КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ НА ПРОГУЛКЕ
консультация на тему

Ерофеева Светлана Ивановна

"КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ НА ПРОГУЛКЕ"   консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_igry_na_progulke.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №23 «Гнёздышко»

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ

НА ПРОГУЛКЕ

Консультация для воспитателей

                                                                           

  Учитель-логопед

                                                                                                            Ерофеева С. И.

г. Будённовск      

       В  детском саду основную работу по исправлению недостатков речи воспитанников проводят учителя-логопеды. Но эффективный результат можно получить только путем тесного взаимодействия логопеда с воспитателем. В коррекционную работу воспитателя преимущественно входят:

  •  систематическое проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
  •  фронтальные занятия, на которых помимо образовательных и воспитательных задач выполняются и коррекционные, связанные с изучаемой темой.

Коррекционная работа воспитателя осуществляется и вне занятий: во время режимных моментов, на прогулке, которая может планироваться в зависимости от времени года и лексической темы. Летом, весной и осенью на воздухе легко провести артикуляционную и пальчиковую гимнастику, а зимой ее лучше делать в группе. Лексические темы отрабатываются в зависимости от объекта наблюдения и цели, а также от лексической темы, которая запланирована на фронтальном занятии.

Примерные темы для наблюдения:

1. Наблюдение за деревьями осенью

Чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» («Унылая пора...»).

Артикуляционная гимнастика «Листопад».

Формирование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных: клен — кленовый, дуб дубовый, тополь — тополиный; формирование понятия «деревья».

Игра «Четвертый лишний» (тополь, береза, дуб, роза).

Пальчиковая гимнастика «Корни».

Формирование грамматического строя речи (образование существительных в родительном падеже множественного числа: березы — нет берез, дубы — нет дубов).

Активизация словаря (подбор признака к предмету: дуб какой?)

2.        Наблюдение за любым цветком весной
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Развитие речевого дыхания «Понюхаем цветок»
Словесная игра «Опиши цветок».

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (формирование обобщающих понятий).

3.        Наблюдение за насекомыми
Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Закрепление правильного звукопроизношения. Чистоговорка: «Са-са-са – в саду оса. Са-са-са – ко мне летит оса».

 Развитие речи. Придумать предложение со словом оса.

4.        Наблюдение за птицами

Пальчиковая гимнастика «Птичка летит».

Артикуляционная гимнастика «Дятел».

Формирование грамматического строя речи (подбор действия: дятел летает, стучит, устраивает гнездо, добывает корм и т. д.).

5.        Наблюдение за транспортом
Загадка:

            Дом по улице идет,

             На работу всех везет,

            Не на курьих тонких ножках,

            А в резиновых сапожках.   (Автобус)

Подвижная игра «Шоферы».

Артикуляционная гимнастика «Мотор».

Формирование грамматического строя речи. Подбор признака — автобус какой? (новый, красивый, удобный).

Очень полезны для развития детей с нарушением речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с замкнутыми детьми, нормализует поведение гиперактивных ребят.

Трудно переоценить роль мяча в физическом развитии детей. Прогулка — очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных: ничто не стесняет движений, отсутствует боязнь что-то разбить или кого-то толкнуть.

Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделения их из ряда других звуков удобна игра «Гласный звук услышат ушки». Воспитатель называет ряд звуков, а дети подбрасывают мяч, когда услышат гласный.

Для различения гласных и согласных звуков на прогулке проводим игру «Разноцветные мячики». Красный — гласный, синий — согласный.

Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка». Первое слово говорит воспитатель и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового.

В игре «Закончи слово» воспитатель закрепляет умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.

      Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? Светит, греет. Ручьи что делают? — Бегут, журчат.)

     Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают интерес у детей. В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом: шишками, желудями, песком, глиной, мелкими камешками.

Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.

Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в коррекционной работе.

Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из глины.

А самое главное — у дошкольников возникает потребность в совместных играх. Часто необщительные ребята раскрываются именно в таких играх, да и гиперактивные дети легче успокаиваются.

Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и полезным содержанием. Так воспитатель и родители могут проводить время с детьми интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа воспитателя логопедической группы

.... о работе  воспитателей, работающих  в  группах для  детей  с нарушениями  речи......

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

I Основные направления коррекционной работы воспитателя: 1 Физическое развитие а)Здоровье: закаливание, утренняя гимнастика, физкультминутки, обучение плаванию, подвижные игры, спортивные, народные,...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Рекомендации для воспитателей для организации работы  по закреплению изучаемой лексической темы во время прогулки....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Рекомендации для воспитателей по закреплению лексической темы во время проведения прогулки...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "

   Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренир...

Консультация для воспитателей на тему: «Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются поздне...

Методические рекомендации воспитателю по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя

Методические рекомендации воспитателю по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе детей с ТНР....