Главные вкладки

    Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
    статья на тему

    Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности обучения мелкой моторики рук. В то - же время известно, что успешное освоение мелкой моторики рук способствует интеллектуальному развитию ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо  координированы, чрезмерно замедлены или, напротив, импульсивны.  Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания. Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром. Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости в целом у детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_10.docx24.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

    Морозова Елена Александровна

    воспитатель ГБДОУ д/с №2 г.Санкт-Петербурга

    Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности обучения мелкой моторики рук. В то - же время известно, что успешное освоение мелкой моторики рук способствует интеллектуальному развитию ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо  координированы, чрезмерно замедлены или, напротив, импульсивны.  Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания. Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

    Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости в целом у детей с интеллектуальной недостаточностью.

    О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем «Ладушки», « Сорока - ворона» и т. д.

    Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

    Почему нужно осваивать навыки тонкой моторики? На этот вопрос трудно ответить одной фразой – ведь речь идёт о множестве очень разных навыков. Приведем некоторые из них:

    •        Навыки тонкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт.

    •        Навыки тонкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определённый навык из разряда обсуждаемых.

    •        Навыки тонкой моторики позволяют ребёнку выразить себя через творчество – игру, пластику.

    •        Навыки тонкой моторики способствуют повышению самооценки ребёнка. Они облегчают ему участие в играх и в работе, то есть дают возможность приобрести специальный опыт.

    При работе с детьми  с нарушением в развитии очень важна установка.  Если воспринимать упражнения по развитию мелкой моторики как коррекционную деятельность, этот негатив передастся и ребёнку. Для ребенка это должна быть игра, а игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и чётче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство ребёнка с миром. Важно помнить, что эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Необходимо сделать работу по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук и координации движений рук регулярной, используя  различные формы работы. Это должна быть система работы, которая включает в себя и непосредственную образовательную деятельность, и  упражнения для совместной деятельности,  и работа с родителями, и организация окружающей среды. Пальчиковые игры  с детьми с интеллектуальной недостаточностью легкой степени необходимо проводить   в основном индивидуально, продолжительность занятий 5-10 минут. В ходе игры для нормализации мышечного тонуса обязательно нужны физические упражнения, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. Во время упражнения обращать внимание на  соблюдение правильной осанки. Для развития мелкой моторики посредством  пальчиковых игр необходимо использование  различных методов и приемов обучения:

    •        использование детского фольклора при играх с пальчиками;

    •        пальчиковые игры,  сопровождаемые стихами;

    •        использование массажных ковриков, сыпучих материалов, воды, различных мелких предметов;

    •        использование пальчикового театра;

    Организация педагогического процесса предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника. При свободе творчества и вариативности программ необходимо придерживаться ряда требований, без которых мы не сможем обеспечить полноценное развитие и психологическое благополучие ребёнка.  Эти требования таковы.

    Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребёнку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.

    Во-вторых, использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

    В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей.

    В-четвёртых, учёт индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жёсткой фронтальной их организации, насилия над ребёнком в угоду формальным предписаниям.

    При выполнении упражнений контролировать процесс их решения и оценивать полученные результаты.

    На всех этапах обучения, упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движения с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активнее.

            Каждая игра с пальчиками начинается с ознакомления ребенка с содержанием текста. Наиболее сложные необходимые комбинации пальцев, жесты отработать перед игрой. Это создаст необходимый эмоциональный настрой и подготовит ребенка к правильному выполнению упражнения. Через несколько сеансов совместных игр ребёнок сам начинает проговаривать отдельные фразы из текста игры. Затем начинает соотносить слова с движениями. Важно не ставить перед ребенком сразу несколько задач: произносить текст и показывать движение. У детей с данным диагнозом очень ограничен объем внимания, оно не устойчивое. Кроме того, несовершенство двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет выполнение, казалось бы, простых движений. Важно помнить о том, что нельзя принуждать ребенка, всегда нужно узнать причину отказа и действовать по обстоятельствам: можно попытаться начать новую игру или попробовать поиграть немного позже. Наверное многие знают,  что все пальчиковые игры  можно разделить на несколько видов : от простого к сложному. Каждое упражнение с применение пальчиковых игр должно начинаться с нормализации тонуса рук - это массаж. Дети разогревают ладони поглаживанием до приятного ощущения тепла. Далее идут упражнения, которые требуют более точных движений, совершенствуют навыки, полученные ранее, но на более высоком уровне. После того, как ребенок сможет выполнять все группы упражнений можно придумывать различные сказки, с использованием знакомых упражнений для пальчиковых игр. Вот одна из них: «Отправились пальчики погулять на лужок [упражнение человечек, пальчики двигаются по массажному коврику]. Повстречали они козу, да не одну, а с козлятами [упражнение коза], посмотрели пальчики по сторонам и увидели пчелку на цветочке [упражнение пчелка, упражнение цветочек], решили пальчики полежать на травке, да и заснули [кладем ручки ладонями вниз на массажный коврик].»  В процессе рассказывания сказки очень полезно использовать следующие предметы: массажный коврик, природный материал, использование пробок от пластиковых бутылок. Очень важно использовать пальчиковые игры в процессе непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству.  Если у ребенка плохо развита мелкая моторика,  можно поиграть с пальчиками в игры рисования. Например, пальчики обводят контуры квадратика или кружочка или продвигаются по нарисованному заранее лабиринту [наиболее интересно, когда ребёнок рисует лабиринт для родителей, а родителя для ребенка]. И каждый старается нарисовать позапутаннее. Сейчас в продаже много разных трафаретов, всевозможных геометрических фигур, животных, но в принципе их легко изготовить самим. Очень хорошие результаты приносит работа с бельевыми прищепками. Занятие это увлекательное и как выяснилось очень полезное. Нужно только выбрать прищепки не очень тугие, чтобы не очень сильно сдавливали пальчик ребенку.

     Работа с родителями –   важнейшее направление в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в занятиях в вечернее время, где они могут познакомиться с методами и приёмами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников, что даёт хорошие результаты. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребёнком. А затем и сами родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми заданий. Для родителей, затрудняющихся помочь своим детям, можно провести обучающий семинар – практикум, где с их же детьми показать  пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.

    Данные рекомендации существенно повысят возможности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени, будут способствовать их интеллектуальному, сенсорному и эмоциональному развитию.

    Литература.

    1.        Грошенков И.А., Занятие изобразительным искусством в специальной коррекционной школе VII вида: учебное пособие для учителей специальных коррекционных школ и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов /И.А.Грошенков-М:ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001-223с.

    2.        Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». Москва 2000 г. – 16 с.

     3. Кольцова М.М., Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М.Кольцова – М:Педагогика, 2003-130

      4. Власова Т.А., Учителю о детях с отклонениями в развитии/Т.А.Власова, М.С.Певзнер.-М:Академия, 2002,-207с.

      5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб 1999г. – 32 с.

      6. Лебединский В.В., Нарушения психического развития в детском возрасте:учебное пособие/В.В.Лебединская.-М:2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оригами,как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР.

    В данной статье рассказываеться о том,что оригами развивает мелкую моторику рук детей и способствует развитию речи ребёнка....

    Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    В моем семинаре - практикуме вы ознакомитесь с невероятно интересными играми,которые улучшат мелкую моторику рук детей. Эти игры я предлагаю проводить как педагогам так и родителям дошкольников....

    Конспект по самообразованию на тему "Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста".

    Конспект  по самообразованию на тему " Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук  у детей младшего дошкольного возраста."...

    «Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР»

       Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые  игры.  Они   способствуют   развитию  внимания,  мышления,...

    Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

    Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние манцальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно уже во втором веке до нашей эры в Китае. Специ...

    "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

    В методической разработке представлены актуальность, новизна темы. Методы диагностики развития мелкой моторики рук у дошкольников. Перспективное планирование....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В статье рассказывается о необходимости проведения пальчиковой гимнастики у дошкольников, т.к. она развивает мелкую моторику рук. Представлен опыт работы....