Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
статья по развитию речи по теме

Москалева Мария Ивановна

В данной статье раскрыт опыт работы воспитателя Суховерховой Людмилы Петровны по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizaciya.rar992.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

(Из опыта работы Суховерховой Людмилы Петровны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного)

В 2009 году мной была набрана группа детей трехлетнего возраста. С самого первого дня  я проводила наблюдения за детьми своей группы. Наблюдая во время игры, обратила внимание на то, что дети скованы, мало эмоциональны. Постепенно были выделены основные трудности детей: в передачи эмоционального состояния (мимикой, позой, жестом, движением), имитировать характерные действия персонажей (птички летают, лошадка скачет), а самое главное речь детей была очень пассивная, речевой  инициативы детей во время общения с взрослыми и другими детьми практически не наблюдалось.

Таким образом, решение работать над выбранной темой связано с проблемами, стоящими перед моими воспитанниками, а именно: трудности в социализации, межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние, в прочтении коротких стихов.  На протяжении нескольких лет, занимаясь с детьми  театральной деятельностью, пришла к выводу, что необходимо развивать у дошкольников эстетические чувства, культуру и технику речи, творческие способности.

Заинтересовавшись  проблемой развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, провела диагностику с детьми своей группы. В  результате было выявлено, что большинство детей затрудняются в передаче различных чувств, у них не развито воображение, творческие способности, память, речь.

Такие результаты объясняются следующими факторами:

  • недостаточностью развития эстетических чувств и анализаторных систем организма ребенка;
  • недостаточной насыщенностью  окружающей познавательной среды;
  • применением традиционных подходов в развитии эстетической и эмоциональной отзывчивости.

Прежде чем приступить к работе, я провела анкетирование родителей с целью выявления их отношения к занятиям театрального кружка. В результате из 24 опрошенных родителей (71%)  считают необходимостью для их ребенка посещать  такие занятия, потому что предложенный план направлен на развитие личности ребенка как субъекта общения, развития его коммуникативных навыков, формирование эмоциональной сферы, реализацию творческого потенциала. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

  1. Обоснование актуальности темы педагогической системы.

        Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности.  Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. 

На протяжении ряда лет, организовывая театрализованную деятельностью через кружок  «Юный актёр», я провожу целенаправленную деятельность  по развитию  творческих способностей дошкольников. Все игры и упражнения, используемые мною на занятиях, базируются на принципах личностно-ориентированного обучения.

Актуальность использования театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста заключается в том, что она является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка  театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.        C:\Users\1\Desktop\Людмила папка\100_8366.JPG

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.                 Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет мне через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.                                  

Театральное искусство, обладает большими возможностями воспитания у детей желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому особое значение в дошкольном воспитании можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием о детстве, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребёнка. Поэтому, определившись с темой самообразования, я определила для себя цель и следующие задачи:

Цель:  Организовать и провести работу с дошкольниками по театрализованной деятельности, которая будет способствовать развитию творческих способностей.

Задачи:

  1. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, видами кукольных театров).
  2. Развивать элементы актерского мастерства.
  3. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, интонации, выразительных движений).
  4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, педагогов).

  1. Ведущая педагогическая идея

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их эстетические  и творческие способности средствами театрализованной игры.

  1. Методологическая основа опыта.

Свою работу начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности: Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольника»; М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».  

 Большинство исследователей приходят к выводу о том, что  театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими». Изучив методическую литературу и ссылаясь на их работы (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин), можно выделить следующее, что в отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:  художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

С самых ранних лет ребёнок стремиться проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость).

На основе изученной литературы разработала и составила план совместной деятельности дошкольниками на учебный год, согласно тематического планирования ДОУ. Определила формы, методы и объём работы с учётом возрастных особенностей детей.

Методы и приёмы:

  • Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций – моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно – творческой деятельности);
  • Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • Метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы);
  • Приёмы: прямые и косвенные

Разнообразила и дополнила развивающую среду группы масками, костюмами, новыми игрушками – персонажами и играми для театрализованной деятельности, различными видами кукольных театров и пр.

  1. Теоретическое обоснование  опыта.

Еще до нашей эры  возникло  театральное искусство. У всех народов мира с древнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театру. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит - активная мимика, действие.

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.  А для этого в группе имеются несколько видов театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр «Киндер» («Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь»);
  • деревянный настольный театр;
  • театр «Живой перчатки»;
  • театр «Ниточка – клубочек»;
  • театр кукол «Би-ба-бо»;
  • теневой театр;
  • плоскостной театр на фланелеграфе…

Все виды театров использую в процессе работы как совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Дети, играя в эти виды театра, проявляют свои успехи в кукловождении, в имитации движений героев своего «сценария». F:\DCIM\100KC533\100_4051.JPG

На первом этапе становления моего опыта результаты мониторинга показали, что некоторые дети не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности. Игры ребят были индивидуальные, часто носили разрозненный характер. Ребенок брал настольный театр «Заюшкина избушка» и играл один, в лучшем случае вдвоём.  В последствии дети научились объединятся группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в игру.

Результаты на первом этапе

Результаты на первом этапе

Для того, чтобы добиться таких результатов в деятельность детей я вводила различные игровые упражнения, которые помогли ребятам развитию интеллекта, познавательный интерес, расширили знания детей об окружающем мире. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно.

С помощью игр, упражнений и этюдов помогла  активизировать воображение детей, побуждала их к общению, речевому сопровождению своих действий. В этих упражнениях дети то украшали торт,  то превращались в шаловливых волчат: «Шьем кукле платье», «Доброе животное», «Лесные мышки», «Мы – художники», «Фруктовый сад», «Слушаем музыку»; обыгрывали этюды по стихам: «Жадный пес», «Был у зайца дом», «Что за скрип».

Игры на превращения научили ребят выразительности, умению оживлять фантазию и воображение. Чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом, например, произвольно напрягать и расслаблять мышцы, свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук. Выразительными должны быть так же кисти и пальцы. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр. 

Вполне согласна с высказыванием О.П. Радынова: «Театрализация это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающее…». А ведь и, правда, театрализация  – это самый творческий вид детской деятельности. C:\Users\1\Desktop\Людмила папка\DSC02378.JPG

Маленький ребёнок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как прыгает зайчик, или белочка, как скачет лошадка, или передвигается косолапый медведь.

И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

Мои дети охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: отправляют своих героев для строительства замков для хитрой лисы или  ёжика, готовят для них обед. Ребята очень любят самостоятельно воспроизводить известные сюжеты сказок, переигрывают их на свой лад, придумывают свой конец сказки. В своей работе стараюсь как можно больше использовать словесных игр, игр с пальчиками, игр – драматизаций, построенных на диалоге нескольких персонажей.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрального действия, а на организацию творческой деятельности в процессе создания спектакля. Мои дети любят распределять   роли, по каким-либо качествам ребёнка и персонажа. Очень редко, когда дети хотят играть отрицательные роли. Но иногда бывает и так: стремление активно участвовать в игре толкает ребёнка к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы привлечь внимание сверстников к себе, он готов шутовски смешить их.

Поэтому я считаю, лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол, водить кукол и высказываться за них так, чтобы вызвать у детей активную реакцию. Например, пусть они устраивают всяческие препятствия волку на его пути к домику, где живет бабушка Красной Шапочки.

 Еще одна проблема отрицательного персонажа – последствия  его поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности ("Красная Шапочка"), Ленивица - за грубость, жадность, наглость ("Двенадцать месяцев"). Но может быть, иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей. Только разок подайте им такую мысль, пример – и  увидите, как они будут творить добрые дела.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. В ней ребенок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь. Моя цель в  театрально-игровой деятельности является развитие творческих и личностных качеств детей, их волевой, эмоциональной сферы, эстетического развития. Но самое главное, что порождает театральная игра - это стремление к самореализации, самовыражению.

Вот уже четыре года как я руковожу кружком «Юный актёр». Мои дети участвовали в городском конкурсе  «Родники творчества», занимали призовые места (II место и  III место). Были  три года подряд победы в номинации «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль», «Лучшие сценические костюмы», победа в номинации «Актёрский дебют», победители городского конкурса детских театральных коллективов в номинации «Оригинальное декоративное оформление». За большую работу мой детский театральный коллектив награждён грамотой (возрастная категория с 3 до 5), призёр городского конкурса детских театральных коллективов «Родники творчества». C:\Users\1\Desktop\Людмила папка\100_2854.JPG

 Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания,  и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

На основных этапах работы с дошкольниками над спектаклем я руководствуюсь методикой Э.Г. Чуриловой, где прописано несколько этапов при подготовке к спектаклю.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнёрских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклю, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и провела родительские собрания «Театр – мир творчества», консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома».

По словам родителей, после  театральных занятий  их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными. Показывали свои сказки детям младших групп, очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций.C:\Users\1\Desktop\Людмила папка\DSC02370.JPG

Мои наблюдения и исследования по теме «Театрализованная деятельность дошкольников» показали, что наградой для детей является торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально, как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Родители должны быть щедрыми и доставлять удовольствие детям, и наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

 Воспитатель и родители должны работать в тесном контакте между собой. Это необходимо, прежде всего, в подготовке к спектаклю, какому-либо празднику. Родители видят конечный результат работы воспитателя успешным, вызывающим бурю эмоций. Они непосредственно становятся помощниками и участниками творческого процесса, своего рода – творцами.  Сколько теплых слов и огромной благодарности мы слышим от родителей по окончанию спектакля или праздника! И я  всегда отвечаю им тем же. Эту «волшебную ниточку» взаимодействия между педагогами и родителями, родителями и детьми нельзя прерывать ни в коем случае, а вести ее на протяжении всего творческого процесса. Главное не разрушить чувства праздника в душе ребенка!C:\Users\1\Desktop\Людмила папка\100_8371.JPG

В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.

Результаты  проведённой работы

         

Вот такие результаты дети показали по окончании учебного года.  Ребята приобрели более сложные навыки  кукловождения, повысились и показатели эмоционально-образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок

Театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с  преодоление трудностей общения, неуверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностейдетей средствами театрализованнойдеятельности. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление да...

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".

В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Данный методический материал адресован воспитателям и педагогам дополнительного образования.В данной статье обобщен опыт работы театрального кружка "Теремок"...

Проект "Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Данный проект поможет выявить и развить актёрские способности воспитанников...

Презентация развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

Презентация развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства...

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ.

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ....


 

Комментарии