Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
проект (средняя группа) на тему

Лариса Васильевна Копырзова

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет способствует лучшему усвоению материала. Для решения педагогических задач огромное значение будет  придаваться  индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                         УТВЕРЖДАЮ:

На педагогическом Совете                                         Заведующая МДОУ «ЦРР-

Протокол №____ от _________                                 детский сад № 17  

                                                                     «Ладушки»

                                                                                     ___________ В.В. Чалова

                                                                                     Приказ №_____ от _______

Проект на тему:

«Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

 

                                  Автор работы: воспитатель первой

квалификационной категории Копырзова Л.В.

2014г.

Содержание.

1. Актуальность проекта.

2.  Анализ стартовой диагностики знаний и умений детей/

3. Результат анкетирования родителей.

4. Технологическая карта проекта

5. План реализации проекта.

6. Список используемой литературы и интернет- ресурсов.

7. Приложение.

1.Актуальность проекта

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

ЦельПриобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

 Задачи:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  4. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  5. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через   приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициям.

2.Анализ результатов диагностических исследований знаний и умений детей средней группы «Красная Шапочка»  в сентябре 2014г.

В сентябре 2014года проведён опрос детей средней группы «Красная Шапочка» .В  опросе приняли участие 23 ребёнка. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Выводы: 70,1 % детей владеют информацией о малых фольклорных формах на достаточном уровне, умеют рассказывать потешки, знают предложенные сказки, 29,9% опрошенных затруднялись ответить или не отвечали  совсем.

Воспитателями планируются мероприятия по обогащению знаний детей о малых фольклорных формах, привлечению малышей к активной импровизации по мотивам народного творчества.

3. Результаты анкетирования родителей

Родителям так же были предложено заполнить анкету В исследовании приняло участие 26 человек. Результаты таковы:

68,3 % знают что такое русский народный фольклоа, 12,5% опрошенных затруднились ответить, 19,2% - не знают.

20 родителей или 76,9%  применяют малые фольклорные формы в воспитании детей (рассказывают вместе с детьми сказки, отгадывают загадки), 23, 1 % (6 человек) не используют.

57,6 % (15 человек) загадывают детям загадки, 42, 3%  не обращаются к этим формам фольклора практически никогда.

Родители воспитанников средней группы знают, что такое русские народные игры, сами играли в них в детстве, но со своими детьми играют только 53,8% опрошенных, 46,2 % не играют, не считают это нужным (достаточно того , что с детьми играют в детском саду).

По результатам анкетирования нами планируется ряд мероприятий , которые призваны решить задачу дефицита использования родителями форм русского народного творчества в воспитании своих малышей, заинтересовать родителей в решении задач по воспитанию у детей чувства ответственности, формирования правильной гражданской позиции.

Предполагаемый результат.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет способствует лучшему усвоению материала. Для решения педагогических задач огромное значение будет  придаваться  индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса  и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются  праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках примут участие дети всех возрастов,  что позволит сплотить коллектив воспитанников, посещающих МДОУ «ЦРР- детский сад № 17 «Ладушки».

В группе  планируется создать  разнообразную  речевую  среду соответственно возрасту: приобрести   CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Будет  создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности.  

 Знакомство детей  с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. 

4.Технологическая карта проекта

Содержание

Пояснения

Название проекта

«Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Тип

Социально-педагогический

Организатор

Куратор проекта

Воспитатель Копырзова Лариса Васильевна

Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Шилова Татьяна Борисовна

Участники проекта

Дети, родители, педагоги ДОУ

Целевая группа

Дети 4-5 лет

Масштаб

1 год

Основания для разработки проекта

В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды.

Цель:

Приобщение детей  среднего дошкольного возраста, к культуре  русского народа, его истокам, языку.

Задачи

1.Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.

3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через   приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициям.

Стратегии и механизмы реализации

Составление  тематических и перспективных планов,  их реализация, обогащение предметно-развивающей среды для творчества детей.

Ожидаемые результаты

Количественные: в проекте примут участие 26 детей и 4 взрослых,

Качественные: знание детьми русских народных сказок, пословиц, поговорок, колыбельных;

Умение применить  фольклорный материал в повседневной жизни;

Умение играть в русские народные подвижные игры.

 5 .План реализации проекта.

Направления работы

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Взаимодействие с детьми

  1. Диагностика уровня знаний и умений детей.( Опросник – приложение №1)
  2. Встречи с детьми  согласно тематического плана (Приложение №2)
  3. Использование в НОД русских народных  подвижных игр, закличек, частушек, колыбельных, народных костюмов, хороводных игр.
  4. Знакомство и исполнение русских народных песенок:
  • «Колыбельная»,
  • «Как у нас-то козёл»
  • «Бабушкин козлик»
  • «Петушок»
  • «Гуси вы, гуси»
  • «Курочка- Рябушечка» и др.

5.Исполнение народных закличек, частушек, танцев в различных видах детской деятельности.

          6.Проговаривание     скороговорок, рассказывание потешек, небылиц.

7.Игра на детских музыкальных инструментах:

  • «Сорока-сорока» -русск.нар прибаутка;
  • «Лиса»-русск.нар прибаутка;

Подыгрывание русских народных мелодий.

8. Разыгрывание представлений по мотивам русского народного творчества:

  • «В тереме расписном я живу- к себе в избу всех гостей приглашу»; (Приложение №3)
  • «Русские потешки»
  • «Жихарка»
  • «В гостях у хозяюшки»
  • «Козлик и дудочка» (Приложение№ 4 )

7. Танцевально-игровое творчество: разыгрывание сценок по мотивам русских народных сказок, потешек с использованием мимики и пантомимики.

8. Проведение русских народных подвижных игр: (Приложение №5)

  • «Муха»;
  • «Капуста»;
  • «Салки-догонялки»;
  • «Гуси-лебеди»;
  • «У дядюшки Трифона»;
  • «Золотые ворота»
  • «У медведя во бору»
  • «Пятнашки» и др.

9. Чтение русских народных сказок:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обр. А. Толстого;
  • «Лисичка-сестричка и серый волк» в обр.М. Булатова
  • «Зимовье» в обр. И. Соколова-Микитова;
  • «Лиса-лапотница» в обр. В.Даля
  • «Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О Капицы

10 Настольные спектакли, игры-драматизации по мотивам русских народных сказок.

11. Участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников:

  • «Масленица»; (Приложение №6)
  • «Зимние святки»;
  • «Рождество»; (Приложение №7)
  • «Пасха».         (Приложение №8)

12. Участие детей в изготовлении фигурок для настольного театра по мотивам русских народных сказок. Сотворчество воспитателя и детей по изготовлению декораций к сказкам.

Дидактические игры:

  • «Узнай потешку»;
  • «Угадай из какой сказки герой»
  • «Собери сказку»
  • «Последовательные картинки»

13. Использование фольклорных произведений во время проведения режимных моментов

14. Выставка детских книг по мотивам русского народного творчества.

15 Использование игровых приёмов, разыгрывание этюдов по мотивам известных потешек, сказок.

Сентябрь

 Еженедельно

По желанию детей

По желанию детей, в течение года

В течение года по желанию детей

1 раз в квартал

Еженедельно

В течение года

В течение года

Во время проведения календарных праздников

В течение года

Сотрудничество с родителями

  1. Анкетирование «Что знает Ваш ребёнок о устном народном творчестве?» (Приложение № 9  )
  2. Консультация « Роль родителей в возрождении русских традиций» (Приложение № 10)
  3. Мастер-класс по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.
  4. «Вечер загадок» (детско-родительская группа)
  5. Совместное оформление (родителями и детьми) страниц альбома «Мои истоки»
  6. Участие родителей в формировании библиотечного фонда группы по мотивам русского народного творчества.
  7. Мастер класс «Весёлая мастерская»
  8. Оформление информационного стенда для родителей (оперативная информация)
  9. Литературная гостиная «Удивительные сказки» (детско-родительская группа).
  10. Участие родителей в фоторепортаж о ходе реализации проекта.
  11. Участие в обогащении предметно-развивающей среды, создании условий для реализации проекта(приобретение пособий, изготовление костюмов, изготовление декораций для сказок, приобретение литературы, создание «Уголка сказок»)
  12.  Активное участие родителей в проведении календарно-обрядовых праздников:
  • «Масленица»
  • «Рождество»
  • «Зимние святки»
  • Пасха»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение года

В течение года

Январь

По необходимости

Март

В течение года

В течение года

Ежеквартально

Сотрудничество с педагогами

  1. Беседы с педагогами (обращение к накопленному опыту по данной теме).
  2. Участие в  театрализованных представлениях, проводимых на  уровне ДОУ и города.
  3. Обмен опытом работы.
  4. Взаимопосещения мероприятий, проводимых по данной теме.
  5. Участие в  проведении календарно-обрядовых праздников.
  6. Консультация «Использование фольклора в работе с детьми» (Приложение № 11)

В течение года

В течение года

Систематически

В течение года

Ежеквартально

Методическое сопровождение

  1. Анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
  2. Подбор диагностического материала (беседы, опросники).
  3. Подбор материала для информационных стендов. (методическая литература,  интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/615781/  Фестиваль «Открытый урок»;

http://ladushki17.jimdo.com  сайт МДОУ «ЦРР- детский сад № 17 «Ладушки»

http://www.maam.ru Международный образовательный портал

  1. Создание библиотечного фонда группы по произведениям русского народного творчества , оформление картотеки (детская и методическая литература).
  2. Подбор материалов для консультаций.
  3. Методические разработки мероприятий, игр, сценарии праздников.
  4. Составление учебно-методических комплектов с использованием ИКТ.
  5. Составление картотеки считалок с элементами русского фольклора.
  6. Подготовка практического материала для мероприятий.

В течение года

Сентябрь-октябрь

Систематически

В течение года

По необходимости

В течение года

В течение года

6.Используемая литература   интернет-ресурсы.


1.Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петрозаводск, 2001. 
2.Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 . 
3.Новицкая М.»Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9. 
4.Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995,№9. 
5.Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9. 
6. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2004. 
7. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», « Дельта», 2000 
8.Флерина Е.А. « Эстетическое воспитание дошкольников»М.,2004г. 
9. Журналы « Дошкольное воспитание».

http://pochemu4ka.ru/index/0-288    «Почемучка»

http://imteacher.ru   Сеть учителей работников образования

http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

«Русское народное творчество как средство приобщения младших дошкольников к народной культуре».

Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспиывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому понимание детьми народной культуры, народного творчества и ф...

“Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создано специально для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении. Воспитание гражданина и патриота, знающего...

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Проект направлен на воспитание у детей патриотических чувств и духовности....