консультация
консультация на тему

Леднева Светлана Александровна

Методика проведения сюжетно-ролевых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zanimaet_vesma_vazhnoe.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов;
ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых;
ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного период развития общества;
ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует);
ИГРА -  специфический фактор всего, что окружает людей в мире.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА:

развивает потенциальные возможности детей;

 имеет решающее значение для психического развития ребёнка;

 является формой моделирования ребёнком социальных отношений;

 обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. Последнее особенно важно для воспитателей.

Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ:

развивает потенциальные возможности детей;

имеет решающее значение для психического развития ребёнка;

 является формой моделирования ребёнком социальных отношений;

обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию (хотя именно этот момент до сих пор принято считать наиболее важным в практической педагогике).

Особенности сюжетно-ролевых игр:

Воображаемая ситуация и каждый играющий ее придерживается.

Самостоятельность детей в игре в выборе партнеров, темы, линии ее развития, разыгрывании роли, установлении правил.

Творческий характер игры: наличие замысла, перевоплощение в роль, подбор средств изображения образа.

Дело в том, что сюжетная игра, независимо от темы (или на одну и ту же тему), в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде — как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном — как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации.

Игра – это вид деятельности, следовательно ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерность действий, результатов.

КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

ЦЕЛЬ: По мере развития ребенка меняется характер целей: от подражательных к обдуманным, мотивированным целям

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ: Для реализации своих целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими

ПЛАНОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, планировать свою игровую деятельность

Преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные игровые действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры (как это принято считать), а показатель ее высокого уровня.

Структура сюжетно-ролевой игры:

сюжет (главный компонент)- содержание – роль – игровые действия.

Сюжет игры

Сюжет – та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Условное деление сюжетов (Д.Б. Эльконин):

-бытовые;

-производственные;

-общественные.

Содержание игры

В содержании игр выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослого:

-внешняя сторона («человек-предмет») – преобладают предметно-игровые действия;

- взаимоотношения людей («человек-человек») – преобладают ролевые действия, появляются ролевые диалоги, замещение предметов.

В содержании игр выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослого:

-внешняя сторона («человек-предмет») – преобладают предметно-игровые действия;

- взаимоотношения людей («человек-человек») – преобладают ролевые действия, появляются ролевые диалоги, замещение предметов.

Роль

-средство реализации сюжета;

-игровая позиция для ребенка, которая реализуется в ролевом поведении;

-образец того, как надо действовать

Игровые действия

-одно из основных средств реализации сюжета.

УРОВНИ  ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1, 5  – 3 года.  Условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со сверстниками

3 – 5 лет.  Умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступает в ролевое взаим

5 – 7 лет. Умение развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, комбинируя их  согласно своему замыслу и замыслам 2- 3  партнёров – сверстников. Реализовывать события через ролевые взаимодействия и предметные действия.одействие с партнёром-сверстником.

На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5—3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; в 3—5 лет — может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником; в 5—7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2—3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Руководство сюжетно-ролевой игрой:

На каждом возрастном этапе в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации:

Формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где воспитатель является «играющим партнером».  

Формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ

воспитатель  играет вместе с детьми;

 развёртывает  игру  таким  образом,  чтобы  выделить  для  детей  именно  ролевое  поведение;

 ролевое  поведение  ребёнка  сразу  ориентируется  на  партнёра

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР

Игра не появляется сама собой. Транслирует общество. Необходимо накопление социального опыта.

Создание предметно-игровой среды в группе,  которая  должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.

1 принцип Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

2 принцип Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», «Я теперь шофер», «Давай, у нас начался пожар» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка.

3 принцип В раннем возрасте обычно педагог культивирует у детей индивидуальную игру, а в дошкольном возрасте насаждает коллективные игры для всей группы. Однако современные исследования в области психологии и педагогики показывают, что у детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить детей вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне построения игры. Вместе с тем пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры — задача непростая даже для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, как мы уже указывали, творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах.

Сформулированные выше принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ:

Ранний и младший дошкольный возраст – внешняя предметно-игровая среда, организация воспитателем предметно-игровой ситуации;

Средний дошкольный возраст – проведение воспитателем подготовительного периода: помощь в выборе темы и распределении ролей;

Старший дошкольный возраст – подготовительный период может проводиться в форме придумывания разнообразных событий.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ В ИГРЕ

Начало игры:

а) по инициативе воспитателя:

•внесение новых атрибутов

•рассказ воспитателя.

• совместная игра

б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя)

 Воспитатель не регламентирует игру детей:

• вовлечение (подключение) в игру по желанию

• свобода выхода из игры

Предоставление детям возможности выбора:

•вида игры

• сюжета

• роли.

• партнера

• игрушек, атрибутов и пр.

Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования

Способствование эмоционально насыщенной атмосферы в игре:

•эмоциональное включение в игру

• внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т д.

Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а также разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию. Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания.

В целом, в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ В ИГРЕ

Организация совместных игр детей:

а)воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры

б) объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом

Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру

Видение возникающих конфликтов, тактичное их улаживание

Включение в игру детей застенчивых и «изолированных»

Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных)

Способствование полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры  и совместные)

Важно понимать, что эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе. Неправильно было бы считать, что в младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно.

Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Можно играть в дочки-матери или в путешествие на Северный полюс, в цирк или в приключения, в звёздные войны или в строительство железной дороги.

В принципе - играть можно во что угодно, в любую человеческую деятельность, в любое реальное или вымышленное событие человеческой жизни или истории.


Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения  - ролевого, делового и дружеского.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №18 «УЛЫБКА»

(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 18 «УЛЫБКА»)

Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Старший воспитатель

Леднева С.А.

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....