"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка формировалось на протяжении многих лет, перед детьми раскрывается смысл славянского корнеслова. Беседы, чтение рассказов и сказок, проигрывание разных ситуаций, рассматривание интерьера русской избы, составление пословиц, загадок о .доме, семье способствует знакомству с образом жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nonspekty.docx159.34 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие: «Вместе мы избу построим».       Часть l                

Цель: Развитие речи и представлений об окружающем.                           Духовно-нравственное, патриотическое воспитание.

Задачи: Познакомить детей с понятием дом, «рубленая изба».                Уточнить представления о природных богатствах своего края, продуктах питания, предметах быта, закрепление пройденных лексических тем. Стимулировать положительные эмоции.                                                Воспитывать желание помогать ближнему (на примере знакомства с русской традицией: «помочь»). 

Необходимое оборудование:                                                                                  Иллюстрации русских изб, деревьев, грибов, ягод, животных наших лесов, пластилин, глина.

Ход занятия:

Воспитатель

Дети

Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили люди на Руси.

- Что такое Русь?

Рассуждения, обобщение представлений детей  с помощью наводящих вопросов взрослого.

- Люди жили в домах – избах.

А откуда мы с вами об этом можем узнать?

А кто знает, как изба строилась?

Давным-давно, когда ещё и города нашего не было, шумели на земле русской дремучие леса.

Рассматриваем книги, рассуждаем: 

- Как вы думаете, какие деревья росли в тех лесах?

- Давайте назовём их.

- Становитесь на ковёр, изобразим дремучий лес.

Релаксационная пауза: «Деревья».

(Расслабление на контрасте с напряжением: сильный дуб, плакучая ива, ёлка, берёзка). Дети врассыпную, стоя на ковре изображают называемые педагогом деревья (руки – ветки туловище – ствол, ноги – корни)

- Водилось в тех лесах много разных зверей. Каких?

А грибов и ягод было видимо-невидимо. Каких?

Дети рассуждают, вспоминают и называют зверей наших лесов.

Называют известные им грибы и ягоды.

Хороводная игра «Как в осеннем лесу выросли грибочки».

- Люди старались строить своё жилище по берегам рек.

 Интересно, почему?

А из чего они строили дома (избы)?

Рассуждения детей под руководством и направлением педагога (эвристическая беседа) с опорой на иллюстрации и свой жизненный опыт.

Изба должна быть крепкой, прочной, чтобы долго стояла. Выбирали особые породы деревьев:

Не строили из берёзы – быстро гниёт. Липа – очень мягкая.

Из неё делали посуду и деревянные игрушки.

Строили избы из сосны и ели.

Дети слушают педагога и рассматривают  предметные картинки с называемыми деревьями.

        

- Старые деревья не брали на строительство дома.

Как вы думаете почему? (Эти деревья уже не прочные).

- Старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что всё, что состарилось должно доживать свой век спокойно

- Молодые деревья тоже не брали. Почему? (Сил не успели набраться).

- Рубили деревья зимой, в морозы. Деревья в это время самые сухие.

- Почему? (Рассуждение о сокостоянии).

- Работали топором, пилой. Рубить – дело не лёгкое.

- Как выходили из этого положения? Ходили приглашали соседей: «Люди добрые, соседи любезные, сделайте одолжение, приходите ко мне «на помочь» – избу рубить. А я вас и хлебом и солью и квасом угощу. Так сложилась добрая русская традиция помогать друг другу – помочь. Помогали люди пахать и сеять, урожай собирать. И сейчас эта добрая традиция сохранилась – приходить на помощь друг другу. Давайте помнить об этом.

Интегрированное занятие: «Вместе мы избу построим». (2 часть).

- После перерыва или дневного сна предлагается детям вспомнить о том, как строили дома на Руси и поиграть в тех дружных людей, которые строили избу всем селом.

- Мальчики – будут строить, а девочки – готовить угощение для работников.

- Кто сегодня избу будет строить – созывай соседей (обыгрываем).

- Только брёвна для нашей избы будут пластилиновые, а угощения – глиняные (дети берут необходимые материалы, усаживаются группами).

- Вспомним, что у дома должно быть прочное основание, с нег мы начинаем строить. Нужно не забыть про окна, дверь и крышу. (Коллективная работа).

- Девочки лепят из жгутиков калачи и другие угощения.

- По завершении лепки вытираем руки салфетками.

Раз изба и угощения готовы, можно и пир устроить.

- Хороводная игра.

 Беседа, посвященная устройству русской избы:

«В горнице моей светло».

Цель: продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, уточнить с детьми понимание назначения основных составных частей дома.

Необходимое оборудование:

Детские поделки с предыдущего занятия, интерьер русской горницы, иллюстрации русских домов, теремов, запись мелодии:

«Ах вы сени, мои сени…»

Словарь:  Горница, светёлка, печь, бабий кут, красный угол.

Ход беседы:

Рассматриваем поделки, выполненные на предыдущем занятии.

- Теперь мы с вами хорошо знаем, как рубили избу на Руси.

- А сегодня поговорим о том, как она была устроена.

- Горница – так называли комнату в избе.

- Давайте подумаем, а без чего в избе жить будет невозможно?

(Рассуждения, предположения детей). Подводим к ответу – «без печи».

- Не случайно на Руси говорили: «Печь – всему голова». А чем она помогает человеку? Для чего она в избе?

- (Рассуждения детей, на основе иллюстраций и собственного опыта).

- Печь занимает центральное место в русской избе: она и обогревает, в ней готовят пищу, на ней греются дети и старики.

(Пословицы и поговорки о печке вспоминаем, сказки).

- Печь делит горницу на две основные части. Одна половина (левая), вот здесь за печкой – женская. Её так называли потому, что хозяйка делали домашние дела. Какие?

- Готовили пищу, мыли посуду, стирали, занимались рукоделием.

- В старину женщину называли баба, поэтому и место за печкой стало называться бабий кут. Кут – это угол.

- Что находится в этом углу?  (Предположения детей).

- Посуда, кочерга, ухват, горшки и так далее.

- В другой стороне горницы – правой – стоит стол обеденный, лавки, сундук, икона расположена в углу над столом. В этой части дома есть несколько окон, через которые проникает в избу солнечный свет и видно, что происходит снаружи, этот угол самый светлый. Здесь особенно красиво: у иконы - вышитые кружевные полотенца (рушники), на окнах занавески, на полу – цветные коврики, которые хозяйка ткала сама.

- Эту часть горницы называли – Красный угол.

- Как вы думаете, почему такое название? (Рассуждения детей?).

- В старину слово красный обозначало – красивый.

- Для чего предназначалась эта часть дома? (Предположения детей).

- В этом углу собиралась вся большая семья для общей трапезы (обеда), самое почётное место – под иконой занимал хозяин дома – отец семейства или старший мужчина (дедушка). Когда принимали дорогого гостя – это место уступали ему, как знак особого уважения.

- Перед едой вся семья совершала молитву, стоя лицом к иконе, после молитвы глава семейства благословлял приготовленную еду ( Сам Господь через хозяина благословлял пищу, чтобы она шла на пользу), и только после этого можно было начинать есть.

- После еды тоже молились – благодарили Бога.

- Так самый светлый, красивый укол в избе предназначался для общей молитвы и вкушения пищи, решались здесь и важные для семьи дела.

- Все важные решения принимал глава семейства – старший мужчина (отец), и все его слушались, так как он – глава (главный)  в семье, он брал на себя ответственность за каждого члена семьи, а ему глава – сам Бог, к которому вся семья ежедневно обращалась в молитвах.

- Вот как мудро всё было устроено у наших предков.

- Давайте посмотрим, а какие же ещё части дома мы не рассмотрели?

- Дети рассматривают репродукции и называют: дверь, сени (прихожая), крыльцо (ступеньки к входу, прикрытые навесом, маленькой крышей.

- Много мы узнали, можно и поиграть.

- Звучит музыка «Ах вы сени, мои сени…» - дети играют в хороводную игру «Золотые ворота»

- Свободная деятельность детей с поделками, выполненными на предыдущем занятии, самостоятельное рассматривание репродукций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"

Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....

Конспект для старших дошкольников по русской народной культуре "Внешнее устройство русской избы"

Сопровождается презентацией, что может быть полезно на любых занятиях...

Занятие с детьми старшего возраста "Устройство русской избы»

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры путём их знакомства с русской избой....

Особенности строительства и устройства русской избы

Особенности строительства и устройства русской избы...

Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"

Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...