Главные вкладки

    "Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
    план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

    Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка формировалось на протяжении многих лет, перед детьми раскрывается смысл славянского корнеслова. Беседы, чтение рассказов и сказок, проигрывание разных ситуаций, рассматривание интерьера русской избы, составление пословиц, загадок о .доме, семье способствует знакомству с образом жизни людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nonspekty.docx159.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятие: «Вместе мы избу построим».       Часть l                

    Цель: Развитие речи и представлений об окружающем.                           Духовно-нравственное, патриотическое воспитание.

    Задачи: Познакомить детей с понятием дом, «рубленая изба».                Уточнить представления о природных богатствах своего края, продуктах питания, предметах быта, закрепление пройденных лексических тем. Стимулировать положительные эмоции.                                                Воспитывать желание помогать ближнему (на примере знакомства с русской традицией: «помочь»). 

    Необходимое оборудование:                                                                                  Иллюстрации русских изб, деревьев, грибов, ягод, животных наших лесов, пластилин, глина.

    Ход занятия:

    Воспитатель

    Дети

    Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили люди на Руси.

    - Что такое Русь?

    Рассуждения, обобщение представлений детей  с помощью наводящих вопросов взрослого.

    - Люди жили в домах – избах.

    А откуда мы с вами об этом можем узнать?

    А кто знает, как изба строилась?

    Давным-давно, когда ещё и города нашего не было, шумели на земле русской дремучие леса.

    Рассматриваем книги, рассуждаем: 

    - Как вы думаете, какие деревья росли в тех лесах?

    - Давайте назовём их.

    - Становитесь на ковёр, изобразим дремучий лес.

    Релаксационная пауза: «Деревья».

    (Расслабление на контрасте с напряжением: сильный дуб, плакучая ива, ёлка, берёзка). Дети врассыпную, стоя на ковре изображают называемые педагогом деревья (руки – ветки туловище – ствол, ноги – корни)

    - Водилось в тех лесах много разных зверей. Каких?

    А грибов и ягод было видимо-невидимо. Каких?

    Дети рассуждают, вспоминают и называют зверей наших лесов.

    Называют известные им грибы и ягоды.

    Хороводная игра «Как в осеннем лесу выросли грибочки».

    - Люди старались строить своё жилище по берегам рек.

     Интересно, почему?

    А из чего они строили дома (избы)?

    Рассуждения детей под руководством и направлением педагога (эвристическая беседа) с опорой на иллюстрации и свой жизненный опыт.

    Изба должна быть крепкой, прочной, чтобы долго стояла. Выбирали особые породы деревьев:

    Не строили из берёзы – быстро гниёт. Липа – очень мягкая.

    Из неё делали посуду и деревянные игрушки.

    Строили избы из сосны и ели.

    Дети слушают педагога и рассматривают  предметные картинки с называемыми деревьями.

            

    - Старые деревья не брали на строительство дома.

    Как вы думаете почему? (Эти деревья уже не прочные).

    - Старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что всё, что состарилось должно доживать свой век спокойно

    - Молодые деревья тоже не брали. Почему? (Сил не успели набраться).

    - Рубили деревья зимой, в морозы. Деревья в это время самые сухие.

    - Почему? (Рассуждение о сокостоянии).

    - Работали топором, пилой. Рубить – дело не лёгкое.

    - Как выходили из этого положения? Ходили приглашали соседей: «Люди добрые, соседи любезные, сделайте одолжение, приходите ко мне «на помочь» – избу рубить. А я вас и хлебом и солью и квасом угощу. Так сложилась добрая русская традиция помогать друг другу – помочь. Помогали люди пахать и сеять, урожай собирать. И сейчас эта добрая традиция сохранилась – приходить на помощь друг другу. Давайте помнить об этом.

    Интегрированное занятие: «Вместе мы избу построим». (2 часть).

    - После перерыва или дневного сна предлагается детям вспомнить о том, как строили дома на Руси и поиграть в тех дружных людей, которые строили избу всем селом.

    - Мальчики – будут строить, а девочки – готовить угощение для работников.

    - Кто сегодня избу будет строить – созывай соседей (обыгрываем).

    - Только брёвна для нашей избы будут пластилиновые, а угощения – глиняные (дети берут необходимые материалы, усаживаются группами).

    - Вспомним, что у дома должно быть прочное основание, с нег мы начинаем строить. Нужно не забыть про окна, дверь и крышу. (Коллективная работа).

    - Девочки лепят из жгутиков калачи и другие угощения.

    - По завершении лепки вытираем руки салфетками.

    Раз изба и угощения готовы, можно и пир устроить.

    - Хороводная игра.

     Беседа, посвященная устройству русской избы:

    «В горнице моей светло».

    Цель: продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, уточнить с детьми понимание назначения основных составных частей дома.

    Необходимое оборудование:

    Детские поделки с предыдущего занятия, интерьер русской горницы, иллюстрации русских домов, теремов, запись мелодии:

    «Ах вы сени, мои сени…»

    Словарь:  Горница, светёлка, печь, бабий кут, красный угол.

    Ход беседы:

    Рассматриваем поделки, выполненные на предыдущем занятии.

    - Теперь мы с вами хорошо знаем, как рубили избу на Руси.

    - А сегодня поговорим о том, как она была устроена.

    - Горница – так называли комнату в избе.

    - Давайте подумаем, а без чего в избе жить будет невозможно?

    (Рассуждения, предположения детей). Подводим к ответу – «без печи».

    - Не случайно на Руси говорили: «Печь – всему голова». А чем она помогает человеку? Для чего она в избе?

    - (Рассуждения детей, на основе иллюстраций и собственного опыта).

    - Печь занимает центральное место в русской избе: она и обогревает, в ней готовят пищу, на ней греются дети и старики.

    (Пословицы и поговорки о печке вспоминаем, сказки).

    - Печь делит горницу на две основные части. Одна половина (левая), вот здесь за печкой – женская. Её так называли потому, что хозяйка делали домашние дела. Какие?

    - Готовили пищу, мыли посуду, стирали, занимались рукоделием.

    - В старину женщину называли баба, поэтому и место за печкой стало называться бабий кут. Кут – это угол.

    - Что находится в этом углу?  (Предположения детей).

    - Посуда, кочерга, ухват, горшки и так далее.

    - В другой стороне горницы – правой – стоит стол обеденный, лавки, сундук, икона расположена в углу над столом. В этой части дома есть несколько окон, через которые проникает в избу солнечный свет и видно, что происходит снаружи, этот угол самый светлый. Здесь особенно красиво: у иконы - вышитые кружевные полотенца (рушники), на окнах занавески, на полу – цветные коврики, которые хозяйка ткала сама.

    - Эту часть горницы называли – Красный угол.

    - Как вы думаете, почему такое название? (Рассуждения детей?).

    - В старину слово красный обозначало – красивый.

    - Для чего предназначалась эта часть дома? (Предположения детей).

    - В этом углу собиралась вся большая семья для общей трапезы (обеда), самое почётное место – под иконой занимал хозяин дома – отец семейства или старший мужчина (дедушка). Когда принимали дорогого гостя – это место уступали ему, как знак особого уважения.

    - Перед едой вся семья совершала молитву, стоя лицом к иконе, после молитвы глава семейства благословлял приготовленную еду ( Сам Господь через хозяина благословлял пищу, чтобы она шла на пользу), и только после этого можно было начинать есть.

    - После еды тоже молились – благодарили Бога.

    - Так самый светлый, красивый укол в избе предназначался для общей молитвы и вкушения пищи, решались здесь и важные для семьи дела.

    - Все важные решения принимал глава семейства – старший мужчина (отец), и все его слушались, так как он – глава (главный)  в семье, он брал на себя ответственность за каждого члена семьи, а ему глава – сам Бог, к которому вся семья ежедневно обращалась в молитвах.

    - Вот как мудро всё было устроено у наших предков.

    - Давайте посмотрим, а какие же ещё части дома мы не рассмотрели?

    - Дети рассматривают репродукции и называют: дверь, сени (прихожая), крыльцо (ступеньки к входу, прикрытые навесом, маленькой крышей.

    - Много мы узнали, можно и поиграть.

    - Звучит музыка «Ах вы сени, мои сени…» - дети играют в хороводную игру «Золотые ворота»

    - Свободная деятельность детей с поделками, выполненными на предыдущем занятии, самостоятельное рассматривание репродукций.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"

    Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....

    Проект в подготовительной группе "Вместе мы избу построим"

    Проект в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром...

    Конспект для старших дошкольников по русской народной культуре "Внешнее устройство русской избы"

    Сопровождается презентацией, что может быть полезно на любых занятиях...

    Занятие с детьми старшего возраста "Устройство русской избы»

    Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры путём их знакомства с русской избой....

    Особенности строительства и устройства русской избы

    Особенности строительства и устройства русской избы...