Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
статья (подготовительная группа) на тему

Данный методический материал адресован воспитателям и педагогам дополнительного образования.В данной статье обобщен опыт работы театрального кружка "Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие   творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Сегодня, в связи с введением  ФГОС ДО,  широко и фундаментально решается проблема дошкольного  воспитания и образования, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ. Преобразования, происходящие в обществе, порождают новые требования к формированию личности дошкольников. Большое  значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.

. Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. С момента своего возникновения система дополнительного образования развивалась,изменялась,но основной ее целью было и сейчас остается формирование творческой личности, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Система дополнительного образования в нашем детском саду представлена кружками.

На основе социального заказа родителей, интересов и способностей детей в ДОУ работают кружки по следующим направлениям

Художественно – творческое – кружок «Мастерилки» - изготовление народной тряпичной куклы;

Физкультурно-оздоровительное – кружок «Здоровячок» - профилактика плоскостопия

Познавательно – речевое – кружок  «Веселые цветные палочки или интеллектуальная лесенка» - подготовка детей к школе

Социально – личностное – кружок «Теремок» - театрализованная деятельность.

По всем видам кружковой работы мы разработали программы , составили перспективные планы,  которые рассмотрены  и утверждены  на Совете педагогов учреждения, и успешно затем внедряются в учебно - воспитательный процесс детского сада.

На примере реализации программы театрального кружка «Теремок», можно проследить развитие личности дошкольника через театрализованную  деятельность в системе дополнительного образования ДОУ

Мы разработали авторизированную программу театрального кружка «Теремок», в основу которой положена программа Н.Ф.Сорокиной «Театр, творчество, дети», методические рекомендации А.В.Щеткина.Данная программа  позволяет параллельно обогащать знания дошкольников об окружающем мире, развивать двигательную сферу и эстетические чувства, успешно подготовить его к школе.

Программа предназначена для детей 6 - 7 лет. Занятия проводятся  1 раза в неделю по 30 минут во 2  половине дня. Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Для  успешного формирования  личности дошкольников и развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности   учитывали   ряд условий:

Первое- окружающая среда. Окружили ребенка такой средой и такой системой отношений ,которые бы стимулируют разнообразную творческую, театрализованную  деятельность  Занятия  кружка проходят в музыкальном зале, который эстетически оформлен, для развития детей средствами театра имеются разные виды театра, костюмерная с необходимым реквизитом. В настоящий момент в арсенале театрального кружка следующие виды театров:,театр бибабо,кукольный театр на фланелеграфе,настольный театр разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудованы зоны для театрализованной  как мальчиков, так и девочек. В зале,  есть  «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к сказкам

Второе  условие – больше свободы . Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.  Предоставляем детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов),в выражении своих чувств в играх,создании сценического образа.

 В ходе занятий дети придумывали различные истории, учились выходить из-за кулис, говорить выразительно, четко проговаривать слова.  Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры «Дедушка молчок», «Игры  с воображаемыми предметами», игры - драматизации «На лесной поляне» и другие , проигрывали мини- этюды , пантомимы , этюды на основные эмоции «Грусть, радость, гнев, удивление, спокойствие ».

Большая роль уделялась работе над самим спектаклем.  Сначала  выбирали  с детьми сказки, которые хотели бы «поставить». Распределяли роли по желанию детей. Из простых  русских народных сказок «Репка» «Теремок» происходило превращение в новую более интересную сказку. Дети с удовольствием заучивали свои, иногда большие роли в стихах. Затем работа шла над отдельными эпизодами с текстом. Потом подбирали музыку к спектаклю.

третье условие – помощь взрослых. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую,  доброжелательную помощь взрослых .Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей. . Совместно с родителями дети инсценируют сказки, изготавливают атрибуты для спектаклей, разных видов театра

Театрализованная деятельность  дошкольников  осуществлялась в различных формах совместной театрально- игровой  деятельности: театрализованные игры, игры-занятия, праздники, развлечения  В совместной деятельности родителей и детей использовать такие формы, как проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи»,домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.   Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.

четвертое  условие-  систему работы строили с учетом трех этапов  организации театрализованной деятельности:

• « художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

•   самостоятельная творческая деятельность по преобразованию сюжета».[1]

Итогом работы стали спектакли «Без друзей нам не прожить»,инсценировка «Лесная история»,которые дети показали для детей детского сада. Дети выступили на районной экологической конференции, интересным было выступление на районном фестивале агидбригад  по экологии с  постановкой «Команда «Экоша». Также дети выступали на общем собрании детского сада с песней «лесной марш». В  летний оздоровительный период ,в день сказок ,дети кружка показали театральную постановку о дружбе.

По результатам диагностики отмечены  позитивные  изменения в развитии творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности:

Сентябрь  2013:

высокий уровень-6%,

средний уровень -56%,

низкий уровень 37%;

май 2014 :

высокий уровень- 42%

средний уровень-53%

низкий уровень- 5

Результаты работы театрального кружка «Теремок»  были представлены  на

 XI муниципальной научно-практической конференции педагогов- фестивале педагогических идей «Мета. Мета?Мета!» в выступлении на тему «  Влияние дополнительного образования на формирование интегративных качеств дошкольника» (диплом)

На сайте  интернета « Программа театрального кружка» ,на сайте  интернета « Фотоотчет о проведении театрализованных инсценировок «Без друзей на не прожить»,на всероссийской научно- практической конференции с темой «Первые шаги на пути создания целостной системы дополнительного образования», на районном семинаре –«Формирование эмоционального благополучия дошкольников в процессе театрализованной деятельности»

Перспективой дальнейшей работы является участие в конкурсах театральных инсценировок, театральных фестивалях , неделях театра

Таким образом, на примере реализации программы театрального кружка «Теремок»,  успешно развивается  личность дошкольника через театрализованную  деятельность в системе дополнительного образования ДОУ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

В данной статье раскрыт опыт работы воспитателя Суховерховой Людмилы Петровны по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности....

Проект "Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Данный проект поможет выявить и развить актёрские способности воспитанников...

Презентация развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

Презентация развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства...

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ.

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ....

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

ldquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)...

"Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства".

Л.С.Высотский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания. Театрализованная деят...