Главные вкладки

    Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии детей
    презентация к уроку по теме

    Никольская Татьяна Владимировна

    Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дети с речевыми нарушениями менее внимательны и более подвижны, поэтому в работе с такими детьми недостаточно использовать только слуховой анализатор, они нуждаются в зрительном и тактильном подкреплении для более результативного усвоения материала. Я использую наглядные модели, которые помогают целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

    Проблемы речи детей:

    Ø Односложная речь;

    Ø Неспособность грамматически правильно построить предложение;

    Ø Недостаточный словарный запас;

    Ø Употребление нелитературных слов и выражений;

    Ø Бедная диалогическая речь;

    Ø Неспособность построить монолог;

    Ø Отсутствие логического обоснования своих

    утверждений и выводов;

    Ø Отсутствие навыков культуры речи;

    Ø Плохая дикция.

    Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

     

     

    Из истории мнемотехники:

    ü Мнемотехника  насчитывает как минимум две тысячи лет.

    ü Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.

    ü Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.  

    ü Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.

    ü Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

    Итак, что же такое современная мнемотехника?

    Это  возможность накапливать в памяти большое количество точной информации.

      Это  экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется.

      Это  сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы заполнили, вам больше не придется учить заново.

      Это мощная тренировка внимания и мышления.

      Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове.

      Это просто отличная гимнастика для мозга .

    Известная нам мнемотехника.

    Мнемотехника-это искусство запоминания, история  которого насчитывает  более 2500 лет.

    К. Д.Ушинский - основоположник   научной   педагогики:

    «Учите ребёнка каким-нибудь

     неизвестным ему пяти

    словам – он будет долго

    и напрасно мучиться,

    но свяжите двадцать

    таких слов с картинками,

    и он их усвоит на лету».

    Мнемотехника помогает развивать:

    Ø ассоциативное мышление;

    Ø зрительную и слуховую память;

    Ø зрительное и слуховое внимание;

    Ø воображение;

    Ø связную речь;

    Ø ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

     

    Структура мнемотехники:

    - Мнемоквадрат

    - Мнемодорожка

    - Мнемотаблица

    Мнемотаблицы – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти   последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

     

    Мнемотаблицы  можно использовать:

     -для обогащения словарного запаса,

     -при обучении составления рассказов,

     -при отгадывании  и загадывании загадок,

    - при пересказах  художественной  литературы,

    - при заучивание стихов,

     -рассказывание сказок,

     -обучение чтению и грамоте       

     Виды мнемотаблиц:

    -Развивающие                          

    -Обучающие

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений

    «Песенка шмеля»:

    Я большой мохнатый шмель,

    Разбудил меня апрель.

    Звонкими ручьями,

    Жаркими лучами.

    Я летаю, я жужжу,

    Над поляною кружу.

    Яркий выберу цветок

    Буду пить душистый сок.

    Составление описательных рассказов. Адаптированный Рассказ «Ёж»
     (по Е. Чарушину). Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся ёж и начал есть молоко. А потом ёжик удрал к себе обратно в лес.

     

    Пересказ сказок : «Маша и медведь».

    Алгоритм структуры занятия:

    1.Предварительная работа

    2.Организационный момент.

    3.Подготовка  к восприятию текста.

    4.Чтение рассказа.

    5.Содержательный и языковый разбор текста.

    6.Лексико-грамматические упражнения по тексту произведения

    7.Повторное чтение рассказа с установкой на самостоятельный  пересказ.

    8.Моделирование рассказа с помощью графических схем.

    9.Пересказ  по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

    10.Подведение итогов занятия.

     

    Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы.

    Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

    -Строение рассказа

    -Последовательность рассказа

    -Лексико-грамматическую наполняемость  рассказа.

    Мнемотаблица по времени года «Зима»

    Мнемотаблица о времени года «Весна»

    Для развития познавательной активности используются мнемодорожки.

    Мнемодорожка по расширению знаний  детей о свойстве  воды.

    Мнемодорожка по формированию представлений об астрономическом понятии - «Солнце»

     

    Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

    Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

    Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

    Результаты:

    -У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    -Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

    -Появляется интерес к заучиванию стихов и    потешек;

    -Словарный запас выходит на более высокий уровень;

    -Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

    Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка

    Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления складывается наглядно-действенная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

    Вывод

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает  в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Итак
    , что же такое современная мнемотехника?

    Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации.
    Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется.
    Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы заполнили, вам больше не придется учить заново.
    Это мощная тренировка внимания и мышления.
    Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове.
    Это просто отличная гимнастика для мозга .
    Структура мнемотехники

    Работа с
    мнемотаблицами
    :

    1
    этап
    - Абстрактные значки, фигурки нужно рассмотреть и решить, на что они похожи, т.е. идет перекодирование информации .
    2 этап
    связать их в единый «сюжет». «Сюжет» может быть очень забавным, смешным – тем лучше он запомнится.
    3 этап
    Воспроизвести изложенный сюжет по памяти устно или письменно зарисовать таблицу
    Из истории
    мнемотехники:
    Мнемотехника
    насчитывает как минимум две тысячи лет.
    Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.
    Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.  
    Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.
    Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
    ассоциативное мышление;
    зрительную и слуховую память;
    зрительное и слуховое внимание;
    воображение;
    связную речь;
    ускоряет процесс автоматизации и
    дифференциации поставленных звуков
    .
    Мнемотехника помогает развивать:
    Виды
    мнемотаблиц
    Развивающие Обучающие
    Использование
    мнемотаблиц
    в художественно-речевом развитии детей
    Презентацию подготовила:
    воспитатель высшей квалификационной категории Никольска Татьяна Владимировна
    Мнемотаблицы

    можно использовать
    для
    обогащения словарного запаса,

    при
    обучении составления рассказов,

    при
    отгадывании и загадывании загадок,

    при
    пересказах художественной
    литературы
    ,

    при
    заучивание стихов,

    рассказывание
    сказок,

    обучение
    чтению и грамоте

    Составление описательных рассказов


    – это
    система
    методов
    и приемов,
    обеспечивающих
    успешное
    освоение
    детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
    Мнемотехника
    К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
    «
    Учите ребёнка каким-нибудь
    неизвестным ему пяти
    словам – он будет долго
    и напрасно мучиться,
    но свяжите двадцать
    таких слов с картинками,
    и он их усвоит на лету».
    Проблемы речи
    детей:
    Односложная речь;
    Неспособность
    грамматически правильно построить
    предложение;
    Недостаточный
    словарный
    запас;
    Употребление
    нелитературных слов и
    выражений;
    Бедная
    диалогическая
    речь;
    Неспособность
    построить
    монолог;
    Отсутствие логического обоснования своих
    утверждений
    и
    выводов;
    Отсутствие навыков культуры
    речи;
    Плохая
    дикция.
    Мнемотаблицы
    Мнемотаблицы
    – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.
    Мнемотехника
    -
    это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2500 лет.
    Мнемотаблицы
    особенно эффективны при разучивании стихо
    т
    ворений
    Я большой мохнатый шмель,
    Разбудил меня апрель.
    Звонкими ручьями,
    Жаркими лучами.
    Я летаю, я жужжу,
    Над поляною кружу.
    Яркий выберу цветок
    Буду пить душистый сок.
    Песенка шмеля
    Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дети с речевыми нарушениями менее внимательны и более подвижны, поэтому в работе с такими детьми недостаточно использовать только слуховой анализатор, они нуждаются в зрительном и тактильном подкреплении для более результативного усвоения материала. Я использую наглядные модели, которые помогают целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
    Известная нам мнемотехника:
    Мнемоквадрат
    Мнемодорожка
    Мнемотаблица


    Подписи к слайдам:

    Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы
    Адаптированный
    Рассказ «Ёж»
    (по Е.
    Чарушину
    ).

    Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся ёж и начал есть молоко. А потом ёжик удрал к себе обратно в лес.
    Алгоритм
    структуры занятия:
    1.Предварительная работа
    2.Организационный момент.
    3.Подготовка к восприятию текста.
    4.Чтение рассказа.
    5.Содержательный и языковый разбор текста.
    6.Лексико-грамматические упражнения по тексту произведения
    7.Повторное чтение рассказа с установкой на самостоятельный пересказ.
    8.Моделирование рассказа с помощью графических схем.
    9.Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
    10.Подведение итогов занятия.
    Работа с
    мнемотаблицей
    :
    Детям предлагаются различные картинки с изображением животных. Используя схему, они составляют описательный рассказ о животном изображённом на картинке.
    Пересказ сказок
    Пересказ
    рассказ
    Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям
    выстраивать:
    Строение рассказа
    Последовательность рассказа
    Лексико-грамматическую наполняемость
    рассказа.


    Подписи к слайдам:

    Для развития познавательной активности используются
    мнемодорожки
    .
    Мнемодорожка
    по расширению знаний детей о свойстве воды:
    Результаты
    У детей
    увеличивается круг знаний об окружающем мире;
    Появляется
    желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
    Появляется
    интерес к заучиванию стихов и
    потешек
    ;
    С
    ловарный
    запас выходит на более высокий уровень;
    Дети
    преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
    Мнемотаблица

    по времени года «Зима
    »
    Наглядный
    материал у дошкольников усваивается лучше, использование
    мнемотаблиц

    на
    занятиях,
    позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
    Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
    Кроме
    коммуникативной, развивается планирующая функция речи
    , т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.
    Мнемодорожка
    по формированию представлений об астрономическом понятии - «Солнце»
     


    Подписи к слайдам:

    Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления складывается наглядно-действенная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
    Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь
    является важным
    показателем умственных способностей
    ребенка
    Благодарю
    за внимание
    !
    Вывод
    Овладение приемами работы с
    мнемотаблицами

    помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи
    у детей.
    Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
    Но
    использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми

    Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми.          Игра- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного ...

    Использование материала по художественно – речевой деятельности в индивидуальной логопедической работе с детьми

    Воспитывая звуковую культуру речи  детей , логопед решает ряд задач для художественно – речевого развития:    Формировать умение  слушать художественное произведение, эмоциона...

    Творческий проект на тему: «Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников»

    Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников...

    ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

    Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов...

    СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА».ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ...

    ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

    Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов...

    Статья на тему: "Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии детей"

    Статья на тему: "Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии  детей"...