"Основные характеристики эмоционального развития дошкольников"
консультация на тему

Гончарова Ольга Вячеславовна

         Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира – людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

         Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребёнок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей. Познавая окружающий мир, ребёнок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, ребёнок чётко выделяет из окружающей среды близких ему людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_emotsii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Основные характеристики

эмоционального развития дошкольников

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира – людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребёнок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей. Познавая окружающий мир, ребёнок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, ребёнок чётко выделяет из окружающей среды близких ему людей.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы:

  • Более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;
  • Эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желания – представления – действия – эмоция;
  • Эмоциональные процессы более управляемые;
  • Развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребёнок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дольнейшего поведения;
  • Аффект – первое звено в цепочке реакций;
  • Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;
  • Самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха;
  • Соподчинение мотивов (мотивы преобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению денятельности);
  • Появляется способность оценивать своё поведение.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакция ребёнка достаточно импульсивная, выражение эмоций носит непосредственный характер. Так, для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями ребёнка. Ребёнок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает.

К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что даёт возможность ребёнку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные затруднения, связанные с ней, могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребёнка.

В возрасте 4-7 лет желания ребёнка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются.  Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребёнку. Особенно важно появление таких эмоций, как сочувствие к другому, сопереживание – без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Невнимательное отношение взрослого к ребёнку значительно снижает его социальную активность: ребёнок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого  вызывает у ребёнка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон состовляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребёнка за серьёзный проступок.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятель ности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммунникативных действий и чрезвучайно широком их диапозоне. При общении со сверстником ребёнок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнёру, кокетство, фантазирование и т.д.

Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвучайно яркой эмоциональной насыщенности. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.

По мере развития личности у ребёнка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребёнку глубе понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как основной фактор эмоционального благополучия дошкольника.

Основной целью данной статьи является понимание взаимодействия    СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, ...

Динамика основных показателей эмоционального развития детей группы №10

Динамика основных показателей эмоционального развития детей группы №10...

Основные характеристики эмоционального развития дошкольников

В процессе развития происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но ...

Основные характеристики речевого развития детей третьего года жизни

В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически...

Основные характеристики эмоционального благополучия ребенка и психологического комфорта в современных научных источниках

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционал...

Возрастные характеристики эмоционального развития детей

Особенности возраста и эмоциональные проявления у дошкольников. Общение как  важный фактор формирования эмоциональной сферы....