Использование технологий проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Буханцева Ольга Викторовна

Из опыта работы по использованию проектного метода в ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологий проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста.

                                                                         Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить , а огонь,

который нужно зажечь

 (восточная мудрость).

Старший воспитатель МБДОУ № 78Буханцева О.В.

     Современное общество  неуклонно движется по пути развития научно-технического прогресса.  С одной стороны имеются большие перспективы  в реализации собственных  возможностей , с другой стороны присутствует скованность и сдержанность в освоении и применении  знаний. Введение ФГОС ДО как первой ступени системы образования ставит перед педагогами дошкольных учреждений конкретные задачи. Мы должны построить весь образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок выступал в нем как субъект, наравне с педагогом. В решении важнейшей задачи воспитания дошкольников, формировании социальной компетентности ребенка, педагоги МБДОУ д/с №78 г. Таганрога успешно используют технологию проектного метода, в основе которой лежит развитие познавательных и творческих навыков у детей. Технология проектного метода позволяет ребенку самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, помогает развивать критическое логическое мышление, что является особенно важным для дальнейшего профессионального самоопределения.

В основе данной педагогической технологии лежит :

- развитие познавательных, творческих навыков у детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического мышления, что является особенно важным для дальнейшего  профессионального самоопределения.

Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности.

     Личностный потенциал ребенка  станет  основой  его социальной  компетентности.       Наполнение понятия «социальная компетентность» происходит постепенно. Сначала дети испытывают потребность в общении и одобрении своих действий. В проектном методе этот этап называется  мотивацией. Здесь и заключается важная роль педагога -  помочь ребенку сформулировать свое желание, некий запрос.  У ребенка всегда есть потребность в получении знаний различного характера, ему интересно все. Почему? Зачем? Кто? Это обычные вопросы дошколят.  Задача педагога  увлечь  других детей поставленной задачей. Это может происходить в утренней беседе с  частью пришедших детей, когда каждый спешит поделиться своими новостями, на прогулке, в любом режимном моменте.

     Таким образом, по инициативе ребенка, с помощью педагога, обозначается «проблема», которая требует решения. Наступает этап реализации проекта. Дети уже сами могут моделировать процесс поиска решения. Они понимают, что необходимая помощь может быть получена со стороны, происходит эффективное взаимодействие с окружающей средой. При содействии взрослых, родителей и старших детей, получен доступ к ресурсам библиотек, к сети Интернет.

          И наступает самый интересный период проекта – оформление полученных знаний для презентации своего опыта. Дети совместно с родителями проводят не так много времени, а процесс получения и обработки информации  позволяет детям и родителям открыть новые стороны в характерах каждого.

          В практике нашего детского сада есть много интересных проектов.  Ко дню рождения А.С. Пушкина в саду проходила  выставка «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».  Силами родителей и воспитанников нашего сада были сделаны книжки-самоделки с иллюстрациями к сказкам.

         Ко дню основания города Таганрога в группах были проведены тематические занятия.  По желанию ребенка родители  совершили семейную  экскурсию по памятным  местам города, результатом которой стал фоторепортаж  «Мой город».  В группе уже сам ребенок самостоятельно защищал   свой проект перед сверстниками.  Самооценка ребенка это результат вложенных усилий, собственных в том числе. Эмоциональный компонент – неотъемлемая часть  социальной компетентности,  как умение обходится со своими чувствами и эмоциями  и с чувствами и эмоциями других людей.

       В прошедшем году успешно были реализованы : экологический проект «Птички-невелички» в младшей возрастной группе,  исследовательский проект  «Почему лиса рыжая?» в подготовительной группе. Мы и в дальнейшем планируем использовать метод проектов в своей работе. Главное заключается в том, что дети получают алгоритм действия. Они учатся вырабатывать план действий, в данном возрасте с помощью взрослого.  В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются  социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др.), активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения  со сверстниками и взрослыми, составляет представление о себе, определяет выбор способов поведения и взаимодействия с социумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Ознакомление сокружающим как средство развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста"

Представлена система   планирования и организации образовательного процесса по социализации дошкольника в окружающем мире по  разделам Государственного образовательного стандарта («Развитие...

Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста

Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Включает следующий материал: блиц-турнир, виды проектов, используемых в работе дошкольног...

Технологии «СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ» для развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста с РАС

В презентации предоставлен опыт работы по составлению социальных историй для детей с РАС...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...