КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка по логопедии на тему

Попова Наталья Ивановна

Рекомендации для воспитателей по закреплению лексической темы во время проведения прогулки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_progulke.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

       Основную работу по исправлению недостатков речи воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проводят учителя-логопеды и дефектологи в группах компенсирующей направленности детского сада. Но эффективный результат можно получить только путем тесного взаимодействия логопеда с воспитателем. В коррекционную работу воспитателя преимущественно входят:

  •   систематическое проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики (часто их можно объединить в один комплекс);
  •   фронтальные занятия, на которых помимо образовательных и воспитательных задач выполняются и коррекционные, связанные с изучаемой  лексической темой.

         По заданию логопеда проводятся вечерние индивидуальные занятия, на которых закрепляется пройденный материал. Воспитатель занимается по индивидуальным тетрадям детей.

         Коррекционная работа воспитателя по закреплению изученного материала  осуществляется и вне занятий: во время режимных моментов, на прогулке, которая может планироваться, например, в зависимости от времени года и лексической темы. Летом, весной и осенью на воздухе легко провести артикуляционную и пальчиковую гимнастику, а зимой ее лучше делать в группе. Лексические темы отрабатываются в зависимости от объекта наблюдения и цели, а также от лексической темы, которая запланирована на фронтальном занятии учителя - логопеда.

Примерные темы для наблюдения:

1. Наблюдение за деревьями осенью

Чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» («Унылая пора...»).

Артикуляционная гимнастика «Листопад».

Формирование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных: клен кленовый, дуб дубовый, тополь — тополиный', формирование понятия «деревья».

Игра «Четвертый лишний» (липа, береза, клен, георгин).

Пальчиковая гимнастика «Корни».

Формирование грамматического строя речи (образование существительных в родительном падеже множественного числа: березы — нет берез, дубы нет дубов, липы — нет лип).

Активизация словаря (подбор признака к предмету: дуб какой ?)

2. Наблюдение за любым цветком весной

Пальчиковая гимнастика «Цветок». Развитие речевого дыхания «Ах, как пахнет!» Словесная игра «Опиши цветок».

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (формирование обобщающих понятий).

3.        Наблюдение за насекомыми
Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Закрепление правильного звукопроизношения. Скороговорка: «Жук жуку жужжал: жу-жу, я с ежатами дружу».

Развитие речи. Придумать предложение со словом пчела.

4.        Наблюдение за лягушкой
Пальчиковая гимнастика «Лягушка».
Артикуляционная гимнастика «Лягушки».
Формирование грамматического строя речи. Образование  существительных множественного числа
(одна лягушка — много лягушек, одна пчела — много пчел).

5. Наблюдение за птицами

Пальчиковая гимнастика «Птичка летит».

Артикуляционная гимнастика «Дятел».

Формирование грамматического строя речи (подбор действия: дятел летает, стучит, устраивает гнездо, добывает корм и т. д.).

6. Наблюдение за транспортом

Загадка:

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Подвижная игра «Мы шоферы».

Артикуляционная гимнастика «Заведи мотор».

Формирование грамматического строя речи. Подбор при знака — автобус какой! (новый, красивый, удобный).

    Очень полезны для развития детей с ОВЗ игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с замкнутыми детьми, нормализует поведение гиперактивных ребят.

     Трудно переоценить роль мяча в физическом развитии детей. Прогулка — очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных: ничто не стесняет движений, отсутствует боязнь что-то разбить или кого-то толкнуть. Цель этих игр определяет логопед.

     Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделения их из ряда других звуков удобна игра «Гласный звук услышат ушки». Воспитатель называет ряд звуков, а дети подбрасывают мяч, когда услышат гласный.

     Для различения гласных и согласных звуков на прогулке проводим игру «Разноцветные мячики». Красный — гласный, синий — согласный.

      Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка». Первое слово говорит воспитатель и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового.

      В игре «Слог да слог — и будет слово» воспитатель закрепляет умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

      Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.

        Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает ? — Светит, греет. Ручьи что делают ? — Бегут, журчат.)

   Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают интерес у детей. В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камешками.

     Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.

     Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в коррекционной работе.

       Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из глины.

       А самое главное — у дошкольников возникает потребность в совместных играх. Часто необщительные ребята раскрываются именно в таких играх, да и гиперактивные дети легче успокаиваются.

      Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и полезным содержанием. Так воспитатель и родители могут проводить время с детьми интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные направления коррекционно-вспомогательной работы по изобразительной деятельности в специальном детском саду»

Психолого-педагогические исследования последних лет свидетельствуют о повышенном интересе ученых к проблеме развития детского изобразительного творчества (Н. А. Ветлугина, С. Е. Игнатьев, Т. С. Комаро...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Рекомендации для воспитателей для организации работы  по закреплению изучаемой лексической темы во время прогулки....

Конспект родительского собрания на тему: «Будущий первоклассник» в подготовительной группе компенсирующей направленности №7 «Радуга» МБДОУ детского сада № 10 « Ивушка»

Воспитатель - Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады вновь видеть Вас в стенах нашей  группы. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике нашлось время для общения с нами – педагогами....

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду» в младшей группе

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма....

Конспект группового родительского собрания в группе компенсирующей направленности «Радуга» Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по соблюдению логопедического режима ДОУ»

Опубликовано 11.06.2020 - 12:51 - Пудовкина Ляйля ШамилевнаВведение:Родители – это очень важные люди в жизни каждого ребенка. От того, как родители строят общение с ребенком в своей семье,...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду» в младшей группе

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма....

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду» в младшей группе

Содержание 1. Введение2. Конспекты прогулок для детей младшего дошкольного возраста....