Консультация для родителей "Важность правильных игрушек"
консультация

Уважаемые родители! Воспитание и обучение детей может быть эффективным, если ребёнок получает знания и навыки и в детском саду и дома. В помощь вам выкладываю материалы, которые полезны для самообразования родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познаем мир через игрушку


Написано много книг о том, какое важное место занимает игра в жизни ребенка. Все верно: в игре ребенок усваивает нормы поведения в обществе, познает свойства и назначение различных предметов, осознает себя, как частицу общества, даже может познакомиться со своей будущей профессией.

Заботливые родители покупают горы игрушек, которые уже и девать некуда, но интерес они вызывают только на короткое время.
Родители говорят, что «дети не хотят играть, им неинтересно». Но дело здесь в другом.
Дети просто не умеют производить нужные действия с игрушками, не владеют предметными действиями.

Проводился следующий простой эксперимент в детском саду. Трех-четырехлетним детям предложили поиграть большой красивой новой куклой, на ноге у которой не было одной туфельки.
Рядом на низкий столик положили расческу, кукольную туфлю и ложечку.
Каждый ребенок хотел поиграть, но дальше все действовали по-разному.
Очень немногие пытались надеть вторую туфлю на ножку куклы. Большинство просто прикладывали туфлю к ноге куклы и просили: «Тетя, надень». Почти то же было с расческой, дети просто проводили ею по волосам куклы, иногда даже тыльной стороной, то есть действия расческой носили однократный «символический» характер.

Самые большие различия проявились в действии с ложкой: некоторые дети довольно долго «кормили» куклу. Когда детей научили надевать обувь, пользоваться расческой, держать ложку и снова предложили ту же игру, все переменилось, как по волшебству.
Оказалось, что им играть с куклой стало очень интересно. Дети подолгу кормили, расчесывали и обували ее.

Более старшим дошкольникам нужна помощь взрослых при организации «ролевых игр».
Действительно, прежде чем ребенок возьмет на себя роль «доктора», «капитана», «шофера», «дрессировщика» и т.д., кто-то должен показать ребенку, что делает человек указанной профессии, какие игрушки и как при этом можно использовать.
Иначе все сведется к игре в «маму», ругающую куклу за испачканное платье и папу, пришедшего пьяным.

Есть еще так называемые «развивающие игры», различные лото, конструкторы, игры в слова, в города, в рифмы, сборка моделей, игры спортивные и компьютерные.
Все они невозможны без участия (хотя бы на ранней стадии) старших. Но не думаете же вы, что воспитание ребенка включает одни нотации. В игре у вас больше шансов понять ребенка и быть услышанным, то есть понятым им.
А это и есть искусство целенаправленного педагогического воздействия.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ ДЕТЕЙ В ИГРАХ


«Фантазия есть качество величайшей ценности»,— говорил В. И. Ленин. Развитие у детей фантазии — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Как же проявляется и развивается фантазия детей в играх?
Фантазия проявляется и в выборе сюжета игры, и в том, как этот сюжет развивается, какими средствами ребенок создает различные образы, как он сам относится к своему творчеству.
Дети в своих играх не копируют жизнь. Они добавляют свою выдумку. Что такое эта выдумка: творчество или результат неведения? Во многих случаях изменение изображаемой действительности вызывается незнанием, неумением детей взаимосвязанно и последовательно представить события жизни. Особенно часто это наблюдается в играх младших дошкольников.
Ребенок в игре подражает взрослым, но в этом подражании проявляется и развивается его творческое воображение. Подражание не противостоит творчеству. Правильное отображение жизни, правдоподобное подражание требуют творчества. Понимание этого должно лежать в основе методов руководства играми дошкольников.
Если игра — путь познания мира, то, следовательно, воспитатель должен заботиться о том, чтобы в игре правдиво отображалась жизнь. Возникает очень важный вопрос: как сочетать в игре правдивое отображение жизни с фантазией, выдумкой?
Хороший воспитатель найдет правильные приемы руководства играми, которые будут способствовать развитию фантазии детей и в то же время помогут им лучше понять окружающее. Часто детям не хватает знаний, из-за этого содержание игры обедняется. Заметив это, воспитатель должен найти удобный случай, чтобы рассказать детям о том, чего они не знают, но что пытались изобразить в игре, показать картинки. Однако во время игры лучше не давать детям объяснения, чтобы не помешать игре.
Чем старше дети, чем больше они развиты, больше знают о жизни, тем полнее и правдивее они изображают в своих играх жизнь и тем больше в играх фантазии, интересной выдумки. Как относиться к детской выдумке? Не мешает ли она познанию жизни?
Если у детей имеются хотя бы элементарные, но правильные представления об окружающем, то их выдумка, пусть даже фантастическая, не искажает действительности.
Детская игра имеет много общего со сказкой. Например, в игре, как и в сказке, животные разговаривают. Дети знают, что в жизни так не бывает, но это необходимо им для того, чтобы хорошо изобразить хитрую лису, злого волка. Такая выдумка совершенно оправданна.
Выдумки же, которые могут создать у детей неправильные представления, неправильное отношение к жизни, воспитатель допускать не должен. Если дети изображают советских солдат, летчиков, рабочих, то очень важно, чтобы их поступки и слова соответствовали взятой роли. Они могут в игре совершать подвиги, которых не было в действительности, могут по-детски наивно изображать полеты, труд рабочих, боевую подготовку солдат, но важно, чтобы при этом их герои проявляли дисциплинированность, мужество, советский патриотизм, отличающие людей, которым дети подражают в игре.
Воображение ребенка особенно интенсивно развивается тогда, когда он пытается добиться сходства с реальностью, хотя удовлетворяется подчас очень отдаленным сходством. Иногда дети долго и упорно трудятся над своей постройкой, стараясь, чтобы она была похожа на настоящий вокзал или поезд. Когда наблюдаешь, как изобретательны дети в оформлении своих игр, как остроумно они находят выход в весьма затруднительных случаях, то воочию видишь несостоятельность теорий, отрицающих роль фантазии в детской игре.
Развитие у детей изобразительности во многом зависит от воспитателя. Вовремя заданный осторожный вопрос или ненавязчивый совет заставляет работать мысль ребенка, его воображение. Однако не всегда и не все воспитатели справляются с этой задачей. Иногда, желая сделать игру интереснее, воспитатель все делает сам, а детям остается только выполнять его замыслы.
Один воспитатель, например, пишет: «Дети устраивали магазин. Я решила использовать природный материал: каштаны — как булки, желуди — конфеты, белые камешки — сахар, листья — деньги».
А не лучше ли было дать все это детям и предложить им самим придумать, как изобразить продукты? Навязывание взрослым своей инициативы может подавить воображение ребенка, а чрезмерная фантазия воспитателя может приучить его фантазировать без меры. И то и другое плохо.
Чем больше наблюдаешь и изучаешь детские игры, тем яснее становится, что они требуют чуткого руководства со стороны воспитателя, тонкого понимания психологии ребенка. Воспитатель, понимающий замыслы ребенка, знающий, как работает детская фантазия, может достичь многого при помощи игры. У такого воспитателя игра становится эффективным средством воспитания. И наоборот, грубое вмешательство в игру, навязывание ребенку своих мыслей приносит только вред, даже если у педагога самое искренее желание сделать игру интереснее.


Д.В.Менджерицкая, "Воспитателю о детской игре", М., 1982 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Консультация для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?Вот вам простой «тест», который поможет сделать правильный вывод....

Консультация для родителей "Правильна ли правильная раскраска"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Родительское собрание "Выбор "правильных" игрушек для дошкольника.

Родительские собрания-традиционная  форма  работы  с  семьёй....

Консультация для родителей «Правильное дыхание – правильная речь».

Консультация для родителей«Правильное дыхание – правильная речь»....

Консультация для родителей "Правильное дыхание - правильная речь"

В данном материале представлены упражнения для развития речевого дыхания и даны рекомендации, как правильно организовать развитие речевого дыхания....