Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
статья

natashenka91mars@mail.ru

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики

                        у детей дошкольного возраста

                                         

                                      Магнитогорск, 2021      


                                          Содержание

Введение ……………………………………………………………………    3

 Глава 1. Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук………………………………………………..5

 1.1. Что такое «Игры с пальчиками  ?» ………………………………………...5

 1.2. Почему пальцы помогают говорить……………………………………...6

 1.3. Когда начинать заниматься……………………………………………......8

 Глава 2. Педагогические условия проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей………………………………………………………….....10

 2.1. Принцип подбора игр…………………………………………………......10

 2.2. Как играть в пальчиковые игры……………………………………..........12

 2.3. Помогать ли пальчикам? ……………………………………………….....17

 Заключение …………………………………………………………………......19 Литература ……………………………………………………………………....21

Приложения 1 …………………………………………………………………...23

Приложения 2…………………………………………………………………....29

                                          Введение

Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь.

 На всех этапах жизни ребенка движения играют важнейшую роль.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторики, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

 В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигурин, М.П.Денисова, М.Ю.Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н.А.Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.  Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Дошкольники (дети от 3 до 7 лет) обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, особенно, если эта деятельность коллективная. Занятия на развитие моторики рук проходят страстно и занимательно, потому что не существует более притягательного материала для творчества.

Цель работы: определение своеобразия пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.

Задачи: установить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук; изучить педагогические условия проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста.


                                                     

                                                      ГЛАВА 1

 Теоретические основы формирования речи дошкольников, через развитие мелкой моторики рук.

1.1. Что такое «Игры с пальчиками?»

 Игры с пальчиками способствуют развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. А у нас с раннего детства учили играть в «Коза рогатая»,  «Ладушки», «Сорока-белобока». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

 О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методика  данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – это хороший помощник для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

1.2. Почему пальцы помогают говорить

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большаков дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.

 М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

 В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений. А в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Для определения уровня развития речи логопедами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

 Упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.

 1.3 Когда начинать заниматься пальчиковыми играми

Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, что во время занятия пальцы успевали расслабляться и отдыхали, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку. В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

 Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет, активно используйте более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать без помощи другой руки. С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого, практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

 В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и «кукольный театр» - в этих домашних приобретают хорошую подвижность, гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию. У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

 - стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

 - помощь детям с задержкой в развитии речи;

 - подготовка руки к письму у старших дошкольников;

 - тренировка внимания, пространственного мышления;

 - воспитание эмоциональной выразительности.

                                               

                                                         ГЛАВА 2

Педагогические условия проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей

2.1. Принцип подбора игр

 Стандартный набор занятий по развитию мелкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них.

 Игра может быть построена на тренировке только одной из трех двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. На мой взгляд, наибольший интерес представляют игры:

- на расслабление;

 -в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

 - на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев. 
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать. 
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики. 
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. 
  5. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет. 
  6. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые. 
  7. Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки. 
  8. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день. 
  9. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно. 
  10. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.
  11. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. 


  2.2. Как играть в пальчиковые игры

Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, что во время занятия пальцы успевали расслабляться и отдыхали, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.

 Перед игрой с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов.

 При необходимости отдельным детям оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяя их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своем репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

 Очень четко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Ниже приведенная возрастная характеристика детей дошкольного возраста, позволяет четко спланировать работу в обучении пальчиковым играм.

До двух лет - дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой

Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая ее вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребенку помогают выполнить движение

С двух до трех - энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Знакомим с пальчиками:

составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза);

согласованные действия двумя руками (домик, ворота)

С ребенком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает ребенку, побуждает к звукоподражанию

С трех до четырех - дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе.Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу.

Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

С четырех до пяти - дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук.

С пяти до семи - дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочередно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно.

Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)

Обращать внимание на качество составления фигуры,

координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить   на группы и определить назначение.

Игры – манипуляции:

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения:

- «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

- «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

- «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

- «Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и

разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

2.3 Нужно ли помогать пальчикам

Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с малышом до двух лет, который сам пока с трудом делает произвольное движение пальцами. Хотя игры для этого возраста очень просты – это разгибание и загибание отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры. Как правило, игры для этого возраста рассчитаны на взаимодействие взрослого с рукой ребенка: поглаживание, пощипывание, сгибание пальчиков и т.д.

Для более  старшего возраста, примерно с двух с половиной – трех лет игры усложняются и подразумевают самостоятельные движения маленькими ручками скопировать трудно, поэтому ваше участие просто необходимо. Вы должны помочь ребенку сложить руки правильно: сначала покажите на себе, затем придайте нужное положение его кисти и пальчикам. Попросите ребенка попробовать самостоятельно выполнить движение. Если у малыша не получается, то снова сами сложите его руки в правильную позицию. Проделайте это несколько раз, и постепенно малыш научится сам складывать и удерживать пальчики в нужной позиции.

Помните, главное – не давить на ребенка, не демонстрировать ему его неспособность. Со временем у него все получится.

Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре. В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста. А сложные игры сначала просто запомнит. Потом вы можете заметить, как он пытается самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, долго тренируется, и уж только тогда, когда вы этого меньше всего ожидали, складывает пальчики «как положено».

Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, педагог может сидеть (стоять) сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположить на коврике и посадить ребенка между ног, как в гнездышке. (Дети очень любят так сидеть.)

В некоторых играх, для детей от двух с половиной до трех лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга.


                                     Заключение

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, природных явлений, людей и их деятельности. В процессе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Что приводит к вырабатыванию ловкости, умению управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит улучшить речь ребенка.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.  Созданная картотека пальчиковых игр разной тематики расширяет кругозор и словарный запас детей, дает первоначальные математические представления и экологические знания, обогащает знания детей о собственном теле, создает положительное эмоциональное состояние, воспитывает уверенность в себе. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Воспитание интереса детей к играм на развитие мелкой моторики стимулирует их к самостоятельному использованию в свободной деятельности, помогает закрепить навыки и умения, полученные в совместной деятельности с взрослым, активизации их словарного запаса.

Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно. 


                            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. - 2008.

2. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ООО «Гном-пресс», 2000.

3. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003.

4. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / практич. пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004.

5. Дошкольная педагогика. – 2008. - №7.

6. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. 7. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000.

8. Любина, Г. Как учить стихи играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000.

9. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.

10. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005.

11. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.

12. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995.

13. Никифорова И. Р. Консультация для воспитателей на тему: "Рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей" / И. Р. Никифорова [электронный ресурс]

14. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. 

15. Википедия - энциклопедический сайт [электронный ресурс].

16. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. - М.: Издательство ЭКСМО, 2009 

17. Ушакова, Н. В. Картотека пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста.

18.Хвостовцев А. Детки-непоседки: Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Практическое пособие. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2009

19. Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. 1993.

20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1998.

21. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982.

22. Максакова А.И., Туманова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1979.

23. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

24. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 1997.

25. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1990.

26. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., АСТ, 2004.


                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                       ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую! (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

Во время утренней гимнастики.

          Перед выполнением обще развивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик, лента и др.) детям предлагают поиграть с предметом, например, передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

         На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто его открыть бы смог?

Потянули (руки тянуться в стороны),

Покрутили (круговые движения пальцев от себя).

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

На физкультминутках (три – четыре упражнения).

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха. На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии «гимнастика мозга».На физкультурных занятиях. На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части.

На занятиях с использование тренажеров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу («поза факира»), сидя на гимнастических мячах и др.

Ну-ка, братцы, за работу (поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

Покажи свою охоту:

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать (энергично шевелить всеми пальцами),

Наших деток забавлять.

С целью формирования у детей представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),

Которые сами

В грязи утонули (движения, имитирующие пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки (руки вперед, правая ладонь лежит на левой ладони, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд

А иногда и вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?»

Как живешь?

- Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак).

А плывешь?

- Вот так! (Руками изображают движения пловца).

Как бежишь?

- Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища).

Вдаль глядишь?

- Вот так! (Поочередно прикладывать ладони ко лбу).

Машешь вслед?

-Вот так! (Энергичные движения кистями рук).

Ночью спишь?

- Вот так! (Ладони под голову).

А шалишь?

Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щечкам).

Пред обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.

Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

На прогулке в теплое время года. После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев руки изобразить дом, скворечник, собаку, цепочку, дерево и др. пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

«Гусь»

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

 «Зайчик – кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

В зачине подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, в море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча) Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).Не пугает их волна,Рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев рук ребенок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх – «обезьянка дразнится»). С добрым утром!

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз.)

Вы проснулись?

(«Смотрим в бинокль».)

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушкам.)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши.)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Мы проснулись! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)



                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 2        

                                                  ОТЗЫВ

                            руководителя на курсовую работу

Ф.И.О.                                                                                                              студента

(ки)_________________________________________________________________

Курс,                                                                                                                     форма

обучения_____________________________________________________________Тема                        

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________

Характеристика отношения студента к выполнению работы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Качество оформления работы

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Особые примечания (публикации, участия в конкурсах, конференциях и т.п.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации______________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка (дифференцированная) научного руководителя______________________

Научный руководитель_________________________________________________

                                             (должность, расшифровка подписи и подпись)

Дата__________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние манцальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно уже во втором веке до нашей эры в Китае. Специ...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

В методической разработке представлены актуальность, новизна темы. Методы диагностики развития мелкой моторики рук у дошкольников. Перспективное планирование....

Консультация для родителей на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Пальчиковые игры могут стать прекрасным с...

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Семинар для педагогов «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Семинар  «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»...