Статья "Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Сотникова Светлана Васильевна

В статье приведены примеры роли творческой деятельности для формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сотникова Светлана Васильевна,

воспитатель,

Волкова Наталья Юрьевна,

 воспитатель

МБДОУ детский сад «Радуга», г. Старый Оскол, Белгородская область

Роль творческой деятельности, как фактора формирования

положительных взаимоотношений у детей старшего

дошкольного возраста

    Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающейся, «динамичной». Это означает, что не только психологи, но и педагоги – практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. [2].

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Чтобы понять психологический механизм творческой деятельности дошкольников, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении ребенка. Первая форма связи заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте ребенка; воображение всегда строит из материалов, данных действительностью. Из этого можно сделать вывод, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребенка, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Второй формой связи для творческой деятельности является эмоциональная связь. Эмоция обладает способностью, как бы подбирать впечатление, мысли и образы, которые созвучия тому настроению, которое владеет ребенком в данную минуту.

Изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно; деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. Но интерес и положительное отношение во многом определяются тем, как идет овладение рисованием, лепкой, аппликацией. Успешное решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к деятельности. Следовательно, необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное эмоциональное отношение, желание рисовать, лепить, создавать аппликации.

Это, с одной стороны, с другой – руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать овладению изобразительной деятельностью и развитию творчества. [7].

Детское изобразительное творчество как создание человеком нового, значимого только для конкретного лица продукта. Именно создание нового путем рисования, наклеивания, вырезывания и составляет  результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Общечеловеческой новизны и ценности продукт этого творчества не имеет. Но субъективная ценность творчества значительна. Особенно если дети заняты коллективным творчеством: будь это изображение картины, лепка овощей или животных ил конструирование из бумаги, предположим, города. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображенного предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства (радуется красивому изображению, любуется им, огорчается если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Разумеется, в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет, как можно было бы исправить допущенные ошибки и т.д., приобретает различные знания, новые изобразительные навыки и умения; уточняются и углубляются его представления об окружающем, расширяются его творческие возможности и осознанное их исполнение. Все это весьма значимо для психического развития. [8].

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений и т.п. [6]. В этой связи не лишне еще раз процитировать мысль Е. А. Флериной, известного исследователя детского творчества. «Детское изобразительное творчество, - писала он, - мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, но и перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». [12].

По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение изобразительной задачи. Любое проявление самостоятельности, творчества педагог, несомненно, поощряет.

Изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой деятельности, театрально- игровой, изобразительной, а все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого не может быть творчества, в какой бы то ни было художественной деятельности.

Одно из необходимых условий проявления и развития творчества  - создание эмоционально положительной обстановки на занятиях по изобразительной деятельности. Эмоциональная приподнятость, «эмоциональная насыщенность восприятия», как радость от восприятия красоты окружающей жизни и произведений искусства, положительное отношение к изобразительной деятельности должна сопровождать каждое занятие в детском саду. Художественно – творческий характер изобразительной деятельности не совместим с сухостью, формализмом. [11].

Творческий характер деятельности требует творческой, непринужденной обстановки. Дети, например, могут заниматься сидя (стоя) за столами, если необходимо по ходу работы, имеют возможность подходить к игрушкам, к книжному уголку, заглянуть в окно. Созданные детьми изображения, красиво оформленные в альбомы, сшитые лентой, выставляют на показ в групповых кабинетах.

Доброе, внимательное, заинтересованное отношение буквально окрыляет детей, способствует дальнейшему развитию их творческих способностей.

Итак, чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимы определенные условия: связь обучения с жизнью; возможность применения новых знаний и умений; познание мира должно носить наглядный характер; предоставление ребенку свободы; наличие в распоряжении средств, для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели.

Среда должна способствовать развитию активности, творческих задатков и эстетического отношения к действительности. Среда должна стимулировать активность детей; динамичной, то есть необходимо предусматривать возможность ее зонирования (ширмы, легкая мебель позволяют детям самостоятельно изменять, структурировать в соответствии с собственными потребностями – окружающее пространство). Также среда должна обеспечивать эмоциональное благополучие и комфорт каждому ребенку. [10].

Творчество детей дошкольного возраста мы понимаем, как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздать наблюдаемое, но и преобразовать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого.

Н. П. Сокулина выделила два вида способностей, которые проявляются у дошкольников рисовании: изобразительное и художественно-творческое.

Воспитатель постоянно должен помнить о влиянии эмоций как движущей силы воображения, а, следовательно, и выразительности. Л. С. Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. [5].

Именно эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому.

Умело, руководя процессом развития художественного детского творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания.

Продукты художественного детского творчества должны «жить» в детском саду. Важно, чтобы, входя в помещение детского учреждения, дети буквально погружались в атмосферу детского творчества.

Дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, повышается положительное эмоциональное отношение к деятельности. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребности в добрых делах.

На возникновение дружеских взаимоотношений существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающейся, прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща, рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. В то же время на занятиях, дети часто вместе, объединяясь небольшими группами, рисуют общую картинку, вырезают и наклеивают одну композицию. [9].

Детей буквально завораживает получившаяся общая картина. Дети могут быть объединены в несколько подгрупп, и выполнять коллективную работу по подгруппам, каждая из которых готовит свою часть (например, одна подгруппа вырезает или рисует узор для  центра ковра, другая разрабатывает поле, третья готовит части для оформления каймы).

Организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли свои действия, доброжелательно относились к товарищам. Считались с их интересами, умели уступать и, если надо, помогать.

В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребенка бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки и лепку, ребенок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.

Ребенок  приобщается к музыке, исполняя произведение не только  по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образов и действий. Овладение этим навыком позволяет активно развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового, танцевального и т.д. [3].

Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры и выражают  удивление, радость, сожаление. Ребенок подпевает во время ходьбы, танцев, укачивая куклу и т.д.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. В музыкальной игре ребенка интересует не только сам процесс, но и его результат. Музыкально-игровой образ является характерным для этого вида творчества и схематично может быть представлена так: музыка – переживания ребенка – создание игрового образа. Известный психолог А. В. Запорожец справедливо отмечает: «…чтобы правильнее понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему как к образу как к изображению реальных предметов и явлений». [14].

Танцевальное творчество развивается на основе элементов народной пляски, драмматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения. На эту особенность указывают музыканты и психологи. «И взрослые, и дети, - пишет, например, дирижер Л. Стоковский, - слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в ее ритме. Они начинают делать движения руками, притоптывают ногами, покачивают головой. Это – бессознательный танец. Часто дошкольники, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмический танец». [13].

Навыки игры на некоторых инструментах – металлофоне, цитре, бубне и др. – также активизируют детскую фантазию. В своих играх они самостоятельно выбирают и охотно применяют металлофон для пения, бубен для танца, барабан для маршировки. Музыка эмоционально воздействует, поднимает тонус, придает действиям непосредственность и искренность. Об усвоении детьми творческих навыков можно говорить в случае, если они стремятся и воплощают собственный замысел в импровизации попевок, придумывая оригинальный игровой образ или варьируя элементы движения в танцах, хороводах.

Наибольшее значение в развитии общения имеют театрализованные игры. С помощью театрализованных игр развиваются различные средства общения: не вербальные – жесты, мимика, пантомимика и вербальные – речь, память, мышление.

Театрализованные игры помогают овладеть навыками коммуникативного общения, усваивать нормы поведения и еще имеют важное значение для эмоционального развития детей, ведь эмоциональное восприятие окружающего формирует положительные навыки общения.

Одним из главнейших условий проведения театрализованной игры является добровольность участия детей.

Выполняя порученные роли, дети вовлекаются в соучастие и действенное сопереживание.

Творческая деятельность обогащает детей яркими переживаниями, радостными впечатлениями. В ней определяются отношения ребенка с другими людьми. Поэтому важно расширять интересы детей, побуждая их творить.

Главным условием, помогающим сделать творческую деятельность средством воспитания дружеских взаимоотношений, является такое руководство ими, при котором содержание деятельности увлекает детей, и детские взаимоотношения приобретают характер дружеских.

Творческая деятельность помогает объединить значительную группу детей, удовлетворить их стремление к общению. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, ограничивая его словом «детское». [3].

Игра – традиционный, давно признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а поэтому с ее помощью он учится добровольно и охотно. В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: они придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. И главное – все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры, которые становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, простои естественно входят в жизнь детей и становятся регулятором их поведения. [1].

Ролевая игра – деятельность коллективная, она обязательно предполагает других участников, прежде всего сверстников. Она предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Игра зависит не только от речевого развития, но и от собственного опыта, от богатства и яркости их впечатлений. Дети как бы хвастаются друг перед другом своими умениями, достижениями, имуществом. Все свои достоинства им важно не просто иметь при себе, но демонстрировать сверстнику, причем так, чтобы хоть в чем-то (а лучше во всем) превзойти партнера. Ребенку необходима уверенность в том, что его замечают, что он самый хороший, любимый. Наиболее очевидный и простой для этого способ – сравнение себя с тем, кто играет рядом и кто так похож на тебя. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют, и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику. В этом причина частых ссор и конфликтов детей.

 В старшем дошкольном возрасте сверстник уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но само ценная и значимая человеческая личность со своими переживаниями. Они могут специально что-то сделать для товарища и понимают это.

Обучение добру происходит, прежде всего, не на словах, а в реальной жизни ребенка, в его повседневном опыте. [4].

В ролевой игре ребенок может забыть о своем упрямстве. Вполне допустимо немного изменить сюжет, обогатить его ситуациями, в которых персонажи должны решать моральные проблемы, подобные тем, которые возникают в жизни детей. Вынужденный в соответствии с ролью поступать благородно, ребенок, может быть, впервые сможет ощутить радость от возможности помогать и дарить другим, от благодарности партнеров за то, что он такой хороший.

Сказка – первое художественное произведение. Позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство. Страстно желать победы добра, она расширяет нравственный опыт ребенка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев любимыми или презираемыми – вполне реальными существами, поступки которых можно перенести на собственную жизнь. Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.

Каждая сказка имеет своих героев. И у каждого малыша есть самый любимый персонаж, о приключениях которого он с замиранием сердца готов слушать много раз, кого из героев ребенок любит больше всего и кто вызывает его наибольшее возмущение. Нужно хорошо подумать при выборе сказки, которая поможет стать малышу добрее, великодушнее. Справедливее, вежливей, отзывчивей.

Если несмотря ни на что ребенок продолжает упорствовать в своем пренебрежении моральным нормам, можно предложить ему вместе с друзьями разыграть выбранную вами сказку и поручить ему положительную роль. Ведь не исключено, что он в своей жизни еще не успел пережить радость от собственного доброго поступка.

У каждого человека, и маленького и большого, есть потребность в самоуважении. Важно только, чтобы, уважая себя, человек умел адекватно воспринимать себя в сравнении с тем, что для него является идеалом, к чему он стремится.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Борисова Е. Развиваем творческие способности. // Дошкольное воспитание. 2002, № 2, с. 2 – 6.
  3. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. – М., 1980.
  4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 1967, с.7.
  6. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000
  7. Камалова А. Как воспитать творческую личность. // Педагогический вестник. – 1998, № 1, с. 4 – 6.
  8. Комарова Т. С. Использование изобразительной деятельности для подготовки театрализованной игры. // Дошкольное воспитание. – 1986, № 4, с. 14 – 17.
  9. Комарова Т. С., Савенкова А. И. Коллективное творчество. – М.: Роспедагенство, 1988.
  10. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003, №8, с. 73 – 76.
  11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.  – Избр. пед соч.: В 3-х т. – М., 1979, т. 1, с. 28 – 266.
  12. Творческий подход к детскому творчеству. // Педагогический вестник. – 2002, № 11, с. 3 – 4.
  13. Шикунова Э. В. Эстетические потребности и художественная культура. – М., Высшая школа. – 1986.
  14.  Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. Психология личности и деятельности дошкольников. – М., 1965.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Теоретические основы воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.Проблема воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников в исс...

Игровые упражнения, направленные на формирование нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Представленные игровые упражнения способствуют улучшению взаимоотношений со сверстниками, снижают агрессивность и конфликтность в детской среде, нормализуют эмоциональное напряжение, устра...

Конспекты занятий по формированию по формированию нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Представленные конспекты занятий разработаны с целью формирования нравственных взаимоотношений воспитанников старшего дошкольного возраста. Предлагаемый методический материал рекомендован для педагого...

Игровая деятельность, как фактор формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

      Воспитание культуры общения,  приобретает особую актуальность именно на ступени дошкольного детства, поскольку, именно в этот период жизни происходит первичная социали...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

В статье раскрыто влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений старших дошкольников...

Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Статья посвящена проблеме воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников. . В работе формулируются педагогические условия использования театрализованных игр как средства воспитания дружеских взаимо...

Статья на тему: «Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре»

Подвижные игры и их влияние на коммуникацию детей. Подвижные игры и их основные функции....