и педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  определяется список детей, нуждающихся в продолжении коррекционно-развивающей работы в следующем учебном году, а также принимается решение о выведении детей с внутреннего учета.

Организация взаимодействия с семьей -  работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку, социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством народно-прикладного творчества в процессе освоения техники плетения из газетных трубочек

развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественных материалов и техник...

Программа "Социально педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса....