Конкурсная работа "Русская изба"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

МОРОЗОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

Конспект занятия – развлечения  в подготовительной к школе  группе «Во горнице, во широкой», направленный на стимулирование интереса к русской национальной культуре и на возрождение русских традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_russkaya_izba.doc563.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 32 « Ромашка»

                     

    Конспект занятия – развлечения

 в подготовительной к школе  группе

      «Во горнице, во широкой»

   Образовательная область «Познание»

«Ознакомление с русским народным творчеством»

                                                                           

                                                                             Составитель  Морозова Т. А,                                                                                                    

                                                                                                                 

                                                                    воспитатель    I    категории.                                

                                              Тамбов, 2012   

Задачи: расширить представления детей о быте русского народа;

способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры;

создать атмосферу творчества, радости от приобщения к народной мудрости;

формировать патриотические чувства, основанные на знаниях своей культуры.

 

Предварительная работа:

Занятия  по программе О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»;

Работа кружка «Мы - Тамбовчата»;

создание музея «Русская изба»;

посещение городского  музея, экспозиция  «Русская изба»;

 рассматривание предметов быта русского народа, иллюстраций;

организация выставок « Ремёсла Тамбовской области»,  «Народная игрушка»;

чтение русских народных  сказок;

проведение народных календарных праздников;

родительское собрание « Патриотическое воспитание дошкольника: современный подход».

Ход праздника.

Дети (поочерёдно):

- Проходите, гости дорогие.

- Гость на  гость – хозяину радость.

- Просим в избу. Красному гостю - красное место.

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

- Подруженьки, дорогие, проходите, садитесь. Будьте как дома!

- Спасибо, что пришли на посиделки.

Все участники праздника в это время рассаживаются в зале, стилизованном под русскую избу.

Хозяйка  (воспитатель). В  давние времена в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать да на других посмотреть, переброситься частушкой,  посоперничать  в  потешках  и забавах, мастерством блеснуть.

Ребёнок  1.  На посиделки обязательно приходили с работой, чтобы напрясть пряжи, связать  тёплые  носочки, кружево, вывязать узорчатую салфетку.

Ребёнок  2.  Любили петь русские народные песни.

Звучит русская народная песня «Золотая моя прялица ».

           «Золотая моя прялица,
           Я пряду, а нитка тянется.
           Я пряду, а нитка тянется,
           Мне работа моя нравится».

Родитель.  А знаете, гости дорогие , человек во все времена стремился украсить свой быт. «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства»,- так говорили в старину.

Хозяйка.  Народ творил из простого материала:  дерева, глины, льна. Но ценность изделий умельцев не в дороговизне материала, а в фантазии, теплоте души и рук, которые творили настоящие произведения искусства. Русская земля славилась талантами! Да и сейчас России не обеднела мастерами и умельцами.   Была на Руси в ходу пословица: «Соха кормит, ремесло поит, промыслы обувают и одевают».

Ребёнок. 3. На слиянии рек  Цна и Студенец  стоит наш город Тамбов.  Когда-то  эти реки были полноводные и по этим  рекам  ходили баржи и корабли. А за ними тянутся леса сосновые и смешанные.

Родитель. Один из самых любимых материалов народных умельцев — дерево. Оно обладает богатыми природными свойствами, легко обрабатывается. Из дерева делают посуду, игрушки, всевозможные предметы быта, а резьба и роспись превращают обыденные вещи в произведения искусства. В народе широко бытовала исконная русская посуда , её своеобразные пластичные формы напоминают плывущую по воде величавую птицу.  На прялках и на колыбельках, на наличниках окон и на фронтонах домов - почти всюду можно было увидеть вырезанный круг с расходящимися из  центра линиями внутри. Этот узор, напоминающий ромашку, - столярный знак жителей нашей полосы. Солнце - это свет, дающий жизнь, поэтому этим знаком и украшали жители свои дома. Издревле человек сопоставлял  по аналогии с животными. Это тоже нашло свое отражение в символике нашего народа. Вспомнить хотя бы знаменитые "коньки" на крышах домов. А для детей делали игрушки – свистульки, самая примечательная из них - птичка. Ведь птица в мифологии  воспринимается как символ солнца. Птичку  изготавливали не только из дерева, но и из глины. Особым  спросом пользовались игрушки и глиняная посуда. Гончарные изделия в прошлом составляли значительную часть бытовой утвари. Гончарный промысел в Тамбовской губернии развивался в нескольких направлениях: производство кирпича, изготовление глиняных труб, посуды, кафеля, игрушек. Гончарное ремесло передавалось по наследству, и начиная с раннего возраста мальчики, вместе с девочками и женщинами, приучались делать горшки, мять глину и укладывать высушенные и обожженные горшки.

 За работой  очень любили русские люди  петь песни.

Дети  и родители исполняют русскую народную песню « Летели две птички»:

         «Летели две птички, собой невелички.

           Как они летели, все люди глядели.

           Как они садились, все люди дивились.

           Сели, посидели, взвились, полетели,

           Взвились, полетели, песенки запели».

Девочка (качает люльку и поёт « Колыбельную»).

           Люли, люли, люленьки,

           Летят  сизы гуленьки,

           Летят  гули вон, вон,

           Несут деточке сон, сон.

           Будут гули ворковать,

           Будет дочка крепко спать.

           Будут гули говорить:

           « Чем доченьку накормить?»

           Полетят они в лесок

           И найдут там колосок,

           Станут кашку варить,

           Станут дочку кормить

           Белой кашкой с молочком

           И румяным пирожком.

Девочка ( обращается к кукле в люльке).

           Не плачь, куколка моя,

           Останешься ты одна.

           Не могу играть с тобой –

           Нужно заняться работой.

Хозяйка. В прежние века полагалось в каждом доме иметь огромное количество вышитых дорожек, салфеточек, подушек,  ряд предметов домашнего обихода — полотенца, простыни, подзоры, платки, полавочники и т.д. Особенно богаты вышивкой полотенца и ширинки, так как помимо своего практического назначения они играли большую роль в целом ряде разнообразных бытовых и религиозных обрядов.  Все это тоже украшалось различными видами вышивки. Крестьянки, прежде чем начать вышивание, должны были напрясть пряжи, потом наткать полотна. На это уходили вся осень и вся зима, только весной, когда наступали желанные долгие и светлые дни, когда прилетали птицы - приступали к торжественной и праздничной работе – украшению тканей. В праздник прясть не полагалось, а вышивать — можно. По суровому полотну выводили красной ниткой образы солнца и звёзд, коней и деревьев, поющих птиц и даже древних языческих богов и богинь. Про степные районы Тамбовщины обычно говорили: «здесь вся губерния прядёт».

Уже к 12 годам девочки становились искусными пряхами, а к 15 годам осваивали и ткацкое ремесло. Искусство ткачих требовало особого мастерства и выносливости. Поэтому в семье ткали обычно женщины среднего поколения в возрасте 20 – 40 лет. Для прядения использовались как традиционные прялки донцем и гребнем, так и "самопряхи" – прялки с ножным приводом.

Дети  и родители исполняют русскую народную песню « Пряха»:

            В низенькой светелке
            Огонек горит,
            Молодая пряха
            Под окном сидит.

             Молода, красива,
            Карие глаза,
            По плечам развита
            Русая коса.

             Русая головка,
            Думы без конца...
            Ты о чем мечтаешь,
            Девица-краса?..
            В низенькой светелке
            Огонек горит,
            Молодая пряха
            Под окном сидит.

Родитель. А знаете, что такие кружева (демонстрирует свой воротничок) появились ещё в xv веке в Венеции. Кружева носили в виде широченных воротников и манжет, из них шились богатейшие  женские платья, ими украшали  мужские камзолы,  шляпы, и по сей день они пленяют нас своей  красотой. Настоящие ручные кружева всегда ценились очень высоко. Они  

выполнялись только человеческими руками, практически без всяких приспособлений, невзирая на развитие прогресса и совершенствование ткацких станков.

Не являясь необходимостью в быту человека, кружево с самого начала является предметом роскоши. В настоящее время  кружево используется для украшения одежды, создания   уюта и красоты в доме, оформления различных интерьеров.
 Как тонка и хрупка гармония кружева! Замысловатые узоры, кажется, так легко рождаются под руками мастеров. Однако эта простота обманчива: сколько  терпения, умения и фантазии приходится вкладывать мастеру в каждую работу!
Хозяйка. Кружево можно плести иголкой. Его основные элементы: петелька большая и малая, «уголок», «ягодка», «цветок». (демонстрирует изделие)

Детский хоровод под мелодию песни «Светит месяц».

Ребёнок. А теперь отгадайте-ка мои загадки!

               Две стройные сестрицы

               В руках у мастерицы.

               Весь день ныряли в петельки

               И вот он шарф для Петеньки.

Ребёнок. А вот моя загадка.

                На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу.(прялка)

Хозяйка. Это старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну, а веретено было берёзовым.  

 Родитель.  Ходит сказка у ворот,

                     С нами водит хоровод.

                      Подарила для игры

                      Вот такие вот куклы. (демонстрируются куклы)

       Эти куклы – неваляшки. Для нескольких поколений  людей это была первая игрушка в жизни.  Неваляшка в России появилась не так давно - менее 200 лет назад. В России Неваляшек делали с любовью - точили из дерева на токарном станке, расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась от старших младшим...

 Ребенок с удовольствием играет в куклу-неваляшку. Стоит ему уронить эту игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. В городе Котовск  Тамбовской области  установлен  памятник неваляшке, т.к. эту игрущку изготавливают уже много лет на заводе «Пластмасс».

Хозяйка. Эй, девчонки хохотушки,

                Запевайте-ка частушки.

                Запевайте поскорей,

                Чтоб порадовать гостей.

Девочки (поют по одному куплету)

              Ну, спасибо тебе, мама,

              Что такую родила.

               Озорную, боевую,

               И Катюшкой назвала.

              Не глядите на меня,

              Глазоньки сломаете.

              Я не с вашего детсада,

              Вы меня не знаете.

               Я надену платье бело,

               Буду в нём красавица.

               Пусть ребята не подходят,

               Пока не исправятся.

               Мои щёчки, как листочки,

               Глазки, как смородинки.

               Меня Настенькой зовут

               И мне 4 годика.

               Я ромашечек нарву,

               Подарю их  Костику,

               Чтобы он меня не дёргал

    За смешные хвостики.

Мальчики (поют мужские страдания)

               Вы послушайте, девчата,

               Нескладушку будем петь.

               На дубу свинья пасётся,

               В бане парится медведь.

               Запрягу я кошку в дрожки,

               А котика в тарантас.

               Поведу свою подружку

               Всем соседям на показ.

               Мы тамбовские ребята,

               Мы нигде не пропадём.

               Если надо – м ы станцуем,

               Если надо – мы споём.

Хозяйка.

              А теперь в кружок вставайте

              Да водящего выбирайте!

              Будем время коротать

              Да в игру играть.

Русская народная игра «Селезень утку загонял».

Ребёнок. Попели, поиграли.

Ребёнок. Играть – не уставать, не ушёл бы день

Ребёнок. Гостю почёт, хозяину честь,

Хозяйка. Гость доволен, хозяин рад.

Все гости дарят свои подарки-изделия, хозяйка благодарит за подарки, кланяется гостям.

Исполняется песня А.Русака, И.Любана «Будьте здоровы»

       Будьте здоровы, живите богато,
      А мы уезжаем до дому, до хаты.
      Мы славно гуляли на празднике вашем,
      Нигде не видали мы праздника краше.
      Как в вашем колхозе широкое поле,
      Пускай же для счастья цветет ваша доля.
      Пусть будут на речках да светлые воды,
      Пусть плавают в речках гусей хороводы.

Чтоб на поле жито дружней колосилось,
Чтоб сало в кладовке все время водилось,
Чтоб в печке горячей шипела бы шкварка,
А к ней, если надо, нашлась бы и чарка.
Чтоб к вам приезжали желанные гости,
Чтоб люди на вас не имели бы злости.
Чтоб дружной работою вашей бригады
Все были довольны, довольны и рады.

    Еще пожелать вам немного осталось:
    Чтоб в год по ребенку у вас нарождалось,
    А если, по счастью, и двое прибудет.

     Никто с вас не спросит, никто не осудит.
    Так будьте здоровы, живите богато,
    А мы уезжаем до дому, до хаты.
    А мы уезжаем до дому, до хаты.
    До дому, до хаты.
    Так будьте здоровы, живите богато,
    А мы уезжаем до дому, до хаты.

Приложение.

Фотографии из русской избы, оборудованной в МБДОУ № 32 «Ромашка». Здесь проводятся занятия  кружка  «Мы – Тамбовчата», которым я руковожу.

                                         

«У русской печи»                                  «Для гостей махотка молока»

                                       

 «В горнице»                                             «Колыбельная для Петеньки»

                                     

                                      «Пряха за работой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Конкурсное задание Эссе "Я педагог" конкурсного отбора молодых педагогов на получение премии главы города Югорска "Признание"

laquo;Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любил...