«Значение сюжетно – ролевой игры
статья (средняя группа) на тему

Марченко Виктория Викторовна

 

         «Игра- это огромное светлое пятно,  через которое в духовный мир ребенка   вливается  живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра,  зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Игра-  это подражание серьезной деятельности взрослых»  (В.А. Сухомлинский).

           Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:

ü  Умение разрешить конфликт между собой

ü  Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;

ü  Принимать самостоятельные решения;

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

Сюжетно- ролевая игра – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре). Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. 

 Чем больше мы будем давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.

В  раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: в  «больницу»,   «дочки-матери», «магазин». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги. В семь лет ребёнок играет в "школу”, "путешествия”. Необходимость игры объясняется потребностью детей примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу "чур, я буду”. У ребёнка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру. С помощью игры уникальная возможность показать  ребёнку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме,  не травмируя его личность.  Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.

   Наиболее важным считается  создание предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры. Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство

 

Передо мной  стояла  задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли  малыши с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам (социально-личностное воспитание). Поэтому стояла задача воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и  для этого необходимо использовать  сюжетно-ролевые игры.    Этому способствуют следующие задачи:

ü  Научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;

ü  Создание необходимой игровой среды;

ü  Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

ü  Непосредственное руководство играми детей.

В первое время, мои дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Необходимость была в том, чтобы  помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём проявляли друг к другу внимание, доброжелательность, уступали игрушки товарищам. Снизились конфликтные ситуаций. Я  использовала сюрпризные моменты, с их помощью научила детей запоминать некоторые правила игры. По моим  наблюдениям к 5 годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети начинают играть более уверенно, самостоятельно. Если малыши с удовольствием принимали воспитателя в игру, даже уступая ему главные роли, то теперь все главные роли они берут  на себя. Роль воспитателя – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они учатся улаживать самостоятельно.

Таким образом, через сюжетно-ролевые игры, и предварительную работу решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявляется следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.

       Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

                    Варианты развития сюжетно- ролевых игр в летний период

                                                        Младший и средний  возраст

Наименование игры

          Интересы

и особенности  детей

                             Деятельность

                                                                

Магазин

Любят рисовать и лепить

Изготовление вывесок с названием  магазина, супермаркета, бейджиков,  рисование ценников, денежных  купюр; лепка- овощей, фруктов, хлебобулочных изделий из соленого теста.

 

Любят  конструировать

Витрины магазинов, торгового зала, кассы, коробочки для подарков, украшение из бумаги, красочную упаковку.

 

Любят петь и танцевать

Торжественное открытие магазина с песнями, танцами, розыгрышами.

 

Любят познавательные задания

Целевые прогулки и экскурсии по супермаркету,  рассказы  - «как я была в новом магазине» «В новом магазине  много разных отделов »,  тематические беседы  о работе продавцов,  кассиров, грущиков; дидактические игры- «Что лишнее», «Для чего такая посуда», «Вежливые покупатели».

Парикмахерская

Любят рисовать и лепить

Изготовление вывесок «Парикмахерская», «Салон красоты», бейджики,

 

Любят конструировать

 Склеивание каталогов причесок, изготовление аксессуаров, коробочек для бигудей, заколок и др.

 

Любят петь и танцевать

Музыкальное открытие новой парикмахерской с песнями и танцами, призами.

 

Любят познавательные задания

Д/и «Красивые прически для куклы», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для кукол»;  беседы- «Как вы ходили в парикмахерскую», «Какие бывают прически», «С помощью чего работают парикмахеры»; экскурсия в парикмахерскую.

Больница

Любят рисовать и лепить

Изготовление вывесок с названием «Больница», изготовление лекарств из пластилина, соленого теста, бумаги, карт больных, бейджиков. 

 

Любят конструировать

Изготовление коробочек для лекарств, бинтов, шприцов, медицинских карт.

 

Любят петь и танцевать

Концерт для больных (для хорошего настроения).

 

Любят познавательные задания

Беседа- «Как мы заболели», «Как мы ходили в кабинет врача», «Как нам измеряли рост и вес»;

Чтение- З. Александровой «Мой мишка», К. Чуковского  «Айболит», А. Барто «Мы с Томарой»

Д/И «Расскажем мишке, как лечиться у врача», «Что нужно врачу», «Измерим мишке температуру».

Транспорт

Любят рисовать и лепить

Вывески остановок, раскрашивание рулей, эмблемы водителей.

 

Любят конструировать

Изготовление билетов, фуражки- водителей, кондуктора.

 

Любят петь и танцевать

Торжественное открытие пункта отправления автобусов со стихами, песнями, танцами.

 

Любят познавательные задания

Рассматривание иллюстраций, целевая прогулка на улицу наблюдение за транспортом,  беседы- «Что возят и как работают разные машины», «Наш друг светофор», «Разные машины ездят по городу»;

Д/и «На чем люди ездят», «Опиши и назови», «Объявляем остановки».

 

                                             Старший  и подготовительный  возраст

 

 

Наименование игры

          Интересы

и особенности  детей

                             Деятельность

                                                                 

Магазин

Любят рисовать и лепить

Изготовление вывесок с названием  магазина, супермаркета, бейджиков,  рисование ценников, денежных  купюр; лепка- овощей, фруктов, хлебобулочных изделий из соленого теста.

 

Любят  конструировать

Витрины магазинов, торгового зала, кассы, коробочки для подарков, украшение из бумаги, красочную упаковку.

 

Любят петь и танцевать

Торжественное открытие магазина с песнями, танцами, розыгрышами.

 

Любят познавательные задания

Целевые прогулки и экскурсии по супермаркету,  рассказы  - «Что продается в продовольственном магазине» «Вежливые покупатели »; тематические беседы  о работе продавцов,  кассиров, грущиков; дидактические игры-  «Что для чего», «Угадай по описанию», «Чего не стало».

Парикмахерская

Любят рисовать и лепить

Изготовление вывесок «Парикмахерская», «Салон красоты», бейджики,

 

Любят конструировать

 Склеивание каталогов причесок, изготовление аксессуаров, коробочек для бигудей, заколок и др.

 

Любят петь и танцевать

Музыкальное открытие новой парикмахерской с песнями и танцами, призами.

 

Любят познавательные задания

Д/и «Что для чего», «», «Подбери нужный предмет»;  беседы- «Как мы играем в парикмахерскую», «Какие бывают прически», «С помощью чего работают парикмахеры»; экскурсия в парикмахерскую.

Больница

Любят рисовать и лепить

Изготовление вывесок с названием «Больница», изготовление лекарств из пластилина, соленого теста, бумаги, карт больных, бейджиков. 

 

Любят конструировать

Изготовление коробочек для лекарств, бинтов, шприцов, медицинских карт.

 

Любят петь и танцевать

Концерт для больных (для хорошего настроения).

 

Любят познавательные задания

Беседа- «Как работает врач», «мои любимые домашние животные», «Как мы были на приеме у врача»;

Чтение-  Чуковского  «Айболит», А. Барто  «Очки»

Д/И «Какая бывает первая помощь», «Что нужно врачу», «Как  вызвать врача на дом».

Транспорт

Любят рисовать и лепить

Вывески остановок, раскрашивание рулей, эмблемы водителей.

 

Любят конструировать

Изготовление билетов, фуражки  водителей, дорожные знаки.

 

Любят петь и танцевать

Торжественное открытие пункта отправления автобусов со стихами, песнями, танцами.

 

Любят познавательные задания

Рассматривание иллюстраций, целевая прогулка на улицу наблюдение за транспортом,  беседы- «Мы- пешеходы», «Наш друг светофор», «Правила дорожного движения обязательны для всех»;

Д/и «осторожно, пешеход», «красный, желтый, зеленый».

Семья

Любят рисовать и лепить

Семейные картины, портреты, открытки;

 

Любят конструировать

Подарочные коробочки, мебель, машины.

 

Любят петь и танцевать

Праздничные песни, танцы, стихи,  задки, торжественное поздравления.

 

Любят познавательные задания

Рассматривание иллюстраций, Д/И «», «»;

Беседы- «Какая бывает семья», «», «».

Библиотека

Любят рисовать и лепить

Вывеска «Библиотека», картинки на первую страницу книг,  лепить сказочных героев для посетителей (в качестве подарков).

 

Любят конструировать

Картотеку, книжки- малышки, полки для книг, бейджики сотрудников библиотеки.

 

Любят петь и танцевать

Торжественное открытие библиотеки с песнями, плясками, стихами.

 

Любят познавательные задания

Беседы- «Как работает библиотека», «Что мы знаем о библиотеке», «Какие книги живут в библиотеке»;  экскурсия в библиотеку города.

Путешествие

Любят рисовать и лепить

Разные виды зданий,  городского транспорта, достопримечательности города,  зоопарк,  достопримечательности края:  горы,  озера, море.

 

Любят конструировать

Автобус для экскурсии, корабль, машины, мосты, принадлежности для похода.

 

Любят петь и танцевать

Песни, стихи, рассказы  сидя у «костра».

 

Любят познавательные задания

Экскурсии  в музей, целевая прогулка по улице; беседы- «Что интересного есть в нашем городе», «Мое путешествие», «Как путешествуют по реке», «Что такое поход»; рассматривание иллюстраций. Д/и «Мореходы», «», «».

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

                         Познавательная сюжетно- ролевая игра     «Салон красоты»

                                                          Средняя группа

 

 

Цель: Закрепить знания детей о работе парикмахера; вовлечь в сюжетно- ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации в роли; приобщать к взаимодействию с партнером.

Материалы: Вывеска с названием, атрибуты для игры: ножницы, расчески, фен, щипцы, бигуди,  шампуни, кремы; халат и другие принадлежности.

Связь с другими занятиями: -развитие речи.

                                                         Ход  игры

Воспитатель: (в роли директора салона красоты) показывает вывеску салона и объявляет об открытии. Показывает принадлежности парикмахера.

Ножницы, фен, щипцы и расческа

Все это нужно, чтоб сделать прическу.

Сегодня открылся новый салон

Где парикмахер? (надевает халат ребенку)

А вот и он!

Ребенок ((парикмахер): Дорогие посетители заходите

                                         Новыми прическами удивиться.

Воспитатель: вот  Маша пришла сделать прическу

  (выполняются соответствующие движения).

Воспитатель: Ребята,  что делают в парикмахерской?

Дети: Стрижки, прически, укладки.

Воспитатель: Ребята , что нужно для того,  чтобы сделать стрижку?

Дети:  Ножницы и расческа.

Воспитатель: Ребята , что нужно для того, чтобы сделать прическу?

Дети: Резинки, заколки, бигуди.

Воспитатель: молодцы ребята!

                             Вот мастер берет расческу,

                             Ножницы в руки берет

                            Мастер умело берется за дело

                            И аккуратно стрижет (демонстрируется стрижка).

Воспитатель:  Вышла у Кати красивая стрижка!

                         Всю красоту мы увидали

                         И к парикмахеру в очередь встали.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что еще делают в парикмахерской?

Дети: да (нет).

Воспитатель: В парикмахерской можно лечить волосы. Ребята как вы думаете, чем можно их лечить?

Дети: шампунем.

Воспитатель: Правильно. Волосы лечат специальными лечебными шампунями, настоями из трав (ромашка, календула). В нашем салоне тоже лечат и укрепляют волосы.

Воспитатель демонстрирует открытие нового отдела- маникюра.

Вот здесь работает мастер по маникюру.

                     Посмотрите какие руки,

                    Они просто не знают скуки.

                    И помоют и почистят,

                    Накрасят и сделают массаж.

                    Подходите не бойтесь,

                    Мастер у нас просто класс!   Ребенок в халате (мастер) приглашает посетителя и демонстрирует показ. Несколько детей играют в игру.

Воспитатель остальным детям (посетителям) предлагает посетить уголок отдыха и посмотреть журналы, пока их очередь не подойдет.

После воспитатель объявляет, что рабочий день салона закончен,  все клиенты могут записаться на завтра.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в салоне красоты? Вы придете еще? Что делают в этом салоне? Молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте (ДОКЛАД)

В докладе представлены: определение игры, классификация игр по С.Л. Новоселовой, этапы развития игровой деятельности, этапы руководства сюжетно-ролевой игрой....

Консультация для родителей. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.Невозможно  представить себе ра...

Консультация для родителей. ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.»

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...

Значение сюжетно-ролевой игры "Школа" для дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь , овладеть необходимым опытом....

Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте

Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте...

Значение сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольным возрасте

Равитие основных новообразований, которые возникают в дошкольном возрасте. Особенности сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольным возрасте.Виды сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Консп...