Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
статья (старшая группа)

Николаева Маргарита Леонидовна

Статья посвящена проблеме воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников. . В работе формулируются педагогические условия использования театрализованных игр как средства воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффектных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

Наиболее важные правила дружбы отображают, по своей сути, идеальные отношения между людьми. Доктор философских наук, профессор И. С. Кон относит к ним следующие : «делиться своими переживаниями, оказывать моральную поддержку, добровольно помогать в случае нужды, заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нём, защищать друга в его отсутствие»(1, 323-324).

Безусловно, перечисленные правила доступны лишь человеку с достаточно высоким уровнем нравственного сознания, опытом дружеских отношений способному переживать глубокие чувства,

Проблема дружбы, дружеских взаимоотношений исследовалась в нашей стране в 50-70-е годы, но современная теория и практика общественного дошкольного воспитания нуждается в дальнейшей разработке проблемы формирования у детей, особенно старшего возраста, тех социальных качеств, которые выражаются в дружеских взаимоотношениях между сверстниками, в определённых привычках поведения, выступающих необходимыми для складывания детского коллектива. Так проблемы формирования дружеских взаимоотношений дошкольников рассмотрены в работах Р. И, Жуковской, К. А. Климовой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Нравственное воспитание, по определению Г. А. Урунтаевой, целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течение м времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждения в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое – способы общения. Поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность к дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике, то есть испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. Они готовы защищать свои отношения, а друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими даже вопреки справедливости.

Чаще всего дети в этом возрасте дружат по 3-4 человека, реже по двое. И если уже образовалось содружество, они стараются не допускать к себе других детей и ревниво следят за этим. Здесь важной становится роль педагога – сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого её члена, но инее допускать изолированности от всей группы. Для решения этой задачи целесообразно использовать театрализованные игры детей.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения осознают причины того или иного настроя. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш с удовольствием принимает и осваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли с детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, умение дослушать сверстника до конца, правильно обращаться и говорить, развивать коммуникативные способности. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев стараются подражать добрым честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом быть хорошим, вежливым и честным.

Организация с дошкольниками игр – инсценировок с использование различных выразительных средств, например, мимики, жестов, поз, движений, а также игровых атрибутов способствовали адекватному воссозданию конкретных образов литературных героев.

В педагогической литературе немало внимания уделено детскому инсценированию. Особый интерес представляют научные данные, полученные Л. П. Стрелковой, согласно которым игры – драматизации являются хорошей школой морали действий, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. Такие игры, по мнению автора. Воспитывают глубокие нравственные чувства: гуманность, сопереживание, сочувствие, доброжелательность и способствуют их проявлению. Именно такие чувства определяют развитие нравственных сфер детей дошкольного возраста, которые в условиях инсценирования обнаруживаются наиболее живо и непосредственно.

Театрализованная деятельность позволяет дошкольнику решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребёнка. Поэтому педагог должен создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Согласно ФГОС ДО изменился статус дошкольника. Приоритетным направлением в деятельности педагога является формирование у дошкольника интереса к разным видам деятельности. Таким образом, в первую очередь, необходима соответствующая предметно-развивающая среда. Для решения данного направления работы следует организовать групповой комнате театральный уголок, где можно поместить различные виды кукольного, теневого, настольного театров, наряды, различные атрибуты, видеозаписи, книги и альбомы. Особенно детям нравятся разыгрывание русских народных сказок, просмотр любимых произведений. Организация и проведение игр-драматизаций способствует рождению чувства «мы – одна команда», сопереживанию, единению детей и взрослых, педагогов и родителей. Игровые роли учат детей подчиняться правилам игры, сдерживать свои желания, вырабатывают умения координировать свои действия с действиями других детей, учат считаться с их мнением. Благодаря театральной роли дети могут ощутить в одних случаях заботу и внимание друзей, в других – несправедливое к себе отношение, могут почувствовать сострадание к товарищам, попавшим в беду, пожалеть их, выручить из беды.

Таким образом, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития дружеских отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста, способствует развитию у детей интегративных качеств и формированию навыков коммуникативной культуры.

Литература

  1. Горбушина, Л.А.Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста / Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева. - : Просвещение.1985. – 175с.
  2. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А.Урунтаева, Ю.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия с родителями по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Обеспечить понимание актуальности изучаемой проблемы и необходимости осуществления взаимосвязи с дошкольным образовательным учреждением....

ПРОЕКТ " Сюжетно-ролевая игра как средство развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...

Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. В статье подробно описывается методика формирования дружеских взаимоотношений с воспитанника...

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....

СИСТЕМА ИГР, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры для создания атмосферы  эмоционального комфорта, интереса и внимания детей друг к другу....