Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Гапонова Татьяна Михайловна

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_pechi_izba_-_ne_izba.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

«Без печи изба не изба»

 

Программное содержание: познакомить детей с устройством русской избы,   с ее главной достопримечательностью – русской печью.

Задачи: дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций:   в ней готов    пекли хлеб, спали, лечились, обогревались. Рассказать о строительстве печи.   Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

НОД

Дети входят в зал.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Воспитатель:
- Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Я вас приглашаю в путешествие по   лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.
Дети:
- Деревья, волшебный камень.
Воспитатель:
- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Направо  пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Прямо  пойдешь – много интересного найдешь.
-
Дети, куда же пойдем?
Дети:
-Прямо.
 Воспитатель:
- Ну, что же, в путь!
Мы шагаем тропинке

По  тропиночке лесной.

Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети: - В русской избе.
Воспитатель:
- А почему вы решили, что это изба?
Дети:
- Потому что здесь стоят   печка,  сундук, лавки,  

Дети рассаживаются на лавки

Воспитатель: А хотите я загадаю вам загадку?
Загадка:

Летом спит,

Зимой горит,

Щи, да кашу варит,

И тепло нам дарит.

                  (Печка)

Воспитатель:

В русской избе все крутилось вокруг печки. Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали:

-Без печи изба - не изба.

 - Славно у печки погреться с мороза.

- Хочешь есть калачи, не лежи печи.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.  Русскую печь складывали из кирпича мастера – печники (дети повторяют).

А как вы думаете, для чего печь нужна в избе? (Ответы детей )

 Молодцы ребята.

(Физминутка)  А чтобы еда в печи получилась вкусной хозяйка приговаривала вот такие слова:

                                             Жарко мы натопим печку.

                                             Сварим щи, похлебку, гречку.

                                             Подрумянятся в печи

                                             Пироги и калачи.

    -А сколько   разных историй было рассказано ребятам на русской печке! Дети очень любили полежать на ней  долгими зимними вечерами и послушать сказки.

 -  В каких сказках встречались мы с печкой? Дети вспоминают, воспитатель показывает иллюстрации  Например: печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю, в печке прячется козленок от волка, Колобка испекли в русской печи.

Воспитатель:
Верно, ребята, Колобка бабушка испекла в печке, а с помощью чего она его оттуда достала.
(с помощью лопаты ( демонстрируется).

Далее воспитатель показывает чугунок  

- Ребята, а это что такое? (Ответы детей)

- А для чего он нужен? (Ответы детей)

 

Уж горит огонь в печи,

В чугунке клокочут щи.

Надо их скорей достать,

Чугунок ухватом взять.

Демонстрируется ухват.

- Ребята, что это такое? (Ответы детей)

-Для чего нужен?  (Ответы детей)

Какую же еще еду  готовили в печи? (дети перечисляют: варили кашу, щи, уху, кисель, томили молоко, парили репу и тыкву). В народе печь называли «матушка-кормилица».

 Рефлексия: Давайте еще раз вспомним что же делала русская печь?  (обогревала, кормила, лечила, давала место для сна и отдыха).

Скажем и мы печке такие слова

 Спасибо тебе, печь-кормилица, печь-матушка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе . На тему: "Транспорт".

Програмное содержание:  Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет,                   ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду»

12 апреля замечательный праздник — День Космонавтики. Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то десятки лет туда сможет отправиться любой желающий. Может, это будут наши дети?...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Профессии моего города»

Путешествие по импровизированным станциям  познакомит детей с профессиями родного города....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада Тема занятия: Вода помощница

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского садаТема занятия: Вода помощница...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В мире стекла».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В мире стекла».Задачи: познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хруп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Тема занятия: Вода помощница

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Тема занятия: Вода помощница...