Конкурсная работа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Статья и конспект занятия на тему :"Развитие у детей позитивно-личностного отношения в общении

с ориентацией на высшие человеческие ценности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_u_detey_pozitivno.docx27.33 КБ
Файл konspekt_v_gosti_k_skazke.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей позитивно-личностного отношения в общении

с ориентацией на высшие человеческие ценности.

Важной потребностью человека является ОБЩЕНИЕ. Удовлетворение этой потребности - одно из условий полноценного развития и формирование личности ребенка.

Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

Эти  сведения вселяют оптимизм: если коммуникативная способность оказывается врожденной, то в случаях, когда ребенку трудно самому развернуть коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о развитии этой способности, которая, по сути, является «родовым» человеческим свойством.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими  являются жестовые, мимические, речевые, интонационные.  К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.

Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор.  Ребенок остается наедине с телевизором, который демонстрирует зло, насилие, жестокость, сквернословие; остается наедине с компьютером, где игры учат тому же насилию, где стреляют и убивают. Ребенок находится под воздействием мощного потока информации и других стимулов. При этом катастрофически уменьшается живое общение,  и не остается места для необходимого взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возникающий коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования собственных интересов в общении.

Проблема общения – это, в первую очередь, нравственное воспитание. От уровня нравственной воспитанности зависит уровень культуры человека.   Стремительное развитие общества явственно выявляет тенденцию нравственности играть всё более важную и решающую роль в развитии общества. Во всех сферах нашей жизни начинает сказываться наше умение или неумение «быть человеком».

Я считаю чрезвычайно важным рассмотрение основных социально-психологических феноменов: общения, взаимодействия, межличностных отношений и тесно связанных с ними стержневых характеристик личности – мотивов, направленности, ценности ориентаций. Думаю, не останется сомнений в актуальности данной темы.

Дошкольный возраст – оптимальный период наиболее активного развития социального поведения, искусства общения между детьми, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций.

 Поэтому целью работы является развитие системы межличностных отношений, складывающихся у детей в процессе общения, в котором успешно происходит интериоризация – превращение усваиваемых норм и идеалов во внутренние достижения детской личности, что составляет необходимое условие её всестороннего развития.

Также в процессе работы по этой теме решаются воспитательные задачи:

  • постижения красоты человеческих отношений,
  • развитие коммуникативных, речевых умений,
  • социальных установок качеств личности: сознательное, творческое отношение к общению,
  • интерес, внимательное отношение к партнеру по общению;
  •  ориентация на их лучшие качества;
  • адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого;
  • культуру общения в диалоге;
  • дискуссии;
  • познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Общение – специфический вид непосредственного взаимодействия, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.  Для общения характерно то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, «тело». Общаясь, люди настроены на то, что партнёр им ответит, и рассчитывают на его отзыв. Хочу уточнить: «общение» и «коммуникативная деятельность» - синонимы.

НА взрослого человека, будь то педагоги или родители, ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы. Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, наиболее вероятный образец для него, при этом просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т.п.).

Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить. Поэтому на воспитателя ложится большая ответственность за выбор формы, методов и приемов работы. Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности: игра, общение с взрослыми и сверстниками, художественно-продуктивная,  художественно-театральная деятельность и др. Именно в этих видах деятельности у ребенка происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, способность к логическому мышлению и самоконтролю, творческому воображению, произвольность поведения. Но все-таки игра является ведущей формой организации общения дошкольников. Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчить сложный процесс общения. Игры помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой, обращают внимание детей  друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга. Для решения задач по данной теме рекомендуется применять игры на сплочение группы: «Чаша», «Ручеек», «Сдуваем капризы»,

«Плечо друга», « Не разорви цепочку», «Каравай», «Золотые ворота» и др.

Игры-инсценировки для определения способов коммуникации, игры-драматизации для формирования чувства привязанности к близким людям,

дидактические игры для развития восприятия образа ровесника и взрослого,

закрепляющие положительные ассоциации с понятиями: друг, дружба, добрые дела и др. И конечно нельзя не сказать про сюжетно-ролевую игру. Самое сложное и важное в  сюжетно-ролевой игре это -  выбор способа объединения детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить задуманное до конца. Сюжетно-ролевая игра является  как бы индикатором работы педагога по данной теме.

Не остается без внимания и художественно-продуктивная деятельность.     На занятиях по лепке, аппликации дети объединяются  в пары для знакомства и сближения, для возникновения общения. Природный материал для занятий собираем сами во время прогулки, раскладываем по коробочкам, листья засушиваем. После проведения непосредственной образовательной деятельности по рисованию, аппликации, лепке, конструированию организуем  выставку. Работы обсуждаем, анализируем: что удалось, а что нет. При таком подходе формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять своё мнение с мнениями других.

Для реализации поставленных  задач по данной теме задействована и двигательная деятельность. На площадке во время прогулки проходят различного рода соревнования, состязания, эстафеты.

И, конечно же, огромное внимание уделяется развитию речи. Ведь речь выполняет основную функцию общения и эмоционального самовыражения.

Богатство речи в больше степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.    Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Следовательно, задача воспитателя – вводить новые слова, добиваться усвоения не только основного значения, но и многозначности и оттенков. Наилучшими источниками обогащения словаря, несомненно, служит литература, классические образы, речь интеллигентных людей.

Рассматривание картин, составление рассказов по сюжетным картинкам с глубоким  нравственно-этическим анализом, чтение и заучивание стихотворений, использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, беседы на этические темы, пересказ текстов с составлением плана, подбор синонимов, эпитетов, сравнений - все это чрезвычайно важно для обогащения словаря детей и выполняет огромное воспитательное воздействие.

     Большое значение для развития речи имеет умение общаться по телефону. Сейчас, когда сотовые телефоны почти у всех детей, надо научить, как это правильно делать. Оказывается, без зрительного контакта с собеседником общение осложняется, т.к. у детей наглядно-образное мышление. Сколько раз наблюдала разговор детей по телефону, их поведение односторонне: они произносят лишь ответные реплики. Но цель проведенного мероприятия «Её величество вежливость» - не только научить детей разговору по телефону, но и познакомить еще с одной формой общения без зрительного контакта.

     Несколько разыгранных ситуаций, посвященные правилам общения по телефону, помогли детям обратить внимание и на повседневное общение с товарищами, близкими.

А теперь поговорим про взаимодействие с семьей. Без этого вся работа по теме «Общение» не будет иметь особого смысла, так как семья - это самые первые и самые важные воспитатели своего ребенка. Именно семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Поэтому были проведены:

  • родительское собрание по теме «Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»,
  • «Круглый стол»- где обсуждались волнующие вопросы и совместно искали способы разрешения различных проблем, связанные с поведенческими отклонениями.
  • Тренинги:    
  • «И если человек владеет навыком приветствия, то он способен…»,
  • «Джентльменский набор речевого этикета»;  
  • Вечер досуга «Давайте говорить друг другу комплименты»
  • Конкурсы
  • «Доброе сердце»
  • «Добрые поступки»
  • «Осенний  Петербург»
  • Совместный проект « Город, знакомый с детства»

Беседы с родителями в повседневной жизни, тоже являются хорошим примером для детей в умении вести диалог, быть при этом, спокойным, вежливым, доброжелательным.

В заключении хочется подвести итог:

  В результате кропотливой и длительной работы по теме «Развития у детей позитивно-личностного отношения в общении с ориентацией на высшие человеческие ценности» сформировались такие качества личности как:

  1. коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми);
  2. позитивная установка в общении;
  3. эмпатичность  (умение прочувствовать состояние другого, сопереживать);
  4. аттрактивность (внешняя привлекательность, способность вызывать симпатию);
  5. убедительность речи;
  6. уверенность в себе;
  7. активность и инициативность в общении;
  8. гибкость и креативность в ситуациях общения;
  9. повысился уровень произвольности при регуляции своих эмоций.

    Ребенок не стоит перед окружающим его миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение.

Общение  в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности или в форме общения речевого или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 117 Выборгского района

г. Санкт-Петербург

План-конспект интегрированной деятельности в подготовительной группе

« В гостях у сказки»

Воспитатель: Марина Викторовна Третьякова

22 января 2014г.

Цель: овладение  искусством  общения, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций .

Образовательные задачи:

  • Развитие монологической и диалогической речи
  • Формирование умения использовать в речи притяжательные  прилагательные
  • Формирование умения использовать многозначные слова, обозначающие предмет, по назначению
  • Закреплять умение складывать целое из частей
  • Решение задач ( оперирование  математическими  знаками)

Развивающие задачи:

  • Развитие произвольной памяти и внимания
  • Развитие творческих способностей
  • Совершенствовать дикцию, интонационную выразительность
  • Развитие речевого диапазона
  • Развитие анализа и синтеза
  • Вызвать интерес к театральной деятельности и импровизации

Воспитательные задачи:

  • Сплочение группы детей
  • Обогащение опыта позитивного взаимодействия детей друг с другом
  • Прорабатывание мотива взаимопомощи и ответственности
  • Формирование  понятия: доброта, дружба

Подготовка среды к организации и проведению совместной деятельности:

Предварительная  работа:

  • Чтение и анализ сказки Братьев Гримм « Бременские  музыканты», используя методику Л.Б. Фесюковой
  • Просмотр мультипликационного фильма
  • Рассматривание иллюстраций
  • Рисование сказочных героев и эпизодов
  • Отработка  движений по « Живой дорожке» во время  НОД по физической культуре
  • Речевая гимнастика
  • Разучивание пословиц, поговорок
  • Этюды, игры, упражнения – театрализованная  деятельность
  • Совместная деятельность : беседы по нравственному воспитанию  -совместная деятельность-

«Что такое доброта?», « Как ты понимаешь слово «Дружба»?», «Мы в ответе за тех кого приручили!»

Материал для проведения совместной деятельности « В гостях у сказки»:

  • Электронный носитель  с записью музыкальных композиций и произведений
  • Детали декорации «Лес»
  • «Волшебная палочка»
  • « Волшебный цветок»
  • Мягкие игрушки – сказочные персонажи
  • Маски сказочных персонажей
  • «Капельки» с изображением сказочных героев
  • Тактильные дощечки
  • « Волшебные зернышки»
  • Математические знаки-цифры
  • Фигурка мышки, разрезанная на 12 частей
  • «Домик» - ширма

Ситуация «Приглашение в путешествие»

- Ребята, сегодня я в нашей группе обнаружила конверт. Как вы думаете, кто нам его мог принести? (ответы детей)

-Да, действительно его мог принести почтальон. Но как он узнал, что именно нам нужно было доставить это послание? (ответы детей)

-На конверте написан адрес, но я позабыла адрес нашего детского сада. Напомните мне его, пожалуйста (дети называют точный адрес д/с)

-А что может быть в конверте? (ответы детей)

Воспитатель читает письмо от доброго волшебника, который приглашает  в гости к сказке и дарит «волшебную палочку».

-Давайте проверим, действительно ли эта палочка волшебная.

Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» и звучит музыка: С. Никитин и Ю.Мориц «Сказка»

-Вы слышите, какая чудесная музыка зазвучала. Это сказка приглашает нас в гости.

А живет она в волшебном лесу. Пойдем мы туда по тропинке. Она тоже волшебная-каждую минуту тропинка будет меняться. И так – в путь!

Дети имитируют ходьбу по мягкой траве, горячему песку, теплой воде, лесной тропинке и  твердой, ровной поверхности. Звучит музыкальная композиция И.Крутого «Нежность»

Ситуация «Встреча с волшебным лесом»

-Вот , он, волшебный лес. Давайте его поприветствуем!

(Здравствуй, лес! Волшебный лес!

Полон сказок и чудес!)

-И лес нам тоже отвечает приветствием!

( Звучит фонограмма «Звуки леса»)

-Ребята, посмотрите,  какой прекрасный цветок растет на лесной опушке!

-И он начал светиться! Я знаю, что это происходит только тогда, когда около него оказываются добрые и хорошие люди!

- Давайте  встанем вокруг цветка, закроем глаза и вдохнем его волшебную силу!

( Дыхательное  упражнение с закрытыми глазами)

- А еще цветок нам дарит капли росы. Я думаю, что они тоже волшебные. Давайте очень осторожно соберем их.

-Посмотрите, на некоторых каплях появились какие-то изображения!

(Дети перечисляют, кто изображен у них)

- Я, думаю, что это сказочные герои. Но в какой сказке они «живут»? (ответы детей)

-А это мы сейчас проверим.

( воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» и звучит музыка из муз.сказки «Бременские музыканты» в исполнении музыкального руководителя)

- Действительно, это герои из сказки « Бременские  музыканты».  А кто автор этого произведения?

Ситуация « Встреча с осликом»

- А вот появился первый сказочный герой. И я знаю, что он нам хочет что- то рассказать!

- А для того, чтобы его «оживить», тот ребенок, у кого оказалась волшебная капелька, подойдет ко мне и совершит ритуал  превращения.

( Ребенок подходит к воспитателю и произносит: «Раз, два, три, четыре- в ослика меня превратили». После этого надевает маску  и вживается в роль)

- Кто хочет с осликом поговорить?

( Выходит ребенок и распрашивает ослика: «Почему ты такой грустный? Чем мы можем тебе помочь?»)

- Ребята, ослик голоден. Чем мы можем его накормить? (ответы детей)

- Давайте накосим траву, высушим ее, сложим в кучки- чтобы надолго  хватило.

-Но чем мы будем косить?

( Предлагаются варианты кос: коса-прическа; песчаная коса; коса-инструмент для косьбы.  Дети выбирают  ту, которая им нужна по назначению.)

Игра «Сенокос»

Имитация косьбы. Складывание сена в:

  • .валок
  • .копну
  • .стог

Ослик благодарит детей и спрашивает: « А что вы тут делаете?» « Можно мне с вами дружить?»

( Дети приглашают ослика с собой в путешествие)

-Очень хорошо, что мы помогли ослику и не оставили его одного. Он теперь будет нашим другом!

-А друзья очень любят играть! И чтобы получше узнать друг друга, я предлагаю игру

« Узнай друга»

(тактильные дощечки)

Ситуация « Встреча с собакой»

-Пока мы с вами играли, из-за дерева кто-то за нами наблюдал. Чья мордочка виднеется?

-У этой собаки тоже есть какая - то история.

- А для того, чтобы его «оживить», тот ребенок, у кого оказалась волшебная капелька, подойдет ко мне и совершит ритуал превращения.

( Ребенок  подходит к воспитателю и произносит: «Раз, два, три, четыре - в собаку меня превратили». После  этого надевает маску  и вживается в роль).

-Кто расспросит собаку?

( Ребенок подходит к собаке и спрашивает: « Почему ты так жалобно скулишь?»

«Собака» рассказывает свою печальную историю. )

- Собака очень хочет пить. А где мы можем взять воду? ( Ответы детей)

- Я не вижу никакого источника. Как мы можем его найти?

( Прислушиваемся и вдалеке слышим звуки льющейся воды. Идем на звук, и он усиливается с приближением  источника)

-Вот мы нашли родник. Но во что наберем воду. У нас нет никакой емкости? (Дети предлагают свои варианты)

-Если мы будем носить воду в ладошках по одному, то на это уйдет много времени. А давайте сделаем общую чашу из наших рук!

Игра « Общая чаша»

Дети напоили собаку, окатили ее водой. «Ослик» и ребята предлагают «собаке» свою

дружбу.

Ситуация « Встреча с котом»

-Чей пушистый хвостик виднеется из-за дерева?

(Ритуал превращения в кота и вживание в роль)

-У него тоже какая-то неприятность. Слышите, как он жалобно мяукает!

-Кто с ним пообщается?

Кот рассказывает свою печальную историю  и просит починить его любимую игрушку.

Ребенок предлагает ему свою помощь.

Игра « Сложи мышку»

Изображение мышки, разделенное на 12 частей. Дети складывают целое из частей.

«Кот» благодарит детей и просит ему объяснить, за что же хозяйка на него рассердилась.

Игра « Реши задачу»

Позавчера поймал 7 мышей. А вчера на 2 мышки меньше  ( 7-2=5)

А сегодня поймал 2 мышки. На сколько меньше поймал мышей сегодня, чем вчера

( 5-2=3)

-Ребята, правильно ли поступила хозяйка с котом?

-Она поступила очень жестоко. Нельзя живое  существо выгонять на улицу. Мы в ответе за тех, кого приручили!

Дети, « ослик» и « собака» предлагают «коту» свою дружбу.

Ситуация « Встреча с петушком»

-Я знаю, что за деревом кто-то спрятался. А кто это - вы узнаете, если отгадаете  загадку:

« Кто так громко поет, людям спать не дает?» (петушок)

(Ритуал превращения в «петушка»)

«Петушок громко поет свою песенку».

-Кто хочет поговорить с петушком?

-Ребенок спрашивает у «петушка»: « Почему ты так громко поешь свою песенку?

( «Петушок» рассказывает свою историю).

- Чем мы можем тебе помочь?

-Петушок: «Бежал я быстро по дороге и рассыпал свои зернышки.

Помогите мне их собрать»

Дети складывают зернышки, на которых написаны буквы в определенном порядке, чтобы получилось слово «Дружба»

-Какое замечательное слово получилось! А что такое «Дружба»? (Ответы детей)

-А ведь мы с вами знаем много пословиц и поговорок о дружбе.

( Дети говорят пословицы о дружбе )

-Почти все ребята «превратились»  в сказочных героев. Сказочные герои нашли себе друзей. А вот настоящие ли они – сказка нам сейчас подскажет.

Ситуация « Встреча сказочных героев с разбойниками»

-Наступил вечер. Нашим друзьям нужно подумать о ночлеге.

Инсценировка-экспромт конца сказки «Бременские музыканты».

- Стоп, стоп. У нас была такая хорошая, добрая сказочная игра. Все дружили!

-А сейчас вы ссоритесь и даже готовы подраться.

-«Разбойники», вы ведь не такие злые, как хотите казаться? ( Ответы разбойников)

- А почему вы такие?

- Наверное потому, что у вас мало друзей и никто , и никогда вам не говорил добрых слов.

- Давайте дружить с нами, и со временем вы исправитесь и станете очень добрыми!

( Разбойники соглашаются)

Ситуация « Прощаемся со сказкой»

- Как жаль, что наша игра подходит к концу. Пора «превращаться» в детей.

(Ритуал превращения в детей).

- Но чтобы было не так печально расставаться со сказкой, я приглашаю вас поиграть

Еще в одну игру всем вместе.

Музыкальная композиция « Вместе весело шагать по просторам…»

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа "Русская изба"

Конспект занятия – развлечения  в подготовительной к школе  группе «Во горнице, во широкой», направленный на стимулирование интереса к русской национальной культуре и на возр...

конкурсные работы квиллинг

МОИ ЗАНЯТИ В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ...

Нетрадиционное рисование. Пейзаж и Весенний букет. Индивидуальная конкурсная работа по просьбе мамы ребенка

Весенний букет. Оттиск листа пекинской капусты (зелень) , штампирование картофелем (подснежники, листья), тычкование поролоном (верба)Весений пейзаж. Нетрадиционное рисование с помощью пекинской капус...

Исследовательско – творческий проект "Знакомство с Черным морем" (конкурсная работа-диплом фестиваля)

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА:Развитие познавательных способностей детей  в  процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.Познакомить детей...

"Путешествие в новогоднюю сказку" Конкурсная работа

Новогодний сценарий для старшей и подготовительной группы. Разработан музыкальным руководителем МДОУ № 198...

Конкурсная работа Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ "Моя Россия"

Биография участика Великой Отечественной войны Кошевых Алексея Кирилловича...