Услышать ребенка. Как?
консультация (младшая группа) на тему

Ольга Александровна Абрывалина

Презентация на тему "Техники активного слушания" с аннотацией и примерами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Услышать ребенка. Как?

Слайд 2

Одним из заблуждений человека является мысль о том, что умение слушать дано нам с рождения. Ведь большинство из нас, слушая другого человека, одновременно думает о «своём» или пытается мысленно выстроить свой ответ.

Слайд 3

Однако, человеческому мозгу очень трудно выполнять сразу две функции – воспринимать и конструировать, поэтому, отвлекаясь на свои мысли, Вы не слышите своего ребенка (собеседника), а, значит, теряете часть ценной для Вас информации.

Слайд 4

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать . Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Слайд 5

Активно слушать ре бенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Слайд 6

ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ Виды слушания : Игнорирование – партнер по общению вообще не слушает собеседника. Симулятивное слушание – партнер по общению делает вид, что слушает, а сам думает «о своём». Избирательное слушание – партнер по общению слышит лишь то, что хочет услышать. Внимательное слушание – партнер по общению слышит слова, но не понимает истинного содержания. Эмпатийное слушание (сопереживание) – партнер по общению вникает в суть ситуации и видит за словами истинное содержание.

Слайд 7

Правила использования техник активного слушания:

Слайд 8

1. Внимательно слушайте собеседника до тех пор, пока он продолжает говорить: -Сохраняйте с ним зрительный контакт; -Используйте позу слушания; - Воздерживайтесь от мысленного формулирования своего ответа. - Не перебивайте его, дайте закончить свою мысль .

Слайд 9

2. В процессе общения с собеседником обращать внимание на : - C лова - Что говорит собеседник? -Особенности речи – Как он говорит? -Смысловой аспект (намерение) -Особенности поведения (жесты, позу, мимику).

Слайд 10

3. Отслеживайте и корректируйте собственную речь и поведение : -Речь должна быть живой, неакадемичной, немонотонной. Делайте между произносимыми фразами небольшие паузы. -Профессиональные термины, иностранные слова, сокращения употребляйте только в том случае, если уверены в том, что они известны собеседнику . -Спокойно реагируйте на высказывания собеседника, сохраняйте спокойствие и самоконтроль.

Слайд 11

4.Если Вам что-то непонятно, задавайте уточняющие вопросы, иначе недопонимание может привести к неприятным неожиданностям .

Слайд 12

5.Уважайте право партнера по общению на собственное мнение (даже если считаете его неправильным), - воздержитесь от оценок.

Слайд 13

Правила, по которому строится активное слушание с ребенком: *При общении всегда находиться на уровне ребенка – глаза в глаза. Ни в коем случае нельзя разговаривать с ребенком стоя спиной, смотря телевизор и т.д. Лучше присесть или взять ребенка на руки.

Слайд 14

* Первое, что нужно делать, это озвучить саму ситуацию, как бы пересказать действие. Потом озвучить чувства. Самое главное, что все это говориться в утвердительной форме.

Слайд 15

* После любой фразы надо держать паузу, что дать возможность ребенку высказаться. Когда можно говорить- определяется по его взгляду. Если взгляд задумчивый, в сторону или в себя стоит подождать. Начинайте говорить после того, как он посмотрел на вас.

Слайд 16

*Побуждайте ребенка продолжать разговор. Пусть он выговорится до конца. Молчите и слушайте! Внимайте и понимайте!

Слайд 17

Конечно, поначалу такое слушание может показаться неестественным и трудным. Однако любое новое действие или переучивание кажется нам неестественным.

Слайд 18

Зато результат, полученный именно от такого способа общения, превзойдет все ожидания: ситуация разрешится, эмоциональное напряжение снимется и наладится прочный душевный контакт.

Слайд 19

Следующее, что дает активное слушание - ребенок сам продвигается в решении свой проблемы. Ребенок сам начинает рассказывать подробности своей жизни, начинается доверительный контакт . Это один из способов привить ребенку умение понимать и чувствовать других, в том числе и Вас . А следовательно - профилактика эгоизма .

Слайд 20

А еще, это один из эффективных методов общения , в том числе, при общении с подростками и просто с окружающими людьми. Проверьте его в конфликтной ситуации и результаты превзойдут все ваши ожидания.

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Услышать ребенка. Как?»

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №2457 Абрывалина О.А.

Одним из заблуждений человека является мысль о том, что умение слушать данное нам с рождения. Ведь большинство из нас, слушая другого человека, одновременно думает о «своём» или пытается мысленно выстроить свой ответ. Однако человеческому мозгу очень трудно выполнять сразу две функции – воспринимать и конструировать, поэтому, отвлекаясь на свои мысли, Вы не слышите своего собеседника, а, значит, теряете часть ценной для Вас информации.

ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Виды слушания:

  1. Игнорирование – партнер по общению вообще не слушает собеседника. Люди сознательно или подсознательно поступаем так в ситуациях, когда заняты, устали, замечтались, голова занята важным делом

Пример: Ребенок утром говорит маме: «Мама, я в школу не пойду»

Мама говорит: «Ну-ка собирайся бегом в школу» и тащит ребенка одеваться, не слушая его слова

  1. Симулятивное слушание – партнер по общению делает вид, что слушает, а сам думает «о своём». Человек отвечает или задает вопрос, чтобы казаться вежливым, а на самом деле его не интересует данный диалог.

Пример: Ребенок утром говорит маме: «Мама, я в школу не пойду»

Мама говорит: «Да, да сынок, ты уже умылся и т.д.» – а сама в это время думает: «Надо обед приготовить, плащ из химчистки забрать и др.»        

  1. Избирательное слушание – партнер по общению слышит лишь то, что хочет услышать

Пример: Ребенок утром говорит маме: «Мама, я в школу не пойду»

Мама говорит: «Да сынок, пора в школу, собирайся»        

  1. Внимательное слушание – партнер по общению слышит слова, но не понимает истинного содержания

Пример: Ребенок утром говорит маме: «Мама, я в школу не пойду»

Мама говорит: «Как же сынок, ты в школу не пойдешь, в школу надо ходить»        

  1. Эмпатийное слушание (сопереживание) – партнер по общению вникает в суть ситуации и видит за словами истинное содержание.

Пример: Ребенок утром говорит маме: «Мама, я в школу не пойду»

Мама говорит: «А что случилось, сынок?»        

Правила использования техник активного слушания

  1. Внимательно слушаете собеседника до тех пор, пока он продолжает говорить: 
  • Сохраняйте с ним зрительный контакт;
  • Используйте позу слушания;
  • Воздерживайтесь от мысленного формулирования своего ответа. Каждый человек думает быстрее, чем говорит – примерное соотношение 500 слов в минуту/на 125 слов в минуту - таким образом, у него остается достаточно времени, чтобы искать соответствующий примеры из собственного опыт или подготовить контраргументы.
  • Не перебивайте его, дайте закончить свою мысль. Прервать на полуслове — это то же самое, что сказать человеку: «Хватит говорить, теперь послушай меня, мое мнение важнее».

Внимание: Одна из самых распространенных ловушек слушания заключается в том, что большинство людей слушают собеседника не для того, чтобы его понять, а для того, чтобы ему ответить

  1. В процессе общения с собеседником обращать внимание на:
  • Cлова - Что говорит собеседник?
  • Особенности речи – Как он говорит? Изменение темпа, интонации, громкости голоса, эмоциональные всплески – служат индикатором значимости для человека тех или иных тем.
  • Смысловой аспект (намерение) – Зачем он это говорит? Старайтесь понять, чего хочет добиться собеседник от Вас, что в действительно мотивирует его, придает направленность его действиям. Если вы начнете различать в речи говорящего его действительные желания и намерения, то сможете эффективно общаться и защитить себя от возможных манипуляций.
  • Особенности поведения (жесты, позу, мимику). Элементы невербальной коммуникации не только передают чувства человека, но и указывают на то, как человек справляется со своими чувствами. Наблюдая за языком тела, помогает вовремя уловить изменения его состояния и осуществить подстройку под собеседника – изменить расстояние, снизить/повысить свою активность и т.д.
  1. Отслеживайте и корректируйте собственную речь и поведение:
  • Речь должна быть живой, неакадемичной, немонотонной. Делайте между произносимыми фразами небольшие паузы, чтобы  собеседник мог уяснить для себя Вашу мысль, а Вы - обдумать новую.
  • Профессиональные термины, иностранные слова, сокращения употребляйте только в том случае, если уверены в том, что они известны   собеседнику (сам собеседник их использовал в речи).  Исключение составляют  ситуации, когда Вы расшифровываете термин до его введения (принцип обратного бутерброда). Пример: Вы можете проговаривать за ребенка его эмоциональное состояние «Ты расстроен, тебе больно и т.д.», позволяя ему таким образом поделиться с Вами своими переживаниями. Этот прием называется «Вербализация чувств»
  • Спокойно реагируйте на высказывания собеседника, сохраняйте спокойствие и самоконтроль
  1. Если Вам что-то непонятно, задавайте уточняющие вопросы, иначе недопонимание может привести к неприятным неожиданностям.
  2. Уважайте право партнера по общению на собственное мнение (даже если считаете его неправильным), - воздержитесь от оценок. Как только Вы мысленно «поставили оценку» тому, что говорит собеседник, или ему самому, - проститесь с возможностью услышать его и узнать что-то новое.

Правила, по которому строиться активное слушание:

1) При общении всегда находиться на уровне ребенка – глаза в глаза. Ни в коем случае нельзя разговаривать с ребенком стоя спиной, смотря телевизор и тд. Лучше присесть или взять ребенка на руки.

2) Первое, что нужно делать, это озвучить саму ситуацию, как бы пересказать действие. Потом озвучить чувства. Самое главное, что все это говориться в утвердительной форме. Не в вопросительной. Вопрос не даст возможности почувствовать ребенку, что его понимают. Вопрос не отражает сочувствия и вызывает сомнения. Ребенок может сразу же замкнуться. Даже если вы ошибочно определили чувства, он вас поправит и озвучит, что действительно чувствует.

3) После любой фразы надо держать паузу, что дать возможность ребенку высказаться. Когда можно говорить, определяется по его взгляду. Если взгляд задумчивый, в сторону или в себя стоит подождать. Начинайте говорить после того, как он посмотрел на вас.

4) Побуждайте ребенка продолжать разговор. Пусть он выговорится до конца.
Молчите и слушайте! Внимайте и понимайте!  


Приведу пример разговоров, где используются техники активного слушания:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу...

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства).

...Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась... ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно... (Пауза.)

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...

МАМА: Пойти... (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!


Конечно, поначалу такое слушание может показаться неестественным и трудным. Однако любое новое действие или переучивание кажется нам неестественным. Например, даже правильная осанка, походка или правила этикета за столом поначалу вызывают естественное сопротивление и трудности. А привыкнув, кажутся уже естественными.

Зато результат, полученный именно от такого способа общения, превзойдет все ожидания: ситуация разрешится, эмоциональное напряжение снимется и наладится прочный душевный контакт.

Следующее, что дает активное слушание - ребенок сам продвигается в решении свой проблемы.

Ребенок сам начинает рассказывать подробности своей жизни, начинается доверительный контакт.

Это один из способов привить ребенку умение понимать и чувствовать других, в том числе и вас. А следовательно профилактика эгоизма.

А еще, это один из эффективных методов общения, в том числе, при общении с подростками и просто с окружающими людьми. Проверьте его в конфликтной ситуации и результаты превзойдут все ваши ожидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку услышать родителя

В статье описываются способы взаимоотношений взрослого с ребенкои и пути избежания конфликтов родителей с детьми....

Как поступить, чтобы ребенок Вас услышал

В данной статье предложены 25 вариантов поведения в случае если вы хотите,  чтобы ребенок Вас услышал....

Услышать мир ребенка.

Ребенок - это постоянно растущий и развивающийся организм, творение Бога и в каждой семье появление Малыша является долгожданным чудом, так как для  двух половинок любви мир с...

Как правильно разговаривать с ребенком чтобы ребенок вас услышал

В статье опысываются какие умения в общении необходимы  взрослым для облегчения общения с ребенком в ежедневных ситуациях. Приводятся ситуативные примеры....

Как сделать замечание ребенку, чтобы он вас услышал

Обычно, когда ребёнок ведёт себя не так, как бы нам хотелось, родители делают ему негативное замечание, начиная своё предложение с частицы «Не». К сожалению, такие замечания малоэффективны...

Как говорить, чтобы ребенок Вас услышал.

12 советов, как сделать свою речь более понятной, убедительной и позитивной...

Чтобы ребенок вас услышал

А вы знаете, что КРИК на ребенка «заглушает» смысл того, что вы пытаетесь до него донести?Попробуйте наоборот - поговорить с ним спокойно и тихо. Пусть он слышит ваши слова, вместо того, ч...