Главные вкладки

    Особенности общения дошкольников со сверстниками
    консультация (старшая группа) на тему

    Климина Ирина Геннадьевна

     Опысываются  личностные трудности влияющие на характер ребёнка, какими методами можно помочь ребенку  при общении со сверстниками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности общения дошкольников со сверстниками

            Способность к общению не является врожденным,  а формируется  в процессе приобретения жизненного опыта.  В формировании представлений о себе и своих возможностях играет взрослый. Однако недостаточно контактировать ребенку только с взрослым, взаимодействие со сверстниками и другими детьми  составляют важную сферу контактов ребенка, в результате чего формируется его представление о себе и собственных возможностях.

    Неумение организовывать общение с другими детьми, способствует появлению замкнутости или чувства отверженности.

    Педагоги и родители помогают освоить новые взаимоотношения, адаптироваться, приобрести новых друзей в условиях детского сада.

    Нельзя забывать, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер, кризисы развития 1 года, 3 лет, 7 лет. Эти периоды свидетельствуют о развитии личностного  и психического процесса.

    Известный  отечественный психолог М.И. Лисина,  описывал что дети в первые год-полтора, когда ему требуется помощь в предметных действиях, предпочитает действовать по подражанию взрослому. В это время он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих действий. Важно в это время не ограничивать появившуюся самостоятельность ребенка, и его инициативу., так как для него важно приобрести собственный опыт.  

    В младшем и среднем возрасте от 3 до 5 лет в основе лежит потребность в уважительном отношении взрослого.  Это связано с тем что ребенок отходит от простого манипулирования и расширяет границы своего кругозора, переоценка своих возможностей.  Положительные  взаимоотношения с родителями  помогают легко вступать в контакт с окружающими. Авторитетные родители способствуют формированию у ребенка притязания на признание.

    К концу дошкольного возраста от 5 до 7 лет у детей возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Ребенок обращает внимание на те  взаимоотношения, которые существуют в его семье. Общение базируется на личностных мотивах и протекает на фоне разнообразной деятельности.  Теперь ребенок самостоятелен в познании себя и других людей, стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это свидетельствует внутренняя готовность ребенка разобраться как думает и чувствует другой человек.  Именно эти дети задают уточняющие вопросы, интересуются, что думает взрослый, сопоставляет мнение взрослого со своим. В это время дети старшего дошкольного возраста осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, долг и ответственность.  Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослых, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Доверие и искренность – вот основа отношений взрослого и ребенка.

    К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – учебной.  У ребенка формируется отношению к взрослому как к учителю, и о себе как об ученике. Психологическая готовность ребенка к обучению – эта сумма его достижений за предшествующие периоды психического созревания.

    Однако нарушения могут проявиться в следующем:

    Неспособность сопереживать при прослушивании сказок, просмотров мультфильмов.

    Неумение  регулировать свои эмоции и поведение.

    Проявление отрицательных эмоций и страхов.

    Далее рассмотрим нарушения, которые вызывают трудности в общении у дошкольников, и способы их коррекции.

    Агрессивное поведение ребенка как самозащитное  поведение направленное на достижение цели, враждебная агрессия которая проявляется в форме драк, разрушительных действий, либо ругани, дразнилок, оскорблений.

    Причинами  являются неуверенность в себе, боязнь быть обиженным, протест против ограничений и др.

    Общая тактика с агрессивными детьми состоит в том , что научить ребенка выражать свое неудовольствие в приемлемых формах.

    Основные направления содержания коррекционной работы:

    1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия
    2. Удовлетворение потребности в активности  самостоятельности исследовательской и познавательной деятельности
    3. Конструктивное определение пределов разрешенного
    4. Обучение ребенка приемлемыми  выражению враждебности
    5. Участие в его переживаниях
    6. Гармонизация отношений родителей и детей

    Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего его социума и приспосабливается жить в одиночестве. Причиной замкнутости могут быть , недостаточное эмоциональное общение и игнорирование в семье, маленький опыт общения, неумение обратиться к людям,  получивший стресс.  Потребность в общении подавляется. У такого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм, занятиям,  послушен. Может грызть ногти, раскачиваться, дергать себя за волосы.  Идя с таким ребенком на контакт, может расценить это как вторжение в его личный мир, он будто не нуждается в добром слове.

    Первостепенной задачей взрослого, установить доверительные отношения. Хотя это не просто, необходимо совместное действие, способное заинтересовать ребенка, учитывая его интересы. Это освободит ребенка от скованности и увлечет его. Стараться достичь удовольствие ребенка от совместной деятельности, усиливая эмоции выражением собственной радости, показать насколько эффективно играть с другими детьми. Тогда закрепится у ребенка потребность в общении с окружающими.

    У гиперактивных детей наблюдается двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость,  им трудно сосредоточиться,  для них значимо «Я хочу». Эти дети не могут регулировать свое поведение и выполнять правила.  В основе такого синдрома – микроорганическое поражение головного мозга, возникшее в результате осложненных родов, физические и психические травмы. Коррекционная работа с такими детьми эффективна при совместном взаимодействии психоневролога. Учитывая особенности нервной системы,  давать ребенку задание  надо поэтапно, инструкции должны быть простыми и краткими, чередовать активность и деятельность. Например,  послушать, пересказать, рассмотреть картинку, нарисовать, поиграть.  Такое  чередование поможет ребенку получить опыт, поддержать его интерес. Для игры с правилами, взрослый выступает организатором и участником. В роли организатора следит за соблюдением правил, оценивает,  как участник показывает правильные действия и вызывает интерес к игре. Правила надо выделять постепенно, в ходе игры, опираясь на опыт ребенка. Очень полезно обсуждать действия с ребёнком,  такая рефлексия позволяет  ребенку самому контролировать свои действия

    Неадекватная самооценка   ребенка может стать началом серьезных трудностей  при общении с  окружающими. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Таким образом  у ребенка складывается представление о себе, на основе чего строит свои отношения с окружающими.  Самооценка ребенка  может быть либо завышенной, либо очень низкой. Для детей дошкольного возраста характерна недифференцированная завышенная самооценка., к 7 годам он ограничивает отношение к себе от оценки своих поступков. Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, по типу кумира, вседозволенности . В таких случаях ребенок стремится быть лучше всех.  При работе с такими детьми  помочь п налаживать отношения с другими детьми, формировать уважительное отношения, сопереживание, принятие. Дать ребенку понять, что каждый ребенок особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Использовать ролевые игры , в которых ребенок увидеть свое поведение, расширять поведенческий репертуар путем моделирования ситуаций.

    Дети с заниженной самооценкой неуверенны, обидчивы, ранимы, неохотно вступают в контакт.  Корректировать  таких детей надо воспитательными воздействиями – подчеркиванием  успехов его достижений, выражать уверенность в его возможностям, поощрять инициативу, формировать адекватное отношение к успехам и неудачам. Давать  ощущение,  что его любят всегда, даже если у него что-то не получается. Создавать условия успешности ребенка во время игр, улучшать отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверенность ребенка в самом себе.

    Важно помнить,  что дети не имеющие навыков конструктивного общения, с низким уровнем коммуникативных навыков и социальных умений можно помочь,  выстраивая специально организованной работы с детьми  дифференцированно.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Особенности общения дошкольников со сверстниками"

    Компьютерная презентация ориентирована на родителей дошкольников (особенно детей 3-5 лет), может быть использована и в работе с педагогами ДОУ.  В презентации раскрыты этапы развития форм общения...

    Особенности общения дошкольников со сверстниками.

    В этой статье раскрыты особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками, этапы развития этого общения....

    Презентация для родителей "Особенности общения дошкольников со сверстниками"

    Презентация для родителей "Особенности общения дошкольников со сверстниками"...

    Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками

    Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками.В материале представлена информация о возрастных особенностях общения ребенка со сверстниками 3-4 лет. Данное сообщение не является авторским...

    Особенности общения дошкольников со сверстниками

    общения дошкольников со сверстниками...

    Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками

    В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, ми...